Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках федерального проекта "Современная школа"
учебно-методическое пособие по обж (11 класс)

Козлова Анна Владимировна

«Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности",  в рамках федерального проекта "Современная школа"» адресовано педагогам и учащимся общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием, органов опеки и попечительства, родителям, заинтересованным в успешном обучении детей.

Методическое пособие отвечает требованиям современных федеральных государственных образовательных стандартов.

Электронные материалы, представленные в рамках пособия, прилагаются: https://cloud.mail.ru/public/4aQa/3Ss1nM3bM. Это позволит потребителям учебного контента визуализировать умения и навыки работы с тренажерами «Александр» и «Искандер».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx400.89 КБ
Файл prilozhenie_3.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная казённая общеобразовательная организация

«Антроповская средняя школа»

Антроповского муниципального района Костромской области

                     Методическое пособие

           по использованию  оборудования «Точки роста»

        в образовательном процессе предмета

  "Основы безопасности жизнедеятельности"

      в рамках федерального проекта "Современная школа"

Номинация: «Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей детям иных населенных пунктов сельских территорий»

 

Автор проекта: А.В. Козлова - учитель

биологии, географии, ОБЖ

Антроповской средней школы.

                                                     Антропово, 2020

Козлова А. В. – учитель биологии, географии, основы безопасности жизнедеятельности, муниципальная казённая общеобразовательная организация «Антроповская средняя школа» Антроповского муниципального района Костромской области.

«Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности",  в рамках федерального проекта "Современная школа"» адресовано педагогам и учащимся общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием, органов опеки и попечительства, родителям, заинтересованным в успешном обучении детей.

Методическое пособие отвечает требованиям современных федеральных государственных образовательных стандартов.

Электронные материалы, представленные в рамках пособия, прилагаются: https://cloud.mail.ru/public/4aQa/3Ss1nM3bM. Это позволит потребителям учебного контента визуализировать умения и навыки работы с тренажерами «Александр» и «Искандер».

Гарнитура шрифта «Times New Roman Суr» 12п.

Формат 60Х84/38. Кол-во листов 14. Кол-во авторских листов 1,0.

МКОО «Антроповская средняя школа»

Файл «РИК/ Документы/ 2020/пособие/ Козлова А. В./ Точка Роста

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        4

1.        ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ - МАНЕКЕНОВ «АЛЕКСАНДР» И «ИСКАНДЕР» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ        5

1.1.        Прием Геймлиха        6

1.2.        Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР) и искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ)        7

2.        АПРОБАЦИЯ        9

3.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ        10

Заключение        11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        11

Приложение……………………………………………………………………………………..11

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Адольф Дистервег

Введение

Данное методическое пособие подготовлено с учетом результатов проведенной апробации, в рамках межмуниципального методического семинара «Эффективные практики повышения качества образования в школе».

В рамках федерального проекта образования «Современная школа», во второй половине 2019 года, на базе сельских школ Костромского региона были открыты центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Центры оснащены специализированным оборудованием. 

В Муниципальная казённая общеобразовательная организация «Антроповская средняя школа» Антроповского муниципального района Костромской области поступило современное оборудование по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» -тренажеры-манекены «Александр» и «Искандер».

Для освоения профессиональных, практических компетенций - использования манекенов «Александр» и «Искандер» от учителя потребовалось прохождение обучения, которое производилось на:

  • базе КОИРО по программе «основные подходы к преподаванию предметов естественнонаучного цикла условия обновления образования» (в том числе по модулю «основы оказания первой медицинской помощи»);
  •  базе МЧС города Кострома по программе Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации Костромской области по направлению преподаватели ОБЖ;
  • в федеральном государственном автономном учреждении «фонд новых форм развития образования» по программе «гибкие компетенции проектной деятельности».

Новизна методического пособия это оказание помощи преподавателям, учащимся при подготовке образовательного контента для продуктивного использования профессионального оборудования на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности», в рамках реализации федерального проекта образования «Современная школа».

        Данное методическое пособие помогает успешно освоить стратегию компетентностного обучения и основывается на принципе «Попробуй сам - предложи обучающимся - поделись с коллегами - найди единомышленников - объедините усилия».

Актуальность методического пособия определена отсутствием каких-либо систематизированных, современных методических материалов, по использованию оборудования - манекенов «Александр» и «Искандер» в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования практических компетенций в защите от реальных опасностей. Навык использования теоретического материала в тандеме с практическими навыками требует от учащихся овладения системой учебных действий и прежде всего с опорным учебным материалом, в том числе и со специальным оборудованием.

Методическое пособие составлено с целью обобщения, систематизации, проектирования учебных практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, с использованием современного оборудования - тренажеров, манекенов «Александр» и «Искандер».

         Цель пособия обуславливает ряд поставленных автором задач:

  1. Познакомиться и изучить особенности специализированного оборудования;
  2. Провести с учащимися занятие (технология проблемного обучения) по решению конкретных жизненных ситуаций;
  3. Исследовать показатели овладения практическими навыками при реанимации с последующим составлением критериев оценки данных показателей;
  4. Сделать вывод об актуальности овладения теоретическими и практическими навыками учащихся;
  5. Сделать выводы о проведенной апробации;
  6. Обобщить и систематизировать полученные результаты;
  7. Транслировать и популяризировать полученные результаты на региональном, межрегиональном, всероссийском уровнях.
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ - МАНЕКЕНОВ «АЛЕКСАНДР» И «ИСКАНДЕР» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование учащимися основополагающих знаний и умений, которые позволят им не только распознавать и оценить опасные ситуации, факторы риска среды обитания, определять способы защиты от них, но и в первую очередь – предвидеть возможные негативные последствия подобных ситуаций.

  1. Прием Геймлиха

Для использования оборудования, а именно тренажеров – манекенов необходим вводный теоретический курс по теме: «Прием Геймлиха».

Данный приём выполняется для освобождения дыхательных путей при их обструкции (перекрытии). Признаки, по которым можно определить обструкцию:

  • Пострадавший держится за шею
  • Его лицо покраснело
  • Отсутствие издаваемых звуков либо тихий, сдавленный кашель или сипение

Следует обратить внимание на то, что если пострадавший кашляет громко и/или может говорить, то приём выполнять не следует – он может нанести вред. В такой ситуации необходимо наклонить пострадавшего вперед и предоставить возможность прокашляться. Если пострадавший находится в положении «стоя», приём выполняется следующим образом:

  1. Оказывающий помощь человек встает сзади пострадавшего, обхватывает его руками.
  2. Сжатая в кулак ведущая рука кладется посередине между пупком и рёберной дугой  (эпигастральная область живота) и пальцами прижимается к пострадавшему, вторая рука кладется поверх неё.
  3. Оказывающий помощь человек слегка наклоняет пострадавшего вперёд и затем выполняет резкое нажатие руками на себя и вверх. Толчки нужно повторять до освобождения дыхательных путей.

Если пострадавший лежит:

  1. Повернуть пострадавшего на спину.
  2. Сесть верхом на бедра пострадавшего, сложить руки и выполнить серию толчков вниз и от себя.

Суть выполнения приёма заключается в воздействии на нижние отделы легких (в них даже при глубоком выдохе остаётся воздух) и вызывании кашля, который и выталкивает застрявший предмет.

Как известно, беременным женщинам резкое воздействие на живот является опасным – это может навредить плоду. Поэтому беременным женщинам (а также полным людям) приём выполняется иначе: руки складываются не между ребрами и пупком, а на нижней части грудной клетки, и надавливание выполняется не вверх, а вниз.

Также существует своя техника выполнения данного приёма для младенцев:

  1. Оказывающий помощь садится на стул, одна его рука лежит на бедре, младенец лежит сверху на спине. При этом важно придерживать ладонью голову младенца.
  2. Указательным и средним пальцами выполняется пять надавливаний на эпигастральную область живота.
  3. Оказывающий помощь переворачивает младенца на живот (теперь его ладонь держит подбородок младенца) и выполняет пять хлопков по спине, слегка наклонив младенца головой вниз.

При необходимости циклы повторяются. После выполнения приёма необходим осмотр у врача.

  1. Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР) и искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ)

Первое, что нужно запомнить – СЛР и ИВЛ выполняются не всегда – только при присутствии признаков клинической смерти:

  • Отсутствие пульса на сонной артерии. На лучевой артерии пульс не проверяют – при низком давлении на запястье он не прощупывается;
  • Отсутствие дыхания;
  • Отсутствие сознания (отсутствие реакции на внешние раздражители);
  • Расширение зрачков;

Определить наличие либо отсутствие дыхания можно по принципу «вижу – слышу – ощущаю»:

  • Вижу движение грудной клетки
  • Слышу дыхательные шумы
  • Ощущаю движение воздуха у рта и носа

Проводить реанимационные мероприятия не имеет смысла при выраженных признаках биологической смерти:

  • Мраморная окраска кожных покровов, температура тела ниже 20 градусов;
  • Наличие трупных пятен;
  • Помутнение зрачка, высыхание роговицы глаза;
  • Трупное окоченение (через 2-6 часов после смерти и 3-9 суток после его начала);

Порядок действий при обнаружении пострадавшего следующий:

  1. Устранить причину терминального состояния (если у пострадавшего обнаружено кровотечение – наложить жгут; если причина – электротравма, то прервать контакт с электричеством; вынести пострадавшего из зоны поражения – огня, воды и т.д.).
  2. Определить наличие либо отсутствие признаков клинической смерти – пульса, дыхания, сознания:
  1. Если у пострадавшего есть пульс и дыхание, но отсутствует сознание – СЛР и ИВЛ не проводятся.
  2. Если у пострадавшего есть пульс, но дыхание и сознание отсутствуют – СЛР не проводится, выполняются только вдохи рот в рот или рот в нос.
  3. Если пульса нет, выполняется СЛР.

Порядок проведения СЛР:

  1. Пострадавшего укладывают на спину на жесткое основание (пол, земля, кушетка и т.д.)
  2. Освобождают пострадавшего от всех стягивающих ремней, воротников и т.п.
  3. Ротовую полость пострадавшего очистить от инородных тел, жидкости.
  4. Максимально запрокинуть голову назад (под шею подложить валик)
  5. Поднять подбородок, выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать в таком положении в течение всей реанимации.
  6. Выполнить непрямой массаж сердца и ИВЛ:
  1. Если оказывающих помощь двое, то чередуются 2 вдоха и 15 нажатий на грудину (вдохи с частотой 16-18 раз взрослым, 20-40 – детям; частота компрессий – 100-120 раз в минуту)
  2. Если помощь оказывает один человек, чередуются 2 вдоха и 30 нажатий с той же частотой.

Положение рук при непрямом массаже сердца – на два пальца выше мечевидного отростка ровно посередине грудины, локти при надавливаниях не сгибаются, одна ладонь на другой. Для надавливаний используется не мышечная сила, а вес тела.

При проведении ИВЛ – зажимается нос/рот пострадавшего, оказывающий помощь плотно прижимается губами ко рту/носу пострадавшего и выполняет вдох. При вдохе должна подниматься грудина, а не живот пострадавшего – это критерий правильности ИВЛ.

  1. АПРОБАЦИЯ

В процессе разработки методических рекомендаций по СЛР и НМС (сердечно-легочная реанимация и непрямой массаж сердца), а также по применению приёма Геймлиха была проведена апробация, которая прошла в рамках муниципального методического семинара «Эффективные практики повышения качества образования в школе» 27.11.2019 (Приложение 2). Нами (преподавателем Козловой Анной Владимировной и учащимися 11 класса Даниилом Коробковым и Андреем Извековым)                                                                                           был проведён мастер-класс с тематической направленностью - «Внедрение оборудования центра «точки роста» в учебную деятельность», где учащиеся под руководством учителя продемонстрировали навыки оказания доврачебной помощи, а именно ИВЛ, НМС и прием Геймлиха. Также в ходе предварительного занятия с учащимися была организована самостоятельная индивидуальная поисково-исследовательская деятельность.

Мастер-класс проводился с использованием технологии проблемного обучения (См. Приложение 3). В качестве проблемных заданий учащимся 11 класса были предложены следующие жизненные ситуации (задания имели вариативную разбивку):

Ситуация 1.

Если вы увидели, что человек чем-то подавился:

1 вариант: взрослый мужчина;

2 вариант: беременная женщина;

3 вариант: младенец;

Вопросы к ситуационной задаче:

- Каковы будут Ваши действия?

-Как правильно оказать доврачебную помощь как не навредить при этом тем, кому вы оказываете помощь?

В результате подготовки по решению данных жизненных ситуаций учащиеся овладели теоретическими и практическими навыками и применили их на манекене «Искандер».

Ситуация 2.

Вы заметили человека без признаков жизни

1 вариант: с явным кровотечением;

2 вариант: находящегося под электрическим напряжением;

3 вариант: в водоёме;

Вопросы к ситуационной задаче:

- Каковы будут Ваши действия?

-Как правильно оказать доврачебную помощь как не навредить при этом тем, кому вы оказываете помощь?

 В результате индивидуальной и групповой подготовки по решению данных жизненных ситуаций учащиеся овладели теоретическими и практическими навыками и применили их на практике используя манекен «Александр».

В решении обеих ситуаций, при устных ответах и трансляции практических навыков работы на тренажерах учащиеся обменивались полученными знаниями, что привело к приобретению новых навыков одновременно всей группы участников мастер-класса.

В результате рефлексии на данных занятиях учащимися был сделан вывод: чтобы не навредить, следует знать ошибки проведения реанимационных мероприятий. Таким образом,  мы с помощью теоретических знаний в области анатомии человека и различных источников по данной теме разработали критерии, по которым можно оценивать уровень усвоения практических навыков с помощью данных манекенов. В ходе сдачи практической части была разработана метрика оценивания результатов.

 В актуальности полученных практических и теоретических знаний учащиеся отмечали то, что эти навыки могут пригодиться в как в повседневной жизни (экстремальных жизненных ситуациях, в армии или при военных действиях), так и в профессиональной деятельности, например при сдаче экзамена в ГИБДД.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Одной из составляющих обязанности любого учителя является проверка теоретических и практических знаний и навыков учащихся. Оценка практических навыков использования специализированного оборудования, манекенов «Александр» и «Искандер» позволяет выявить учащихся, которые правильно решают ситуационные задачи и тех, у кого возникли затруднения. Во время использования манекенов должна быть постоянная обратная связь ученика и учителя, который следит за работой и помогает сконцентрироваться на отработке практических навыков. Критериальная оценка результатов разработана и представлена в виде таблицы (См. Приложение 1).

Результаты контроля и оценки знаний и умений учащихся являются важной составляющей для анализа организации работы с тренажерами «Александр» и «Искандер». На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в систему обучения учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Заключение

В целях эффективного усвоения учебного материала на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо применять тренажеры-манекены. Обучение на них безопасно, имеется неограниченная возможность создания и моделирования простейших критических ситуаций, при которых необходимо оказание первой медицинской помощи [2]. При этом, у обучаемых формируется четкое представление о приемах жизнеподдержания человека. Использование таких тренажеров позволит сделать учебный процесс по оказанию первой  доврачебной помощи в рамках предмета наглядным, ощутимым и активным, добиться того, что школьники не будут стоять в стороне, став свидетелем несчастного случая.  Тренажеры-манекены позволяют учащимся приобретать знания оказания первой помощи и отрабатывать навыки, необходимые для проведения  определенного  комплекса реанимационных мероприятий.

В результате рефлексии учащимися был сделан вывод: чтобы не навредить, следует знать ошибки проведения реанимационных мероприятий.

Присутствующими педагогами на мастер-классе был сделан следующий вывод: проведение уроков ОБЖ с использованием манекенов – тренажеров – это мощнейший  стимул в обучении; средство, которое позволяет интенсифицировать обучение, активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность урока, а также укрепить межпредметную связь.

Апробация использования специализированного оборудования прошла успешно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Пособие по неотложным состояниям в хирургии / М. Е. Белова; – Издание второе. – Кострома, 2012. – 48 с.
  2. Обучение основам первой медицинской помощи на уроках обж с использованием тренажёров-манекенов © Надеин К.А. Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург.
  3. Открытые источники сети интернет.

Приложение 1

Критерии оценки обучающихся

Порядок правильного выполнения реанимации

Ошибки выполнения реанимации

Макс. балл

Устранить причину терминального состояния (если причина – электротравма, то прервать контакт с электричеством; если пострадавший ранен – наложить жгут; вывести пострадавшего из опасной среды – огня, воды и т.д.)

Не устранена причина терминального состояния (или при работе с манекеном не сказано об этом) – 0 баллов

1

Определить признаки клинической или биологической смерти (при работе с манекеном – только клинической)

За каждый названный признак клинической смерти (дыхание, пульс, сознание) – 1 балл

3

Пострадавшего уложить на спину на жесткое основание (пол, землю, кушетку и т.д.)

Манекен не уложен на жесткое основание на спину – 0 баллов

1

Освободить пострадавшего от всех стягивающих ремней, воротников

Не расстегнут ремень манекена – 0 баллов

1

Ротовую полость пострадавшего очистить от инородных тел, жидкости

Ротовая полость не очищена (или при работе с манекеном не сказано об этом)

1

Максимально запрокинуть голову назад (под шею подложить валик), Поднять подбородок, выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать так в течение всей реанимации (у манекенов челюсть не выдвигается)

Не подложен валик под шею – 0 баллов

1

Положить салфетку на рот/нос пострадавшего, зажать нос/рот пострадавшего, плотно прижаться губами ко рту/носу пострадавшего и выполнить два вдоха

Не положена салфетка – минус  1 балл

Не зажат нос или не обеспечена герметичность со ртом манекена – минус 1 балл

2

Между вдохами пауза не более 10 секунд

Пауза более 10 секунд – 0 баллов

1

Правильное расположение рук при реанимации

Руки реаниматора расположены на мечевидном отростке или не по центру грудины – минус 1 балл

Руки реаниматора сгибаются в локтях при компрессиях – минус 1 балл

2

Ритмичность и глубина компрессий

Компрессии не ритмичны – минус 1 балл

Надавливания на грудину производятся резко – минус 1 балл

Недостаточная глубина компрессий ( манекен не издает звуковой сигнал при компрессиях) – минус 1 балл

3

Соотношение вдохов и компрессий при реанимации – 2 к 30 (для одного реаниматора)

Нарушено соотношение вдохов и компрессий – минус 1 балл
Нарушено количество вдохов или компрессий – минус 1 балл

2

Выполнить 4 цикла (один цикл – 2 вдоха и 30 компрессий, юношам – на взрослом режиме, девушкам – на детском режиме)

За каждый цикл – 1 балл

4

Всего – 22 балла.

22-20 баллов – оценка «5» (Отлично)

19-16 баллов – оценка «4» (Хорошо)

15-13 баллов – оценка «3»(Удовлетворительно)

Менее 13 баллов-оценка «2»(Неудовлетворительно)

Примечание. Проведение СЛР и НМС требует значительных физических усилий. Исходя из этого, критерии оценки разработаны для учащихся 11 классов и с учетом того, что даже физически не подготовленный учащийся может получить оценку «отлично» при должной подготовке теоретической части и при особой внимательности.

Приложение 2

Наличие реальных достижений проекта на февраль 2020 г.

Приложение 3

Технологическая карта урока «Первая помощь при остановке сердца»

Основы  безопасности жизнедеятельности-11 класс

(См. Документ «Приложение 3»)



Предварительный просмотр:

Муниципальная казенная общеобразовательная организация

«Антроповская средняя школа»

Антроповского муниципального района Костромской области

Технологическая карта урока на тему «Первая помощь при остановке сердца»

Основы  безопасности жизнедеятельности-11 класс

                                                                                                                                   

                                                                                                                                     Выполнила: Козлова Анна Владимировна, учитель географии, биологии,

основы  безопасности жизнедеятельности

МКОО  «Антроповская средняя школа»

 Антроповского муниципального района

 Костромской области  

Антропово, 2020г.


 

Автор

Учитель географии ,биологии и основы  безопасности жизнедеятельности: Козлова А. В.   МКОО  «Антроповская средняя школа»

Антроповского района Костромской области  

Предмет

Основы  безопасности жизнедеятельности

Класс

11 класс

 Учебное пособие

ОБЖ 10-11 класс, авт.Ким С.В., Горский В.А. изд-во Вентана-граф (базовый уровень)

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология построения урока

Технология проблемного обучения

Тема

Первая помощь при  остановке сердца

Цель

  Овладение навыками оказания первой  доврачебной помощи    при клинической смерти  на манекене-тренажере «Александр»

Задачи:

  • Образовательные: Сформировать представление  о работе сердца, научить учащихся правильному выполнению ИВЛ и непрямого массажа сердца на манекене-тренажере «Александр»;
  • Развивающие: развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях; развитие навыков работы с  источниками информации . Способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы, обобщения.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих близких, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества.

Планируемые результаты обучения

Предметные: 

- формирование понятий: « клиническая смерть», « биологическая смерть», « терминальное состояние», «реанимация»,  «компрессия» .

- ознакомление с признаками клинической смерти, признаками биологической смерти, порядком действий при обнаружении пострадавшего, порядка проведения СЛР и НМС (сердечно-легочной реанимации и непрямого массажа сердца)  

- выдвижение гипотез возможного  применения  человеком  СЛР и НМС

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий оказания доврачебной помощи);

– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;

– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

- сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

- проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

ПознавательныеУУД:

- сравнивать  признаки клинической и биологической смерти ;

- высказывать предположения о действиях по пставленным проблемам(экстремальным ситуациям);

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- воспринимать  информацию с учетом поставленной учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию в различных источниках;

- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам–презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу.

Коммуникативные УУД:

–  участвовать в диалоге ;

– описывать объект, ситуацию и признаки:  

Личностные  : 

- проявлять в конкретных ситуациях находчивость  

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Основные термины, понятия

« клиническая смерть», « биологическая смерть», « терминальное состояние», «реанимация»,  «компрессия» .

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Работа в группах

Индивидуальная работа

Тетрадь, учебник, справочник, интернет ресурсы

Слайды с изображением  приемов СЛР и НМС, видео фрагменты по теме, манекен-тренажер «Александр»,коврик для проведения реанимации, фильтры для ИВЛ «изо рта в рот»

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

 Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные результаты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Организационный

момент (1 мин)

Проверка готовности класса к уроку.

Создание благоприятной атмосферы.

Учащиеся готовы к началу урока

Мотивация и целеполагание (5 мин)

1)Просмотр   приложения1-«Количество людей, погибающих ежегодно в России от внезапной остановки сердца (ВОС) (или внезапной сердечной смерти - ...»

2)После просмотра учитель выводит обучающихся на постановку цели учебного занятия, формулирование темы урока и решаемых на уроке задач.

1) Учащиеся просматривают статью -«Количество людей, погибающих ежегодно в России от внезапной остановки сердца (ВОС) (или внезапной сердечной смерти - ...»

 2) Слушают учителя, вступают в диалог

3)Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

Понимание необходимости получения новых знаний.

- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

- высказывать предположения

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

-формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.

Актуализация знаний

(2мин)

1)Постановка проблемных ситуаций:

 Каковы будут ваши действия, если увидите человека  без признаков жизни?

2)Учитель подводит учащихся к осознанию недостаточности знаний

Высказывают предположения.

Осознают отсутствие информации  по данному вопросу.

Опираются на приобретённые ранее знания и из жизни , наблюдениям

Понимание необходимости получения новых знаний

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

-готовность и способность обучатся

Изучение нового материала(обсуждение проблемы)

(20мин)

I. Понятия  терминальное состояние, клиническая и биологическая смерть

1)Учитель предлагает план учебной работы: делит учащихся на 3 группы и каждой группе на обсуждение предлагает конкретную жизненную ситуацию.

Каковы будут ваши действия, если увидите человека  без признаков жизни?

1вариант:с явным кровотечением

2вариант:находящегося под электрическим током

3вариант:в водоеме

2)Проводит обсуждение работы

3)Проводит взаимопроверку в формулировке определений с опорой  на образец

I. Понятие   терминальное состояние, клиническая  и биологическая смерть

 1)Исходя из  предложенных по вариантам жизненных ситуаций сформулировать самостоятельно определение терминальное состояние клиническая  и биологическая смерть

Работают с источниками информации   и  сверяют понятия.

 Размышляют над понятиями. Записывают  определения и  признаки клинической и биологической смерти

 в тетрадь

2)Проводят взаимопроверку, оценку степени выполнения заданий.

 Формулировать правильно понятия терминальное состояние, клиническая  и биологическая смерть

 

 -понимание личной и общественной значимости  в условиях опасных

  жизненных ситуаций.

-правильно действовать при наступлении опасных жизненных ситуаций.

-умения принимать обоснованное решение   при наступлении опасных жизненных ситуаций.

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

проверять информацию

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

анализировать результаты  




– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

– планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

- сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства

Формирование коммуникативных компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательном  процессе,общественно-полезной,учебно-исследовательской видах деятельности.

проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;

 

II.  Понятия «реанимация» и «компрессия» 

Вернемся к статье

 -«Количество людей, погибающих ежегодно в России от внезапной остановки сердца (ВОС) (или внезапной сердечной смерти...» (приложение 1),

Сформулируйте определения, основываясь на тексте статьи.

 Вопрос учителя к группам: Когда вы вывели «своих» пострадавших из термального состояния, в какой последовательности  будите реанимировать пострадавших?

( можно для ответа использовать любые источники  информации, ответ-алгоритм действий фиксируйте в тетради)

II. .  Понятия «реанимация» и «компрессия» 

Находят в тексте -«Количество людей, погибающих ежегодно в России от внезапной остановки сердца (ВОС) (или внезапной сердечной смерти...» (приложение 1)

информацию, формулируют понятия

Презентуют знания

Ищут нужную информацию, вступают в диалог внутри группы, анализируют, обобщают.

Делают в тетради запись алгоритма действий.

Группы обмениваются информацией.

 

Первичное закрепление изученного

материала (7 мин)

1)Постановка цели перед учащимися и решение проблемной  ситуаций ,которые были даны по вариантам в  начале урока. Оценить правильность ответов. учащихся

2)  предложить попробовать кому –либо на манекене «Александр»  провести реанимацию.

Сделать вывод.

 

1) Высказывают свои  мысли и анализируют полученную информацию по ситуациям. Отчет группы у доски.

2)  Пробная демонстрация реанимационных мероприятий (по желанию и в зависимости сколько осталось время)

 Делают вывод о том, что чтобы не навредить следует знать ошибки проведения реанимационных мероприятий.

 

 -умение оказать первую помощь пострадавшим при неотложных ситуациях.

-сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

 презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; –  

– планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

-освоение приемам действий при оказании первой помощи

-выполнять различные социальные роли во время разрешения опасных ситуаций.

– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

-осознание и ответственное поведение к собственным поступкам

– применять правила делового сотрудничества;

– выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Рефлексия

(4мин)

1)  Предлагает составить перечень ошибок при проведении данных реанимационных мероприятий.

2) Организация процедуры самостоятельной взаимооценки учебной деятельности  на уроке

Выставление отметок

Оценка деятельности учащихся производится по группам.

1)Составление перечня ошибок при проведении данных реанимационных мероприятий.

2)Взаимооценка учебной деятельности группы учащихся

  -понимание личной и общественной значимости  в условиях опасных

  жизненных ситуаций.

-преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Осуществлять

 итоговый контроль деятельности

– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

–-осознание и ответственное поведение к собственным поступкам

 оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственности, причины неудач

Домашнее задание

(1 мин)

Обсуждение домашнего задания:

 Составить общий план реанимационных мероприятий в тетради.

Альтернативное задание(для тех, кто готовится к ЕГЭ по физике и биологии): Подготовить сообщение  о «механизме» запуска работы сердца ,основываясь на законах физики и биологических процессах.

Записывание домашнего задания в дневник.

  -понимание личной и общественной значимости  в условиях опасных

  жизненных ситуаций.

 

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

выражать положительное отношение к процессу познания:

Приложение 1

«Количество людей, погибающих ежегодно в России от внезапной остановки сердца (ВОС) (или внезапной сердечной смерти - ...»

 Кобылкин Игорь Сергеевич, 2014 г.

Количество людей, погибающих ежегодно в России от внезапной остановки сердца (ВОС) (или внезапной сердечной смерти - ВСС), сравнимо с населением крупного города и составляет порядка 300 000 случаев. По официальной статистике, в Европе и Америке в 1-5 случаях на каждую тысячу госпитализированных пациентов возникает необходимость в оказании мер сердечно-легочной реанимации (СЛР). По статистике Всемирной Организации Здравоохранения на один миллион населения в неделю внезапно умирает 30 человек. В США своевременно и надлежаще проведенная СЛР позволяет спасти от 100 000 до 200 000 человеческих жизней ежегодно.

Внезапная сердечная смерть составляет 15-20% всех ненасильственных случаев смерти среди жителей развитых стран и может настигнуть даже абсолютно здорового человека без предварительных признаков заболеваний сердечно -сосудистой системы, внезапно и без оглядки на возраст. Исчерпывающего ответа на вопрос о причинах данного явления до сих пор не существует. Около 75% случаев ВОС происходят дома, на работе, в местах отдыха и только 25% случаев — в лечебных учреждениях. Без оказания первой помощи около 91% пострадавших от ВОС умирают прежде, чем поступают в больницу.

Многие из этих людей могли бы жить, если бы те, кто был с ними рядом, владели элементарными навыками оказания первой помощи, а поблизости были технические средства, помогающие правильно и эффективно провести реанимационные действия. Только от действий очевидцев на месте происшествия зависит жизнь пострадавшего! Случайные свидетели, которые знают приемы СЛР и вовремя начинают реанимационные мероприятия, становятся чрезвычайно важным спасительным звеном в системе неотложной медицинской помощи.

СЛР - неотложная медицинская процедура, направленная на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из состояния клинической смерти. СЛР включает в себя непрямой массаж сердца (НМС) и проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Начинать СЛР пострадавшего необходимо как можно раньше - результат напрямую зависит от времени начала реанимации и адекватности действий. С каждой минутой бездействия шанс выжить при ВОС снижается на 7–10%. Отсутствие самостоятельного или искусственного кровообращения более 5 минут означает начало необратимых повреждений головного мозга и как следствие биологическую смерть.

Основные параметры проведения СЛР - это частота, глубина компрессий, их количественное соотношение с вдохами ИВЛ. Для проведения компрессий пострадавшим на рекомендуемую международными стандартами величину более 5 см необходимо усилие нажатия в среднем от 10 до 55 кг, которое оценить в стрессовой ситуации достаточно не просто. Жесткость грудной клетки у мужчины и женщины, полного и худого, молодого и пожилого человека разная, следовательно, необходимо прикладывать и разные усилия. Важно помнить, что глубина компрессий менее 5 см, как и снижение частоты компрессий менее 100 в минуту, приведет к значительному уменьшению сердечного кровотока, что в свою очередь резко снижает эффективность реанимации. С другой стороны, компрессии глубиной более 6-7 см могут привести к травме внутренних органов и перелому ребер. Частота более 120 в минуту не является настолько эффективной, насколько приводит к повышенной утомляемости спасателя и может привести к раннему истощению сил спасателя и сокращению общей продолжительности и качества СЛР. Ко всему этому нужно придерживаться определенной последовательности реанимационных действий, постоянно считать количество производимых компрессий и выдерживать соотношение 30 компрессий / 2 искусственных вдоха в легкие пострадавшего.

Для большинства людей, оказывающих первую помощь, неправильное проведение НМС обусловлено недостаточной практикой СЛР и отсутствием объективного контроля ее эффективности. Невозможно овладеть СЛР только посредством чтения книги, необходимо усвоить практические навыки, довести их до автоматизма. В идеале, каждый должен пройти подобные курсы под руководством опытных инструкторов, которые не только показали бы, как это делать, но и непосредственно руководили бы практическим обучением на манекенах, имитирующих жертву внезапной сердечной смерти.

Знать приемы и владеть навыками осуществления СЛР - еще не означает уметь ими воспользоваться в стрессовой непривычной обстановке, без права на ошибку. Проведение СЛР это тяжелая и напряженная работа. Обстановка вокруг, сознание пострадавшего, наличие кровообращения - спасатель погружается в массу мыслей и его внимание сразу же распыляется на множество факторов, которые он, тем не менее, должен оценивать и контролировать. Что делать в первую очередь, а что во вторую? Ведь у Вас есть только 5 минут, чтобы начать действовать и спасти жизнь. Как оценивать правильность свих действий?

Практика показывает, что навык СЛР быстро утрачивается - даже подготовленные на специализированных курсах медработники при тестовой проверке в 20 % случаев проводят СЛР с недостаточной эффективностью в течение первых минут реанимации, а при продолжительной реанимации качество проведения НМС снижается у большинства из всех экзаменуемых. С течением времени при отсутствии практики навыки утрачиваются все больше и больше. Теряется чувство уверенности в своих силах. Возникает страх сделать что-то не так и усугубить ситуацию.

Встает вопрос о целесообразности применения неких вспомогательных устройств, которые оказывали бы помощь в проведении СЛР посредством предоставления обратной связи об «адекватности» действий и интерактивного взаимодействия со спасателем в реальном времени, с помощью которых можно было бы без труда обучаться, поддерживать и совершенствовать свой навык на манекенах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Реализация принципов педагогической техники в информационном образовательном пространстве "Основ безопасности жизнедеятельности""

Принципы педагогической техники в ОБЖРеализация принципов педагогической техники в урочной деятельности в ОБЖДиагностика и самодиагностика достижений учащегося...

Календарно-тематическое планирование 7 класс (Занимательная физика с использованием оборудования Точки Роста)

Календарно-тематическое планирование 7 класс (Занимательная физика с использованием оборудования Точки Роста)...

Календарно-тематическое планирование 8 класс (Занимательная физика с использованием оборудования Точки Роста)

Календарно-тематическое планирование 8 класс (Занимательная физика с использованием оборудования Точки Роста)...

Календарно-тематическое планирование 9 класс (Занимательная физика с использованием оборудования Точки Роста)

Календарно-тематическое планирование 9 класс (Занимательная физика с использованием оборудования Точки Роста)...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...

Использование оборудования Центра «Точка роста» в образовательном процессе

Презентация содержит информацию о реализации проекта дополнительного образования центра "Точка роста"...

Использование оборудования "Точка роста" в образовательном процессе. Тема урока "Гидролиз"

Цель исследования: определить характер среды водных растворов.Задачи:         1) Необходимо по формуле соли определить возможность протекания гидролиз...