Игра-путешествие "Робинзонада"
методическая разработка по обж (8, 9 класс)

Тимонина Валентина Анатольевна

Игра-путешествие на территории школы по закреплению полученных ранее умений действовать во время автономного пребывания в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon robinzonada.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие – путешествие «Робинзонада»

8 класс

Занятие можно провести на уроке ОБЖ или летом,  во время работы летних школьных лагерей.

Цель: закрепить знания учащихся по правилам действий в автономном существовании,       уметь работать в небольшой группе команде, учиться сооружать временное укрытие,

          добывать и очищать воду, подавать сигналы бедствия, осуществлять поиск съедобных и лекарственных растений.

Вы все, ребята читали книгу Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». После ряда неприятных событий  Робинзон очутился на необитаемом острове. Проживая в социуме он, всю свою жизнь, не задумываясь, пользовался благами цивилизации, но, оставшись один на один с незнакомой средой обитания, начал вести автономный образ жизни. Робинзон должен был самостоятельно обеспечить себя жильем, защититься от невзгод, неблагоприятных погодных условий, добыть воду и продукты питания, научиться бороться с возможными заболеваниями и, самое главное, снова вернуться к людям.

Представим, что после какого-то происшествия мы, команда, выброшены на необитаемый остров. Территория острова – это наша школа. Команды должна выжить и вернуться домой.  Примером для вас должен стать опыт Робинзона Крузо на необитаемом острове.  Робинзон был один, а вас - целая команда. Я, как независимый наблюдатель, и 2  старшеклассника - моих помощника,  будем следить за вашими действиями, а потом, мы все решим, смогла бы выжить ваша команда, попав в чрезвычайную ситуацию.

Через 30 минут, команда, вместе с руководителем, обсуждают действия «робинзонов».

«Робинзоны»  собрались вместе и составили план действий,  разбились на 4 группы. Одна группа занялась строительством укрытия, другая искала места добычи воды, третья – изготовляла средства сигнализации, четвертая группа обследовала территорию с целью поиска съедобных и лекарственных растений.

 Подведение итогов.

1 группа построила простейшие укрытие от дождя из сухих веток деревьев, веток кустов, срезанных дворником при формирование их кроны  и нескольких кусков , куска целлофана, на земле сделана подстилка из опавших листьев. Действия группы признаны рациональными.    

         Дополнение, сделанное судьями: у входа  нужно было развесить ветки крапивы, пижмы, т.к. мухи и  комары избегают эти растения.

2 группа искала возможные места добычи воды. Группа нашла достаточно влажное место. Был сдвинут лежащий вблизи вербы  камень, углублена ямка. В появившуюся воду положены листья рябины для очистки собравшейся воды. Действия группы – правильные.

3 группа участников сложила 3 костра в виде треугольника и один костер для поддержания огня. Сверху на костры была положена сырая трава и листва, при разжигании этих костров будет достаточное количество дыма. Данная группа действовала правильно.

4 группа занималась самой ответственной задачей. На территории школы были обнаружены следующие съедобные и лекарственные растения и травы:

  • рябина: ягоды  - поливитаминное средство, листья используют для очистки воды;
  • черемуха – ветки и листья используют для дезодорирования воды, отпугивания насекомых,  зрелые ягоды  -  средство для лечения расстройств пищеварения;
  • клен - можно пить сок (весной);
  • шиповник – цветы, ягоды, корни используют в еду и при лечении простуды;
  • береза – из коры  дерева можно сплести туесок, уголь используют для очистки воды и лечения заболеваний органов пищеварения (адсорбент); листья, почки, молодые ветки используют в лечебных целях, весной можно употреблять сок;
  • липа – цветы заваривают при простуде,, можно заваривать как чай, из лыка можно изготовить лапти или туеса, веревки;
  • дуб  -  можно употреблять в пищу желуди, после предварительного вымачивания;
  • можжевельник – аромотерапия при заболеваниях дыхательных путей, запах не любят насекомые;
  • боярышник – цветы, ягоды применяют при заболеваниях сердца, успокоения нервных расстройств;
  • сосна – отвар молодых веток является поливитаминным средством, «свечи» хорошее средство применяемое при заболеваниях верхних дыхательных путей, вблизи сосен всегда чистый воздух;
  • одуванчик – молодые листья и цветы употребляют в пищу после предварительного вымачивания, из корней можно приготовить полезный напиток;
  • подорожник – листья используют в еду, болеутоляющее, семена  - при расстройствах пищеварения;
  • лапчатка ползучая – корни применяют при расстройствах пищеварения;
  • клевер – чай для улучшения работы сердца;
  • земляника – цветы, ягоды, листья поливитаминное средство;
  • щавель конский – семена и корни для улучшения пищеварения;
  • щавель воробьиный – съедобны листья;
  • крапива  - молодые листья съедобны, ее не любят насекомые;
  • тмин дикий – семена съедобны, пряные;
  • звездчатка (мокрица) – все растение съедобно, поливитаминное средство;
  • лопух большой – листья как болеутоляющее;
  • пижма – запах пижмы не любят насекомые (обращаться аккуратно, ядовитое растение).

Группа справилась со своим заданием.

Ошибка всей команды: в каждой группе был избран старший, а капитана всей команды не избрали. В чрезвычайной ситуации нужно четкое руководство, подчинение всех участников группы одному человеку.

Вывод: группа учащихся, оказавшись в условиях автономного существования, сможет справиться со сложной ситуацией.