Программа Страна светофория
рабочая программа по обж

Кузнецова Наталья Алексеевна

Программа Страна светофория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yuid_svoya_2021_so_skan_planom.doc437.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

МОУ «Лапшинская ООШ»

Основание для разработки программы

В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их в результате чего увеличились случаи ДТП.

Руководитель отряда

Кузнецова Н. А– учитель ОБЖ

Цель Программы

Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения

Задачи Программы

  • выработка у школьников активной жизненной позиции;
  • закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
  • привлечение школьников к участию в пропаганде БД на улицах и дорогах сверстников;
  • расширение технического кругозора детей, реализация их творческих способностей;
  • участие отрядов ЮИД в проведении соревнований «Безопасное колесо»;
  • активизация деятельности школы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
  • создание системы общешкольных мероприятий по профилактики дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
  • развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Сроки реализации программы

Один  год

Ожидаемые результаты

Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.

Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД .

Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .

Расширить знания учащихся  об истории правил дорожного движения;

повысить дорожную грамотность учащихся;

Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;

Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

Умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.

Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.

 Оказывать (по возможности) неотложную медицинскую помощь.

 Систематизировать знания по ПДД

 Участвовать в школьных мероприятиях по ПДД.

 Участвовать в школьном  конкурсе «Безопасное колесо».

УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

умение регулировать свое поведение в соответствии с познанными нормами и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к участникам дорожного движения

ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности других участников движения

выполнять основные правила дорожного движения

убеждённость в необходимости изучения курса ПДД;

могут быть сформированы:

интерес к деятельности общественных объединений

и государственных служб по безопасности дорожного движения

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

безопасно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения.

передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода

пользоваться сигналами светофора и регулировщика

правильно пользоваться общественным транспортом.

соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде

правильно читать основные дорожные знаки

соблюдать меры предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся: 

самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка

адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками

планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, и др.

Познавательные

Учащиеся научатся:

сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

анализировать, сравнивать явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий

устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции

Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь.

                                                                   

Пояснительная записка.

Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Необходимо заметить, что за последние пять лет, в связи с увеличением количества транспорта, обстановка на дорогах значительно усложнилась. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.

 Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.

Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.

Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети. Перед фактом продолжающегося увеличения автотранспорта на дорогах крайне необходимо единение государственных органов, общественных институтов, семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Отличительные особенности программы.

1. Данная программа обеспечивает непрерывность обучения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям на улицах и дорогах.

2. Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении:

 Взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой;

  • Учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

1.Общие положения программы

1.1 Программа рассчитана на проведение мероприятий по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

1.2 Участниками программы являются учащиеся 5 – 9 классы, педагоги, родители, работники ГИБДД.

2. Цели и задачи программы:

Цель:        Создать условия для непрерывного воспитательного процесса юных участников дорожного движения.

  Задачи:  Исходя из данной цели, основными задачами  программы являются:

  • выработка у школьников активной жизненной позиции;
  • закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
  • привлечение школьников к участию в пропаганде БД на улицах и дорогах сверстников;
  • расширение технического кругозора детей, реализация их творческих способностей;
  • участие отрядов ЮИД в проведении соревнований «Безопасное колесо».
  • активизация деятельности школы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
  • обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее  эффективной работы классных руководителей по организации образовательного процесса в области безопасности движения;
  • создание системы общешкольных мероприятий по профилактики дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
  • организация методической помощи классным руководителям и родителям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД и общественными организациями по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

                             

3. Концептуальные подходы

        Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни в городе навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения Правил дорожного движения.

        Исследования психологов показали, что улица и транспорт – это элементы окружающей среды и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия. И в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен  быть заменен на опыт, накопленный обществом.

        Познавательные программы, турниры, олимпиады, соревнования, развлекательные, занимательные и подвижные игры являются важным звеном в методиках интенсивного обучения детей Правилам дорожного движения. Их основная цель – смена деятельности, обучение и общение на новом уровне, полноценный  и эффективный психологический отдых.

        Особое внимание в работе с детьми следует уделять моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами в целях лучшего усвоения и закрепления получаемых знаний.

        Главным в воспитательном процессе безопасного поведения на дорогах является формирование у детей уважительного отношения к Закону дороги, осознания объективной целенаправленности и необходимого выполнения правил и требований дорожного движения и выработки у них стереотипов безопасного поведения.

4. Нормативно правовая база  программы.

Закон РФ « О безопасности дорожного движения»

Конвенция о правах  ребенка (1989 г.)

Конституция РФ (1993 г.)

Правила дорожного движения. Российской Федерации –    Москва, Издательский Дом Третий Рим, 2001 г.

                    5. Методическое обеспечение программы

 1.  Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма». Москва «Третий Рим», 2007.

2. Коллекция видео мультфильмов, фильмов, роликов по темам ПДД.

3.Ресурсы Интернета.

                                6. Ожидаемый результат

Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.

Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД .

Повышение уровня теоретических знаний по ПДД

Расширить знания учащихся  об истории правил дорожного движения;

Повысить дорожную грамотность учащихся;

Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;

Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

Умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.

 Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.

 Оказывать (по возможности) неотложную медицинскую помощь.

 Систематизировать знания по ПДД.

 Участвовать в школьных мероприятиях по ПДД.

 Участвовать в школьном конкурсе «Безопасное колесо».

7. Учет возрастных особенностей в программе воспитания

Естественно, что Программа  профилактики ДТТ рассчитана на весь контингент учащихся с 1 по 9 класс. Но, работая в коллективе школьников, мы строим воспитательную  работу  с учетом возрастных особенностей детей.    Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, конкурс «Безопасное колесо» и многое другое, - вот именно то, что способствует социализации подростка. В старшем школьном возрасте  - это  конкурсы - КВН, участие в работе агитбригады, шефская работа позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности.    Педагогический коллектив в целом является одним из важных звеньев. Именно учителя осуществляют основную деятельность по пропаганде правил дорожного движения, профилактике ДТП.

В работе с учителями мы используем такие формы:

Инструктивно-методическая работа.

Обмен опытом.

Выставки методической литературы.

8. Повышение квалификации педагогов

Классный руководитель – это педагог, непосредственно работающий с детьми, их родителями. Именно от него зависит, как будет осуществляться работа по профилактике ДТП, пропаганде ПДД.  Будет ли налажен контакт и взаимодействие с родителями. Классный руководитель организует коллективную деятельность в классе, взаимодействие с родителями, социальным педагогом, работникам ГИБДД.    В МОУ организована деятельность методического объединения классных руководителей, проводятся семинары по наиболее актуальным темам, совещания по решению текущих проблем, по обмену опытом. Совместно с ГИБДД ведется работа  по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Проводятся встречи, «круглые столы» с  инспекторами ГИБДД.

9. Работа с родителями

         Главенствующую роль в обучении безопасному движению должна играть семья. Прежде всего, потому, что модель грамотного, безопасного для него самого и окружающих поведения на улице и дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди родители. В первую очередь — мама. Но практика показала, что и сами родители часто не знают элементарных правил дорожной безопасности, возрастных особенностей детской психики. Как и чему научат они детей?

Возможно, нам сегодня может пригодиться зарубежный опыт борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом. Стоит изучить достижения английских и японских детских клубов безопасного движения, где еще с дошкольного возраста начинают воспитывать будущих грамотных участников движения.

Во-первых, повторимся, потому, что именно в дошкольном и школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив и готов к формированию устойчивых привычек. Во-вторых, потому, что учитель ежедневно встречаясь с ребенком и часто с родителями, имеет больше возможности работать с ними даже несколько минут («Минутки безопасности») А это значит, ему проще найти время для методически грамотного обучения детей и их родителей.

Мы должны научить и детей, и родителей безопасному поведению на дороге а это возможно при условии знания и выполнения ими Правил дорожного движения, а также умения правильно оценить дорожную ситуацию.

В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма весьма серьезна, и то, что необходимо прививать детям навыки поведения на дорогах, понимают многие родители. Но для детей заучивать любые правила — занятие довольно скучное, поэтому обучать правилам дорожного движения наиболее актуально в игровой познавательной форме, на практике, т.е. – на улице с вовлечением в конкретную дорожную ситуацию: когда ребенок идет в школу, с родителями в гости, в магазин и т.д. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также должна проводиться определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.

Родители – важные союзники в Программе оздоровления детей. Вовлечение родителей в работу предусматривает  следующие виды деятельности:

Родительские собрания по вопросам ПДД.

Привлечение родителей к участию в УВП.

Пропаганда среди родителей правил дорожного движения.

Профилактика вредных привычек  др.

10. Наглядные пособия, оборудование и инвентарь,

используемые в работе с учащимися

10.1. Дополнительные материалы:

слайдовые презентации, видеофильмы;

раздаточный материал по теме;

детская художественная, методическая литература.

Видеоролик «Дорога и дети»

Мультфильмы о необходимости применения детских удерживающих средств.

Мультфильм «Приключения Оранжика».

10.2. Имидж Юных инспекторов движения

      Отряд Юных инспекторов движения  имеет название, девиз, эмблему, текст клятвы, «журнал летоисчисления», законы организации жизнедеятельности, Члены отряда – удостоверения.   

Наш девиз.
 
До всех мальчишек и девчонок

По ПДД мы знания донесем!

Мы – за безопасное движение

И школу мы не подведем!

КЛЯТВА

        Я, (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:

        - быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;

        - непримиримо относиться к нарушителям правил дорожного движения;

        - всегда приходить на помощь тому, кому трудно;

        - хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят.        

        Для выполнения возложенных на меня обязанностей постоянно совершенствовать:

        - свои знания, посещать школьный клуб ЮИД;

        - вырабатывать и закалять волю;

        - активно участвовать в работе отряда ЮИД;

        - знать о славных и героических делах государственной автомобильной инспекции, государственной инспекции безопасности дорожного движения.

        Быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члена отряда ЮИД.

 

11.  Блоки Программы.

11.1. . Организация работы отряда ЮИДД

11.2.. План работы отряда ЮИДД

11.3. Выборы командира отряда. Распределение обязанностей. Оформление уголка отряда.

11.4. Помощь первоклассникам в составлении маршрутов «Дом - Школа – дом».

11.5. Проведение конкурса рисунков и плакатов «Дорога и дети».

11.6. Посвящение первоклассников в пешеходы.

11.7.  Проведение зачетов на знание ПДД 1 – 9 классах.

11.8.. Викторина «Знатоки ПДД» (члены отряда ЮИД).

11.9. Игра по станциям для учащихся 1-4 классов «Школа пешеходов».

11.10. Участие в конкурсе отрядов ЮИД «Безопасное колесо».

11.3. Работа с родителями (включенность родителей в реализацию программы)

11.3.1. Проведение родительских собраний по тематике ПДД

11.3.2. Составление и распространение памяток ребенок и дорога

11.3.3. Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера

11.3.4. Совместные праздники, конкурсы

11.4. Методическая работа

11.4.1. Создание методической копилки инноваций педагогов школы; разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов.

11.4.2. Консультации для классных руководителей по проведению классных часов по следующим темам: «Маршрут дом - школа - дом»; «Дорожные знаки»; «Дорожная разметка»; «Сигналы светофора»; «Проезд перекрестков»

11.5. Закрепление знаний по ПДД

11.5.1. Оформление маршрутных листов «Дом - Школа – дом»;

11.5.2. Конкурс рисунков и стенгазет «Как вести себя на дороге»;

11.5.3. Игра «Безопасное колесо»;

11.5.4. Праздник «Мой друг – светофор»;

11.5.5. Посвящение первоклассников в пешеходы

11.5.6. Проведение уроков по ПДД

12. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОТРЯДА ЮИДД:

В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 1 -го по 9- й  класса должны знать:

опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;

безопасные участки улиц и дорог в селе;

типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;

название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Правила:

перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

движения группы детей в сопровождении взрослых;

этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. 

       

13. Сроки реализации программы.

01.09.2020 – 30.05. 2021.

         

   14. Условия реализации программы.

Место проведения (учебные комнаты, спортивный зал).

Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).

Кадровое обеспечение (инструкторы, вожатые, инспектор ГИБДД, классные руководители)

Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, подшивка газет «Добрая дорога детства» и др.). 

15. Учебно - тематический план

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Путешествие в страну Светофорию".

Внеклассное мероприятие: "Путешествие в страну Светофорию"....

Спектакль по ПДД для 2-4 кл. «Приключения в стране Светофории»

Знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками. В сценарии  использованы стихи, частушки, песни, посвященные правилам дорожного движения....

Спектакль по ПДД для 2-4 кл. «Приключения в стране Светофории»

Знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками. В сценарии  использованы стихи, частушки, песни, посвященные правилам дорожного движения....

ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ «Светофорчик» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СВЕТОФОРИЮ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ «Светофорчик»«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СВЕТОФОРИЮ»...

Сценарий развлекательно-игровой программы по ПДД «Путешествие в страну Светофорию»

Данное мероприятие разработано для детей начальной школы. В игровой форме у них формируется представление о правилах безопасного поведения на дороге. Мероприятие не требует значительных финансовых зат...

Игровая программа по правилам дорожного движения для младших школьников «Путешествие в страну Светофорию»

Сценарий игровой программы по правилам дорожногоь движения для младших школьников " Путешествие в страну Светофорию"...

Разработка программы отряда ЮИД "Страна Светофория"

Разработка программы отряда ЮИД "Страна светофория". С КТП...