Рабочая программа по ОБЖ 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по обж (5 класс)

Рабочая прогармма по ОБЖ для 5 класса. Реализована в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh_5_klass.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности»  для учащихся 5 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»  разработана на основе закона «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  (ФГОС ООО) и примерной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования под редакцией Ю.Л. Воробьева.

    Учебный предмет ОБЖ реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения»,  Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Главной целью курса по ОБЖ является подготовка обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:

- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объёме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении

трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само и взаимопомощи;

- совершенствование  экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.

   Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Курс  «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает повышение уровня культуры человека в области безопасности жизнедеятельности и позволяет добиться снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.

Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по одному часу в неделю, всего в год 35 часов.

          Рабочая программа ориентирована на использование учебника “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / Составитель: Фролов М.П. и др. под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва: АСТ: Астрель, 2016./

Общая характеристика учебного предмета

     Учебный предмет  «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

     Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.

     Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»  предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей.

     Формы организации учебного процесса:

  • групповые, коллективные, классные и внеклассные.

     Виды и формы контроля:

  • вводный, текущий, итоговый;
  • фронтальный, комбинированный, устный;
  • самостоятельная работа, работа по карточке, тест, защита проекта.

Место учебного предмета в учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности на этапе среднего общего образования в 5 классе Федеральный базисный учебный  план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации  отводит 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе два обобщающих урока.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек

    Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность добра- направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.

Ценность семьи– как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

    Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

    Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

    Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета

          Личностные результаты

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД: 

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

          Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Содержание учебного предмета

Личная безопасность в повседневной жизни – 23 ч.

Понятие «безопасность». ЧС и опасные ситуации. Опасные ситуации в повседневной жизни.

Службы безопасности. Предназначение и основные служб безопасности. Телефоны.

Основные отличия городской и сельской местности. Опасные ситуации в городе и сельской местности.

Опасные ситуации в быту. Пожары. Основные причины пожаров.

Пожары в быту. Последствия пожаров. Причины и меры профилактики пожаров в быту.

Опасные газы в быту. Отравляющее воздействие газов. Причины, профилактика.

Опасные ситуации в жилище. Причины разрушений зданий. Затопление жилища. Меры безопасности.

Средства бытовой химии. Основное предназначение средств. Лекарства. Опасные продукты.

Опасные ситуации на дороге. Причины ДТП. Соблюдение ПДД .

Общественный и личный транспорт. Правила поведения пассажиров и водителей транспортных средств.

Безопасность в метро. Опасные ситуации в метро. Правила безопасного поведения.

Железная дорога. Опасные ситуации на железной дороге. Правила безопасности.

Водный  транспорт. Виды и предназначение. Опасные ситуации на водном транспорте.

Опасные ситуации в зимний период. Лед. Опасные ситуации на льду

Воздушный транспорт. Виды и предназначение. Причины аварийных ситуаций на воздушном транспорте.

Понятие  «криминальная ситуация». Защита жилища от злоумышленников.

Криминальные ситуации на улице, в общественных местах и в общественном транспорте.

Террористические преступления. Как не стать жертвой террориста. Правила поведения при захвате заложников.

Понятие «экология». Причины нарушения экологического состояния окружающей среды.

Причины загрязнения воды. Меры предосторожности на водоемах.

Загрязнение почв. Основные источники загрязнения почв.

Опасные продукты. Гигиенические правила. Меры  предосторожности.

Компьютер и его влияние на здоровье человека. Меры безопасности.

знать:

  • опасности природного, техногенного и социального характера,  возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности;

уметь:

  • предвидеть опасность и  по возможности ее избегать;
  • соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;
  • правильно действовать в опасных ситуациях, происходящих в быту, на улице, в общественных местах.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 3 ч.

Понятие – ПП. Основные мероприятия ПП.

Понятие об ожогах. Виды ожогов. ПП при ожогах.

Правила ЗОЖ. Привычки ЗОЖ.

знать:

  • основные мероприятия первой доврачебной помощи;
  • привычки здорового образа жизни.

уметь:

  • объяснять значение здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья;
  • наложить стерильную повязку при различных незначительных повреждениях.

владеть:

  • навыками оказания первой помощи при ранах.

Дорожно-транспортная безопасность – 9 ч.

ПДД. Изучение ПДД. Основные цели и задачи ПДД. История появления колеса и автомобиля.

Современный транспорт. Общественный и личный транспорт.

Проезжая часть. Понятия «дорога», «улица», «автомагистраль». Правила безопасного поведения на дорогах.

Участники дорожного движения. Пешеходы, водители и пассажиры. Правила поведения  участников дорожного движения.

Правила дорожного  движения. Основные положения и понятия.

Транспортное средство. Виды транспортных средств. Правила поведения водителей транспортных средств.

Дорожные знаки. Виды и назначение.

Причины и последствия ДТП. Профилактика ДТП.

Основные вопросы по пройденным темам.

знать:

  • общие положения правил дорожного движения, краткую характеристику современного транспорта, основные понятия и определения,  правила безопасного поведения  участников дорожного движения.

уметь:

  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода и пассажира.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

1.        «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-й кл.: учеб. для общеобразоват.   учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. под ред.  Ю.Л. Воробьева  М.: АСТ: Астрель, 2016.

2.        «Программно-методические материалы» ОБЖ 5-11класс. Составитель Мишин Б. И., М. Дрофа 2000.

3.        «Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в    общеобразовательных учреждениях». Книга для учителя. М. «Просвещение» 2000.

4.        «Поурочные планы по ОБЖ» 5-11 классы. Авторы-составители:

Шкенев В. А., Шевченко Г. А., Волгоград. Издательство «Учитель» 2004-2006.

5.        «Учебно-методическое пособие по ОБЖ» 5-11 класс. Квасов Н. П., Фурсова В. Н.     Тамбов, ТОИПКРО, 2002.

6.        «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Система работы в   О.У. Составители Кузьмина Т. А., Шумилова В. В. Волгоград. «Учитель», 2007.

Средства обучения

1.Демонстрационный материал

2.DVD диски:

«Сам себе МЧС»/ Видеостудия «Премьер – УЧ Фильм»

 «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» в 3 частях / Пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ .

3.Учебно-практичекое оборудование: плакаты, противогазы, респираторы.

4.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран настенный

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе учащиеся должны

знать:

  • опасности природного, техногенного и социального характера,  возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности;
  • возрастные особенности развития человека и основные составляющие здорового образа жизни;
  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений;
  • участников дорожного движения, общие положения правил дорожного движения, краткую характеристику современного транспорта, правила безопасного поведения, участников дорожного движения.

уметь:

  • соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;
  • объяснять значение здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья;
  • наложить стерильную повязку при различных незначительных повреждениях;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода и пассажира.

владеть:

  • навыками оказания первой помощи при ранах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...