Программа 8-9 класс.
рабочая программа по обж (8 класс)

Огнев Владимир Анатольевич

Программа по ОБЖ для 8-9 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); авторской программой: Основы безопасности жизнедеятельности. Программа. 8-9 классы/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2012, комплекта учебников Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012, Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

На изучение учебного предмета отводится

8 класс – по 1 часу в неделю, 34 час в год по плану

9 класс – по 1 часу в неделю, 34 час в год по плану 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8-9_klass.docx65.44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

8 – 9 класс

  1. Пояснительная записка

Программа по ОБЖ для 8-9 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); авторской программой: Основы безопасности жизнедеятельности. Программа. 8-9 классы/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2012, комплекта учебников Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012, Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.

На изучение учебного предмета отводится

8 класс – по 1 часу в неделю, 34 час в год по плану

9 класс – по 1 часу в неделю, 34 час в год по плану

Изучение ОБЖ в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

го предмета отводится

8 класс – по 1 часу в неделю, 34 час в год по плану, по факту проведено 31 час

9 класс – по 1 часу в неделю, 34 час в год по плану, по факту проведено 33 часа

Изучение ОБЖ в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.
  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
  1. Планируемые результаты

Обучающийся научится:

  • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
  • использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
  • использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно использовать бытовые приборы;
  • безопасно использовать средства бытовой химии;
  • безопасно использовать средства коммуникации;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
  • адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
  • безопасно применять первичные средства пожаротушения;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
  • использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
  • готовиться к туристическим походам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
  • адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
  • добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
  • добывать и очищать воду в автономных условиях;
  • добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
  • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
  • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
  • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
  • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
  • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
  • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
  • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
  • безопасно использовать ресурсы интернета;
  • анализировать состояние своего здоровья;
  • определять состояния оказания неотложной помощи;
  • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
  • классифицировать средства оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
  • извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
  • оказывать первую помощь при ушибах;
  • оказывать первую помощь при растяжениях;
  • оказывать первую помощь при вывихах;
  • оказывать первую помощь при переломах;
  • оказывать первую помощь при ожогах;
  • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
  • оказывать первую помощь при отравлениях;
  • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
  • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

обучающийся получит возможность научиться:

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
  • готовиться к туристическим поездкам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять права покупателя;
  • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
  • характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
  • оказывать первую помощь при коме;
  • оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
  • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

В результате у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Формируемые УУД

8 класс

9 класс

1

Личностные УУД

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

2

Метапредметные УУД

Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

3

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; Формирование и развитие экологического мышления

4

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

5

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

  1. Содержание

Содержание учебной программы для 8—9 классов

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной без- опасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту. Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. 

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

3.1. Наиболее опасные террористические акты

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.

5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

6.1. Система борьбы с терроризмом. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

6.2. Государственная политика противодействия наркотизму. Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная
сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие.    Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека,
обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
    Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.    Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.

Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов

9.1. Семья в современном обществе.    Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.  Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 10. Основы медицинских знаний

10.1. Основы медицинских знаний     Общая характеристика различных повреждений и их последствиядля здоровья человека.  Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.  Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.     Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи    Первая медицинская помощь при отравлении.    Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.   Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.    Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.    Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях    Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).

2.Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
  3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2013.

3.Тематическое планирование учебного предмета «ОБЖ» в 8-9 классах с определением основных видов учебной деятельности.

8 класс  (1 ч в неделю, всего 34 ч)  

№ темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)

1

Пожарная безопасность (3 ч)

1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1.2. Профилактика   пожаров   в   повседневной жизни и организация защиты населения.

1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре,  в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия,  проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности

2

Безопасность на дорогах (3 ч)

2.1.Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

2.2.Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

2.3.Велосипедист  —   водитель транспортного
средства

Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасно-

-о поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда

3

Безопасность на водоёмах (3 ч)

3.1.Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

3.2.Безопасный отдых на водоёмах.

3.3.Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Характеризуют состояние водоёмов в различное

время года.

Объясняют правила безопасного поведения  на

водоёмах.

Сравнивают способы обеззараживания воды.

Объясняют правила безопасного поведения на

воде.

.Отрабатывают в паре правила само- и взаимо
помощи терпящим бедствие на воде

4.

Экология и безопасность (2 ч)

4.1.Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

4.2.Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой

5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч)

5.1.Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

5.2.Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

5.3.Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

5.4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

5.5.Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.

Различают чрезвычайные ситуации техногенного
характера в соответствии с их классификацией.
Составляют алгоритм своего поведения во вре
мя характерной чрезвычайной ситуации техно
генного характера, возможной в регионе своего
проживания.                

Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

6

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций

(4 ч)

6.1.Обеспечение  радиационной  безопасности населения.

6.2.Обеспечение химической защиты населения.

6.3.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

6.4.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера

7.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)

7.1.Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

7.2.Эвакуация населения.

7.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Раздел 4.  Основы здорового образа жизни (8 ч)

8.

Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)

8.1.Здоровье как основная ценность человека.

8.2.Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

8.3.Репродуктивное здоровье — составляющая
здоровья человека и общества.

8.4.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

8.5.Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

8.6.Вредные привычки и их влияние  на здоровье.

8.7.Профилактика вредных привычек.

8.8.Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие.

Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.

Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

9.

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

9.1.Первая помощь пострадавшим и её значение.

9.2.Первая помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами (практическое занятие).

9.3.Первая помощь при травмах (практическое занятие).

9.4.Первая помощь при утоплении (практическое занятие)

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении.

По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике

9 класс        (1 ч в неделю, всего 34 ч)   Поурочное планирование

№ темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1 . Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Раздел 1.  Основы комплексной безопасности (8 ч)

1.

Национальная безопасность в России в современном мире

 (4 ч)

1.1.Современный мир и Россия.

1.2.Национальные интересы  России  в современном мире.

1.3.Основные угрозы национальным интересами безопасности России.

1.4.Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России

Обосновывают  значение  молодого  поколения граждан  Российской Федерации для развития нашей страны.

Характеризуют основные  виды  национальных интересов России в современном мире. Анализируют   степень   влияния   личности   на обеспечение национальной безопасности  Рос-

сии.

Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России

2

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч)

2.1.Чрезвычайные ситуации и их классификация.

2.2.Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

2.3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.

2.4.Угроза военной безопасности России

Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России.

Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

3.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)

3.1.Единая государственная система предупреж
дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).

3.2.Гражданская оборона как составная часть
национальной безопасности и обороноспособности страны.

3.3.МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях

4.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)

4.1.Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

4.2.Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций.

4.3.Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

4.4.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия.

Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)

5.

Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч)

5.1.Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

5.2.Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления

Характеризуют международный терроризм как

серьёзную угрозу национальной безопасности

России.

Анализируют виды террористических актов, их

цели и способы осуществления.

Формулируют собственную позицию неприятия

терроризма в любых его проявлениях

6.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)

6.1.Основные  нормативно-правовые  акты по
противодействию терроризму и экстремизму.

6.2.Общегосударственное противодействие терроризму.

6.3.Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.

Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма».

7.

Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч)

7.1.Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

7.2.Организационные основы противодействия
наркотизму в Российской Федерации.

Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» России (ФСКН России)» и её положительные результаты»

  1. Календарно-тематическое планирование ОБЖ – 8  класс

(1ч в неделю, всего – 34ч по плану)

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Корректировка дат

Домашнее задание

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16ч)

1.1 Пожарная безопасность(3ч)

1

ТБ на уроках ОБЖ. Пожары их причины

1

01.09.20

§1.1

2.

Профилактика пожаров

1

08.09.20

§1.2

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

1

15.09.20

§1.3

1.2 Безопасность на дорогах (3ч)

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

1

22.09.20

§2.1

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

1

29.09.20

§2.2

6

Велосипедист – водитель транспортного средства.

1

06.10.20

§2.3

1.3 Безопасность на водоёмах (3ч)

7

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

1

13.10.20

§3.1

8

Безопасный отдых на водоёмах.

1

20.10.20.

§3.2

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

03.11.20

§3.3

1.4 Экология и безопасность.(2ч)

19.11.2019

10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

1

10.11.20

§4.1

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

17.11.20

§4.2

1.5 ЧС техногенного характера и их возможные последствия. (5ч)

12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

24.11.20

§5.1

13

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия

1

01.12.20

§5.2

14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

08.12.20

§5.3

15

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

15.12.20

§5.4

16

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

22.12.20

§5.5

Раздел 2. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (7ч)

Обеспечение защиты населения от ЧС (4ч)

17

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

12.01.21

§6.1

18

Обеспечение химической защиты населения

1

19.01.21.

§6.2

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

26.01.21.

§6.3

20

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

02.02.21.

§6.4

1.7 Организация защиты населения от ЧС техногенного характера(3ч)

21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

1

09.02.21

§7.1

22

Эвакуация населения.

1

16.02.21

§7.2

23

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

02.03.21

§7.3

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8ч)

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(7ч)

1.8 Основы здорового образа жизни.(7ч)

04.03.2019

24

Здоровье как основная ценность человека

1

09.03.21

§8.1

25

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1

16.03.21

§8.2

26

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества

1

30.03.21

§8.3

27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

06.04.04

§8.4

28

Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

13.04.21

§8.5; §8.6

29

Профилактика вредных привычек 

1

20.04.21

§8.7

30

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

27.04.21

§8.8

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4ч)

1.9 Первая помощь при неотложных состояниях (4ч)

31

Первая помощь при неотложном состоянии. Виды ран. Виды кровотечений. Перевязочный материал.

1

04.05.21

§9

32

Правила остановки кровотечений.

1

11.05.21

§9

33

Виды повязок. Правила наложения повязок.

1

18.05.21

§9

34

Наложение повязок при различных поражениях.

1

25.05.21

§9

Календарно-тематическое планирование ОБЖ – 9 А класс

34 часа (1час в неделю)

Тема урока

Количество часов

Дата

Корректировка дат

Домашнее задание

Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (24)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности(8ч)

1.1 Национальная безопасность России в мировом сообществе (4ч)

1.

Россия в мировом сообществе.

1

01.09.20

§1.1

2

Национальные интересы России в современном мире

1

08.09.20

§1.2

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

15.09.20

§1.3

4

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России

1

22.09.20

§1.4

1.2.ЧС мирного и военного времени и национальная безопасности России (4ч)

5

Основные и ЧС общие понятия и определения, их классификации

1

29.09.20

§2.1

6

ЧС природного характера, их причины и последствия.

1

06.10.20

§2.2

7

ЧС техногенного характера, их причины и последствия

1

13.10.20

§2.3

8

Военные угрозы национальной безопасности России.

1

20.10.20

§2.4

Раздел 2.Защита населения РФ от ЧС (7ч)

1.3 Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени(3ч)

9

РСЧС

1

03.11.20

§3.1

10

Гражданская оборона

1

10.11.20

§3.2

11

МЧС

1

17.11.20

§3.3

1.4 Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС мирного и военного времени (4ч)

12

Мониторинг ЧС.

1

24.11.20

§4.1

13

Инженерная защита населения

1

01.12.20

§4.2

14

Оповещение и эвакуация. Контроль знаний

1

08.12.20

§4.3

15

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

1

15.12.20

§4.4

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (9ч)

1.5 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2ч)

16

Международный терроризм-угроза национальной безопасности России.

1

22.12.20

§5.1

17

Виды террористической деятельности и террористических актов

1

12.01.21

§5.2

1.6 Нормативно- правовая база противодействия терроризму и экстремизму В РФ (3ч)

18

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

1

19.01.21

§6.1

19

Общегосударственное противодействие терроризму.

1

26.01.21

§6.2

20

Нормативно- правовая база противодействия наркотизму.

1

02.02.21

§6.3

1.7 Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в России (2ч)

21

Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.

1

09.02.21

§7.1; §7.2

1.8 Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2ч)

22

Правила поведения при угрозе террористического акта

1

16.02.21

§8.1

23

Профилактика наркозависимости.

1

02.03.21

§8.2

Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9ч)

1.9 Здоровье-условие благополучия человека (3ч)

24

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

1

09.03.21

§9.1

25

ЗОЖ и его составляющие.

1

16.03.21

§9.2

26

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1

30.03.21

§9.3

2.0 Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3ч)

27

Ранние половые связи и их последствия.

1

06.04.21

§10.1

28

Инфекции, передаваемые половым путем.

1

13.04.21

§10.2

29

Понятие о ВИЧ инфекции и СПИДе.

1

20.04.21

§10.3

2.1 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч)

30

Брак и семья

1

27.04.21

§11.1

31

Семья и ЗОЖ человека.

1

04.05.21

§11.2

32

Основы семейного права в Российской Федерации.

1

11.05.21

§11.3

Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2ч)

2.2 Оказание первой помощи (2ч)

33

Первая помощь при массовых поражениях (Пр.р).

1

18.05.21

§12.1;

34

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.

1

25.05.21

§12.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...