Группа, как субъект учебного взаимодействия - основа эффективности интерактивных технологий обучения.
статья по обж (11 класс)

Короленко Алла Анатольевна

В статье говорится о социально-психологических механизмов и процессов, которые делают взаимодействие  в группе эффективным инструментом обучения. Повышение мотивации учебной деятельности в процессе применения интерактивных технологий. Активные методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_stati.docx41.76 КБ

Предварительный просмотр:

Группа, как субъект учебного взаимодействия  - основа эффективности интерактивных технологий обучения.

Высокая эффективность группового обучения была выявлена давно.

Изучение социального поведения Гордон Олпорт определил как «попытку понять влияние на мысли, чувства и поведение индивидуумов действительного, воображаемого или подразумеваемого присутствия других». Социальными психологами, организовавшими в 1946 году мастерскую межгрупповых отношений (под руководством К.Левина), эмпирически была открыта высокая эффективность группового метода обучения. Успех нового метода группового социально-психологического обучения привел к созданию Национальной лаборатории тренинга (г. Беттель, штат Мэн). Так появилась первая разновидность тренинговых групп - группа тренинга базовых умений. После этого психологические группы (различных направлений) получили широкое распространение во всем мире.

Не останавливаясь подробно на описании методик проведения групповых занятий с психологическими целями, дадим краткую характеристику социально-психологических механизмов и процессов, которые делают взаимодействие в группе эффективным инструментом обучения.

В основе обучения в группе лежит процесс общения в единстве трех сторон: информационной (коммуникативной); перцептивной и интерактивной. Все стороны неразрывно связаны в процессе группового общения. Однако, высокая эффективность обучения достигается при интенсивном взаимодействии в группе в целях более эффективного обучения.

В основе общения в группе лежит создание целостного совместно и непосредственно полученного опыта решения жизненных, учебных и жизненных проблем. Причем опыт отличается от усвоения знаний тем, что он «проживается», подключает эмоциональную вовлеченность, т.е. «переживается». С этим связана высокая эффективность групповой работы над учебным заданием: личностно пережитый опыт не забывается, а присваивается, интериоризуется индивидом.

В группе, организованной для взаимодействия и совместного решения проблем, объективно действуют известные социально-психологические механизмы: социальное влияние, давление группы и партнеров друг на друга, конформизм, идентификация, эффект синергии. Социальные психологи обосновали эффект «социального облегчения». Это объективная социально-психологическая закономерность проявляет себя в том, что индивиды в группе легче принимают решение, активнее думают и действуют. Именно поэтому при правильной организации группового взаимодействия всегда наблюдается повышение активности каждого члена группы.

Создание группового опыта всегда является уникальным и неповторимым процессом, который предполагает наличие свободы выбора для каждого участника, ограниченной рамками проблемы, которую решают сообща.

В группе человек себя чувствует принятым и принимающим; пользующимся доверием и доверяющим; получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

При определенных условиях, главным из которых является профессионализм преподавателя, в группе создается атмосфера психологического комфорта. Создание этой атмосферы является важным условием эффективности группового взаимодействия.

Уровень доверия является решающим фактором в любой учебной среде. Если в группе не создается атмосфера взаимопонимания, то сотрудничество и взаимодействие существенно затруднено. Создание атмосферы доверительного общения, психологического комфорта - задача преподавателя. Для этого он должен обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, а также личностными качествами, такими как эмпатия по отношению к группе, умение творческого диалога, умение организовать дискуссию и управлять ею. В литературе называются два способа создания поддерживающей, доверительной атмосферы в группе: замена оценивающей (осуждающей) коммуникации на описательную, а также переориентация контролирующего поведения на совместное решение проблем.

В работах Р.Бейлза были выделены две функции поведения, необходимые для успешного существования группы: функция решения задачи и функция оказания поддержки. Организация процесса решения проблем мобилизует группу для достижения определенных целей и включает: выдвижение, принятие предложений, мнений, усвоение и осмысление информации. Функция поддержки связана с социальным и эмоциональным климатом коллектива и способствует объединению и сплоченности, которые служат облегчению достижения групповых целей.

В процессе взаимодействия и для его эффективной организации необходимо введение групповых норм. Норма определяет правила поведения, руководящие действиями участников. Нормы поведения должны соответствовать целям группы. Так, для дискуссионной группы важны такие правила: не перебивать, говорить только после того, как высказался другой, не критиковать, а высказывать свою точку зрения, доброжелательность, активность, «все должны быть услышаны» и др.

Развивающее и воспитывающее влияние группового взаимодействия состоит в том, что происходит принятие ценностей и потребностей других участников. Это способствует развитию наблюдательности, чувствительности к партнеру по общению; тренирует умение межличностного взаимодействия и развития коммуникативных умений.

Группа - маленькая социально-психологическая лаборатория, которая служит объемным зеркалом, всматриваясь в которое каждый получает полезную информацию о себе. Происходит постоянный процесс самопознания на основе саморегуляции и получения обратной связи (в форме высказываний, похвалы, критики, оценки результатов деятельности). Рассмотрим мотивационный потенциал различных видов стимуляции учебной деятельности в процессе  применения интерактивных  технологий.

Факторы активизации и повышения мотивации учебной деятельности в процессе  применения интерактивных  технологий.

.Первая группа факторов -  фактор взаимодействия (совместной деятельности) можно рассматривать, как  один из ведущих  стимулов мотивации учебной деятельности, обладающий высоким мотивационным потенциалом. Совместная деятельность всегда связана с решением определенной практической или познавательной задачи или проблемы, а также с наличием у ее участников единой цели. Структура совместной деятельности включает ряд обязательных элементов:

- единая цель (общее задание проблемного характера);

- общность мотивов, побуждающих индивидов к совместной деятельности;

- взаимосвязанность участников;

- наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий (в процессе совместного решения задач и проблем);

-разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;

- наличие координации действий со стороны лидера группа или руководителя совместных действий.

Взаимодействие партнеров по общению или членов группы стимулирует мотивацию учебной деятельности также в связи с тем, что она связана с социальными эмоциями, то есть эмоциями, возникающими при удовлетворении социальных потребностей (потребность в общении, потребность в самореализации, самоутверждении и др.)

В совместной деятельности, когда участники преследуют общие цели, достижение которых приносит взаимное удовлетворение, возникает взаимозависимость: инициатива и активность одного зависят от вклада, внесенного другим. Поэтому партнеры по совместной деятельности испытывают друг к другу  позитивные социальные эмоции (защищают, поддерживают, заботятся). Это также является фактором стимуляции  активности учебной деятельности и поддержания мотивации этой деятельности на высоком уровне.

Социально-психологические механизмы, возникающие в группев  процессе интерактивного обучения, являются  фактором, активизации, стимуляции  повышения мотивации    учебной деятельности. Перечислим основные из них:

  • Влияние членов группы друг на друга;
  • Психологическое давление членов группы друг на друга;
  • Конформизм;
  • Идентификация;
  • Сотрудничество в процессе совместного решения задач и проблем, обсуждения вопросов;
  • Сплочение группы в процессе совместной  учебной деятельности (взаимодействия);
  • Эффект социального облегчения (члены группы активнее думают, действуют, принимают решения);
  • Позитивные социальные эмоции (психологическая поддержка);
  • Общие цели деятельности;
  • Общественное внимание и одобрение;
  • Состязательность;
  • Сотрудничество;
  • Повышение осознанности и осмысленности содержания и процесса учебных действий и учебной деятельности (в процессе обсуждения и проговаривания);
  • Обратная связь, получаемая от членов группы;
  • Дискуссия (обсуждение в группе).

Схема № 2Социально-психологические механизмы, действующие в группе в  процессе интерактивного обучения

Вторую группу факторов, стимулирующих  мотивацию учебной

деятельности, которая активно «задействуется» в процессе интерактивного обучения, составляют  потребности учащихся, которые  удовлетворяются в процессе учебного взаимодействия в группе. Это  существенно повышает мотивацию участия в учебной деятельности, хотя  они  не являются познавательными интересами или внутренними мотивами учебной деятельности.

Перечислим  социальные и личностные  потребности и интересы, которые удовлетворяются в процессе интерактивного обучения и стимулируют мотивацию учебной деятельности:

  • Потребности в общении;        
  • Потребность в свободе выбора; Потребность в самовыражении;
  • Потребность эмоционального насыщения;
  • Потребность в самоутверждении;
  • Потребность в  испытании и развитии своих способностей (самопознании;
  • Интерес к новому, необычному (новым формам проведения занятий);
  • Потребность в достижении успеха (совместно с группой);
  • Интерес к обсуждению проблем и др.

Схема №3  Потребности и интересы обучающихся, которые удовлетворяются в процессе интерактивного обучения и стимулируют мотивацию учебной деятельности

На схеме № 3  наглядно представлен спектр мотивационных стимулов, порождаемых организацией интерактивного обучения, которое образует широкое мотивационное поле и  способствует возникновению у обучаемых спонтанной внутренней активности и мотивации учебной деятельности, участие в которой  приводит в итоге  к возникновению и укреплению мотивации собственно познавательной деятельности.

Фактором, особо активизирующим учащихся является феномен формирования полимотивированности учебной деятельности, который возникает в процессе их участия в групповом взаимодействии при выполнении учебных заданий.  

Важной составляющей интерактивной технологии является применение активных методов обучения.

Активные методы обучения составляют неисчерпаемый источник для творчества преподавателя: дискуссия, ролевая игра, тренинг, деловая игра, анализ ситуации, рисунок, выполнение задания - все эти методы, соединенные с групповым взаимодействием становятся эффективным средством обучения.

В интерактивной технологии задействуются различные виды активности: двигательная, познавательная, коммуникативная, социальная и др.

Двигательная активность участников  может быть разнообразной, например:  меняют рабочее место; пересаживаются; говорят;  делают рисунки, слушают, созидают, рисуют, лепят, выполняют те или иные физические действия  или профессиональные манипуляции.

Социальная активность участников интерактивных игр проявляется в том, что они инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом, приемы и техники обмена информацией, способы общения с организатором игры, с экспертами, например: выбирают стратегии взаимодействия, задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, репликами, комментариями, выступают в роли «обучаемого», выступают в «игровой» роли, выступают в роли «эксперта» или «компетентного судьи» и т.д.

Познавательная активность участника интерактивной игры проявляется в инициировании отвечающей учебным целям постановки вопросов, определении способов диагностики и анализа материалов игры, изложении или презентации новых результатов, оказании влияния на содержание самой технологии обучения и организационного развития, например:

  • обучаемые сами формулируют проблему и ее постановку,
  • сами определяют способы решения проблемы, трудности,
  • сами находят решение проблемы,
  • корректируют материалы, предлагаемые организатором игры,
  • вносят поправки, дополнения,
  • выступают как один из источников  опыта,
  • предлагают рекомендации, вырабатывают советы,
  • создают программу или проект и обосновывают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные педагогические технологии обучения и воспитания.

Источник мотивации человека находится в нем самом,поэтому следует придавать первостепенные значение формированию внутренней мотивации учащихся....

интерактивные технологии обучения

интерактивные технологии обучения...

интерактивные технологии обучения

Чем интересны интерактивные технологии обучения и воспитанияИнтерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой...

Развитие познавательной активности обучающихся на основе использования интерактивных средств обучения.

Для развития познавательной активности обучающихся необходимо осуществлять поиск новых форм обучения - целенаправленных, четко организованных, содержательно насыщенных и методически оснащенных систем ...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ГРУППЕ, КАК СУБЪЕКТЕ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

В группе, организованной для взаимодействия и совместного решения про­блем, объективно действуют известные социально-психологические механизмы: социаль­ное влияние, давление группы и партнеров...

Доклад "Формирование общих компетенций студентов на основе применения интерактивных методов обучения"

Выступление. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения»...