Информационная безопасность в сети
учебно-методический материал по обж (8 класс)

Боронова Елена Николаевна

Открытый урок ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Информационная безопасность в сети»

(тема урока)

8.

Цель урока

Формирование представления информационной безопасности с использованием цифровых установок

9.

Задачи урока

1)    развитие  мышления, творческих  способностей и умений  учащихся;

2)    усвоение  знаний и умений, добытых в ходе открытого  диалога с  учащимися,   поиск и  решение нестандартных учебных  проблем;

3)    воспитание активной творческой личности

10.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

Личностные:

  1. формировать ответственное отношения к учению, саморазвитию и самообразованию;
  2. осознать  практическую  значимость  учебного материала

Предметные:

формировать  грамотное  поведения в информационной среде

Метапредметные:

формировать  командную деятельность: уметь слышать и понимать собеседника, поддержка друг друга при возникающих  учебных проблемах

12.

Используемые педагогические технологии

Урок проблемного обучения

13.

Формы организации учебной деятельности учащихся


Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

14.

Необходимое техническое оборудование

Мультимедийная система, интерактивная доска, компьютер

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Информационная безопасность в сети»

Этап изучения

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Длительность этапа

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

Презентация

https://yadi.sk/i/4bBwNtJQYfqZ0Q

1 слайд

Проверка готовности к учебной деятельности учащихся.

Приветствие учеников.

Готовность своего рабочего места.

Приветствие учителя

1 минута

2

Мотивация.

Определение темы урока

Создание проблемной ситуации. Формирование познавательного интереса

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Ребята! Посмотрите на экран. Опишите ситуацию №1.

Опишите ситуацию №2.

Что это?

Опишите ситуацию №3.

Как вы думаете, с чем будет связана тема сегодняшнего урока?

Да, верно!

Тема урока «Информационная безопасность». Запишите её себе в тетрадь

Ребята! А как вы думаете, что такое опасность? И как вы понимаете понятие «Безопасность»?

Хорошо.

Приведите примеры опасной и безопасной ситуации. Подумайте, запишите ответ в тетрадь.

Кто готов озвучить свою версию ответа.

Спасибо. Верно.

А как вы считаете, существует ли 100%-ая безопасность в мире?

Да, действительно, таких гарантий вам никто не даст. Это неразумно. Потенциальные угрозы существуют, их необходимо знать.

Ответы учащихся:

Человек за ноутбуком совершает различные операции за компьютером.

Мы наблюдаем двух человек, работающих за компьютером: один из них крадет данные с карточки другого.

Мошенничество, преступление.

На ноутбуке установлен пароль, персонификация данных. Чтобы войти в компьютер необходимо знать пароль, дополнительные сведения.

С безопасностью жизнедеятельности, с безопасностью в сети

Запись темы урока

Опасность – это возможная  угроза действия, катастрофы, или  чего-нибудь нежелательного.

Безопасность — состояние защищённости.

Обдумывание проблемной ситуации опасности и безопасности. Запись ответа в тетрадь.

Ученик: Во время грозы школьник не выключает телевизор, надеется, что ничего не произойдет (опасная ситуация).

Во время грозы школьник выключает телевизор, не пользуется электроприборами, обесточивает их (безопасная ситуация).

Варианты ответов:

  • Да, если я соблюдаю правила.
  • Нет, так как другие люди могут повлиять на мою безопасность (смотрят телевизор в грозу - короткое замыкание-пожар)

7 минут

3

Актуализация знаний

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

Ребята, поясните схему «Виды опасностей».

А информационная безопасность, в какую группу входит?

Сформулируйте правила информационной безопасности в сети ИНТЕРНЕТ.

Работаем в парах/время на обсуждение 2 минуты

 Кто готов поделиться ответами?!

На экран выводится слайд.

Да, действительно, персональные данные необходимо защищать, так как безопасность -  это важное условие в современном мире

Посмотрите на слайд. Назовите  опасные угрозы в сети. А сколько процентов из них составляет  финансовое мошенничество?

Наименьшие угрозы – это?

Наибольшие?

А раньше всё было по-другому: взламывали сейфы, уносили материальные ценности, деньги.

Сейчас же- просто набор цифр, и…человек теряет всё своё состояние, финансовое благополучие терпит фиаско.

Чтобы защитить свои данные необходимо:

Об этом следует знать...  

Стихийные - не зависят от деятельности человека, природные; техногенные - напрямую связаны с технологическим процессом; социальные - исходят от людей; экологические - с загрязнением окружающей среды.

В социальную, в техногенную (приводят аргументы деятельности криминальных личностей с использованием технических средств)

Ответы учащихся

36%

Кража оборудования (6%)

Кража информации (64%)

Дети читают со слайда информацию, комментируют, дополняя собственными примерами

8 минут

4

Усвоение новых (неновых для учащихся) знаний

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

ВИДЕОСЮЖЕТ:

https://yadi.sk/i/JS_20H8NT_By9g

Так, бумажные удостоверения в развитых странах мира, уходят на второй план — их вытесняет биометрическая идентификация.

 Разблокировать смартфон отпечатком пальца, оплатить покупку с помощью селфи, перевести деньги голосом — это уже больше не фантастика.

А вы ребята, знали об этом?

Очень хорошо. Значит, вы шагаете в ногу со временем, научно-технический прогресс присутствует и в вашей жизни.

А что же такое биометрические данные? Кто мне ответит на этот вопрос?

Каждый человек имеет уникальные физические признаки. Некоторые из них получены от рождения — ДНК, отпечатки пальцев, геометрия руки, рисунок вен, радужная оболочка глаза. Другие приобретены со временем и могут меняться на протяжении жизни — походка, интонации голоса, подпись. Все эти характеристики не повторяются ни у кого из жителей нашей планеты, а значит, по ним можно идентифицировать личность.

На этом и построены биометрические технологии, которые помогают распознавать людей по одному или нескольким физическим и поведенческим признакам.

Законодательную базу вы можете наблюдать на слайде.

Назовите закон и статью по данному вопросу.

Верно!

Сначала биометрию стала применять полиция разных стран. Ловили преступников – опознавали их по отпечаткам пальцев. Затем ввели обязательную дактилоскопическую регистрацию для военных, полицейских, таможенников и налоговиков. Стали фотографировать и снимать отпечатки пальцев всех приезжающих иностранцев. Сегодня многие страны, в том числе и наша, выдают биометрические документы — заграничные и внутренние паспорта, визы, водительские удостоверения.

Так, что, если вы планируете работать в правоохранительных органах, - для вас это актуальная информация.

А знаете, как это работает?!

С помощью специальных современных устройств — сканеров, сенсоров и других считывателей — биометрические данные человека записываются в специальную базу данных. Система запоминает эту информацию (например, отпечаток вашего пальца) и преобразует в цифровой код. Затем, когда вы снова прикладываете палец к сканеру, система сравнивает новый код с тем, что записала ранее. Если коды совпадут, то она выдаст ответ, что это действительно вы.

В нашей стране биометрические данные используются и в школах. Посмотрите небольшой видеосюжет

Конечно. У нас установлены пароли на телефоны, смартфоны. И отпечатком пальца разблокировать телефон – это стандартная, ежедневная процедура.

Соглашаются с учителем.

Слышали об этом понятии, но конкретно рассказать не можем.

Федеральный закон «О персональных данных», статья 11 «Биометрические персональные данные»

Соглашаются с учителем

Да, да, это работает!

Просмотр видеосюжета, обсуждение

10 минут

5

Закрепление полученной информации

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

ВИДЕОРОЛИК

https://yadi.sk/i/7axoFwl7Z3urWw

Задание по таблице.

Посмотрите внимательно на экран. Дайте название представленным данным. Озаглавьте таблицу

Верно! А сколько позиций вы наблюдаете. Назовите их.

Какая из них самая надежная по верификации?

Где больше всех регистрируется ошибка, в каком варианте?

Какая система самая дорогая?

Спасибо! Молодцы!

А знаете ли вы, что систему биометрии используют и в мире финансов?!

Банки, платежные системы, торговые сети, кафе активно внедряют биометрические технологии. С одной стороны, это помогает защитить клиентов от мошенников. С другой — это упрощает финансовые операции: покупки, денежные переводы и оплата услуг становятся легкими и быстрыми.

Кроме того, биометрия — это защита на случай экстренных ситуаций.

 В Японии после разрушительного землетрясения и цунами в марте 2011 года множество людей лишись не только своих банковских карт, но и документов. Они вынуждены были проходить через долгие и утомительные процедуры идентификации личности, чтобы снять деньги со своих счетов. После этого в стране создали единую биометрическую систему, которая исключает такую проблему в будущем.

Как вы оцениваете деятельность государства в отношении всеобщей биометрии?

Сколько людей, столько и мнений. Неоднозначный вопрос. Требует согласия, как на низшем уровне (рядовых граждан), так и понимания на высшем, со стороны государства. Ведь не все хотят проходить  полную идентификацию личности, есть предубеждения. Но!

Биометрия — это гораздо более совершенная система защиты финансов, чем ПИН-коды и СМС от банка.

Ваше лицо, голос и отпечатки пальцев мошенники украсть не могут. Сами биометрические системы тоже всегда серьезно защищены от взлома, кражи и подделки данных.

  • Информация хранится в закрытых системах, доступ к которым ограничен. Например, биометрические данные для удаленной идентификации защищены криптографией и хранятся обезличено.

Сбор биометрических данных допускается только с согласия человека. Например, в визовом центре вас обязательно попросят подписать соответствующее заявление. То же самое касается и банковских услуг.

А знаете, как агитируют сдавать биометрические данные в Кыргызстане? Какие цели преследуют деятели государства? Посмотрите видеоролик.  Как вы думаете, зачем они это делают?

Верно!

Виды биометрических систем

Четыре. Отпечаток пальца, голос, радужная оболочка, лицо.

По голосу, 99%

По радужной оболочке глаза, 7%

Система биометрии по радужной оболочке глаза

Да, в данной ситуации, чтобы вернуть деньги нужно было доказать, что ты их хозяин. И, наверное, всеобщая идентификация оправдана.

Соглашаются с учителем

Прозрачность системы, отсутствие приписок, искоренение коррупции - благие цели и намерения страны.

Да, и это очень похоже на рекламу.

10 минут

6

Подведение итогов. Рефлексия

19 слайд

Подведем итоги:

Что нового вы узнали на уроке?

Перечислите новые термины/ запишите их себе в тетрадь, озвучьте в классе.

Оцените важность полученной информации по 5-ти бальной системе.

Наш урок безопасности -  это акция информационных знаний, которые вы получили сегодня. А в подтверждении этого факта, ученики 8А класса получают сертификаты Открытого урока ОБЖ.

Спасибо за урок!

Ребята дублируют информацию себе в тетрадь.

Все выставили высший балл уроку.

Получают сертификаты участников открытого урока ОБЖ.

7 минут

7

Домашнее задание

/творческая деятельность/

Слайд

Предлагаю вам, ребята, полученную сегодня информацию представить в виде проектов, видео роликов.

Я знаю, что у вас это точно получится!

До новых встреч!

Учащиеся школы сняли видеоролик «Безопасность в интернете»

2  минуты


Приложение к технологической карте урока «Информационная безопасность в сети»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ РЕСУРСОВ

(программного обеспечения, медиаресурсов, интернет -сервисов)

Название ресурса

Тип ресурса

(программное обеспечение, ЭОР, интернет-сервис, платформы онлайн школ)

Для чего ресурс используется на уроке (демонстрация, организация совместной деятельности и пр.)

Гиперссылка на конкретные интернет-сервисы, использованные на уроке

1

Презентация урока

ЭОР

Организация совместной деятельности

https://yadi.sk/i/4bBwNtJQYfqZ0Q

2

Видеоролик

“Школьный интерфейс”

ЭОР

Демонстрация/обсуждение

https://yadi.sk/i/JS_20H8NT_By9g

3

Видеоролик “Агитация биометрических данных”

ЭОР

Демонстрация/обсуждение

https://yadi.sk/i/7axoFwl7Z3urWw

4

Видеоролик “Безопасность в интернете глазами учеников”

ЭОР

Домашнее задание

(выполнено учениками класса)

https://yadi.sk/i/7Q0ePHFTzc4bdg

5

Электронный дневник “Дневник.ру”

ЭОР

Статья - отчет о проведенном мероприятии

https://dnevnik.ru/teachers 

Запись от 12 апреля 2019г.

https://yadi.sk/i/lJJTPdChAHjLsA


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10.04.2019г. Открытый урок ОБЖ

Слайд 2

Ситуация № 1.

Слайд 3

Ситуация № 2.

Слайд 4

Ситуация №3. О чём пойдет речь на уроке?!

Слайд 5

Опасность/безопасность

Слайд 6

А информационная опасность –где?! Поясните схему «Виды опасностей» СТИХИЙНЫЕ СТИХИЙНЫЕ ТЕХНОГЕННЫЕ ТЕХНОГЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

Слайд 7

Правила информационной безопасности

Слайд 11

Биометрические данные

Слайд 12

Исторические факты

Слайд 13

Как это работает?!

Слайд 14

Новостные ленты: «Биометрические технологии в школе»

Слайд 15

Задание в классе. Озаглавьте таблицу.

Слайд 16

Биометрию используют и в сфере финансов

Слайд 18

Общемировая практика

Слайд 19

Подведение итогов:

Слайд 20

Домашнее задание – творческое оформление Открытого урока ОБЖ: проект; видеоролик; видеосюжет; заметка в газете; телерепортаж; и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Информационная безопасность в сети Интернет"

Использование Интернета является безопасным, если......

Информационная безопасность в сети интернет

Урок факультативного занятия. Урок знакомства с проблемами информационной безопасности детей в сети Интернет. Ознакомление учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в современной инф...

Информационная безопасность в сети Интернет.

Задачи: ознакомить учащихся:– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;– как критически от...

Родительское собрание на тему "Информационная безопасность в сети Интернет"

Цель: формирование представлений об опасности в сети Интернет и способах защиты детей от вредоносной информации.Задачи:1. Повышение уровня осведомленности родительской аудитории о негативном влиянии а...

Памятка для обучающихся по информационной безопасности в сети Интернет

С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта пам...

Методическая разработка Единого урока информационной безопасности в сети "Интернет"

Методическая разработка Единого урока информационной безопасности в сети "Интернет"  представляет собой сценарий и презентацию...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Информационная безопасность в сети Интернет"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Информационная безопасность в сети Интернет" составлена по материалам сайта Сетевичок.рф и предназначена для учащихся 7-9 классов....