Главные вкладки

    «Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»
    методическая разработка по обж

    Евгений Бурма

    В данном методическом семинаре рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности на уроках ОБЖ и реализации национального проекта "Образование".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конкурсное задание «Методический семинар»

    «Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности»

    Обобщение опыта работы учителя ОБЖ

    ГБОУ СОШ с. Переволоки

    Е.А.Бурма

    1 слайд (титульный)

    Конкурсное задание «Методический семинар»

    «Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности».

    Подготовил: учитель ОБЖ ГБОУ СОШ с. Переволоки Е.А.Бурма.

    2 слайд

    Здравствуйте, меня зовут Евгений Андреевич Бурма.

    Образование - высшее. В 2011 году окончил Самарский Государственный университет по специальности «Физика». По окончанию работал в ГБОУ СОШ с. Переволоки учителем физической культуры, с 2013 года в ГБОУ СОШ №2 пгт Безенчук учителем физики и математики, с 2017 года и по настоящее время работаю в ГБОУ СОШ с. Переволоки. 2017 и 2018 г. преподавал физику с этого года преподаю ОБЖ. Наряду с ведением уроков на протяжении всей своей преподавательской деятельности занимаюсь с детьми внеурочной деятельностью военно-патриотической и спортивно-туристской направленности. Эти два направления являются неотъемлемой частью курса школьного курса ОБЖ.

    3 слайд

    Условия возникновения и становления педагогического опыта

    «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)

    Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход.

    Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.

    4 слайд

    Первым вопросом который я хотел бы осветить в своем семинаре я формирование у обучающихся функциональной грамотности.

    Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности.Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса,результатом которого могут быть:низкая способность к социальной адаптации;неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе;незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Исходя из вышесказанного следует что формирование функциональной грамотности у учащихся это неотъемлемая и обязательная  составляющая подготовки их к жизни в современном обществе, а где еще как не на уроках ОБЖ готовить детей к жизни?

    5 слайд.

    На уроках ОБЖ мы имеем возможность формировать у учащихся все составляющие функциональной грамотности, некоторым ее составляющим отводятся целые раздели в учебной программе.  И ребенок, понимая, что от развития у него той или иной ее составляющей зависит жизнь его и его близких активизируется и начинает работать более активно и плодотворно.

    Слайд 6

    Для наглядности приведу пример развития читательской грамотности. Для этого рассмотрим следующую задачу которую я предлагаю учащимся решить на уроке.

    Во время купания в водоеме Ваш товарищ решил нырнуть в воду с возвышающегося над ней пня. Когда он вынырнул, сразу пожаловался на резкую боль бедре. После того как вы помогли товарищу выйти на берег и провели первичный осмотр, вы обнаружили что в верхней части бедра у него торчит обломок палки, кровотечение отсутствует. Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.

    При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована читательская грамотность обычно допускают следующие ошибки:

    • Начинают приводить пострадавшего в чувства.
    • Проводить СЛР.
    • Накладывают жгут выше места ранения.
    • Извлекают инородное тело из ноги.

    И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что практически все вышеперечисленные действия могут привести либо к летальному исходу, либо к ампутации конечности. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст и стараются получить из него максимум полезной информации.

    Слайд 7.

    Обязательным условием при реализации курса ОБЖ является формирование грамотности поведения в ЧС. На мой взгляд наиболее эффективно получается ее реализовывать используя в работе  Игровые технологии

    Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

    12 слайд

    Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность я использую в следующих случаях:

      - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

      - как элементы более обширной технологии;

     - в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

    Слайд 8

    Про развитие функциональной грамотности на уроках ОБЖ можно говорить еще очень долго, но мне хотелось бы затронуть еще одну актуальную тему! Это реализация национального проекта «Образование», а именно таких его составляющих как : «Успех каждого ребенка», «Помощь семьям, имеющим детей».

    Слайд 9.

    «Успех каждого ребенка»

    Ни для кого не секрет что все дети разные, у всех разные наклонности к учебе, разная мотивация. Особенно ярко эта разница начинает проявляться в подростковый период, 7,8 классы, когда учащиеся у которых не получается проявить себя в учебе начинаю плохо вести себя на уроках, задирать одноклассников, мешать образовательному процессу. Как же помочь им в этот непростой период жизни? Необходимо создать для них «Ситуацию успеха». И самым подходящим на мой взгляд для этого является проведение общешкольных соревнований, таких как «Юный пожарный», «Юный турист»,  «Зарница»,  «Смотр строя и песни» и многие другие. В ходе подготовки к соревнованиям и участия в них детский коллектив сплачивается, зачастую на место лидера выходят учащиеся не проявляющие успехов в учебе. После проведения школьных этапов, формируются команды для участия в районных и областных соревнований. Занимая призовые места различного уровня, и таким образом попав в «Ситуацию успеха», ребенок уже не хочет из нее выходить и как следствие начинает подтягивать сначала свое поведение на уроках, а за тем учебные достижения.

    Слайд 10.

    «Помощь семьям, имеющим детей»

    Одной из причин возникновения проблем в семейных отношениях является отсутствие общих дел и интересов между членами семьи. Не так давно, такой проблемы в сельской местности остро не стояло, членов семьи объединял труд на земле. Но время не стоит на месте, родители многих детей вынуждены ездить на заработки в город, домой приезжают уставшие. Дети поглощены социальными сетями в которых взамен родителям находят себе ложных идолов.  И мы можем если не решить эту проблему, то дать ей толчок, проводя совместные мероприятия для родителей и детей, знакомя родителей с интересами их детей, позволяя продемонстрировать им, что их Папы и Мамы достойны подражания, гораздо больше, чем дяди и тети из интернета.  На реализацию этого проекта направлены такие мероприятия как «Семейные мультигонки», «Папа, Мама, Я – туристическая семья», «Мы с Папой КОМАНДА»

            Слайд 11.

            Результативность такого подхода к ведению образовательной и внеурочной деятельности подтверждается многочисленными победами на различных соревнованиях  районного и областного уровня. Наличием призеров школьного и окружного этапов олимпиады школьников по ОБЖ.

    Слайд 12

    Изложенные образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Учитель года – 2019» Конкурсное задание «Методический семинар» «Формирование функциональной грамотности и реализация национального проекта «Образования» в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности» Подготовил: учитель ОБЖ ГБОУ СОШ с. Переволоки Е.А.Бурма

    Слайд 2

    Здравствуйте, меня зовут Евгений Андреевич Бурма. Образование - высшее. В 2011 году окончил Самарский Государственный университет по специальности «Физика ». с 2017 года и по настоящее время работаю в ГБОУ СОШ с. Переволоки. 2017 и 2018 г. преподавал физику с этого года преподаю ОБЖ. Наряду с ведением уроков на протяжении всей своей преподавательской карьеры занимаюсь с детьми внеурочной деятельностью военно-патриотической и спортивно-туристской направленности . Педагогический стаж 7 лет. .

    Слайд 3

    Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход. Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии. Условия возникновения и становления педагогического опыта «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)

    Слайд 6

    Во время купания в водоеме Ваш товарищ решил нырнуть в воду с возвышающегося над ней пня. Когда он вынырнул, сразу пожаловался на резкую боль бедре. После того как вы помогли товарищу выйти на берег и провели первичный осмотр, вы обнаружили что в верхней части бедра у него торчит обломок палки, кровотечение отсутствует. Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации. Алгоритм оказания помощи. Вызвать скорую помощь Обложить обломок палки ватными тампонами, и зафиксировать его в ноге наложением повязки. Провести иммобилизацию конечности. для облегчения боли приложить к месту ранения холод. По возможности транспортировать пострадавшего к месту приезда скорой помощи, постоянно контролируя его сознание.

    Слайд 7

    Часто допускаемые ошибки : Начинают приводить пострадавшего в чувства. Проводить СЛР. Накладывают жгут выше места ранения. Извлекают инородное тело из ноги.

    Слайд 8

    В своей практике, для повышения мотивации учащихся, я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы: Технология личностно – ориентированного обучения Данная технология предполагает признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Технология личностно-ориентированного обучения имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.

    Слайд 9

    Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд.

    Слайд 10

    Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. В своей работе я использую следующие приемы дифференциации: групповые формы проведения урока; подбор разноуровневых заданий на уроках; подбор разноуровневых домашних заданий; использование карточек – памяток, карточек – помощниц с различными видами помощи: показ способа решения, образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные наводящие вопросы, начало решения задачи или его план. Технология дифференцированного обучения

    Слайд 11

    Технология проблемного обучения Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. В качестве проблемной ситуации на уроке использую: - проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; - поиск истины (способа, приема, правила решения); - различные точки зрения на один и тот же вопрос; - противоречия практической деятельности.

    Слайд 12

    Игровые технологии Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

    Слайд 13

    Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Слайд 14

    Успех каждого ребенка Целью федерального проекта является обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности

    Слайд 15

    Поддержка семей, имеющих детей Целью реализации федерального проекта является создание условий для повышения компетентности родителей, обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. итания гармонично развитой и социально ответственной личности

    Слайд 17

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    педагогический проект учителя русского языка и литературы "Развитие всех видов речевой деятельности для формирования функциональной грамотности"

    Данный проект предназначен для учителей русского языка и литературы. Здесь педагоги смогут ознакомиться с системой работы по формированию функциональной грамотности учащихся, механизмами формирования ...

    Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

    Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...

    КОНКУРС на получение денежного поощрения в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городе Москве

    Настоящим подтверждается, что  Евсеевой Марией Владимировной, учителем информатики и ИКТ Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа № 1363" проведена публичная п...

    Применение ТРИЗ для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности по математике.

    cent;Регулярная тренировка творческого мышления на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности  и  формирует функциональную грамотность , вырабатывает способность ...