Главные вкладки

    Программа по профилактике детского травматизма "Безопасность - залог здоровья"
    учебно-методический материал по обж

    Тимонина Валентина Анатольевна

    Здоровье подрастающего поколения является основной ценностью нашей страны. Данная программа помогает сохранять и улучшать здоровье учащихся школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_profilaktike_detskogo_travm96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                 

    Программа по профилактике детского травматизма

    «Безопасность – залог здоровья»

    Пояснительная записка 

            Создание программы «Безопасность – залог здоровья» направлено на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной  деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

            Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

    Задачи:

    • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
    • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
    • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
    • воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

    Учитывая требования Федеральных Законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

    Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:

    • инструктирование учащихся по технике безопасности,
    • инструктирование по охране труда сотрудников,  
    • организация и проведение классных часов,
    • беседы,
    • проведение обучающих семинаров,
    • организация встреч с работниками ГИБДД,
    • участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с   применением современных технологий,
    • просмотр видеофильмов по данной тематике,
    • проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях,
    • организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма среди детей,
    • создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей,
    • организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.

    Ожидаемые   результаты внедрения программы

                      Реализация программы позволит повысить безопасность образовательного учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса, обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда.

    Конкретные мероприятия по программе «Безопасность – залог здоровья»  определяются Федеральным Законом об основах охраны труда в Российской Федерации и планом работы школы по профилактике детского травматизма.                      

    Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия

               

    Виды детского травматизма

    Характер травмы

    Причины травматизма

    Профилактические мероприятия

    Ответственные

    Бытовой

    - Ожоги

    - переломы

    - повреждения   связочного аппарата локтевого сустава

    - ушибы

    - падения

    - повреждения острыми предметами

    - термическое и химическое воздействие

    - укусы животных

    - Не правильный уход и не достаточный надзор за ребенком;

    - отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (не закрытые выходы на крыши, не защищенные перилами лестничные проемы, открытые люки подвалов, колодцев;

    - недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках;

    - употребление табака и алкоголя родителями;

    - применение пиротехнических средств;

    - отсутствие воспитания родителями и навыков правильного поведения;

    - бесконтрольное использование столовых, бытовых и электрических приборов

    - Родительское собрание на тему «Профилактика бытового детского травматизма»;

    - беседы с участковым инспектором полиции;

    - посещение квартир для

      выявление социально-опасных, социально -незащищенных семей

     - оценка безопасности  домашней среды

    Родители, социальный педагог,

    психолог, заместитель директора по безопасности, классные руководители

    Уличный (связанный с транспортом)

    - Переломы

    - ушибы головного мозга

    - ожоги разной степени тяжести

    - Нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте),

    - нарушение правил езды на велосипеде, самокате, скейте, роликовых коньках

    - Проведение классных часов по правилам дорожного движения;

    - организация и проведение конкурса рисунков «Мы рисуем улицу», «Безопасный город»;

    - оформление стендов, классных уголков по профилактике детского травматизма;

    - участие в  конкурсах по знанию правил дорожного движения;

    - беседы с инспектором полиции

    Родители,

    классные руководители,

    заместитель директора по безопасности,

    инспектор ГИБДД

    Уличный (нетранспортный)

    - Падения,

    - переломы,

    - ушибы,

    - растяжения,

    - ранения мягких тканей туловища и конечностей

     

    - Нарушение учащимися правил уличного движения;

    - отсутствие   разметки и дорожных знаков;

    - узкие улицы с интенсивным движением;

    - недостаточная освещенность, не корректная сигнализация;

    - неисправное состояние уличных покрытий, гололед и другие природные явления

    - Надзор за детьми и их досугом;

    - ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;

    - освещение улиц и площадей;

    - применение песка во время гололеда

    Общеобразовательное учреждение,

     родители,

     органы местного самоуправления

    (муниципалитет)

    Школьный

    - Падения,

    - ушибы,

    - переломы,

    - ожоги,

    -  растяжения

    - Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в столовой, при проведении внеклассных мероприятий;

    - нарушение требований техники безопасности  на уроках физики, химии, биологии, информатики, технологии, в спортивных залах;

    - нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе

    Создание безопасных условий обучения в образовательном учреждении

    Участники образовательного процесса

    Спортивный

    - Ушибы,

    - вывихи,

    - повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей,

    - переломы костей,

    - травмы головы,  туловища и конечностей

    - Нарушения в организации учебно-тренировочных занятий, соревнований;

    - неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования;

    - не знание педагогом групп здоровья  учащихся;

    - слабая физическая подготовленность учащихся (в результате длительного отсутствия на занятиях);

    - нарушение дисциплины во время учебного процесса;

    - не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры и во время внеурочной деятельности

    - Контроль за организацией учебно- тренировочных занятий;

    - технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием спортивного зала, спортивного инвентаря;

    - защита от неблагоприятных метеорологических условий при проведении занятий и соревнований на воздухе;

    - проведение вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте;

    - медицинские осмотры учащихся

    Директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

    учитель физической культуры,

    специалист по охране труда

    Создание безопасных условий обучения

     в  образовательном учреждении

         ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.

        ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на учащихся опасных производственных факторов.

         БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на учащихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

          ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на учащегося может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности.

          ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на учащегося может привести к травме.

          К опасным производственным факторам на территории школы относится:

    • плохое закрепление водосточных труб;
    • сломанные ступеньки;
    • разбитые стекла;
    • открытые люки канализационных колодцев;
    • мусор

    В учебных кабинетах

    к опасным производственным факторам относится:

    -   поврежденные пороги;

    -   плохое закрепление стендов;

    -   поврежденное покрытие парты;

    -   незакрепленные шкафы;

    -   цветы и другие предметы на шкафах;

    -   слабое крепление каркасов парт, стульев;

    -   не соответствие проходов и расстановки мебели СанПиН;

    -   сломанные ручки у шкафов, выступающие винты, шурупы;

    -   использование кнопок

         

    К опасным производственным факторам относится также:

    • слабая организация дежурства по школе (учителей на этажах, учеников по школе);
    • продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиН (продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин, перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми).

     - не выполнение гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм учащихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность:

    -  не соблюдение: требований к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений,  помещений;

    -   требований к оборудованию помещений школы;

    -   водоснабжению и канализации образовательного учреждения;

    -   обеспечению нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;

    -   низкий уровень организации питания;

    -  неудовлетворительное состояние физического воспитания и организации физической культуры;

    -   низкое качество медицинского обслуживания;

    - не соответствующая современным требованиям организация  учебно-воспитательного процесса.

         

    Требования, предъявляемые к организации

     учебно-воспитательного процесса

    1. Требования к помещениям и оборудованию образовательного учреждения.
    1.       Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной расстановкой столов.
    2.      Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка.
    3.      Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
    4.       Детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
    1. Требования к воздушно-тепловому режиму.
    1.       Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице.

    Длительность сквозного проветривания учебных помещений

    в зависимости от температуры наружного воздуха.

                                                 

    Наружная температура,

          град С

    Длительность проветривания помещения в малые перемены, мин

    Длительность проветривания помещения в большие перемены, мин

       От +10 до +6

          4 – 10

              15 – 20

       От +5   до 0

          3 – 7

              15 – 20

       От 0     до -5

          2 – 5

              10 – 15

       От -5   до -10

          1 – 3

              10 – 15

       Ниже  - 10

          1 – 1,5  

               5 - 10

      Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

    -  не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

    -  грамотное использование штор и жалюзи;

    -  очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).      

            Если во время учебно-воспитательного процесса происходит травма, вызвавшая у учащихся потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, то производится расследование несчастного случая в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев.

             Расследованию и учету подлежат несчастные случаи:

      -   травмы;

      -   острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных   факторов;

      -   травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом;

      -   повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры;

      -   иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях, происшедшие:

    во время проведения лекций, уроков, лабораторных занятий, спортивных, кружковых, внеклассных, внешкольных мероприятий в соответствии с учебными, воспитательными планами, при проведении общественно полезного труда, в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия осуществлялись под непосредственным руководством работника образовательного учреждения (учителя, воспитателя, классного руководителя) или лица, назначенного приказом руководителя школы. Во время экскурсий, перевозок учащихся к месту проведения мероприятий и обратно, а также при организованном следовании их на запланированное мероприятие на общественном транспорте или пешком. В том числе и при нарушении пострадавшим дисциплины несчастный случай также подлежит расследованию.

    Действия руководителя и педагогических работников

    по расследованию причин несчастного случая с учащимися

    1. Немедленно оказать первую   помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в медицинское учреждение.
    2. Сообщить руководителю образовательного учреждения о случившемся.
    3. Сообщить родителям пострадавшего лица.
    4. Руководитель образовательного учреждения   обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в комитет образования.
    5. Приказом по образовательному учреждению  назначается комиссия по расследованию несчастного случая.
    6. Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.
    7. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение председателю комитета образования. К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.

    Основными направлениями профилактики травматизма

    в образовательном учреждении  являются:

    - соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность   образовательного и воспитательного    процесса в школе;

    -   организация дежурства педагогов;

    -   организация подвижных игр на переменах;

    - выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательном учреждении;

    - организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников образовательного учреждения;

    -  проведение инструктажей: на рабочем месте, целевых и внеплановых.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

    Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

    ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

    Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

    Программа по профилактике детского травматизма

    Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

    "Письмо нарушителю ПДД" (познавательно-игровая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в рамках Дня памяти жертв ДТП)

    Цель: пропаганда правил дорожного движенияУчастники: обучающиеся 3-4-х классовМесто проведения: актовый зал или учебный кабинетОборудование: мультимедийная техника, воздушные шары, дорожные знаки, бол...

    Воспитательная программа "ЗОЖ и ГТО как залог здорового поколения"

    В программе разработаны цели  и задачи  по воспитанию здорового поколения с использованием  здоровьесберегающих  технологий ....

    Воспитательная программа "ЗОЖ и ГТО как залог здорового поколения"

    В программе разработаны цели  и задачи  по воспитанию здорового поколения с использованием  здоровьесберегающих  технологий ....

    Воспитательная программа "ЗОЖ и ГТО как залог здорового поколения"

    В программе разработаны цели  и задачи  по воспитанию здорового поколения с использованием  здоровьесберегающих  технологий ....