Разработка урока по ОБЖ 8 класс Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
план-конспект урока по обж (8 класс)

Мерзляков Артем Владимирович

Цели: 1. Создать условия для ознакомления учащихся с организацией инженерной защиты населения, классификацией средств коллективной защиты, с оборудованием укрытий простейшего типа, с правилами размещения и поведения людей в убежищах и укрытиях.

2.Развитие умения работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы. 

3. Формирование у обучающихся ответственности за собственное здоровье и жизнь и окружающих.

Учебные вопросы:                                  

1.      Организация инженерной защиты населения.

2.      Классификация средств коллективной защиты и их устройство.

3.      Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obzh_v_8_klasse_16.02.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОБЖ в 8 классе   
Тема: «Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера».

Цели: 1. Создать условия для ознакомления учащихся с организацией инженерной защиты населения, классификацией средств коллективной защиты, с оборудованием укрытий простейшего типа, с правилами размещения и поведения людей в убежищах и укрытиях.

2.Развитие умения работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы. 

3. Формирование у обучающихся ответственности за собственное здоровье и жизнь и окружающих.

Учебные вопросы:        

  1. Организация инженерной защиты населения.
  2. Классификация средств коллективной защиты и их устройство.
  3. Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.

Ход урока:

I. Вводная часть - 10-11 мин.

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к занятию.

2. Проверка знаний учащихся по теме «ЧС техногенного характера и их последствия» (тестирование – из предложенных вариантов дать правильный ответ, по окончанию работы обмен тетрадями с соседом по парте, взаимопроверка и взаимооценка с комментариями) – 8-9 мин.

3. Сообщение темы занятия, доведение целей урока – 1 мин

  1. Основная часть - 28-30 мин.

Учебный вопрос №1 Организация инженерной защиты населения.

Напомнить одну из задач ГО – предоставление населению защиты (убежищ и индивидуальных средств защиты).

Для выполнения этой задачи заблаговременно, в мирное время, осуществляется подготовка защиты населения, включающая в себя накопление фонда защитных сооружений, учитывая при этом, что защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения от ионизирующих излучений, радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ, вирусов, продуктов горения.

Учебный вопрос №2 Классификация средств коллективной защиты и их устройство.

1. Убежища – защитные сооружения герметичного типа, обеспечивающие защиту укрываемых в нём людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, вредных дымов

По вместимости условно подразделяются на:

- малой вместимости (150-600 человек);

- средней вместимости (600-2000 человек);

- большой вместимости (более 2000 человек).

Планировка и состав помещений в убежищах зависит от их вместимости, конструктивных особенностей и характера использования в мирное время.

Помещения бывают основные и вспомогательные: основные – размещение людей и медпункта, вспомогательный – фильтровентиляционные камеры, санузлы, электростанции, помещения для баков с водой, кладовая, тамбуры и др.

Убежища оборудуются не менее чем двумя выходами, один из которых является аварийным, который оборудован на незаваливаемой территории.

2. Противорадиационные укрытия – сооружения, обеспечивающие защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации (также нейтронного потока), частично от ударной волны, попадания на кожу и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.

Под противорадиационные укрытия приспосабливают все пригодные для этой цели заглубленные помещения: подвалы, погребы, овощехранилища, подземные выработки и пещеры, а также помещения в наземных зданиях, имеющих стены из материалов, обладающих необходимыми защитными свойствами.

Работа с учебником:стр. 158 прочесть текст и заполнить таблицу см. приложение 1

3. К укрытиям простейшего типа относятся открытые и перекрытые щели:

Защитные свойства:

- открытые щели – в 1,5 – 2 раза уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией, 2-3 раза – уменьшает возможность облучения в зоне радиоактивного заражения.

- перекрытые щели – защищает от светового излучения полностью, в 2,5-3 раза от ударной волны, в 200-300 раз от проникающей радиации и радиоактивного излучения, предохраняет от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств.

Учебный вопрос №3 Порядок размещения и правила поведения в убежищах и укрытиях.

Работа с учебником – самостоятельное чтение параграфа (стр. 161) 4-5 мин. Ответить на вопросы: Вместимость защитных сооружений; обязанности укрывающихся; что запрещено.

Вместимость защитного сооружения определяется из нормы 0,5 м2/ чел. при двухярусном размещении и 0,4 м2/чел. при трёхярусном. Высота помещения не менее 2,2 м, общий объём воздуха 1,5 м3/чел.

Места для сидения из расчёта 0,45х0,45 м/чел., для лежания на 2-3 ярусных сооружениях – 0,55х1,8 м/чел. Количество мест для сидения при 2-х ярусах – 80%, при 3-х ярусах – 70%. Для лиц с детьми отводится отдельный отсек и специальное место. Отдых организуется посменно.

Обязанности укрывающихся :

- иметь с собой запас продуктов питания в полиэтиленовой упаковке на двое суток, принадлежности туалета, документы, минимум личных вещей, и средства индивидуальной защиты;

- безусловно выполнять все требования коменданта и обслуживающего персонала.

В защитном сооружении запрещено:

- курить, шуметь, зажигать керосиновые лампы и свечи;

- ходить по помещениям без особой нужды;

- нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие запах вещества, а также громоздкие вещи и животных.

Вывод укрывающихся из защитного сооружения осуществляется по указанию командира звена обслуживания после соответствующего сигнала или в случае аварийного состояния сооружения, угрожающего жизни людей.

III. Заключительная часть – 5-6 мин.

  1. Подведение итогов урока:

- Над какой темой работали на уроке?

- Как организовывается инженерная защита населения?

- Назовите классификацию коллективных средств защиты.

- Назовите правила поведения населения в убежищах и укрытиях.

  1. Задание на дом: §6.3, учебник на станицах 162, вопросы 1-5. Ознакомить семью с памяткой «Правила поведения в защитных сооружениях». 
  2.  Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятия по инженерной защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

урок 8 класс. презентация .карточки задания . конспект урока. раздаточный материал...

Урок ОБЖ в 10 классе. "Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Урок ОБЖ в 10 классе. " Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени". Данная тема урока изучается в разделе 6 "Основы обороны государства" и главы 12 "Гражданская о...

Презентация "Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций"

Презентация "Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций"...

§6.3_8кл_Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса  А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...

Конспект урока "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера"

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвы...

Презентация к уроку "Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени", ОБЖ, 10 класс

Урок по предмету «ОБЖ» для 10 класса по теме «Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»....