Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс
рабочая программа по обж (8 класс)

Белышев Игорь Викторович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

8-9 класс

Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов,необходимых для качественной организации образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_8-9_kl_s_ktp.docx109.86 КБ

Предварительный просмотр:

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   учебному предмету «основам безопасности жизнедеятельности »

 8 класс

Белышев Игорь Викторович,

учитель первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

Протокол № 1 от«____»____2019 г.

2019-2020 учебный год

                                                                                                      1.Планируемые результаты

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
  •  знание безопасного поведения на железнодорожном транспорте.

Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).

  • Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Планируемые результаты освоения курса «ОБЖ» на уровне основного общего образования.

Выпускник  при получении основного общего образования научится:

-классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

-использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

-использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; -классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

-безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; -безопасно использовать бытовые приборы; -безопасно использовать средства бытовой химии; -безопасно использовать средства коммуникации;

-классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

-предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

-безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

-безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

-безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

-безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

-безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

-безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

-адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

-адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

-безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

-безопасно применять первичные средства пожаротушения;

-соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

-соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

-соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);

-классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; -адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; -использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

-классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; -готовиться к туристическим походам;

-адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; -адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; -добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; -добывать и очищать воду в автономных условиях;

-добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; -подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

-характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; - предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; -классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; -безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

-характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; -предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; -классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; -безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

-безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

-комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

-классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

-классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

-адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

-адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

-классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

-классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; -предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; -адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; -оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

-характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; -классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; -планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

-адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

-выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

-безопасно использовать ресурсы интернета;

-анализировать состояние своего здоровья;

-определять состояния оказания неотложной помощи;

-использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

-классифицировать средства оказания первой помощи;

-оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

-извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

- оказывать первую помощь при ушибах;

- оказывать первую помощь при растяжениях;

- оказывать первую помощь при вывихах;

- оказывать первую помощь при переломах;

- оказывать первую помощь при ожогах;

- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

- оказывать первую помощь при отравлении;

- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе;

- оказывать первую помощь при укусе насекомых.

Выпускник при получении основного общего образования получит возможность научиться:

-безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

-классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; -готовиться к туристическим поездкам;

-адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; -анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; -анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; -безопасно вести и применять права покупателя;

-анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

-предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; -характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

-классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

-оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

-оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

-оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

-оказывать первую помощь при коме;

-оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

-использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; -творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

  1. Содержание учебного предмета.

Основы комплексной безопасности

Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.

Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания,их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Содержание учебного предмета 8 класс

Основы безопасности личности, общества и государства (28 часов)

Основы комплексной безопасности (11 часов)

- Пожар, его причины и последствия

- Правила поведения при пожаре

- Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты.

- Безопасность на дорогах

- Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста

- Средства индивидуальной защиты велосипедиста

- Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них

- Водоёмы. Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

- Правила поведения у воды и оказания помощи на воде

- Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве

- Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (17 часов)

- Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них. Землетрясения, извержение вулканов. Средства индивидуальной защиты

- Оползни, сели, обвалы, лавины. Рекомендации по безопасному поведению

- Ураганы, бури, смерчи. Рекомендации по безопасному поведению

- Сильный снегопад, сильный гололёд, метели, снежные заносы. Рекомендации по безопасному поведению

- Сильный дождь(ливень), крупный град, гроза, цунами, наводнения, половодье. Рекомендации по безопасному поведению

- Лесные, торфяные и степные пожары. Рекомендации по безопасному поведению

- Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии

- Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них.

Аварии на радиационно-опасных объектах экономики

- Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими

- Аварии на химически-опасных объектах экономики.

- Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими

- Аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах экономики

- Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими

- Аварии на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. Профилактика безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры

- Аварии на гидротехнических сооружениях

- Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими

- Действие по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 часов)

Основы здорового образа жизни (2 часа)

- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

- Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи (5 часов)

- Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении

- Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах

- Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Первая помощь при тепловом (солнечном ударе)

- Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при коме. Оказание первой помощи при поражении электрическим током. Первая помощь при остановке сердечной деятельности

- Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при укусе насекомых и змей

Ресурсы для развития у учащихся компетентности в области использования ИКТ: ЦОР http\\ edu.tatar.ru

                                                                                      Содержание учебного предмета 9 класс

Основы безопасности личности, общества и государства (26 часов)

Основы комплексной безопасности (8)

Национальная безопасность в России в современном мире (4 часа)

-Современный мир и Россия

- Национальные интересы России в современном мире

- Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

-Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, и национальная безопасность России (4 часа)

- Чрезвычайные ситуации и их классификация

- Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия

- Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины

- Угроза военной безопасности России

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 часа)

- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

- Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

-МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 часа)

- Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

- Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций

-Действие по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации

-Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Основы противодействие терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации (11 часов)

Общие понятия. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (3 часа)

-Международный терроризм-угроза национальной безопасности России

-Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы

-Терроризм, экстремизм, наркотизм-сущность и угрозы безопасности личности, и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 часа)

-Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму

-Общегосударственное противодействие терроризму

- Нормативно-правовая база противодействия наркотизму

Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 часа)

- Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации

- Организационные основы противодействия и наркотизму в Российской Федерации

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (3 часа)

-Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве)

-Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий

-Профилактика наркозависимости

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 часов)

Основы здорового образа жизни (3 часа)

- Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

-Составляющие факторы здорового образа жизни (физическая активность, режим дня, питание, гигиена)

- Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Факторы разрушающие репродуктивное здоровье (2 часа)

- Ранние половые связи и их последствия

- Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)

- Брак и семья

- Семья в современном обществе

- Права и обязанности супругов. Защита прав ребёнка

Ресурсы для развития у учащихся компетентности в области использования ИКТ: ЦОР http\\ edu.tatar.ru

Проектная деятельность

Направления проектной деятельности учащихся

Развитию творческих способностей учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение на уроках физической культуры в школе различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем здоровья и занятия физической культурой, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов крайне важно, так как это способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектом позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  8 класс

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

   Раздел 1.

     Основы комплексной безопасности

 (11часов)

Тема 1.  Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

Обьясняют причины возникновения пожаров. Меры профилактики пожарной безопасности. Выполняют правила пожарной безопасности в повседневной жизни и на природе. Анализируют возможные ситуации во время возгорания в различных условиях. Выполняют правила безопасного поведения в местах с повышенной пожаро-взрывоопасностью.

Тема 2.  Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства

Обьясняют, что представляют собой правила дорожного движения, историю правил ПДД. Анализируют мероприятия, проводимые по защите населения от предотвращений ЧС на дорогах. Выполняют обязанности пешеходов и пассажиров.

Тема 3. Безопасность на водоемах

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Обьясняют понятие безопасности на природе. Основные критерии безопасности. Влияние водной среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Анализируют необходимость соблюдения правил безопасности на водоемах. Дают понятие безопасному отдыху на водоемах. Осмысливают наиболее характерные причины несчастных случаев на водоемах.

Тема 4.  Экология и безопасность

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Дают понятия загрязнению окружающей среды. Общие понятия о экологии и ее значение для здоровья человека. Анализируют правила безопасного нахождения при неблагоприятной экологической обстановке. Основные элементы жизнедеятельности человека при нарушениях экологии в природе.

РАЗДЕЛ II.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

(17 часов)

Тема 5.  Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Обьясняют техногенный характер ЧС. Дают классификацию ЧС техногенного характера. Выбирают аварии на радиационно опасных обьектах, на химически опасных обьектах, на пожаровзрвоопасных и гидродинамических обьектах. Осмысливают способы защиты населения от последствий аварий техногенного характера.

Тема 6.  Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Землетрясения, цунами, извержения вулканов, ураганы, бури смерчи. Наводнения, половодье, обвалы. оползни. сели. Причины возникновения.  Рекомендации по защите населения.

Обьясняют природный характер ЧС. Дают классификацию ЧС природного характера. Составляют  алгоритм безопасного поведения при   землетрясении, извержении вулканов, ураганов, бурь, смерчей, наводнении, природных пожаров, оползней обвалов, селей. Осмысливают способы защиты населения от последствий ЧС природного характера.

РАЗДЕЛ III

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 часов)

Тема 1. Основы здорового образа жизни

(2 часа )  Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Объясняют понятие: здоровье — основная ценность человека. Анализируют индивидуальное здоровье человека, его составляющие. Осмысливают понятие - здоровый образ жизни (ЗОЖ) и влияние его на укрепление здоровья и профилактику инфекционных заболеваний. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности.

Тема 2  Основы медицинских знаний и оказания первой помощи (5 часов)

Первая помощь пострадавшим и ее значение.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

Первая помощь при травмах

Первая помощь при утоплении

Объясняют понятие первой медицинской помощи и ее значение для пострадавших. Анализируют необходимость оказания ПМП при различных видах травм. Дают понятие АХОВ. Называют способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях АХОВ

                                                                                           ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   9 класс

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Тема 1. Национальная безопасность в России в современном мире (4 часа)

Современный мир и Россия

Национальные интересы России в современном мире

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка

Дают понятие интересы России в современном мире и основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Осмысливают способы самозащиты.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, и национальная безопасность России (3часа)

Чрезвычайные ситуации и их классификация

Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины

Обьясняют природный характер ЧС. Дают классификацию ЧС природного характера. Составляют  алгоритм безопасного поведения при   землетрясении, извержении вулканов, ураганов, бурь, смерчей, наводнении, природных пожаров, оползней обвалов, селей. Осмысливают способы защиты населения от последствий ЧС природного характера.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (2 ч)

 Оборона государства.

Внешние и трансграничные угрозы национальной безопасности России.

Внутренние угрозы национальной безопасности России.

Терроризм.Особенности террористической деятельности в России.

Знакомятся с ролью ВС России для обеспечения национальной безопасности.

Имеют представление об угрозах национальной безопасности.

Изучают наиболее известные террористические акты в РФ.

Имеют представление о наиболее известных международных террористических организациях

Тема 4. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 ч)

Основные задачи РСЧС.

Функциональные и территориальные подсистемы РСЧС.

Силы и средства РСЧС.

Основные задачи гражданской обороны (ГО).

Руководство ГО.

Основные права и обязанности граждан РФ в области ГО.

Система МЧС России.

Основные задачи и мероприятия МЧС РФ.

Приоритетные направления деятельности МЧС РФ.

Знакомятся основными задачи РСЧС, МЧС РФ, ГО, права и обязанности граждан РФ в области ГО.

Имеют представление о структуре РСЧС, ее силах и средствах, об организационной основе ГО, о приоритетных направлениях деятельности МЧС РФ.

 Тема 5. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени (5 ч)

Система мониторинга и прогнозирования ЧС.

Мониторинг на отдельных объектах экономики.

Прогнозирование ЧС природного характера. Виды инженерных сооружений для защиты населения и территорий от ЧС.

Рациональное размещение объектов экономики и населенных пунктов. Система оповещения населения о ЧС.

Локальные и автоматизированные системы оповещения. Виды эвакуации.

Экстренная эвакуация.

Общая и частичная эвакуация.

Рассредоточение. Мероприятия аварийно-спасательных работ (АСР).

Мероприятия других неотложных работ (ДНР).

Основные виды обеспечения работ.

Наркомания - болезнь молодых.

Законодательство о борьбе с наркоманией. Наркотизм – преступный механизм по распространению наркотиков.

Наркомания – социальное заболевание.

Стадии наркомании.

Профилактика первой пробы.

Познают  цель создания системы мониторинга и прогнозирования ЧС, создания системы оповещения населения о ЧС,  проведения АСР и ДНР. Изучают  виды инженерных сооружений, виды эвакуации и ее порядок.

Имеют представление о методах и подходах мониторинга и прогнозирования ЧС, о нормах и требованиях к рациональному размещению объектов экономики и населенных пунктов.

Знакомятся порядком оповещения населения в различных ситуациях (в школе, дома, на улице, в общественном месте).

Знакомятся  основными видами  обеспечения работ.

Знакомятся с основными нормативно-правовыми актами по противодействию терроризму и экстремизму, осмысливают общегосударственное противодействие терроризму и по противодействию наркотизму.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч)

Тема 7. Основы здорового образа жизни (3 ч). Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

Составляющие факторы здорового образа жизни (физическая активность, режим дня, питание, гигиена)

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Тема 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч)

Ранние половые связи и их последствия

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе

Объясняют понятие: здоровье — основная ценность человека. Анализируют индивидуальное здоровье человека, его составляющие. Осмысливают понятие - здоровый образ жизни (ЗОЖ) и влияние его на укрепление здоровья и профилактику инфекционных заболеваний. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности.

Ранние половые связи и их последствия

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе

Тема 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)

Брак и семья

Семья в современном обществе

 Права и обязанности супругов. Защита прав ребёнка

Тема 10. Оказание первой помощи (2 ч)

Массовые поражения людей.

Мероприятия первой помощи (ПП) в местах массового поражения людей. Признаки передозировки наркотических веществ.

Правила оказания ПП при передозировке.

Объясняют понятие: Брак и семья, семья в современном обществе, знакомятся с правами и обязанностями супругов, защита прав ребенка.

Познают основные поражающие факторы при массовых поражениях, основные признаки передозировки наркотических веществ.

 Учатся оказывать  ПП  в местах массового поражения людей, ПП при передозировке.

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ пп

Раздел (тема)

Колич.

часов

Виды деятельности

Дата проведения

Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 часа)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (11 часов)

Пожарная безопасность

3

д/з

По плану

фактически

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни организация защиты населения

1

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома общественном месте и записывают их в дневник безопасности. Решают ситуационные задачи.

Пар.1.1

6.09

2

Профилактика пожаров в  повседневной жизни и  организация защиты  населения

1

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.  Запоминают права и обязанности граждан в  области пожарной безопасности в быту.

Выбирают правильный алгоритм безопасного  поведения при пожаре, в том числе наиболее  эффективные способы предотвращения  возгорания, оказания помощи младшим,  престарелым и т. д.

Характеризуют основные мероприятия,  проводимые МЧС России, по  совершенствованию пожарной безопасности  в стране. Составляют планы своего  поведения на случай возникновения пожара в  школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр)

Пар.1.2.

13.09

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Первичные средства пожаротушения

1

Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д.

Осуществляют правильный выбор средств пожаротушения и индивидуальной защиты, и их применение

Пар.1.2.

20.09

Безопасность на дорогах 3 часа

4

Безопасность на дорогах. Причины ДТП и травматизма людей.

1

Анализируют причины дорожно транспортных происшествий.

Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда, пассажира железнодорожного транспорта.

Пар.

2.1

27.09

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за нарушения ПДД.

1

Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда, пассажира железнодорожного транспорта.

Пар.

2.2

4.10

6

Велосипедист, водитель  транспортного средства. Средства индивидуальной защиты велосипедиста.

1

Анализируют какие велосипедисты на дороге подвергаются существенной опасности. Характеризуют средства повышения заметности велосипедистов в темноте. Правильный выбор шлема, перчаток, надколенников, подлокотников.

Пар.

2.3

11.10

Правила безопасности в походе 1 час

7

Виды костров, сигналы бедствия, способы их подачи. Правила поведения в автономных условиях.

1

Знакомятся  основными сигналами бедствия и способами их подачи, правилами разведения костра. Привалами безопасности в походе.

18.10

Безопасность на водоемах 2 часа

8

Безопасное поведение на водоемах в разных условиях. Безопасный отдых на водоемах

1

Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Анализируют  причину гибели людей на воде

Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах.

Объясняют правила безопасного поведения на воде.

Дискуссия, выполнение проблемных заданий. Изучение способов безопасного поведения на воде. Составление различны правил и наставлений по действиям в ЧС.

Пар.

3.1

25.10

9

Правила поведения у воды. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Средства спасения на воде.

1

Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила оказывания ПДП  потерпевшему.

Знакомятся средством спасения «Конец Александрова». Выполнение СЛР на тренажере.

Пар.3.3

8.11

Экология и безопасность часа 2

10

Человек и окружающая среда. Экологическая проблема. Загрязнение окружающей среды и безопасность человека. ПДК вредных веществ в воздухе, атмосфере, воде.

1

Работа с интернетом. Поиск информации об экологической обстановке в местах проживания. Анализ состояния окружающей среды. Запоминают приёмы защиты личного  здоровья в экологически неблагоприятной обстановке.

Пар.

4.1

15.11

11

Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.

Контрольная работа (тестирование) по

разделу

1

Запоминают приёмы и правила поведения, для защиты личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.  Запоминают наименование приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Анализируя выбирают правильное их применение. Анализируют и выбирают основные правила безопасной работы с бытовыми приборами, инструментами и персональными компьютерами.

Пар.

4.2

22.11

РАЗДЕЛ II.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (17 часов)

Чрезвычайные ситуации природного характера 6 часов

12

Проверочный тест (15 мин.) Землятресения, цунами, извержения вулканов. Причины возникновения. Рекомендации по защите населения от ЧС.

1

Анализируют  происхождение землетрясений  вулканов и цунами и развитие последствий.

Дискуссия, выполнение проблемных заданий. Закрепление алгоритма безопасного поведения при землятресениях и цунами, вулканах.

пар.1, учебник 7 кл

29.11

13

Обвалы, оползни, сели, лавины. Причины возникновения. Рекомендации по защите населения от ЧС.

1

Характеризуют  и составляют  памятки по причинам, и правилам безопасного поведения при оползнях, селях, обвалах и лавинах.

Дискуссия, выполнение проблемных заданий. Закрепление алгоритма безопасного поведения при обвалах и оползнях, селях.

пар.3, 3,3. Работа с учебником.

6.12

14

Ураганы, бури смерчи. Причины возникновения.  Рекомендации по защите населения.

1

Характеризуют и составляют памятки по причинам, и правилам безопасного поведения при ураганах, бурях и смерчах.

Дискуссия, выполнение проблемных заданий. Закрепление алгоритма безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчей.

пар.4, 4.2.Работа с текстом учебника.

13.12

15

Сильный снегопад, сильный гололёд, метели, снежные заносы. Рекомендации по безопасному поведению

1

Характеризуют  и составляют памятки по причинам, и правилам безопасного поведения при сильном снегопаде, сильном гололёде, метели, снежном заносе. Запоминают рекомендации по правилам безопасного поведения.

Работа с конспектом.

20.12

16

Наводнения, половодье, паводки, сильный дождь, гроза. Причины возникновения, рекомендации по защите населения.

1

Характеризуют  и составляют памятки по причинам, и правилам безопасного поведения при сильном дожде (ливне), крупном граде, грозе, наводнении, половодье.

Дискуссия, выполнение проблемных заданий. Закрепление алгоритма безопасного поведения при наводнении, паводках,

Половодье.  

пар.5-5.4., учебник 7 кл. Работа с текстом.

10.01

17

Лесные, торфяные и степные пожары. Рекомендации по безопасному поведению.

1

Характеризуют и составляют  памятки по причинам, и правилам безопасного поведения при лесных, торфяных и степных пожарах.

пар.6-6.4.

Работа с текстом учебника.

17.01

18

Эпидемии, эпизоотии и  и эпифитотии.

1

Характеризовать представление об  инфекционных болезнях животных и растений.  Объяснять на конкретных примерах, как  массовое распространение инфекционных  болезней животных и растений при  определенных условиях может привести к  чрезвычайным ситуациям природного характера.

Работа с конспектом.

24.01

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и  обеспечение безопасности населения от ЧС (9 час.)

19

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них. Аварии на радиационно-опасных объектах экономики.

Проверочный тест по разделу ЧС природного характера (15 мин).

1

Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.  

Пар.

5.1;

5.2

31.01

20

Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной  и коллективной защиты. Правила пользования ими.

1

Анализируют и составляют алгоритм действий при аварии на радиационно-опасном объекте. Отрабатывают действия по сигналу «Внимание всем». Отрабатывают правила пользования средствами индивидуальной защиты. Ознокамливаются коллективными средствами защиты и  правилами поведения. Йодная профилактика.

Пар.

5.3.;

6.1, 6.2

07.02

21

Аварии на химически опасных объектах и их  возможные последствия,  защиты населения.

1

1

Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах и их возможные последствия по масштабу распространения. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.

Анализ основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению химической безопасности населения.

Пар.

5.4

14.02

22

Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими.

1

Анализируют и составляют алгоритм действий при аварии на химически-опасном объекте. Отрабатывают правила пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Составляют алгоритм своего действия  по сигналу «Внимание всем».

Пар.

5.5.;

6.1, 6.2

21.02

23

Аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах экономики.

     1

Характеризуют причины возникновения аварий на пожаровзрывоопасных объектах и их возможные последствия по масштабу распространения. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания.

Пар.

5.5.

28.02

24

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими .

1

Знакомятся порядком оповещения населения, организованной в РФ. Составляют план эвакуации из зоны аварии. Отрабатывают правила пользования средствами индивидуальной защиты.

Пар.

5.6.

06.03

25

Аварии на гидротехнических сооружениях.

1

Характеризуют причины возникновения аварий на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией и степень исходящих от них опасностей.

Пар.

5.7.

13.03

26

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

1

Рассматривают алгоритм безопасного действия при гидротехнических авариях.

Пар.

5.8

20.03

27

Аварии на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

1

Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда, пассажира железнодорожного транспорта.

Пар.

5.9

03.04

28

Действие по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации

1

Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по

инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.)

10.04

III Раздел Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 часов)

Основы здорового образа жизни 2 часа

29

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовная и социальная сущность.

1

Работа с понятиями и определениями. Актуализация знаний. Определение проблемы и

способы ее решения. безопасности.

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие.

Пар.7.1

Работа  с  учебником.

17.04

30

Вредные привычки и их факторы.

(навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов

1

Просмотр учебного фильма по теме «Вредные привычки».

Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень.

Работа с конспектом.

24.04

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи (5 часов)

31

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении.

1

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном и внутреннем кровотечении.

01.05

32

Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах

1

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах

08.05

33

Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Первая помощь при тепловом (солнечном ударе).

1

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении, а также тепловом (солнечном ударе).

Работа конспектом.

15.05

34

Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при коме. Оказание первой помощи при поражении электрическим током. Первая помощь при остановке сердечной деятельности.

1

Определяют порядок действий по извлечению инородного тела из верхних дыхательных путей. Оказать первую помощь при коме. Выделить основные моменты оказания первой помощи при поражении электрическим током. Отработка реанимационных действий.

Готовится к контрольной работе.

22.05

35

Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при укусе насекомых и змей.

Контрольная работа (тестирование) по разделу.

1

Объясняют понятие «Основные инфекционные заболевания».

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях, укусе насекомых и змей.

29.05

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ пп

Раздел (тема)

Колич.

часов

Виды деятельности

д/з

Дата проведения

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (7 часов)

Тема 1. Национальная безопасность в России в современном мире (4 часа)

По плану

фактически

1

Россия в мировом сообществе

1

Рассматривают общую характеристику России.

Определяют роль России

с.267-270

03.09.

2

Национальные интересы России в мире

1

Рассматривают интересы личности, общества и государства. Национальные интересы России.

§1.2

с.11-14

09.09.

3

Национальная безопасность России

1

Рассматривают угрозы национальным интересам и безопасности России.

Статистика МЧС России (основные угрозы).

с.267-270

17.09.

4

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. 

1

Основные причины роста ЧС в РФ.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖ) населения в условиях ЧС.

Общая культура БЖ. Информационная безопасность подростка.

§1.4

с.20-26

24.09.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, и национальная безопасность России (3 часа)

5

Опасные и чрезвычайные ситуации

1

Основные понятия в области БЖ.

Классификация ЧС  по масштабам распространения и тяжести последствий.

§2.1

с.27-35

01.10.

6

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1

Рассматривают особенности ЧС природного характера в мире.

Классификацируют ЧС природного характера.

Краткая характеристика ЧС природного характера в РФ.

§2.2

с.35-40

08.10.

7

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

Определяют причины техногенных аварий и катастроф.

Классификация ЧС техногенного характера.

Дают краткую характеристику ЧС техногенного характера в РФ.

§2.3

с.40-45

15.10.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (2 ч)

8

Военная угроза национальной безопасности России

1

Оборона государства.

Внешние и трансграничные угрозы национальной безопасности России.

Внутренние угрозы национальной безопасности России.

§3.1

с.46-52

22.10.

9

Международный терроризм

Проверочный тест по 1-3 темам раздела (15 мин).

1

Знакомятся с понятием терроризм, видами терроризма.

Рассматривают особенности террористической деятельности в России.

§3.2

с.52-56

29.10.

Тема 4. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 ч)

10

Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

Определяют основные задачи РСЧС.

Выделяют функциональные и территориальные подсистемы РСЧС. Знакомятся силами и средствами РСЧС.

§4.1

с.57-63

12.11.

11

Гражданская оборона

1

Определяют основные задачи гражданской обороны (ГО).

Руководство ГО.

Основные права и обязанности граждан РФ в области ГО.

§4.2

с.64-69

19.11.

12

МЧС России

1

Система МЧС России.

Основные задачи и мероприятия МЧС РФ.

Приоритетные направления деятельности МЧС РФ.

§4.3

с.70-76

26.11.

Тема 5. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени (5 ч)

13

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

1

Система мониторинга и прогнозирования ЧС.

Мониторинг на отдельных объектах экономики.

Прогнозирование ЧС природного характера.

§5.1

с.77-80

03.12.

14

Инженерная защита населения

1

Виды инженерных сооружений для защиты населения и территорий от ЧС.

Рациональное размещение объектов экономики и населенных пунктов.

§5.2

с.80-84

10.12.

15

Оповещение населения

1

Система оповещения населения о ЧС.

Локальные и автоматизированные системы оповещения.

§5.3

с.85-87

17.12.

16

Эвакуация населения

1

Виды эвакуации.

Экстренная эвакуация.

Общая и частичная эвакуация.

Рассредоточение.

§5.4

с.87-90

24.12.

17

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

1

Мероприятия аварийно-спасательных работ (АСР).

Мероприятия других неотложных работ (ДНР).

Основные виды обеспечения работ.

§5.5

с.90-93

14.01.

Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации (5 ч)

18

Виды террористических акций

1

Терроризм и террористическая деятельность.

Виды терроризма.

Особенности современного терроризма.

Законодательная база борьбы с терроризмом

§6.1-6.2

с.94-102

21.01.

19

Система борьбы с терроризмом

Проверочный тест по 4-6 темам раздела (15 мин).

1

Специальные операции.

Действия правоохранительных органов.

Войсковые операции.

Ответственность за участие в террористической деятельности.

§6.3

с.102-111

28.01.

20

Правила поведения при угрозе террористического акта

1

Наиболее опасные террористические акты.

Правила поведения при угрозе взрыва и взрыве, в случае захвата в заложники или похищении.

Обеспечение безопасности при перестрелке.

§6.4

с.111-122

04.02.

21

Государственная политика противодействия наркомании

1

Наркомания - болезнь молодых.

Законодательство о борьбе с наркоманией.

§6.5

с.122-128

11.02.

22

Профилактика наркомании

Проверочный тест по 4-6 темам раздела (15 мин).

1

Наркотизм – преступный механизм по распространению наркотиков.

Наркомания – социальное заболевание.

Стадии наркомании.

Профилактика первой пробы.

§6.6

с.128-134

18.02.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч)

Тема 7. Основы здорового образа жизни (3 ч)

23

Здоровье человека

1

Здоровье человека.

Составляющие здоровья человека.

§7.1

с.136-142

25.02.

24

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

Здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Основные составляющие ЗОЖ.

§7.2

с.143-148

03.03.

25

Репродуктивное здоровье населения

1

Демографическая ситуация в РФ.

Семья и ее функции.

§7.3

с.148-154

10.03.

Тема 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч)

26

Ранние половые связи и их последствия

1

Причины ранних половых связей.

Последствия ранних половых связей на здоровье.

§8.1

с.155-161

17.03.

27

Инфекции, передаваемые половым путем

1

Наиболее распространенные инфекции, передаваемые половым путем (ИППП).

§8.2

с.161-163

07.04.

28

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

1

ВИЧ-инфекция и СПИД.

Меры профилактики.

§8.3

с.164-165

14.04.

Тема 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)

29

Брак и семья

1

Значение семьи для воспроизводства населения страны.

Факторы, характеризующие отношения супругов.

§9.1

с.166-169

21.04.

30

Семья и здоровый образ жизни

1

Качества человека, успешно реализующие репродуктивную функцию.

Функции семьи, способствующие ее благополучию.

§9.2

с.170-171

28.04.

31

Основы семейного права в Российской Федерации

1

Семейное законодательство.

Регулирование семейных отношений.

§9.3

с.172-175

05.05.

Тема 10. Оказание первой помощи (2 ч)

32

Первая помощь при массовых поражениях

1

Массовые поражения людей.

Мероприятия первой помощи (ПП) в местах массового поражения людей.

§10.1

с.176-178

12.05.

33

Первая помощь при передозировке наркотических веществ

1

Признаки передозировки наркотических веществ.

Правила оказания ПП при передозировке.

§10.2

с.178-179

19.05.

34

Контрольная работа по 2 разделу.

1

19.05.

35

Подведение итогов, обобщение.

1

26.05.

Примерные темы проектов

Примерные темы проектов 8 класс

9 класс

Проект « Экологические проблемы современности»

Проект «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде»

Проект « Личная подготовка по соблюдению мер пожарной

безопасности в повседневной жизни и в быту»

Проект « Личное поведение пешехода и пассажира для обеспечения безопасности на дорогах »

Проект « Правила личного поведения для соблюдения мер безопасного поведения во время активного отдыха на воде »

Проект « Личная практическая подготовка в формировании умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях »

Проект « Правила личного поведения для соблюдения мер безопасного поведения при ЧС техногенного характера »

Проект « Правила личного поведения для соблюдения мер безопасного поведения при ЧС природного характера »

Проект « Правила поведения в быту для повышения личной безопасности при пользования различными бытовыми приборами в повседневной жизни » Проект « Формирование личных убеждений и духовно-  нравственных позиций по противостоянию идеологии экстремизма и терроризма »

Проект « Основные направления личного поведения в повседневной жизни, способствующие формированию негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков »

Проект « Влияние мобильного телефона на здоровье человека »

Проект «Особенности национальных интересов России в современном мире »

Проект «Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны»

Проект «Особенности инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций »

Проект «Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России»

Проект «Брак и семья»

Контрольные работы (тестирование)

8 класс

 

 

9 класс

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

 

Основы комплексной безопасности

Основы противодействие терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Система оценочных средств к рабочей программе по ОБЖ 8 класс

Итоговая контрольная работа (тестирование)

1 вариант

1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС техногенного характера; б) ЧС экологического характера; в) ЧС природного характера;

г) стихийным бедствиям.

2. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, называется: а) потенциально опасный объект;

б) аварийный объект; в) катастрофически опасный объект.

3. Взрыв всегда сопровождается: а) большим количеством выделяемой энергии;

б) резким повышением температуры; в) незначительным дробящим действием.

4. Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть: а) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления внутри производственного оборудования; б) пони-жение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных приборов, указывающих превы-шение концентрации химически опасных веществ; в) отсутствие специальных устройств удаления дыма, легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах, наличие инертных газов в зоне взрыва.

5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

 а) гранит + кислород воздуха + пламя горелки б) бензин + кислород воздуха; в) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета

6. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, — это: а) зона химического заражения;

б) очаг химического заражения; в) область химического заражения; г) территория заражения.

7. При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:

а) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна; б) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные отверстия, уплотнить дверные проемы влажной тканью, заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;

в) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать вентиляционные отверстия.

8. Аммиак — это: а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;

б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха; в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов.

9. Синильная кислота — это: а) бесцветная жидкость с запахом горького миндаля;

б) вязкая бесцветная маслянистая жидкость со слабым ароматическим запахом; в) слегка зеленоватая бесцветная жидкость с запахом эфира или хлороформа.

10. Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительное повреждение или уничтожение материальных ценностей, зданий и сооружений, — это: а) зона катастрофического затопления;

б) зона разлива реки; в) зона опасного затопления; г) зона сильного затопления.

11. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются: а) стихийные бедствия и техногенные аварии;  б) частые изменения окружающего воздуха вследствие геологических, гидрологических, сейсмических и ветровых явлений; в) загрязнение атмосферы мелкодисперсной пылью, парниковый эффект, теплота, выделяемая в результате хозяйственной деятельности человека;

12. Опасность фреонов для окружающей среды заключается в том, что: а) некоторые из них разрушают озоновый слой Земли и приводят к образованию озоновых дыр в атмосфере; б) они отравляют атмосферу;

в) они отражают солнечный свет, что ведет к понижению температуры в нижних слоях тропосферы.

13. Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении:

а) приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) нанести йодную сетку на поврежденное место обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

14. При вывихе прежде всего необходимо:

а) дать пострадавшему обезболивающее средство;    б) попытаться вправить поврежденный сустав;

в) доставить пострадавшего в медицинское учреждение;     г) сделать тугую повязку.

15. Повреждение тканей, возникающее при повышении их температуры свыше 50 °С, — это:

а) ожог; б) тепловой удар; в) солнечный удар.

16. Что необходимо предпринять, если люди, здания и сооружения оказались на поверхности оползневого участка?

а) срочно укрыться в здании;

б) быстро покинуть здание (помещение);

в) передвигаться по возможности вверх;

г) действовать по обстановке и уходить в безопасное место.

17. Как поступить, если вы на улице услышали об угрозе землетрясения?
А) стоять на месте;
Б) продолжать идти по своим делам;
В) вернуться домой;
Г) начать танцевать;
Д) уйти подальше от зданий и линий электропередач. 

18.  Масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор – это… 
А) обвал;
Б) лавина;
В) град;
Г) снегопад;
Д) все ответы верны.

19. Сильный разрушительный ветер больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч – это…
А) ураган;
Б) буря;
В) метель;
Г) вьюга;
Д) не знаю.

20.  Какие правила поведения на водоёме ты знаешь?
А) начинать купание при температуре воды не ниже 18 градусов, при температуре воздуха 25 градусов;
Б) купаться не ранее, чем через 1,5 часа после еды;
В) не доверяйте надувным матрасам и кругам;
Г) не входить в воду уставшим, разгоряченным;
Д) все ответы верны.

2 вариант

1. По масштабу распространения и тяжести последствий ЧС техногенного характера могут быть:

 а) районными; б) местными; в) областными.

2. Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить в местных органах: а) милиции; б) управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; в) санитарно-экологического надзора; г) госпожнадзора.

3. К поражающим факторам взрыва относятся: а) осколочные поля и ударная волна;

б) высокая температура и волна прорыва; в) сильная загазованность местности.

4. К поражающим факторам пожара относятся: а) открытый огонь, токсичные продукты горения;

б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли; в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей; г) образование облака зараженного воздуха.

5. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами, — это: а) химически опасный объект;

б) пожароопасный объект; в) гидродинамически опасный объект.

6. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений и животных опасными ядовитыми веществами; в) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны; в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.

7. Хлор — это: а) зеленовато-желтый газ с резком запахом;

б) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта); в) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту.

8. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место его хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, — это: а) радиационно-опасный объект; б) объект экономики особой опасности;

в) экологически опасный объект; г) объект повышенной опасности.

9. Антропогенные изменения в природе — это:

а) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека;

б) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;

в) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии.

10. Основными причинами сокращения сельхоз-угодий являются: а) отсутствие условий для возделывания земель и сокращение численности населения; б) под топление и заболачивание земель, эрозия почвы и зарастание лесом и кустарником мелкоконтурных и удаленных участков; в) усиление сейсмической активности литосферы и повышение среднегодовой температуры на планете за последние десятилетия.

11. Какова последовательность оказания первой помощи при ушибах:

а) на место ушиба наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;

б) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;

12. Первая помощь при разрывах связок в мышц заключается в следующем:

а) на поврежденное место наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) на поврежденное место нанести йодную сетку и наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение; в) срочно распарить поврежденное место, а затем наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

13. Первая помощь при сдавливании конечности — это:

а) извлечь пострадавшего из завала, на поврежденную конечность наложить тугую повязку, обложить поврежденное место холодом, доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) извлечь пострадавшего из завала, на поврежденную конечность наложить жгут, нанести йодную сетку и приложить тепло, доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) извлечь пострадавшего из завала, на поврежденную конечность наложить тугую повязку, приложить к поврежденному месту тепло.

14. При ожоге необходимо:

а) убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, на поврежденную поверхность на 5—10 минут наложить холод, здоровую кожу вокруг ожога продезинфицировать, на обожженную поверхность наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;б) убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, поврежденную поверхность смазать йодом, а затем маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;

в) убрать с поверхности тела горячий предмет, не срезая ножницами одежды, залить обожженную поверхность маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение

15. Основной материал, которым пользуются при перевязке, — это:

а) марлевые (плоские) бинты;  б) трубчатые бинты;   в) жгут.

16. Не существует бинтовых повязок типа:

а) обезболивающие; б) пращевидные;  в) колосовидные;  г) спиральные;  д) сходящиеся или расходящиеся.

17. Каким из правил пользуются при наложении бинта:

а) снизу вверх, справа налево; б) снизу вверх, слева направо;  в) сверху вниз, слева направо; г) справа налево, сверху вниз.

18. Что необходимо предпринять человеку при угрозе схода оползней, обвалов, селей и лавин при заблаговременном оповещении?

а) укрыться в доме в безопасном месте;

б) включить радио. Телевизор, выслушать рекомендации штаба гражданской обороны, а также принести имущество со двора и балкона в дом;

в) плотно закрыть окна, двери, вентиляционные и другие отверстия в доме, укрыть ценное имущество от влаги; отключить электричество, воду, погасить огонь в печи;

г) выйти из дома и перейти в безопасное место

19.  Что  необходимо  предпринять человеку, если он оказался в завале и у него нет возможности выбраться?

а. снять   верхнюю   одежду,   чтобы   занимать меньше места;

б. посмотреть,  нет ли где  просветов,  лазов, проемов;

в. укрепить завал (установив подпорки);

г. постараться найти и надеть теплые вещи.

20. Что относится к ЧС природного характера?
А) извержения вулканов;
Б) обвалы, сели;
В) бури, ураганы, смерчи;
Г) наводнения, цунами, шторм;
Д) все ответы верны.

Ключи к тесту

Вариант 1

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

а

а

а

а

в

а

б

а

а

А

Вопрос

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

в

а

а

а

а

б

д

а

а

д

Вариант 2

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

б

б

а

а

а

а

а

а

а

б

Вопрос

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

а

а

а

в

а

а

б

б

б

д

           

             90 %  и  более  правильных ответов  -  «отлично»

70 %  и  более  правильных ответов – «хорошо»

50 %  и  более  правильных ответов -  «удовлетворительно»

Менее  50 %  правильных ответов -  «неудовлетворительно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс основного общего образования  на 20...

КТП к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» базовый (общеобразовательный) уровень 5-9 класс основного общего образования 2016-2017 уч.год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  базовый (общеобразовательны) уровень , 5-9 класс...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5 класса

Рабочая учебная программа по предмету «ОБЖ» для 5 класса составлена на основе примерной учебной программы (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,  2014 г.), Федерального Закона «Об Образ...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 6 класса

Рабочая учебная программа по предмету «ОБЖ» для 6 класса составлена на основе примерной учебной программы (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,  2014 г.), Федерального Закона «Об Образ...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 7 класса

Рабочая учебная программа по предмету «ОБЖ» для 7 класса составлена на основе примерной учебной программы (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,  2014 г.), Федерального Закона «Об Образ...

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 9 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов (ФГОС ООО)

           Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы по курсу «Основы ...