Пожарная безопасность как один из компонентов безопасности учреждения
статья по обж

Полежай Наталья Николаевна

Пожарная безопасность как один из компонентов безопасности учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pechatpozharnaya_bezopasnost.doc_12.01.15.doc492 КБ

Предварительный просмотр:

Пожарная безопасность как один из компонентов безопасности учреждения.

Актуальность темы  очевидна. Ежегодно на территории нашего государства, города гибнет от пожаров огромное количество людей, в том числе и детей. Обучение детей правилам пожарной безопасности дает возможность сохранить жизнь детям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, быстро и правильно реагировать на нее, оказывать самопомощь и взаимопомощь рядом живущим людям.

Полежай Наталья Николаевна

ГБОУ «Школа № 602», учитель ОБЖ

8-953-149-87-26

poliezhain@list.ru

Пожарная безопасность учреждения один из важных вопросов  образовательного процесса. От правильных и умелых действий персонала зависит жизнь и здоровье  обучающихся.

Задача педагогического коллектива  учить детей правильным действиям в чрезвычайных ситуациях  в школе и  дома, формировать умение предвидеть возможные опасности, воспитывать ответственность за собственную жизнь и жизнь окружающих их людей. Умение правильно реагировать на чрезвычайные ситуации   формируется у обучающихся с начальной школы, а введение ФГОС дает возможность через внеурочную деятельность обучающихся расширить и углубить вопрос противопожарной безопасности. У обучающихся начальной школы появилась возможность дополнительно посещать кружок «Отряд юных пожарных», отрабатывать навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, вырабатывать алгоритм безопасности:

-предвидеть опасность;

-по возможности избегать ее;

-при необходимости действовать решительно и четко;

-активно просить о помощи и самому ее оказывать.

На занятиях у обучающихся формируются прочные знания о пожаре:

-пожар ослепляет - ты не можешь видеть в огне;

-дым и газ опаснее пламени;

-жар от огня настолько силен, что может стать причиной гибели сам по себе;

-пожар не даст тебе передышки –нужно успеть выбраться из огня как можно скорее.

Совместно с педагогами обучающиеся выработали алгоритм действия при возникновении пожара в школе и отработали его на учебных тренировочных занятиях по пожарной безопасности:

-если ты заметил задымление, запах гари или открытый огонь, сразу же сообщи об этом учителю или любому взрослому человеку, Чем раньше ты поднимешь тревогу, тем больше людей спасешь;

-при опасности пожара не прячься и не убегай от учителя;

-строго следуй указаниям учителя - от этого может зависеть твоя жизнь;

-внимательно слушай звуковые оповещения и по команде учителя проследуй к эвакуационному выходу;

- не паникуй и не мешай своим одноклассникам, по возможности помоги малышам;

- при выходе из здания не убегай и стой на месте, указанном учителем.

А также составили список телефонных номеров экстренной помощи:

Единая служба спасения

01 или 112

Полиция

02

Скорая медицинская помощь

03

Газовая служба

04

Экстренная служба сотовых операторов:

« Билайн»:

Пожарная охрана

Органы правопорядка( полиция)

Скорая медицинская помощь

Аварийная газовая служба

001

002

003

004

« МТС», « Мегафон», «Теле 2»:

Пожарная охрана

Органы правопорядка( полиция)

Скорая медицинская помощь

Аварийная газовая служба

010

020

030

040

Педагоги на занятиях с детьми отработали правила вызова этих служб по телефону. Для этого  необходимо:

-набрать номер службы;

-коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы;

- сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);

-назвать свою фамилию и номер телефона, с которого передается вызов;

-записать или запомнить  фамилию дежурного, принявшего вызов.

На занятиях с детьми, обращено внимание на то,  что заведомо ложный вызов является противоправным деянием и влечет за собой наказание.

А у выпускников  школы  полностью сформированы навыки правильного поведения в ЧС, умения оказать посильную самопомощь и взаимопомощь, первую помощь при ожогах:

-ожог-это повреждение тканей под воздействием высокой температуры;

- обнажи обгоревший участок кожи;

- охлади рану;

- наложи сухую марлевую повязку;

-вызови скорую помощь.

За время обучения в образовательном учреждении, обучающиеся изучают целый комплекс профилактических мероприятий, направленных на противопожарную безопасность. Систематическое  проведение классных часов, бесед, экскурсий в пожарную часть, встречи с пожарными, проведение учебных эвакуаций из образовательного учреждения, посещение школьной библиотеки (выставки книг на противопожарную тематику: Л.Толстой « Пожарные собаки», К.Чуковский « Путаница», А. Кривицкая « У кого на кухне газ», « Пожар», В.Житков «Дым», « Пожар в море» С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое», конкурсы рисунков на пожарную тематику,  внеклассные мероприятия позволяют обучающимся в форме игры познавать и изучать правила пожарной безопасности и соблюдать  их в повседневной жизни.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по пожарной безопасности в рамках Месячника пожарной безопасности.

« Из искры возгорится пламя!»

Цель: закрепление знаний учащихся по правилам пожарной безопасности, умение вести себя правильно в ЧС.

Задачи:

-закрепить знания детей о роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии «Пожарный»;

- прививать навыки осторожного обращения с огнем;

- воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье свое и окружающих.

Оформление:

выставка детских работ «Мы говорим пожару - нет!»;

подборка  литературы на противопожарную тематику;

плакаты о работе пожарных и по пожарной безопасности;

индивидуальные памятки.

Оборудование: проектор, компьютерная презентация « Мы говорим пожару – нет!», костюмы героев, запись мультфильма «Кошкин дом»

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Много лет назад человек научился добывать огонь. Он был спутником человека, верно служил ему. Огонь с нами и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках человека он послушен, но если дать ему волю, то он превращается в коварного и злого врага человека.
                                          (Звучит серена пожарной машины… на сцену выбегает Кошка, просит помощи)
Тили-тили, тили бом!
Загорелся  кошкин дом,
Кошка выбежала, глаза выпучила
Ой-ой-ой!

(Кошка убежала) (Слайд №1)
(Выходят члены  агитбригады)
Раз, два, три, четыре
Все:
 Три , четыре, раз, два.
Ведущий: Кто шагает дружно в ряд?
Все: Юный пожарный веселый отряд! (Слайд №2)
Участник №1 Знает каждый гражданин
Все: Пожарный номер -01 (Слайд №3)
Участник №2   Возникнет пожар -не испугаемся,
                          Помочь беде мы постараемся.

(на сцену выходит Вова)

Вова:
Опять дружинники стоят,
Нотации читают,
Про ваш пожар, хочу сказать,
Уже все ребята знаю.
И вообще есть телефон,
Нам всегда поможет он.
Ведущая:
Ну, тогда скажи-ка, Вова,
По какому телефону
Ты пожарных будешь звать?
Вова( чешет затылок): Ну… 02? 03? 05?

Ведущая:
Так, дружок, сгоришь ты точно.
Ты скажи, ну, как  так можно?
Все: Знает каждый гражданин-
        Пожарный номер- 01.
Вовочка ( с ухмылкой)
Ну, я знаю номер этот
И с ребятами советы
Мы сейчас вам дать хотим.
Все:  (скептически):
Ну, давайте! Поглядим!
1 хулиган:
Если ты ремонт затеял с газорезкой или сваркой,
То поставь баллоны рядом, где работаешь с огнем,(Слайд №4)
На баллон на кислородный ты накинь с мазутом тряпку,
Если сделаешь как надо, можешь в космос улететь.
2 хулиган:
Если праздник новогодний -ты укрась свечами елку
И игрушками из ваты, чтобы было веселей.( Слайд № 5)
А когда приедут гости -дружно свечи зажигайте,
Будет праздник самый славный для тебя и для друзей.
3 хулиган:
Ну, а если ты с друзьями, отдохнувши на природе,
Вдруг домой засобирался - не спеши костер тушить.( Слайд № 6)
Что напрасно напрягаться?- Ну, сгорит гектарчик леса,
Зато завтра в этом месте будет много жареных грибов.
4 хулиган:
Не спеши звонить в « пожарку»,  набирая, 01(Слайд № 7)
Пусть немного разгорится ,пусть народ повеселиться,
А то быстро все потушат- будет не на что смотреть.
Участник №1:

Что вы, что вы говорите ?!
Я прошу вас, замолчите!!!

Участник №2:

Всем напомнить, здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Никогда не выполняйте советы Вовкины, друзья!
Участник №3:

Посмотри, что может быть
Если вдруг с огнем шутить…
(Участники агитбригады  исполняют частушки)
1. Ах, не знаю, как у вас
А со мной случается
Как пожар увижу я
Сердце разрывается.
2. В школе вдруг пожар случился-
Знаем мы как дважды два:
Запасная дверь сгодиться,
Быстро мы бежим туда.
3. Если вдруг пожар случиться-
Ты, подружка, не зевай-
« 01» звони быстрее
И подмогу вызывай.
4. Как уходишь ты из дома,
Все приборы выключай,
А не то придешь из школы
Негде будет выпить чай.
5.Не играйте вы с огнем,
Милые ребятки,
А то можете сгореть
С головы до пятки.
Участник №1:
Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя: (Слайд № 8)
Участник №2:

 Если в двери выйти можно, так и сделаем- уйдем.

(показывает табличку «Запасной выход») (Слайд № 9)

Участник №3:

Из квартиры всех животных за собою уведем.

(в руках держит игрушки: медведь,щенок) (Слайд № 10)
Участник №4:

Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим
И попросим всех соседей позвонить  по « 01»

(держит табличку с номером «01») ( Слайд № 11-12)
 
Ведущая:
Ребята, сегодня мы с вами повторили некоторые правила противопожарной безопасности. Сейчас мы с вами поиграем и проверим ваши знания. Игра называется « Это я, это я, это все мои друзья!». Если вы делаете так , то отвечайте хором вместе « Это я, это я, это все мои друзья!», а если нет, то молчите, пожалуйста. Встаньте, пожалуйста.(встали из своих мест)  
Кто, почуяв, запах гари,
Сообщает о пожаре?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто из вас, почуяв дым, Говорит: Пожар! Горим!
Это я, это я , это все мои друзья
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?
Кто костер не зажигает,
И другим не разрешает?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
Это я, это я , это все мои друзья!
Признавайтесь-ка мне в том,
Кто из вас шалит с огнем?
Молодцы,  ребята! ( Ребята садятся на свои места)

Участник № 1:

. Если дверь у вас закрыта, и сидим мы под замком,
А у нас вдруг загорелось- нам поможет телефон.
Участник № 2:

  Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим.
Тете, маминой подруге, чтоб звонили « 01»
Участник №3:

 Если нету телефона- мы к балкону поспешим,
За собою дверь  балкона поплотнее затворим.
Участник №4:

Если нет у нас балкона- станем в окна мы кричать:
О пожаре всем прохожим громко будем сообщать.
Участник №1:

 Нас тогда услышат люди и на помощь нам придут-
Ждать нам долго не придется- нас пожарные спасут.

Ведущая: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть. Игра  называется « Доскажи словечко».Я вам проговариваю текст, останавливаюсь, а вы доскажите.

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур,

Если сделан из бумаги

Самодельный: (абажур)

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с: ( утюгом)

Не суши белье над газом,

Все сгорит единым (разом).

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может: (сжечь).

Возле дома и сарая разжигать костер не смей!

Может быть беда большая для построек и: (людей).

Всем, друзья, вы расскажите,

Чем пожарные живут.

Они днем и ночью Ваши жизни: (берегут).

Ведущая: Молодцы, ребята.

Участник №1:

Почему мы двери закрываем поплотней?

Чтоб не дать пожару дальше разгореться поскорей.

Участник № 2:

Если двери мы откроем –свежий ветер налетит.

    Силы он огню удвоит, полыхнет – и все сгорит.

Участник № 3:

Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,

     Этот дым по содержанью и едуч, и ядовит.

 Участник №4:

Под кровать мы не забьемся и не спрячемся в шкафу –

До балкона доберемся, хоть ползем в сплошном дыму.

Ведущая: Ребята,  вы любите отгадывать загадки? (Да). Слушайте  внимательно и постарайтесь отгадать.

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и параходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня.

(Дым)

Шипит и злится, воды боится.

С языком а не лает.

Без зубов, а кусает.

(Огонь)

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.

(Свеча)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки-

Раздают всем огоньки.

(Спички)

Где с огнем беспечны люди,

обязательно он будет.

(Пожар)

Дым увидел- не зевай,

Нас скорее вызывай.

(Пожарные)

Ведущая:  сейчас я зачитаю  отрывки из литературных произведений, а вам необходимо грамотно объяснить опасность ситуации. 

1)  «Открыв духовку, Наташа увидела на противне Кузьку, который вопил не жалея голоса:
— Обожжешься! Сгоришь! Удирай, пока не поздно!
— Это ты сгоришь! — сказала Наташа и стала объяснять про газовую плиту и про духовку.
 «Не дослушав объяснений, Кузька вылетел наружу как ошпаренный, подобрал коробку с пирожными, надел лапоть и сердито пнул плиту:
— Вот беда, беда, огорчение! Я-то думал, это будет мой домик, тихонький, укромненький, никто туда не заглянет. А сам, страх подумать, в печи сидел! Ах ты, батюшки!
Наташа стала его утешать.
— Я твоей плиты не боюсь, зря не укусит, — махнул рукою Кузька. — Я огня боюсь!»

2) Посадила Баба - Яга Иванушку на лопату и хотела его в печь засунуть. А Иванушка раздвинул ноги и в печь не лезет.

- Ты что, не знаешь, как нужно в печь залазить?

- Нет. А ты мне покажи.

- Эх, вы молодеешь, ничего вы не умеете. Все старикам учить вас надо.

Села Баба – Яга на лопату, а Иванушка ее в печь - то   протолкнул и заслонку поставил.

(Русская народная сказка)

3)  …А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(К.И. Чуковский «Путаница»)

4)Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, он только выучился ходить), и сказала:  «Глянь, Килюска, какую я печку вздула».

(Л.Толстой «Пожар»)

Ведущая: часто возникают ситуации, которые угрожают нашей жизни, причина- наша беспечность. (сценка)

Участник №1:

Юля в школу собиралась.

Юбку гладила, старалась.

Вдруг звонок раздался в двери.

К ней пришла подружка Вера

(Забегает  подружка, обнимает Юлю. У той на юбке остался включенный утюг.)

Вера:

Юлька, что ты , не готова?

Побежали ждет нас Вова.

Торопись, а то уйдет,

С  Люськой в школу он пойдет.

(Юля хватает сумку, смотрится в зеркало, явно торопится)

Юля:

Я уже бегу, подружка.

Дружба с Вовкой не игрушка!

Люська лишь того и ждет,

Сразу парня отобьет.

Участник №1:

Выпорхнула из квартиры,

Про утюг совсем забыла.

Он на юбке грелся, грелся-

Легкий шелк и загорелся.

(выбегают все члены агитбригады, строятся)

           Участник №3:

          Хорошо, что брат Сережка,

Увидал огонь в окошко.

01 он позвонил,

И пожарным сообщил.

Все:

Лишь пол комнаты сгорело!

Вот такое было дело!

(выходит Вова)

Участник №1:

Что на это скажешь, Вова?

Вова (с сарказмом):

До чего пустоголова

Эта девочка была!

Все:

Ну, к чему теперь слова!

Вовочка:

Это случай- единичный!

И типично он- девичий.

Вовсе не про пацанов-

Мы не жжем своих штанов.

Участник №1:

Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня),

           На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.

Участник №2:

Если снять одежду сложно, мы на землю упадем-

          По земле кататься будем –так мы справимся с огнем.

Участник №3:

Главное- позвать на помощь тех, кто борется с огнем.

         Мы их очень уважаем и пожарными зовем.

    Ведущая:
              Пожарное дело - для крепких парней,
               Пожарное дело - спасение

      Пожарное дело - отвага и честь,
               Пожарное дело - так было и есть!

Ведущая:  Молодцы, ребята!  А сейчас продолжим просмотр мультфильма «Кошкин дом»

Использованная литература:

1. Герасимова В.А. Классный час,  играючи в начальной школе./М.: Творческий Центр «Сфера», 2005;

2. Землянская Е.Н. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №7, 2008 -№7/ М.: Центр «Педагогический поиск»;

3. Кондрашова Л. «Загадки для малышей» / М.: «Эксмо», 2004;

4. Маршак С.Я. Стихи. Рассказ о неизвестном герое   -М.:ООО Издательство Астрель,-174с.:ил.—(Хрестоматия школьника)

5. Михалков С.В. Избранное. -М.:ООО Издательство АСТ:ООО Издательство Астрель,2004.-557с.: ил.-(Всемирная детская б-ка).

6. Методический журнал “Основы безопасности жизни”. Издательство “Русский журнал”-2004

7. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 1 класса. -М.:  Дрофа; ДиК,1997.-2-е изд.-80с.:ил.

           8.  Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 3 класс./ М.: «Вако», 2004 – 255с.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.ppt

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность-презентация по ОБЖ для 9 класса...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

План мероприятий по профилактике и предупреждению дорожно - транспортных происшествий, детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечению безопасности при перевозке учащихся в образовательных учреждениях

План мероприятий по профилактике и предупреждению  дорожно - транспортных происшествий, детского дорожно-транспортного травматизма  и обеспечению безопасности при перевозке учащихся  в ...

Формирование основ компьютерной безопасности как один из аспектов воспитательной работы с учащимися

Методическая разработка, посвященная проблемам интернет и компьютерной безопасности подростков как важнейшего аспекта воспитательной работы классного руководителя....

"Один дома. Правила безопасности"

Тема: «Правила безопасности».Цели: знакомство школьников с правилами безопасного поведения дома.Задачи: познакомить детей с правилами безопасного поведения дома, совместно разработать спос...

Методическая разработка «Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в общеобразовательном учреждении »

В методической разработке рассмотрены теоретические вопросы формирования культуры безопасного поведения на дорогах . Проанализированы различные технологии педагогической деятельности , направленные на...