Главные вкладки

    «Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
    план-конспект занятия по обж (5, 6, 7 класс)

    Дешевых Татьяна Николаевна

    В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участникам предлагается выполнить теоретические и практические творческие задания по туризму, топографии, ориентированию, экологии и краеведению. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Городской центр детского (юношеского)

     технического творчества г. Юрги»

    «Использование квест-технологии в работе

    педагога дополнительного образования

    на примере квест-игры «Поиск клада»

    Методическая разработка учебного занятия

    для учащихся 10-12 лет

    РАССМОТРЕНО

    Методическим советом

    МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

    от _____________ № _______

    Утверждено

    Приказом директора

    МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

    от _____________ № _______

    Автор-составитель:

    Дешевых Татьяна Николаевна,,

    педагог дополнительного образования

    МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

    Юрга 2020

    Содержание

    Пояснительная записка …………………………………………………………..3

    Описание занятия…………………………………………………………………4

    Ход занятия ……………………………………………………………………….5

    Литература ………………………………………………………………………..7

    Приложение 1……………………………………………………………………..8

    Приложение 2……………………………………………………………………..9

    Приложение 3…………………………………………………………………….10

    Приложение 4…………………………………………………………………….11

    Пояснительная записка

    Туристическая деятельность обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор обучающихся. С помощью туристско-краеведческой деятельности происходит более эффективное воздействие природной и социальной среды на развитие личности. Специфичность туризма и краеведения как раз и заключается в непосредственном погружении учащегося в окружающую его жизнь.

    Квест является современной эффективной формой организацией работы с детьми. Квест (от англ. quest – поиск) - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участникам предлагается выполнить теоретические и практические творческие задания по туризму, топографии, ориентированию, экологии и краеведению. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию.

    Описание квест-игры «Поиск клада»

    Тема: Диагностика по разделам туристско-краеведческой программы «Основы спортивного туризма». Квест-игра  «Поиск клада»
    Возраст учащихся: 10 – 12 лет ,  1-го года обучения.

    Количество учащихся: 12 человек.

    Продолжительность занятия: 45 минут.

    Тип занятия: проверка знаний и умений по  программе «Основы спортивного туризма».

    Вид занятия: Квест-игра

    Форма организации учащихся: Фронтальная, групповая, игровая.

    Цель квест-игры: закрепление  умений и навыков, пройденных тем  программы «Основы спортивного туризма».

    Задачи занятия:

    • развивать туристские навыки;
    • развивать творческие способности, расширять  кругозор;
    • формировать эмоционально-положительное отношение друг к другу, чувства коллективизма, умение преодолевать трудности.

    Методы и приемы обучения: Объяснение, показ, практическое выполнение заданий.

    Форма проведения: игра командная. Состав команды 6 человек.  Каждая команда должна преодолеть 8 этапов.

     Эти же задания можно проводить и индивидуально  в виде соревнования для проверки освоенности   материала по темам  программы.  

    Предполагаемый результат: Ребята должны выполнить все задания игры и показать результативность освоения тем  программы

    Оборудование и инвентарь.  

    - Конверт – 2 штуки, (в конверте карточки с изображениями  различных предметов: спальный мешок, туристский коврик,  лыжи, свечка, спички,  котелок и т.д).

    - Туристское снаряжение: веревка, диаметром 6-8 мм. – 12 шт;

    обвязка ИСС – 6 шт.; 

    веревка 10 мм – 2 шт.;

    бинты- 2 шт.;

    жерди – 2шт. по 2 м. и 3 шт. по 1 м;

    компас – 2 шт.  

    - Пазлы  «Карта» - 2 шт.  

    Ход занятия

    Вводная часть-5 минут

     Построение, приветствие, сообщение цели и задач.

    Проведение инструктажа по ТБ при выполнении упражнений.

    Теоретическая часть-5 минут

    Представьте ситуацию – вы, а также ваши друзья, попадают в гости к самому Капитану Крюку. Вам нужно найти сундук, в котором лежат сокровища, но вы не знаете его точное местонахождение. Карта к сокровищу разбита на несколько частей, и все они в разных местах. Чтобы найти клад, вам предстоит найти все части карты.

    Для поиска сокровищ вам надо применить все свои знания и умения, пройти со своей командой не легкое испытание. Только когда в ваших руках будут все без исключения части карты, которые разбросаны в разных местах, у вас будет шанс найти сокровища и стать счастливым обладателем клада!

    Ребята выбирают своего капитана и придумывают название, а также смелый девиз для команды. Кроме этого, они должны создать образ команды и даже капитана. В конце «преображения» команда демонстрирует командный дух и сильные стороны.

    Как только команды превращаются в так называемых «искателей сокровищ», они начинают проходить сквозь многочисленные испытания, на протяжении которых их поддерживают «проводники» (старшие ребята в объединении).

    После выполнения всех командных заданий, найденные каждой командой части объединяются, и в результате определяется точное местонахождение сокровищ. Все участники начинают искать место, в котором запрятан волшебный сундук, и для этого им нужно пройти общее испытание, и добыть все сокровища.

    Программа «Поиск клада» заканчивается тем, что участникам вручаются сладкие призы и сувениры (символические карабины).

    Практическая часть-30 минут

     Содержание этапов квест-игры.

     1. «Собери рюкзак» 

    Командам раздаются конверты, в которых находятся  картинки  с изображением предметов. Ребята должны собрать в рюкзак нужные предметы для летнего похода. И разложить в правильной последовательности сбора рюкзака  (приложение 1)

    2. «Золотой узелок».

    Каждому участнику команды выдаются репшнур, на котором нужно завязать 2 туристских узла (встречный, восьмерка). Контрольное время – 1 минута. (приложение 2)

    3. «Индивидуальная  страховочная система».

    На  столе лежат   индивидуальная страховочная система (ИСС).   Задача команды – правильно одеть ИСС, застегнуть пояс и подтянуть  наплечные и набедренные лямки. Ремни и лямки ИСС должны плотно прилегать к телу, сначала пояс, потом набедренные и наплечные лямки, ремни должны быть заправлены в  «обратный ход».

    4.  «Маркировка веревки».

    Команда должна маркировать веревку длиной 30 м. Контрольное время – 2 минуты.

    5. «Оказание помощи пострадавшему» (растяжение кистевого сустава, растяжение голеностопного сустава)

    По  картинкам  участники должны  определить, какой вид повязки накладывается  при растяжении сустава (восьмиобразная, колосовидная, пращевидная, черепашья), и какой бинт применяется (эластичный бинт, стерильный, не стерильный бинт).

    6.  «Переноска пострадавшего» (изготовление носилок).

    Команда должна из предложенного материала собрать носилки для переноса пострадавшего Контрольное время – 7 минут.

    7.  «Определение  азимута».

    По компасу команды должны  определить,  какой предмет находиться  в направлении на 320 градусов.

    8.  Сборка  карты из элементов.

    Команда должна собрать  кусочки  в одну целую карту, определить  вид карты (топографическая,  географическая или спортивная). (приложение 4)

    Заключительная часть-5 мин

    После выполнения всех командных заданий, найденные каждой командой части объединяются, и в результате определяется точное местонахождение сокровищ. Все участники начинают искать место, в котором запрятан волшебный сундук, и для этого им нужно пройти общее испытание, и добыть все сокровища.

    подведение итогов занятия Программа «Поиск клада» заканчивается тем, что участникам вручаются сладкие призы и сувениры (символические карабины).

    Список литературы и источников

    1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ. 2013. – 780 c.
    2. Методическое пособие для подготовки к конкурсу «Первая помощь» на областных соревнованиях «Школа безопасности», «Юный спасатель / под общей редакцией Заслуженного врача Российской Федерации профессора Ю.Ю. Бонитенко. - Санкт-Петербург: «Норинт», 2004. – 320 с.
    3. Расторгуев, М. Альпинистские узлы. -  М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2007. – 217 с.

    1. Методическое пособие по первой помощи для преподавателей ОБЖ /  сост. Тараканов А.В.,  Пашегорова Е.М. и Леготина Е.О. / главный консультант: Осокина Н.Н. . [Электронный ресурс] URL: http://zhurnal.lib.ru/k/kruz_a/kkruz_anight_shift_metodika.shtml69 (Дата обращения: 03.09.2018).
    2. Теплоухов В.В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма /редакция 12.02.2000) //Активный туризм на юге России [Электронный ресурс] URL: http://budetinteresno.info/tepl.htm. (Дата обращения: 03.09.2018).

     

    Приложение 1

    HTB1v9GOXc_vK1Rjy0Foq6xIxVXat.jpgimages (2).jpgimages (1).jpgimages (4).jpgimages (5).jpgimages (6).jpgimages (7).jpgimages (8).jpgimages (9).jpgimages.jpgunnamed.jpgБез названия (1).jpg Без названия (2).jpg  Без названия (3).jpgБез названия (4).jpgБез названия (5).jpgБез названия.jpg  Без названия (6).jpg

    Приложение 2

    .

                 img4.jpg   

    восьмёрка  59b6ce47ec836.png

    Приложение 3

    0200790908.jpg maxresdefault.jpg 1014225333.jpgimage020.jpg      fs_00003085.jpg     a4afa0f3a4f32cb394bf3d5926c4e63c.jpg   

    Приложение 4

    polock.smtm100.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство.     Этот процесс сопровождается существ...

    Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

    Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

    Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями

    Методическая разработка на тему:«Методика работы педагогов дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования с родителями».Цель: Помочь педагогам ...

    Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»

    Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования....

    «ИКТ технологий в работе педагога дополнительного образования. На примере опыта работы в ансамбле РНИ»

    Технический прогресс в современном мире развивается очень быстро и активно, новые технологии появляются каждый день. Трудно найти сейчас семью, где не было бы дома сотового телефона у каждого ее члена...

    Презентация " Использование в работе педагога дополнительного образования современных образовательных технологий"

    Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные...