«Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»
методическая разработка по обж

Евгений Бурма

В данном методическом семинаре рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности на уроках ОБЖ и реализации национального проекта "Образование".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар»

«Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы учителя ОБЖ

ГБОУ СОШ с. Переволоки

Е.А.Бурма

1 слайд (титульный)

Конкурсное задание «Методический семинар»

«Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности».

Подготовил: учитель ОБЖ ГБОУ СОШ с. Переволоки Е.А.Бурма.

2 слайд

Здравствуйте, меня зовут Евгений Андреевич Бурма.

Образование - высшее. В 2011 году окончил Самарский Государственный университет по специальности «Физика». По окончанию работал в ГБОУ СОШ с. Переволоки учителем физической культуры, с 2013 года в ГБОУ СОШ №2 пгт Безенчук учителем физики и математики, с 2017 года и по настоящее время работаю в ГБОУ СОШ с. Переволоки. 2017 и 2018 г. преподавал физику с этого года преподаю ОБЖ. Наряду с ведением уроков на протяжении всей своей преподавательской деятельности занимаюсь с детьми внеурочной деятельностью военно-патриотической и спортивно-туристской направленности. Эти два направления являются неотъемлемой частью курса школьного курса ОБЖ.

3 слайд

Условия возникновения и становления педагогического опыта

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)

Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход.

Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.

4 слайд

Первым вопросом который я хотел бы осветить в своем семинаре я формирование у обучающихся функциональной грамотности.

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности.Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса,результатом которого могут быть:низкая способность к социальной адаптации;неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе;незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Исходя из вышесказанного следует что формирование функциональной грамотности у учащихся это неотъемлемая и обязательная  составляющая подготовки их к жизни в современном обществе, а где еще как не на уроках ОБЖ готовить детей к жизни?

5 слайд.

На уроках ОБЖ мы имеем возможность формировать у учащихся все составляющие функциональной грамотности, некоторым ее составляющим отводятся целые раздели в учебной программе.  И ребенок, понимая, что от развития у него той или иной ее составляющей зависит жизнь его и его близких активизируется и начинает работать более активно и плодотворно.

Слайд 6

Для наглядности приведу пример развития читательской грамотности. Для этого рассмотрим следующую задачу которую я предлагаю учащимся решить на уроке.

Во время купания в водоеме Ваш товарищ решил нырнуть в воду с возвышающегося над ней пня. Когда он вынырнул, сразу пожаловался на резкую боль бедре. После того как вы помогли товарищу выйти на берег и провели первичный осмотр, вы обнаружили что в верхней части бедра у него торчит обломок палки, кровотечение отсутствует. Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.

При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована читательская грамотность обычно допускают следующие ошибки:

  • Начинают приводить пострадавшего в чувства.
  • Проводить СЛР.
  • Накладывают жгут выше места ранения.
  • Извлекают инородное тело из ноги.

И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что практически все вышеперечисленные действия могут привести либо к летальному исходу, либо к ампутации конечности. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст и стараются получить из него максимум полезной информации.

Слайд 7.

Обязательным условием при реализации курса ОБЖ является формирование грамотности поведения в ЧС. На мой взгляд наиболее эффективно получается ее реализовывать используя в работе  Игровые технологии

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

12 слайд

Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность я использую в следующих случаях:

  - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  - как элементы более обширной технологии;

 - в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Слайд 8

Про развитие функциональной грамотности на уроках ОБЖ можно говорить еще очень долго, но мне хотелось бы затронуть еще одну актуальную тему! Это реализация национального проекта «Образование», а именно таких его составляющих как : «Успех каждого ребенка», «Помощь семьям, имеющим детей».

Слайд 9.

«Успех каждого ребенка»

Ни для кого не секрет что все дети разные, у всех разные наклонности к учебе, разная мотивация. Особенно ярко эта разница начинает проявляться в подростковый период, 7,8 классы, когда учащиеся у которых не получается проявить себя в учебе начинаю плохо вести себя на уроках, задирать одноклассников, мешать образовательному процессу. Как же помочь им в этот непростой период жизни? Необходимо создать для них «Ситуацию успеха». И самым подходящим на мой взгляд для этого является проведение общешкольных соревнований, таких как «Юный пожарный», «Юный турист»,  «Зарница»,  «Смотр строя и песни» и многие другие. В ходе подготовки к соревнованиям и участия в них детский коллектив сплачивается, зачастую на место лидера выходят учащиеся не проявляющие успехов в учебе. После проведения школьных этапов, формируются команды для участия в районных и областных соревнований. Занимая призовые места различного уровня, и таким образом попав в «Ситуацию успеха», ребенок уже не хочет из нее выходить и как следствие начинает подтягивать сначала свое поведение на уроках, а за тем учебные достижения.

Слайд 10.

«Помощь семьям, имеющим детей»

Одной из причин возникновения проблем в семейных отношениях является отсутствие общих дел и интересов между членами семьи. Не так давно, такой проблемы в сельской местности остро не стояло, членов семьи объединял труд на земле. Но время не стоит на месте, родители многих детей вынуждены ездить на заработки в город, домой приезжают уставшие. Дети поглощены социальными сетями в которых взамен родителям находят себе ложных идолов.  И мы можем если не решить эту проблему, то дать ей толчок, проводя совместные мероприятия для родителей и детей, знакомя родителей с интересами их детей, позволяя продемонстрировать им, что их Папы и Мамы достойны подражания, гораздо больше, чем дяди и тети из интернета.  На реализацию этого проекта направлены такие мероприятия как «Семейные мультигонки», «Папа, Мама, Я – туристическая семья», «Мы с Папой КОМАНДА»

        Слайд 11.

        Результативность такого подхода к ведению образовательной и внеурочной деятельности подтверждается многочисленными победами на различных соревнованиях  районного и областного уровня. Наличием призеров школьного и окружного этапов олимпиады школьников по ОБЖ.

Слайд 12

Изложенные образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учитель года – 2019» Конкурсное задание «Методический семинар» «Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности» Подготовил: учитель ОБЖ ГБОУ СОШ с. Переволоки Е.А.Бурма

Слайд 2

Здравствуйте, меня зовут Евгений Андреевич Бурма. Образование - высшее. В 2011 году окончил Самарский Государственный университет по специальности «Физика ». с 2017 года и по настоящее время работаю в ГБОУ СОШ с. Переволоки. 2017 и 2018 г. преподавал физику с этого года преподаю ОБЖ. Наряду с ведением уроков на протяжении всей своей преподавательской карьеры занимаюсь с детьми внеурочной деятельностью военно-патриотической и спортивно-туристской направленности . Педагогический стаж 7 лет. .

Слайд 3

Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход. Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии. Условия возникновения и становления педагогического опыта «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)

Слайд 6

Во время купания в водоеме Ваш товарищ решил нырнуть в воду с возвышающегося над ней пня. Когда он вынырнул, сразу пожаловался на резкую боль бедре. После того как вы помогли товарищу выйти на берег и провели первичный осмотр, вы обнаружили что в верхней части бедра у него торчит обломок палки, кровотечение отсутствует. Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации. Алгоритм оказания помощи. Вызвать скорую помощь Обложить обломок палки ватными тампонами, и зафиксировать его в ноге наложением повязки. Провести иммобилизацию конечности. для облегчения боли приложить к месту ранения холод. По возможности транспортировать пострадавшего к месту приезда скорой помощи, постоянно контролируя его сознание.

Слайд 7

Часто допускаемые ошибки : Начинают приводить пострадавшего в чувства. Проводить СЛР. Накладывают жгут выше места ранения. Извлекают инородное тело из ноги.

Слайд 8

В своей практике, для повышения мотивации учащихся, я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы: Технология личностно – ориентированного обучения Данная технология предполагает признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Технология личностно-ориентированного обучения имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.

Слайд 9

Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд.

Слайд 10

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. В своей работе я использую следующие приемы дифференциации: групповые формы проведения урока; подбор разноуровневых заданий на уроках; подбор разноуровневых домашних заданий; использование карточек – памяток, карточек – помощниц с различными видами помощи: показ способа решения, образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные наводящие вопросы, начало решения задачи или его план. Технология дифференцированного обучения

Слайд 11

Технология проблемного обучения Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. В качестве проблемной ситуации на уроке использую: - проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; - поиск истины (способа, приема, правила решения); - различные точки зрения на один и тот же вопрос; - противоречия практической деятельности.

Слайд 12

Игровые технологии Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Слайд 13

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Слайд 14

Успех каждого ребенка Целью федерального проекта является обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности

Слайд 15

Поддержка семей, имеющих детей Целью реализации федерального проекта является создание условий для повышения компетентности родителей, обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. итания гармонично развитой и социально ответственной личности

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...

Педсовет «Об основных направлениях деятельности школы в рамках реализации национального проекта «Образование»

Педсовет «Об основных направлениях деятельности школы в рамках реализации национального проекта «Образование»...

Эссе на тему: « Использования цифровых технологий в рамках реализации Национального проекта «Образование» и регионального проекта «Современная школа» («Точка роста»).

 В современной школе  главной целью использования цифровых технологий и открытых образовательных ресурсов является создание информационно-образовательной среды образовательного учрежд...

Выступление на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа». Запросы, оценки, пути достижения»

Тема: Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально - технической базы образовательной организации в процессе реализации проекта «Современна...

Сообщение на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа».

laquo;Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы кабинета профильного труда (строительное дело) в процессе реализации проекта...

Мастер-класс в рамках проекта «Наставничество» по теме «Формирование положительной мотивации молодых педагогов как залог успешной реализации национального проекта «Образование».

В мастер классе рассматриваются вопросы формирования положительной мотивации молодых педагогов, рассматриваются вопросы наставничества....