Методические рекомендации организации и проведения урока ОБЖ в рамках ФГОС.
учебно-методический материал по обж

Примерная схема построения урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_organizatsii_i_provedeniya_uroka_obzh.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации и проведения урока ОБЖ с учетом требований ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться в образовательном процессе.

В основе современных ФГОС лежит системно-деятельностный подходкоторый предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

- придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС нового поколения. Этот подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Урок - основная форма организации учебных занятий. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).

Урок - динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержаниеформыметоды и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Основные положения (принципы) при проектировании и проведении современного урока:

- целостность урока;

- единство обучения, воспитания и развития, их взаимосвязь;

- личностный подход, деятельностный подход;

- внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения;

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса (мотивация и проблематизация), ситуация успеха, самостоятельная умственная активность учащегося;

- применение арсенала разнообразных методов, средств и методических приемов. Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, обеспечение самостоятельности;

- формирование способов умственных действий учащихся;

- гибкая неформальная система контроля;

- целесообразное и оптимально экономное расходование времени урока.

- сочетание трудности и доступности в обучении.

В зависимости от ведущей дидактической цели выделяют следующие типы уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления и повторения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, урок проверки знаний, комбинированный урок.

Тип урока

Примерная схема построения урока

(Структурные элементы урока)

Урок изучения нового материала

  • Организационный этап (момент)
  • Повторение предшествующего материала
  • Объяснение нового материала
  • Проверка понимания и закрепление знаний
  • Подведение итогов
  • Задание на дом

Урок закрепления и повторения знаний

  • Организационный этап (момент)
  • Проверка домашнего задания
  • Выполнение учебных заданий
  • Проверка выполнения заданий
  • Подведение итогов
  • Задание на дом

Урок обобщения и систематизации знаний

Рассматриваются наиболее существенные вопросы из ранее изученного материала. Такие уроки строятся в форме рассказа, кратких сообщений, беседы преподавателя с учащимися

Уроки выработки и закрепления умений и навыков

  • Организационный этап (момент)
  • Повторение теоретических знаний
  • Самостоятельное выполнение учащимися упражнений и ситуационных задач под контролем преподавателя
  • Проверка выполнения самостоятельной работы
  • Подведение итогов
  • Задание на дом

Урок проверки знаний

Выполнение контрольной работы, теста

Собеседование, устный зачет

Урок смешанный (комбинированный)

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания
  • Объяснение нового материала
  • Проверка понимания и закрепление знаний
  • Подведение итогов
  • Задание на дом


По основным этапам учебного процесса выделяют:

- вводные;

- первичного закрепления знаний

- образования понятий, установления законов и правил;

- применение полученных правил на практике;

- повторения и обобщения;

- контрольные;

- смешанные или комбинированные.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

«Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

- уроки «открытия» нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодологической направленности;

- уроки развивающего контроля.


Требования к современному уроку:

- четкое формулирование целей в целом и их составных элементов;

- определение оптимального места урока в системе уроков и его содержания в соответствии с требованиями УП и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий для успешного учения учащихся

- связь теории с практикой

- системность уроков.

К современному уроку ОБЖ в образовательном учреждении предъявляются воспитательные, дидактические, психологические и гигиенические требования.

Воспитательные требования:

- формировать у учащихся в процессе обучения черты личности необходимые для безопасного поведения;

- формировать чувство ответственности за личную безопасность и ценностное отношение к здоровью и жизни;

- осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.

Дидактические требования:

- содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой, систематическим и последовательным;

- обеспечить активность и сознательное усвоение учебного материала;

- сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных, поисковых методов обучения;

- планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и развивающих задач, т.е. на каждом уроке решаются конкретные и заранее намеченные задачи, направленные на достижение конечной цели обучения в соответствии с программой;

- учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальных особенностей учащихся;

- результаты урока должны быть доведены до учащихся и осознаны ими;

- учебная деятельность должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления;

- использование разнообразных приемов организации и методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока.

Психологические требования:

- учитывать психологические особенности каждого ребенка: мышления, памяти, внимания, воли, эмоций;

- преподаватель должен отличаться самообладанием и самоконтролем.

Гигиенические требования:

- избегать однообразия в учебной работе, монотонного изложения материала, чередовать виды учебной деятельности;

- контролировать обеспечение оптимального температурного режима, влажности, качество освещения, своевременное и эффективное проведение физкультминуток, обеспечение правильной рабочей позы учащегося, соответствие мебели росту учащихся.

Планирование урока – наиболее сложный этап, так как от него зависит ход урока и его результаты.

Начинается планирование после уточнения объема, отбора и конкретизации содержания учебного материала с учетом учебной программы по ОБЖ.

На этапе планирования преподаватель обдумывает общую картину урока, формулирует цель, задачи урока, определяет структуру урока, выстраивает логическую последовательность основных видов деятельности преподавателя и учащихся на уроке. Преподаватель определяет узловые моменты урока: с чего начнет занятие; как проведет организационный этап, как будет проверять домашнее задание, какие методы и формы работы будет использовать при объяснении нового материала; будет ли использоваться самостоятельная работа и т.п.

При постановке цели урока педагогу важно понимать и представлять обобщенную цель (чему ученик должен научиться) и конкретная цель (что ученик будет знать, уметь делать, завершив этап работы и как узнать, что он умеет это делать).

Преподавателю важно четко сформулировать, задачи урока:

- обучающие (дидактические);

- воспитательные;

- развивающие.

Например – дидактическая цель - усвоить понятие, отработать умения и навыки его применения. Эта сложная цель, она достигается при решении трех основных дидактических задач: а) актуализации прежних знаний, умений и навыков; б) формирования нового понятия и способов действий с ним в) применения понятия к частным случаям (формирование умений). Каждая из этих задач в свою очередь состоит из ряда учебных (задач для учащихся), имеющих еще более конкретный характер. Цели и задачи урока должны соответствовать целям и задачам и результатам обучения курса ОБЖ определенным ФГОС.

Далее в зависимости от целей и задач преподаватель определяет тип и структуру урока ОБЖ.

Наиболее часто в преподавании ОБЖ используется традиционная обобщенная структура комбинированного (смешанного) урока.

  1. Организация начала занятия.
  2. Проверка выполнения домашнего занятия.
  3. Подготовка к основному этапу занятия.
  4. Усвоение новых знаний и способов действий.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Закрепление знаний и способов действий.
  7. Обобщение и систематизация знаний.
  8. Контроль и самопроверка знаний.
  9. Подведение итогов занятия.
  10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Структура комбинированного урока определяется несколькими крупными функциональными аспектами:

- дидактический аспект: содержание учебного материала;

- воспитательный аспект: воспитывающие воздействия (на сознание, эмоционально - действенно-практическую сферу);

- развивающий аспект: самостоятельная мыслительная деятельность учащихся;

- методический аспект: реализация того или иного метода, той или иной технологии;

- психологический аспект: психологическое самочувствие детей, дисциплины в классе и т.д.

В каждый период (и в каждый данный момент) тот или иной аспект реализуются в разной степени и образуют временную последовательность (вертикальную структуру) урока.

Наряду с традиционной структурой урока ОБЖ, которая подвергается критике в настоящее время, преподаватель может выбрать структуру проведения урока на основании деятельностного подхода.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять и определить критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии и структуры мы придерживаемся.

После определения структуры урока преподаватель переходит к определению временных затрат и описанию хода урока. В результате этой работы должна появиться «технологическая карта» или план-конспект урока. Цель технологической карты урока – составление четкой последовательности работы преподавателя и учащихся на уроке.

Приведем несколько примеров составления технологических карт уроков на основе традиционного и системно-деятельностного подхода.