Программа по профилактике детского травматизма "Безопасность - залог здоровья"
учебно-методический материал по обж

Тимонина Валентина Анатольевна

Здоровье подрастающего поколения является основной ценностью нашей страны. Данная программа помогает сохранять и улучшать здоровье учащихся школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_profilaktike_detskogo_travmatizma.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Программа по профилактике детского травматизма

«Безопасность – залог здоровья»

Пояснительная записка 

        Создание программы «Безопасность – залог здоровья» направлено на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной  деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

        Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
  • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
  • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
  • воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Учитывая требования Федеральных Законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:

  • инструктирование учащихся по технике безопасности,
  • инструктирование по охране труда сотрудников,  
  • организация и проведение классных часов,
  • беседы,
  • проведение обучающих семинаров,
  • организация встреч с работниками ГИБДД,
  • участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с   применением современных технологий,
  • просмотр видеофильмов по данной тематике,
  • проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях,
  • организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма среди детей,
  • создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей,
  • организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.

Ожидаемые   результаты внедрения программы

                  Реализация программы позволит повысить безопасность образовательного учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса, обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда.

Конкретные мероприятия по программе «Безопасность – залог здоровья»  определяются Федеральным Законом об основах охраны труда в Российской Федерации и планом работы школы по профилактике детского травматизма.                      

Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия

           

Виды детского травматизма

Характер травмы

Причины травматизма

Профилактические мероприятия

Ответственные

Бытовой

- Ожоги

- переломы

- повреждения   связочного аппарата локтевого сустава

- ушибы

- падения

- повреждения острыми предметами

- термическое и химическое воздействие

- укусы животных

- Не правильный уход и не достаточный надзор за ребенком;

- отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (не закрытые выходы на крыши, не защищенные перилами лестничные проемы, открытые люки подвалов, колодцев;

- недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках;

- употребление табака и алкоголя родителями;

- применение пиротехнических средств;

- отсутствие воспитания родителями и навыков правильного поведения;

- бесконтрольное использование столовых, бытовых и электрических приборов

- Родительское собрание на тему «Профилактика бытового детского травматизма»;

- беседы с участковым инспектором полиции;

- посещение квартир для

  выявление социально-опасных, социально -незащищенных семей

 - оценка безопасности  домашней среды

Родители, социальный педагог,

психолог, заместитель директора по безопасности, классные руководители

Уличный (связанный с транспортом)

- Переломы

- ушибы головного мозга

- ожоги разной степени тяжести

- Нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте),

- нарушение правил езды на велосипеде, самокате, скейте, роликовых коньках

- Проведение классных часов по правилам дорожного движения;

- организация и проведение конкурса рисунков «Мы рисуем улицу», «Безопасный город»;

- оформление стендов, классных уголков по профилактике детского травматизма;

- участие в  конкурсах по знанию правил дорожного движения;

- беседы с инспектором полиции

Родители,

классные руководители,

заместитель директора по безопасности,

инспектор ГИБДД

Уличный (нетранспортный)

- Падения,

- переломы,

- ушибы,

- растяжения,

- ранения мягких тканей туловища и конечностей

 

- Нарушение учащимися правил уличного движения;

- отсутствие   разметки и дорожных знаков;

- узкие улицы с интенсивным движением;

- недостаточная освещенность, не корректная сигнализация;

- неисправное состояние уличных покрытий, гололед и другие природные явления

- Надзор за детьми и их досугом;

- ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;

- освещение улиц и площадей;

- применение песка во время гололеда

Общеобразовательное учреждение,

 родители,

 органы местного самоуправления

(муниципалитет)

Школьный

- Падения,

- ушибы,

- переломы,

- ожоги,

-  растяжения

- Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в столовой, при проведении внеклассных мероприятий;

- нарушение требований техники безопасности  на уроках физики, химии, биологии, информатики, технологии, в спортивных залах;

- нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе

Создание безопасных условий обучения в образовательном учреждении

Участники образовательного процесса

Спортивный

- Ушибы,

- вывихи,

- повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей,

- переломы костей,

- травмы головы,  туловища и конечностей

- Нарушения в организации учебно-тренировочных занятий, соревнований;

- неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования;

- не знание педагогом групп здоровья  учащихся;

- слабая физическая подготовленность учащихся (в результате длительного отсутствия на занятиях);

- нарушение дисциплины во время учебного процесса;

- не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры и во время внеурочной деятельности

- Контроль за организацией учебно- тренировочных занятий;

- технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием спортивного зала, спортивного инвентаря;

- защита от неблагоприятных метеорологических условий при проведении занятий и соревнований на воздухе;

- проведение вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте;

- медицинские осмотры учащихся

Директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель физической культуры,

специалист по охране труда

Создание безопасных условий обучения

 в  образовательном учреждении

     ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.

    ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на учащихся опасных производственных факторов.

     БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на учащихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

      ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на учащегося может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности.

      ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на учащегося может привести к травме.

      К опасным производственным факторам на территории школы относится:

  • плохое закрепление водосточных труб;
  • сломанные ступеньки;
  • разбитые стекла;
  • открытые люки канализационных колодцев;
  • мусор

В учебных кабинетах

к опасным производственным факторам относится:

-   поврежденные пороги;

-   плохое закрепление стендов;

-   поврежденное покрытие парты;

-   незакрепленные шкафы;

-   цветы и другие предметы на шкафах;

-   слабое крепление каркасов парт, стульев;

-   не соответствие проходов и расстановки мебели СанПиН;

-   сломанные ручки у шкафов, выступающие винты, шурупы;

-   использование кнопок

     

К опасным производственным факторам относится также:

  • слабая организация дежурства по школе (учителей на этажах, учеников по школе);
  • продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиН (продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин, перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми).

 - не выполнение гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм учащихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность:

-  не соблюдение: требований к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений,  помещений;

-   требований к оборудованию помещений школы;

-   водоснабжению и канализации образовательного учреждения;

-   обеспечению нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;

-   низкий уровень организации питания;

-  неудовлетворительное состояние физического воспитания и организации физической культуры;

-   низкое качество медицинского обслуживания;

- не соответствующая современным требованиям организация  учебно-воспитательного процесса.

     

Требования, предъявляемые к организации

 учебно-воспитательного процесса

  1. Требования к помещениям и оборудованию образовательного учреждения.
  1.       Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной расстановкой столов.
  2.      Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка.
  3.      Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
  4.       Детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
  1. Требования к воздушно-тепловому режиму.
  1.       Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений

в зависимости от температуры наружного воздуха.

                                             

Наружная температура,

      град С

Длительность проветривания помещения в малые перемены, мин

Длительность проветривания помещения в большие перемены, мин

   От +10 до +6

      4 – 10

          15 – 20

   От +5   до 0

      3 – 7

          15 – 20

   От 0     до -5

      2 – 5

          10 – 15

   От -5   до -10

      1 – 3

          10 – 15

   Ниже  - 10

      1 – 1,5  

           5 - 10

  Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

-  не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

-  грамотное использование штор и жалюзи;

-  очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).      

        Если во время учебно-воспитательного процесса происходит травма, вызвавшая у учащихся потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, то производится расследование несчастного случая в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев.

         Расследованию и учету подлежат несчастные случаи:

  -   травмы;

  -   острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных   факторов;

  -   травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом;

  -   повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры;

  -   иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях, происшедшие:

во время проведения лекций, уроков, лабораторных занятий, спортивных, кружковых, внеклассных, внешкольных мероприятий в соответствии с учебными, воспитательными планами, при проведении общественно полезного труда, в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия осуществлялись под непосредственным руководством работника образовательного учреждения (учителя, воспитателя, классного руководителя) или лица, назначенного приказом руководителя школы. Во время экскурсий, перевозок учащихся к месту проведения мероприятий и обратно, а также при организованном следовании их на запланированное мероприятие на общественном транспорте или пешком. В том числе и при нарушении пострадавшим дисциплины несчастный случай также подлежит расследованию.

Действия руководителя и педагогических работников

по расследованию причин несчастного случая с учащимися

  1. Немедленно оказать первую   помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в медицинское учреждение.
  2. Сообщить руководителю образовательного учреждения о случившемся.
  3. Сообщить родителям пострадавшего лица.
  4. Руководитель образовательного учреждения   обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в комитет образования.
  5. Приказом по образовательному учреждению  назначается комиссия по расследованию несчастного случая.
  6. Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.
  7. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение председателю комитета образования. К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.

Основными направлениями профилактики травматизма

в образовательном учреждении  являются:

- соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность   образовательного и воспитательного    процесса в школе;

-   организация дежурства педагогов;

-   организация подвижных игр на переменах;

- выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательном учреждении;

- организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников образовательного учреждения;

-  проведение инструктажей: на рабочем месте, целевых и внеплановых.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

Программа по профилактике детского травматизма

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

"Письмо нарушителю ПДД" (познавательно-игровая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в рамках Дня памяти жертв ДТП)

Цель: пропаганда правил дорожного движенияУчастники: обучающиеся 3-4-х классовМесто проведения: актовый зал или учебный кабинетОборудование: мультимедийная техника, воздушные шары, дорожные знаки, бол...

Воспитательная программа "ЗОЖ и ГТО как залог здорового поколения"

В программе разработаны цели  и задачи  по воспитанию здорового поколения с использованием  здоровьесберегающих  технологий ....

Воспитательная программа "ЗОЖ и ГТО как залог здорового поколения"

В программе разработаны цели  и задачи  по воспитанию здорового поколения с использованием  здоровьесберегающих  технологий ....

Воспитательная программа "ЗОЖ и ГТО как залог здорового поколения"

В программе разработаны цели  и задачи  по воспитанию здорового поколения с использованием  здоровьесберегающих  технологий ....