ФОС ОУД.06 ОБЖ
учебно-методический материал по обж

Дьякова Кристина Игоревна

Фонд оценочных средств по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud_06_to_2021_fos.docx519.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской областиhttp://politehnikum-eng.ru/i.jpg

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО  «Энгельсский политехникум»)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности технологического  профиля

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и

агрегатов автомобилей

на базе основного общего образования

с получением общего среднего образования

2021 г.

Фонд оценочных средств разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля2014 г. N 805 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385)

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________20__ г.

Председатель _____________/ _____________/

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________20__ г.

Председатель _____________/ _____________/

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________20__ г.

Председатель _____________/ _____________/

ОДОБРЕНО методическим советом ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Протокол № ___,  «_____» ____________20__ г.

Председатель _____________/ _____________/

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

4 стр.

2.

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

 5 стр.

3.

Фонд оценочных средств  для текущей  проверки знаний и умений

стр.

4.

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации

стр.

5.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной  аттестации (дифференцированный зачет)

стр.

6.

Информационное обеспечение фонда оценочных средств

стр.

1. Пояснительная записка

Фонд оценочных средств предназначен для оценивания знаний и умений, практического опыта в ходе реализации программы подготовки специалистов среднего звена. В результате изучения учебной дисциплины ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности обучающиеся должны знать и уметь:

Индекс

(умения, знания)

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

У1

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

У2

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

У3

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

У4

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

У5

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной' службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальности;

У6

оказывать первую помощь пострадавшим;

З1

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

З2

основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

З3

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

З4

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

З5

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

З6

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Промежуточная аттестация  проводится в форме зачета с оценкой

2.Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие предметных результатов, обеспечивающих их умения и знания. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Текущий контроль

Устный опрос

Тестирование

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Текущий контроль

Устный опрос

Тестирование

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

Текущий контроль

Устный опрос

Тестирование

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной' службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальности;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

Текущий контроль

Устный опрос

Тестирование

оказывать первую помощь пострадавшим;

Знания:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Текущий контроль

Устный опрос

Тестирование

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

Текущий контроль

Тестироние

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Тестирование

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

Устный опрос

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

Тестирование

Текущий контроль

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

Устный опрос

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

3. Фонд оценочных средств  для текущей  проверки знаний и умений

Тест по теме «Правила дорожного движения»


1. Управлять велосипедом при движении по дорогам общего пользования разрешается лицам не моложе:
а) 12 лет;б) 14 лет; в) 16 лет;г) 8 лет.
2. Является ли пешеходом лицо, ведущее велосипед по дороге?
а) да;б) нет, он водитель.
3. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и обочин в населенных пунктах пешеходы могут идти по проезжей части:
а) в один ряд по краю;б) по два человека в ряд по краю;
в) по желанию пешеходов.
4. Что должны по возможности предпринять пешеходы при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости?
а) идти, придерживаясь правой стороны, по ходу движения транспортных средств;
б) надеть красную нарукавную повязку;
в) надеть светлую одежду, и прикрепить к ней светоотражатель
5. При пересечении дороги пешеход вправе выходить на проезжую часть, если:
а) он живет в данном квартале (микрорайоне);
б) он убедится, что водитель видит его и снижает скорость.
6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы:
а) могут задерживаться или останавливаться на время до 3-х минут;
б) должны задерживаться или останавливаться;
в) не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
7. При приближении транспортных средств с включенными синим маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны:
а) переходить проезжую часть, так как им уступят дорогу;
б) переходить проезжую часть группами из 5 человек;
в) воздержаться от перехода проезжей части.
8. В каких местах пешеходу запрещено переходить через дорогу?
а) на крутых поворотах;б) в местах, где дорога идет на подъем;
в) около туннелей и мостов;г) в случае, когда ограничен обзор;

д) во всех перечисленных случаях.

9. Как должен следовать пешеход, ведущий велосипед?
а) по ходу движения; б) на встречу движения с левой стороны.
10. Поставить под номером знака правильный ответ.

А. Велосипедная дорожка.   Г. Осторожно пешеходный переход.

Б. Железнодорожный переезд без шлагбаума.

В. Движение пешеходов запрещено  Д. Движение только для пешеходов

11. О чем информирует  этот знак?

А. Обозначает место для детских игр

Б. Разрешает пешеходам ходить по проезжей части, жилая зона

В. Указывает место для стоянки машин.

12. Как надо обходить трамвай, автобус, троллейбус?

А. Трамвай обходят сзади, автобус, троллейбус и автомобиль - сзади.

Б. Трамвай обходят сзади, автобус, троллейбус и автомобиль - спереди.

В. Трамвай обходят спереди, автобус, троллейбус и автомобиль - сзади.

13.Имеет ли право пешеход переходить дорогу, если в основном светофоре включен зеленый сигнал, а в пешеходном — красный?

А. Не имеет права. Б. Имеет право.    В. Имеет, если поблизости нет движущихся в его направлении автомобилей.

14. В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?

А. На участках, где дорога хорошо просматривается в обе стороны под прямым углом к краю проезжей части.

Б. На перекрестках по линии тротуаров или обочин.

В. Во всех перечисленных места

Тест по теме: «Оползни.Сели. Обвалы»

Вариант №1

1.Расположите в правильном порядке определение «лавина»

1)массы снега, льда, горных пород

2)внезапно возникшее движение

3)представляющее угрозу для жизни и здоровья человека

4) вниз по склонам

2.К основному поражающему фактору лавины относится:

А) объем массы

Б) огромная разрушительная сила

3.Из предложенных повреждений организма  выберите то, которое  нельзя получить, попав под действие лавины:

А) асфиксия

Б) механические травмы головы, внутренних органов

В) переломыГ) инсультД) ушибы

4. Основной характеристикой обвала является объем обвалившихся горных пород; исходя из объема обвалы условно разделяются на:

Выберите неправильную классификацию

А)малыеБ)средниеВ)крупныеГ)очень крупные

5.Обвал начинается:

А) внезапноБ) не внезапно

6.Обвал относится к движению горных пород:

А) с участием воды

Б) без участия воды

7.На образование оползней влияют следующие факторы:

Выберите неправильный фактор

А) природныеБ) антропогенныеВ) геофизические

8.Составьте определение селя(вычеркните неправильные слова)

Селевым потоком  называется постоянный/временныйгрязекаменный/снежный поток, насыщенный мягким/твердым материалом .

9. Селевые потоки возникают при одновременном проявлении трех природных условий (явлений):

А)наличия на склонах бассейна достаточного (критического) количества продуктов разрушения горных пород;

Б)колебания земной поверхности

В)накопления значительного объема воды для смыва (сноса) со склонов рыхлого твердого материала и последующего его перемещения по руслу;

Г)крутого уклона склонов и водотока.

Д) высокой температуры

10. Какова основная причина образования оползней:
а) вулканическая деятельность; б) сдвиг горных пород;

в) вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу; г) осадки в виде дождя или снега.

11. Горный поток, состоящий ив смеси воды и рыхлообломочной горной породы называется:

а) обвалом; б) селем; в) оползнем; г) лавиной.

12. Перечислите, к каким последствиям приводят оползни, сели,
обвалы и снежные лавины? Выберите правильные ответы:
а) перекрытие русел рек и изменение ландшафта; б) изменение климата и погодных условий; в) гибель людей и животных; г) лесные пожары; д) разрушение зданий и сооружений; е) сокрытие толщами пород населенных пунктов, объектов народного хозяйства, сельскохозяйственных и лесных угодий; ж) извержение вулканов.

13. Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных
пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых
и обрывистых склонах это:

а) камнепад; б) оползень; в) обвал.

14. Перечислите, к каким последствиям приводят оползни, сели, обвалы и снежные лавины? Выберите правильные ответы:

а) перекрытие русел рек и изменение ландшафта;

б) изменение климата и погодных условий;

в) гибель людей и животных;

г) лесные пожары;

д) разрушение зданий и сооружений;

е) сокрытие толщами пород населенных пунктов, объектов
народного хозяйства, сельскохозяйственных и лесных угодий;

ж) извержение вулканов.

Вариант №2

1. Основной причиной крупных обвалов является:

а) таяние ледников; б) землетрясения; в) ураганы; г) наводнения.

2. Быстро, внезапно возникающее движение снега и (или) льда
вниз по крутым склонам гор называется:

а) снежной бурей; б) селем; в) обвалом; г) лавиной.

3. Основными поражающими факторами оползней, селей,
обвалов и снежных лавин являются:

а) волновые колебания в скальных породах; б) раскаленные лавовые потоки; в) удары движущихся масс горных пород; г) взрывная волна;

д) заваливание или заливание движущимися массами горных пород определенного пространства.

4. Выберите причины образования селей:

а) подвижки земной коры или землетрясения; б) наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях; в) лесные пожары;

г) естественный процесс разрушения гор; д) извержение вулканов;

е) прямое воздействие солнечных лучей на ледники; ж) хозяйственная деятельность человека.

5. Какие существуют способы (меры ) по уменьшению потерь от оползней, селей, обвалов, лавин?

А) ликвидация растительности на опасных склонах; б) наблюдение и прогнозирование, которые осуществляют специализированные противооползневые и противоселевые станции, партии и посты гидрометеослужбы; в) специальные инженерные сооружения (лавинорезы, лавиногасители); г рытье канав, котлованов и прокладка дорог на опасных склонах.

6.Какие проблемы для человека в хозяйственной деятельности создают снежные заносы и обвалы?

А) вызывают наводнения; б) вызывают разрушения; в) вызывают нарушения транспортного сообщения; г) вызывают повреждения линий электропередач.

7. Какова основная причина образования оползней:

а) вулканическая деятельность;

б) сдвиг горных пород;

в) вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород
и ведущая там разрушительную работу;

г) осадки в виде дождя или снега.

8. Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной
горной породы называется:

а) обвалом;б) селем;в) оползнем;г) лавиной.

9. Выберите из предложенных вариантов причины образования
селей:
http://doc4web.ru/uploads/files/3/2540/hello_html_m1b3a8db0.gif

а) подвижки земной коры или землетрясения;

б) наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях;

в) лесные и торфяные пожары;

г) естественный процесс разрушения гор;

д) извержение вулканов;

е) прямое воздействие солнечных лучей на ледники;

ж) хозяйственная деятельность человека.

10. Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных
пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых
и обрывистых склонах это:

а) камнепад;б) оползень;в) обвал.

11. Основной причиной крупных обвалов является:

а) таяние ледников;б) землетрясения;

в) ураганы;г) наводнения.

12. Быстро, внезапно возникающее движение снега и (или) льда
вниз по крутым склонам гор называется:

а) снежной бурей;б) селем;в) обвалом;г) лавиной.

13. Основными поражающими факторами оползней, селей, обвалов и снежных лавин являются:

а) волновые колебания в скальных породах;

б) раскаленные лавовые потоки;

в) удары движущихся масс горных пород;

г) взрывная волна;

д) заваливание или заливание движущимися массами горных
пород определенного пространства.

14. Чем опасны сели и оползни для человека и хозяйства?

А) опасность сильно преувеличена; б) разрушаются здания, дороги, гидротехнические сооружения; в) выходят из строя линии электропередач; г) разрушаются населенные пункты,жилье и промышленные здания с находящимся в нем населением.

Тест по теме: "Здоровый образ жизни"

1.Что такое здоровый образ жизни? 

а  Перечень мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья 

б Лечебно-физкультурный оздоровительный комплекс 

вИндивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья 

гРегулярные занятия физкультурой 

2. Что такое режим дня ? 

    А Порядок выполнения повседневных дел 

Б Установленных распорядок жизни человека, включающий в себя труд, питание, отдых и сон 

    В Перечень повседневных дел, распределенных по времени выполнения 

    Г Строгое соблюдение определенных правил 
3.  Что такое рациональное питание? 
     А Питание распределенное по времени принятия пищи 

БПитание с учетом потребностей организма 

      В Питание определенным набором продуктов питания 

      Г Питание с определенным соотношением питательных веществ 
4.Назовите питательные вещества, имеющие энергетическую ценность? 
   А Белки, жиры, углеводы и минеральные соли. 

БВода, белки, жиры и углеводы. 

    В Белки, жиры, углеводы

    Г Жиры и углеводы. 
5.Чтотакое витамины? 

    А Органические химические соединения,необходимые для синтеза белков-ферментов. 

    Б Неорганические химические соединения,необходимые для работы организма. 

    В Органические химические соединения,являющиеся ферментами

    Г   Органические химические соединения, содержащиеся впродуктах питания. 
6.Что такое двигательная активность? 
   А Количество движений, необходимых для работы организма. 

БЗанятие физической культурой и спортом

В Выполнение каких-либо движений в повседневной деятельности

ГЛюбая мышечная активность,обеспечивающая оптимальную работу организма и хорошее самочувствие
7.Что такое личная гигиена? 
   А Перечень правил для предотвращения инфекционных заболеваний. 

БСовокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. 

     В Правила ухода за телом,кожей, зубами. 

      Г  Выполнение медицинских мероприятий по профилактике заболеваний. 
8
. Что такое закаливание? 
    А Повышение устойчивости организма к факторам среды, путем систематического их воздействия на организм. 

БДлительное пребывание на холоде, с целью привыкания к низким температурам 

     В Перечень процедур для воздействия на организм холода 

     Г Купание в зимнее время 

9.Назовите основные двигательные качества? 

    А Умение играть в спортивные игры, бегать и выполнять гимнастические упражнения. 

БКоличество движений в единицу времени, максимальная амплитуда движений, мышечная сила. 

     В Гибкость, выносливость, скоростные и силовые качества. 

     Г Состояние мышц, выражающая их готовность к выполнению движений. 

10. Одним из важнейших направлений профилактики, является

А ЗОЖ                Б   охрана окружающей среды

Ввакцинация    Г экологическая безопасность

11. ЗОЖ включает:

А охрану окружающей среды      Булучшение условий труда

В доступность квалифицированной мед.помощи     Г все ответы верны

12. Здоровье – это состояние полного…

А физического благополучия     Бдуховного благополучия

Всоциального благополучия     Г  все ответы верны

Тест  по теме: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания».

1. От чего защищают коллективные средства защиты?

а) от действия обычного оружия б) от действия ядерного оружия в) от действия ОВ г) от действия БС д) все выше перечисленное

2. Найдите среди приведенных названий средства индивидуальной защиты органов дыхания те, которые являются самыми эффективными как по полноте защиты, так и по ее длительности

а) противогазы            б) противопыльные тканевые маски      

в) ватно-марлевые повязки                         г) респираторы

3. Дополните фразу:  Ватно-марлевые повязки  применять для защиты от отравляющих веществ …………

а) нельзя           б) можно        

4.Назовите часть противогаза, в которой происходит очистка воздуха, поступающего в органы дыхания.

а) очковый узел             б) фильтрующе-поглощающая коробка

в) клапанная коробка                 г) клапан вдоха

5.Противогаз был изобретен в 1915 году русским химиком…

а) Г. Головиным                                      б) Н. Зелинским                              

в) Д. Менделеевым                                  г) М. Луховицким

6. Противогаз ГП-5 не защищает органы дыхания от…

а) угарного газа                                 б) кожно - нарывных ОВ

в) нервно-паралитических ОВ        г) удушающих ОВ

7. Что относится к СИЗОД?

а) общевойсковой защитный комплект б) противогаз в) аптечка АИ-1, АИ-2 г) противохимический пакет ИПП-8, 9, 10, 11

8. К средствам коллективной защиты относятся:

а) убежища б) укрытия в) противогаз г) респиратор

9. Что является подручным средством защиты органов дыхания

а) любая ткань, носовой платок б) противогаз

 в) ватно-марлевая повязка г) противопыльная тканевая маска

10. Что относится к индивидуальным медицинским средствам защиты?

а) респиратор б) ватно-марлевая повязка в) индивидуальная аптечка

г) противогаз д) легкий защитный костюм

11. Назовите группы СИЗ организма человека по характеру их воздействия:

а) средства защиты кожи б) средства защиты слизистых оболочек в) средства защиты органов дыхания г) химические средства защиты д) медицинские средства защиты

12. Средства защиты по принципу защиты делятся на:

а) фильтрующие и изолирующие б) общевойсковые и специальные в) индивидуальные и коллективные г) средства защиты органов дыхания и кожи д) индивидуальные и специальные

Перечень тематики рефератов

Студенты пишут реферативную работу по предложенным темам, после изучения разделов: Основы медицинских знаний и способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.

  1. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности.
  2. Выбросы вредных веществ в атмосферу.
  3. Основные понятия безопасности жизнедеятельности.
  4. История появления ядов и химического оружия.
  5. Обеспечение охраны труда.
  6. Обеспечение мер безопасности во время снежных бурь.
  7. Обеспечение мер безопасности во время пожаров.
  8. Обеспечение мер безопасности в случае схождения снежных лавин.
  9. Извержение вулканов: опасность и меры предосторожности.
  10. Угроза селевых потоков и обеспечение безопасности населения.
  11. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия.
  12. Последствия крупных аварий на АЭС.
  13. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения, кровотечения.
  14. Определение уровня дефектности газоперерабатывающего оборудования.
  15. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
  16. Оценка и анализ производственной безопасности.
  17. Массовые средства безопасности.
  18. Двухмерные системы оценки риска.
  19. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий.
  20. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях.
  21. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения.
  22. Обеспечение безопасности населения в ЧС и во время стихийных бедствий.
  23. Средства защиты кожи от внешних негативных воздействий.
  24. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения
  25. Угроза оползней и обеспечение безопасности населения.

4.Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации

  1. Первая медицинская помощь
  2. Здоровый образ жизни
  3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
  4. Гражданская оборона
  5. Переломы
  6. Ранения
  7. Наложение жгута, повязки
  8. Растяжения, вывихи
  9. Экстренная реанимационная помощь
  10. Ожоги
  11. Ушибы головы, сотрясения головного мозга, травматический шок, сердечная недостаточность
  12. Вредные привычки
  13. Средства индивидуальной защиты
  14. Тема: Единая государственная система предупреждений и ликвидации ЧС (РСЧС)
  15. Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного и техногенного характера
  16. Правила техники безопасности в учебных учреждениях и в быту
  17. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях
  18. Современные средства поражения и защита населения от них.

5.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной  аттестации (Зачет с оценкой)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

Зачет с оценкой

ОУД.06.ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕ:ЛЬНОСТИ

1 ВАРИАНТ.

1.Первая медицинская помощь при травме

а) рану обработать перекисью водорода; обеспечить покой, при боли дать обезболивающее, наложить давящую повязку, вызвать скорую

б) из раны удалить инородные тела, обработать спиртом и зеленкой; наложить ватно-марлевую повязку, иммобилизовать шиной

в) вызвать скорую, провести иммобилизационные мероприятия, рану обработать спиртом или водой, наложить ватно-марлевую повязку, если необходимо наложить шину.

2. Первая медицинская помощь при обмороке

а) положить на бок, расстегнуть воротник, обеспечив приток свежего воздуха, дать пострадавшему нашатырный спирт, дать горячего сладкого чаю.

б) уложить пострадавшего на пол, расстегнуть воротник, обеспечить доступ свежего воздуха, дать нашатырь, при отсутствии дыхания провести комплекс мероприятий по искусственному дыханию.

в) уложить на спину с откинутой головой назад, расстегнуть воротник, поднести к носу вату с нашатырным спиртом, обрызгать холодной водой лицо, согреть ноги.

3. Первая медицинская помощь при клинической смерти

а) уложить на пол, повернуть голову назад, выдвинув вперед нижнюю челюсть, удалить инородные предметы. Провести комплекс мероприятий по искусственному дыханию. Вызвать скорую.

б) уложить больного на ровную поверхность, положить ладонь на лоб. Расстегнуть воротник, обеспечив приток свежего воздуха, обрызгать холодной водой лицо. Начать проведение массажа.

в) уложить на пол, запрокинуть голову назад, выдвинув вперед нижнюю челюсть и приподняв подбородок, удалить съемные протезы и инородные предметы. При отсутствии дыхания зажать нос и вдувать в рот с частотой 10-12 дыханий в минуту. Провести закрытый массаж сердца.

4. Первая медицинская помощь при кровотечениях:

а) Остановка кровотечения путем перевязки, сдавливания и перетягивания мест кровотечения

б) Пальцевое прижатие или прижатие иным способом артерии на протяжении, т.е. не в области раны, а выше в доступных местах вблизи кости или под ней.

в) Остановка кровотечения путем перетягивания жгутом выше места кровотечения.

5. Первая медицинская помощь при открытых переломах:

а) Рану обработать перекисью водорода; обеспечить покой, при боли дать обезболивающее, наложить давящую стерильную повязку, вызвать скорую

б) Рану в области перелома обработать спиртом и зеленкой; наложить ватно-марлевую повязку, иммобилизовать шиной. Вызвать скорую.

в) На рану наложить стерильную повязку. Ввести обезболивающее. Наложить жгут при кровотечении. Транспортировать в больницу на носилках

6.Что такое здоровый образ жизни?

а) отказ от вредных привычек - употребления алкоголя, табакокурения, наркотиков.

б) индивидуальная система привычек и поведения человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

в) комплекс знаний о здоровье человека

7.Укажите время наивысшей работоспособности человека в соответствии с суточными биологическими ритмами

а) с 8 до 10 часов                       б) с 10 до 12 часовв) с 12 до 14 часов

г) с 14 до 16часовд) с 16 до 18 часов                  е) с 18 до 20 часов

8.Утомление это:

а) долговременное снижение работоспособности

б) систематическое ухудшение производственных показателей

в) временное снижение работоспособности

г) регулярное нарушение функций организма

9. Если землетрясение застало человека дома, то ему необходимо:

а) срочно покинуть здание, используя лифт;

б) быстро выйти на балкон;

в) подойти к окну и посмотреть, что происходит на улице;

г) укрыться в безопасном месте.

10. Укажите последовательность действий при угрозе схода оползня.

а) закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия;

б) вынести из дома мусор и опасные химические вещества;

в) включить телевизор (радио) и прослушать сообщение и рекомендации;

г) выключить электричество, газ, воду, погасить огонь в печи;

д) перенести ценное имущество в дом и укрыть его от влаги;

е) выйти из дома и перейти в безопасное место.

11. Безопасными местами в доме при внезапном урагане, смерче или буре являются:

а) места вблизи окон, чтобы можно было наблюдать за обстановкой на улице;

б) ниши в стенах;

в) дверные проемы в капитальных стенах;

г) балконы и лоджии;

д) встроенные шкафы;

е) под прочными полками.

12. Какие из перечисленных мероприятий надо выполнить при пожаре в здании?

а) сообщить в пожарную охрану;

б) покинуть здание, используя лифт;

в) двигаться в сторону, противоположную пожару;

г) покинуть здание через незадымленный выход;

д) покинуть здание, прыгнув с балкона или из окна любого этажа.

13. Что делать человеку, оказавшемуся в зоне лесного пожара?

а) двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;

б) быстро выходить из зоны пожара в любом направлении;

в) при сильном задымлении двигаться пригнувшись, дышать через мокрую ткань;

г) если возможно, окунуться в ближайшем водоеме;

д) попытаться обогнать лесной пожар.

14. Если землетрясение застало на улице, необходимо:

а) укрыться около высокого здания;

б) при необходимости передвигаться, укрываясь у стен зданий;

в) выйти на открытое место;

г) при необходимости передвигаться в удалении от зданий;

д) не подходить к полуразрушенным зданиям;

е) укрыться у полуразрушенного здания.

15. Какие правила безопасности следует выполнять при внезапном наводнении?

а) занять ближайшее возвышенное место;

б) остаться дома и ждать указаний и распоряжений;

в) оставаться на возвышенном месте до схода воды или прибытия спасателей;

г) эвакуироваться в безопасное место, если есть подручные средства (плот);

д) эвакуироваться в безопасное место только тогда, когда вода достигла места вашего нахождения.

16. Если ураган обрушился внезапно, при нахождении в здании необходимо:

а) быстро покинуть здание;           б) подойти к окну и изучить обстановку;

в) отойти подальше от окон;         д) укрыться в дверном проеме или в нише стены.

г) если есть подвал, укрыться в нем;

17. Укажите последовательность действий человека, который оказался под завалом и получил травму.

а) если конечности придавлены, растирать их;

б) постараться принять удобное положение;

в) понять, какую получил травму;

г) оказать себе посильную помощь;

д) голосом или стуком привлечь внимание спасателей.

18.Управление гражданской обороной в стране осуществляют

а) Президент РФ, премьер министр, министр МЧС

б) уполномоченные органы на решение зада в области ГО, включая МЧС, пожарную охрану, медицинские службы

в) Федеральный орган исполнительной власти-МЧС России, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы; специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в области ГО.

19.Как правильно обработать рану?

а) продезинфицировать рану спиртом и туго завязать;

б) смочить йодом марлю и наложить на рану;

в) обработать рану перекисью водорода;  Г- смазать саму рану йодом   Д- посыпать солью

20. При обморожении участок кожи необходимо:

а) Растереть снегом. б) Разогреть и дать теплое питье. в) Растереть варежкой.

21.Определить последовательность оказания первой помощи при укусах клещей:

а) вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, удалить клеща пинцетом покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) на место, где присосался клещ, капнуть каплю йода, удалить клеща пинцетом легким покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом;

в) вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, а затем обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение

22. * При открытом повреждении живота необходимо

а) На рану накладывают асептическую повязку. При выпадении в рану петель кишечника или сальника органы вправить и перебинтовать.

б) Дать больному питьё. На рану накладывают асептическую повязку.

в) На рану накладывают асептическую повязку. При выпадении в рану петель кишечника или сальника органы не вправляют, необходимо накрыть их стерильной марлевой салфеткой или проглаженной хлопчатобумажной тканью и рыхло забинтовать.

23. ** Пострадавший упал с высоты, паралич ног, необходимо

а) Полный покой. Пострадавшего укладывают спиной на щит, положенный на носилки. Под поясничный отдел подкладывают небольшой валик. Если шита нет, пострадавшего можно транспортировать на носилках в положении на животе, подложив под грудь и бедра одежду или свернутое одеяло. Срочная госпитализация

б) Пострадавшего усаживают сидя. Под поясничный отдел подкладывают небольшой валик. Срочная госпитализация

в) Пострадавшего укладывают спиной на мягкие носилки. Под поясничный отдел подкладывают небольшой валик. Если носилок нет, пострадавшего можно транспортировать на руках. Срочная госпитализация

24. * Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при открытых переломах:

а) придать пострадавшему удобное положение, аккуратно вправить кость в первоначальное положение, наложить повязку и провести иммобилизацию, доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

б) дать обезболивающее средство, провести иммобилизацию конечности, направить пострадавшего в лечебное учреждение;

в)остановить кровотечение, наложить стерильную, повязку, дать обезболивающее средство, провести иммобилизацию, доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

25. Как правильно выбрать место наложения кровоостанавливающего жгута при венозном кровотечении?

А- наложить жгут на обработанную рану;Б- выше раны на 10-15 см;

В- ниже раны на 30 см;Г- на 20-25 см ниже раны;

26. Вывих это

а). смещение конечности при резком движении;

б). смещение костей друг относительно друга;

в). стойкое смещение суставных концов костей;

27. * Играя в футбол, один из игроков команды упал на руку. У него появилась сильная боль, деформация и ненормальная подвижность в предплечье. Какую первую медицинскую помощь вы должны оказать:

а) дать обезболивающее средство, наложить давящую повязку и доставить в медучреждение;

б) дать обезболивающее средство, руку согнуть под прямым углом в локтевом суставе и провести иммобилизацию шиной или подручными средствами и доставить в мед учреждение;

в) смазать место повреждения йодом, дать обезболивающее средство и доставить в медицинское учреждение.

28 * Признаки теплового удара

а) повышение температуры тела, появляются озноб, разбитость, головная боль, головокружение, покраснение кожи лица, резкое учащение пульса и дыхания, заметны потеря аппетита, тошнота, обильное потоотделение;

б) понижение температуры тела, появляются озноб, разбитость, головная боль, головокружение, покраснение кожи лица, резкое учащение пульса и дыхания, заметны потеря аппетита, тошнота;

в) повышение температуры тела, головная боль, покраснение кожи лица, обильное потоотделение.

29. * При тепловом ударе необходимо

а)пострадавшего раздеть, уложить на спину с приподнятыми конечностями и опущенной головой, положить холодные компрессы на голову, шею, грудь, дать обильное питьё;

б) уложить пострадавшего в постель, дать чай, кофе, в тяжелых случаях пострадавшего следует уложить на спину с опущенными конечностями и приподнятой головой;

в) уложить пострадавшего в постель, дать холодные напитки, в тяжелых случаях пострадавшего следует уложить на спину с опущенными конечностями и приподнятой головой.

30.**Признаки сотрясение головного мозга

а) кратковременная потеря сознания, рвота, утрата памяти на события, предшествующие травме (ретроградная амнезия), головная боль, головокружение, шум в ушах, неустойчивая походка, зрачки расширены;

б) кратковременная потеря сознания, головная боль, головокружение, нарушение сна;

Преподаватель _________

Председатель ПЦК _____________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

Зачет с оценкой

ОУД. 06.ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕ:ЛЬНОСТИ

2 ВАРИАНТ.

1. Во время тяжёлой физической работы в помещении с высокой температурой воздуха и влажностью возможен

А- солнечный удар;                                  Б- травматический шок;

В- травматический токсикоз;                  Г- тепловой удар.

2. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при обмороке:

А- обрызгать лицо холодной водой;

Б- придать ногам возвышенное положение;

В- пострадавшего уложить на спину с несколько откинутой назад головой;

Г- расстегнуть воротник и дать доступ свежего воздуха.

3.*В результате падения у подростка появилась тошнота и рвота, нарушилась координация движений. Какова последовательность действий по оказанию первой медицинской помощи:

А-дать обезболивающие таблетки и проводить подростка в ближайшую поликлинику, больницу;

Б-сделать промывание желудка, поставить клизму, дать успокаивающее;

В-обеспечить покой, приложить к голове холодный компресс, вызвать «скорую помощь».

4. Нормальное артериальное давление составляет

А- 120/60 мм. рт. ст.;       Б- 140/80 мм. рт. ст.; В- 130-120/80 мм. рт. ст.

5.При артериальном давлении 160/110 больному запрещается

А- пить чай, кофе;

Б- лежать на мягкой постели;

В- пить клюквенный морс.

6. * Найдите ошибку, допущенную при перечислении назначения повязки:

А - повязка предохраняет рану от воздействия воздушной среды:

Б - повязка предохраняет рану от загрязнения

В - повязка закрывает рану;

Г -повязка уменьшает боль.

7.Признаки острого отравления никотином при курении сигарет

а) кашель, головокружение, слабость, онемение

б) головокружение, кашель, тошнота, горечь во рту

в) головокружение, кислородное голодание, тошнота, одышка

8.Какой орган человека страдает от воздействия табачного дыма

а) мозг, горло, рот

б) воздухоносные пути и легочная ткань

в) гортань, легкие, мозг

9.Последствия курения для женского организма:

а) специфический запах изо рта, кожа теряет эластичность, голос хриплый и низкий,неполноценные и мертворожденные дети, снижение работоспособности, обострение заболеваний верхних дыхательных путей, развитие сердечных заболеваний.

б) специфический запах изо рта, кожа теряет эластичность, голос хриплый и низкий, развитие сердечных заболеваний, хронический бронхит

в) специфический запах изо рта, кожа теряет эластичность, голос хриплый и низкий, отсутствие женственности, свежести, выкидыши, неполноценные и мертворожденные дети, возникновение злокачественных новообразований и заболеваний.

10. Последствия курения для мужского организма:

а) специфический запах изо рта, сексуальная беспомощность, развитие сердечных заболеваний, хронический бронхит, изменения в деятельности нервной системы.

б) специфический запах изо рта, кожа теряет эластичность, голос хриплый и низкий, обострение заболеваний верхних дыхательных путей

в) специфический запах изо рта, отложение холестерина на стенках артерий сердца, отсутствие координации движения

11. Употребление этилового спирта (водки, пива, энергетических напитков) особенно вредное влияние оказывает на:

а) печень, сердце и мозг, сосуды

б) железы внутренней секреции, желудок

в) печень, поджелудочную и половые железы

12.Медицинские средства защиты

а) аптечка, специальные средства защиты, ИПП-8

б) аптечка индивидуальная АИ-1, индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8), индивидуальный перевязочный пакет

в) перевязочные и лекарственные средства, ИПП-8, АИ-1

13.Каким законом определены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

а) Законом Российской Федерации «О безопасности»;

б) Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

в) Федеральным законом «О гражданской обороне»;

г) Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».

14**.Укажите закон, закрепляющий правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

а) Федеральный закон «Об обороне»;

б) Закон Российской Федерации «О безопасности»;

в) Федеральный закон «О гражданской обороне»;

г) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

15.Гражданская оборона — это:

а) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

б) система, обеспечивающая постоянную готовность органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действия

в) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время.

16.Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение порядка действий по сигналам оповещения;

б) изучение приемов оказания первой медицинской помощи;

в) изучение правил пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты;

г) освоение приемов проведения специальной обработки техники и территорий;

д) изучение порядка обеззараживания техники и сооружений;

е) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

17. Защита от химической опасности (авария с выбросом аварийно-химических опасных веществ)

а) При оповещении ГОиЧС использовать индивидуальные средства защиты. Выйти из зоны заражения на более высокий участок земли.

б) При оповещении ГОиЧС укрыться в бомбоубежище, используя индивидуальные средства защиты. Выполнять все указания и поручения организации по ГОиЧС.

в) При оповещении ГОиЧС указываются: тип АХОВ, направление распространения зараженного воздуха, районы заражения, безопасные направления выхода, использование средств защиты. При угрозе АХОВ – выйти быстрее из района поражения, укрыться в убежище.

18*. Действия при землетрясении:

а) Находясь на 1-2 этажах, быстро покинуть здание и отойти на открытое место. Находясь выше 2 этажа, уйти из угловых комнат, занять место вдали от окон, в проемах внутренних капитальных стен, в углах между стенами, под кроватью, столом. Не находиться на лестничных клетках и лифтовых проемах. На улице держись дальше от зданий, линий электропередач, мостов, трубопроводов, столбов.

б) Находясь в доме, выбежать на открытое место. Подальше от мостов, тоннелей, столбов и линий электропередач.

в) Включить радиоприемник и выполнять все указания и рекомендации органов ГОиЧС.

19. Действия при наводнении:

а) Заранее заготовить на случай ЧС еду. Выбрать самый высокий холм или гору, забраться и переждать наводнение.

б) Включить радиоприемник и выполнять все указания и рекомендации органов ГОиЧС Получив сообщение о наводнении, сообщить соседям и близким. Перенести ценные вещи на верхние этажи. Забить окна и двери досками и фанерой. Занять ближайшее безопасное возвышенное место. Быть готовым к эвакуации.

в) При получении сигнала о наводнении собрать документы и эвакуироваться на ближайшую сопку.

20.Какое напряжение опасно для жизни человека:

а) 50 Вольт  б) 150 Вольт  в)10 к Вольт  г) 0,4 к Вольт

21.При определении сторон горизонта с помощью часов (местное время) направление «юг-север» определяется как:

а) биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой, направленной на солнце и 12

б) угол, образованный между часовой стрелкой, направленной на солнце и 01час.

в) биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой, направленной на солнце и 01

г) угол, образованный между часовой стрелкой, направленной на солнце и 12час.

22.Химическое оружие — это:

а) вид оружия, воздействующего на химические процессы, протекающие в твердой, жидкой и газообразной оболочках Земли;

б) вид оружия массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;

в) вид оружия массового поражения, действие которого основано на применении химических элементов, обладающих радиоактивностью.
23*.Под оповещением о чрезвычайной ситуации понимают:

а) целенаправленный и системный процесс передачи населению знаний, умений и навыков, необходимых при защите от аварий, катастроф и стихийных бедствий;

б) доведение до органов управления, сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях;

в) научная и техническая информация о различных чрезвычайных ситуациях;

г) организационные, правовые, технические и технологические меры по предупреждению различных угроз.

24.Какие средства защиты относятся к коллективным?

а) общевойсковые защитные комплекты; б) убежища;     в) противогазы; г) легкие защитные костюмы; д) укрытия простейшего типа.

25.К преступлениям небольшой тяжести относятся:

а) неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает одного года лишения свободы;

б) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;

в) умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

26**. Ядерное оружие — это:

а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);

б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;

в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.

27. Причинами переутомления являются:

а) продолжительный сон и продолжительный активный отдых;

б) неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка;

в) позднее пробуждение после сна, отказ от завтраков и прогулок

28. Признаками алкогольного отравления являются:

а) головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние;

б) пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, улучшение аппетита, снижение иммунитета;

в) отсутствие речи, повышение температуры тела и артериального давления.

29.* Пассивный курильщик — это человек:

а) находящийся в одном помещении с курильщиком;

б) выкуривающий до двух сигарет в день;

в) выкуривающий одну сигарету натощак.

30. К видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:

а) Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот;

б) Сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска;

в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.

Преподаватель _________

Председатель ПЦК _____________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

Зачет с оценкой

ОУД. 06.ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 ВАРИАНТ

1.Гражданская оборона — это:

а) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

б) система, обеспечивающая постоянную готовность органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действия

в) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время.

2.Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение порядка действий по сигналам оповещения;

б) изучение приемов оказания первой медицинской помощи;

в) изучение правил пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты;

г) освоение приемов проведения специальной обработки техники и территорий;

д) изучение порядка обеззараживания техники и сооружений;

е) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Защита от химической опасности (авария с выбросом аварийно-химических опасных веществ)

а) При оповещении ГОиЧС использовать индивидуальные средства защиты. Выйти из зоны заражения на более высокий участок земли.

б) При оповещении ГОиЧС укрыться в бомбоубежище, используя индивидуальные средства защиты. Выполнять все указания и поручения организации по ГОиЧС.

в) При оповещении ГОиЧС указываются: тип АХОВ, направление распространения зараженного воздуха, районы заражения, безопасные направления выхода, использование средств защиты. При угрозе АХОВ – выйти быстрее из района поражения, укрыться в убежище.

4*. Действия при землетрясении:

а) Находясь на 1-2 этажах, быстро покинуть здание и отойти на открытое место. Находясь выше 2 этажа, уйти из угловых комнат, занять место вдали от окон, в проемах внутренних капитальных стен, в углах между стенами, под кроватью, столом. Не находиться на лестничных клетках и лифтовых проемах. На улице держись дальше от зданий, линий электропередач, мостов, трубопроводов, столбов.

б) Находясь в доме, выбежать на открытое место. Подальше от мостов, тоннелей, столбов и линий электропередач.

в) Включить радиоприемник и выполнять все указания и рекомендации органов ГОиЧС.

5. Действия при наводнении:

а) Заранее заготовить на случай ЧС еду. Выбрать самый высокий холм или гору, забраться и переждать наводнение.

б) Включить радиоприемник и выполнять все указания и рекомендации органов ГОиЧС Получив сообщение о наводнении, сообщить соседям и близким. Перенести ценные вещи на верхние этажи. Забить окна и двери досками и фанерой. Занять ближайшее безопасное возвышенное место. Быть готовым к эвакуации.

в) При получении сигнала о наводнении собрать документы и эвакуироваться на ближайшую сопку.

6.Какое напряжение опасно для жизни человека:

а) 50 Вольт  б) 150 Вольт  в)10 к Вольт  г) 0,4 к Вольт

7.При определении сторон горизонта с помощью часов (местное время) направление «юг-север» определяется как:

а) биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой, направленной на солнце и 12

б) угол, образованный между часовой стрелкой, направленной на солнце и 01час.

в) биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой, направленной на солнце и 01

г) угол, образованный между часовой стрелкой, направленной на солнце и 12час.

8.Химическое оружие — это:

а) вид оружия, воздействующего на химические процессы, протекающие в твердой, жидкой и газообразной оболочках Земли;

б) вид оружия массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;

в) вид оружия массового поражения, действие которого основано на применении химических элементов, обладающих радиоактивностью.
9*.Под оповещением о чрезвычайной ситуации понимают:

а) целенаправленный и системный процесс передачи населению знаний, умений и навыков, необходимых при защите от аварий, катастроф и стихийных бедствий;

б) доведение до органов управления, сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях;

в) научная и техническая информация о различных чрезвычайных ситуациях;

г) организационные, правовые, технические и технологические меры по предупреждению различных угроз.

10.Какие средства защиты относятся к коллективным?

а) общевойсковые защитные комплекты; б) убежища;     в) противогазы; г) легкие защитные костюмы; д) укрытия простейшего типа.

11.К преступлениям небольшой тяжести относятся:

а) неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает одного года лишения свободы;

б) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;

в) умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

12**. Ядерное оружие — это:

а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);

б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;

в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.

13. Причинами переутомления являются:

а) продолжительный сон и продолжительный активный отдых;

б) неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка;

в) позднее пробуждение после сна, отказ от завтраков и прогулок

14. Признаками алкогольного отравления являются:

а) головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние;ж

б) пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, улучшение аппетита, снижение иммунитета;

в) отсутствие речи, повышение температуры тела и артериального давления.

15.* Пассивный курильщик — это человек:

а) находящийся в одном помещении с курильщиком;

б) выкуривающий до двух сигарет в день;

в) выкуривающий одну сигарету натощак.

16. К видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:

а) Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот;

б) Сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска;

в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.

17. Если ураган обрушился внезапно, при нахождении в здании необходимо:

а) быстро покинуть здание;           б) подойти к окну и изучить обстановку;

в) отойти подальше от окон;         д) укрыться в дверном проеме или в нише стены.

г) если есть подвал, укрыться в нем;

18.Управление гражданской обороной в стране осуществляют

а) Президент РФ, премьер министр, министр МЧС

б) уполномоченные органы на решение зада в области ГО, включая МЧС, пожарную охрану, медицинские службы

в) Федеральный орган исполнительной власти-МЧС России, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы; специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в области ГО.

19.Как правильно обработать рану?

а) продезинфицировать рану спиртом и туго завязать;

б) смочить йодом марлю и наложить на рану;

в) обработать рану перекисью водорода;  Г- смазать саму рану йодом   Д- посыпать солью

20. При обморожении участок кожи необходимо:

а) Растереть снегом. б) Разогреть и дать теплое питье. в) Растереть варежкой.

21.Определить последовательность оказания первой помощи при укусах клещей:

а) вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, удалить клеща пинцетом покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) на место, где присосался клещ, капнуть каплю йода, удалить клеща пинцетом легким покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом;

в) вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, а затем обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медучреждение.

22. * При открытом повреждении живота необходимо

а) На рану накладывают асептическую повязку. При выпадении в рану петель кишечника или сальника органы вправить и перебинтовать.

б) Дать больному питьё. На рану накладывают асептическую повязку.

в) На рану накладывают асептическую повязку. При выпадении в рану петель кишечника или сальника органы не вправляют, необходимо накрыть их стерильной марлевой салфеткой или проглаженной хлопчатобумажной тканью и рыхло забинтовать.

23. ** Пострадавший упал с высоты, паралич ног, необходимо

а) Полный покой. Пострадавшего укладывают спиной на щит, положенный на носилки. Под поясничный отдел подкладывают небольшой валик. Если шита нет, пострадавшего можно транспортировать на носилках в положении на животе, подложив под грудь и бедра одежду или свернутое одеяло. Срочная госпитализация

б) Пострадавшего усаживают сидя. Под поясничный отдел подкладывают небольшой валик. Срочная госпитализация

в) Пострадавшего укладывают спиной на мягкие носилки. Под поясничный отдел подкладывают небольшой валик. Если носилок нет, пострадавшего можно транспортировать на руках. Срочная госпитализация

24. * Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при открытых переломах:

а) придать пострадавшему удобное положение, аккуратно вправить кость в первоначальное положение, наложить повязку и провести иммобилизацию, доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

б) дать обезболивающее средство, провести иммобилизацию конечности, направить пострадавшего в лечебное учреждение;

в)остановить кровотечение, наложить стерильную, повязку, дать обезболивающее средство, провести иммобилизацию, доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

25. Как правильно выбрать место наложения кровоостанавливающего жгута при венозном кровотечении?

А- наложить жгут на обработанную рану;Б- выше раны на 10-15 см;

В- ниже раны на 30 см;Г- на 20-25 см ниже раны;

26. Вывих это

а). смещение конечности при резком движении;

б). смещение костей друг относительно друга;

в). стойкое смещение суставных концов костей;

27. * Играя в футбол, один из игроков команды упал на руку. У него появилась сильная боль, деформация и ненормальная подвижность в предплечье. Какую первую медицинскую помощь вы должны оказать:

а) дать обезболивающее средство, наложить давящую повязку и доставить в медучреждение;

б) дать обезболивающее средство, руку согнуть под прямым углом в локтевом суставе и провести иммобилизацию шиной или подручными средствами и доставить в мед учреждение;

в) смазать место повреждения йодом, дать обезболивающее средство и доставить в медицинское учреждение.

28 * Признаки теплового удара

а) повышение температуры тела, появляются озноб, разбитость, головная боль, головокружение, покраснение кожи лица, резкое учащение пульса и дыхания, заметны потеря аппетита, тошнота, обильное потоотделение;

б) понижение температуры тела, появляются озноб, разбитость, головная боль, головокружение, покраснение кожи лица, резкое учащение пульса и дыхания, заметны потеря аппетита, тошнота;

в) повышение температуры тела, головная боль, покраснение кожи лица, обильное потоотделение.

29. * При тепловом ударе необходимо

а)пострадавшего раздеть, уложить на спину с приподнятыми конечностями и опущенной головой, положить холодные компрессы на голову, шею, грудь, дать обильное питьё;

б) уложить пострадавшего в постель, дать чай, кофе, в тяжелых случаях пострадавшего следует уложить на спину с опущенными конечностями и приподнятой головой;

в) уложить пострадавшего в постель, дать холодные напитки, в тяжелых случаях пострадавшего следует уложить на спину с опущенными конечностями и приподнятой головой.

30.**Признаки сотрясение головного мозга

а) кратковременная потеря сознания, рвота, утрата памяти на события, предшествующие травме (ретроградная амнезия), головная боль, головокружение, шум в ушах, неустойчивая походка, зрачки расширены;

б) кратковременная потеря сознания, головная боль, головокружение, нарушение сна;

в)головная боль, рвота, головокружение, нарушение сна;

Преподаватель _________       Председатель ПЦК ____________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

Зачет с оценкой

ОУД. 06.ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 ВАРИАНТ

1. Во время тяжёлой физической работы в помещении с высокой температурой воздуха и влажностью возможен

А- солнечный удар;                                  Б- травматический шок;

В- травматический токсикоз;                  Г- тепловой удар.

2. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при обмороке:

А- обрызгать лицо холодной водой;

Б- придать ногам возвышенное положение;

В- пострадавшего уложить на спину с несколько откинутой назад головой;

Г- расстегнуть воротник и дать доступ свежего воздуха.

3.*В результате падения у подростка появилась тошнота и рвота, нарушилась координация движений. Какова последовательность действий по оказанию первой медицинской помощи:

А-дать обезболивающие таблетки и проводить подростка в ближайшую поликлинику, больницу;

Б-сделать промывание желудка, поставить клизму, дать успокаивающее;

В-обеспечить покой, приложить к голове холодный компресс, вызвать «скорую помощь».

4. Нормальное артериальное давление составляет

А- 120/60 мм. рт. ст.;       Б- 140/80 мм. рт. ст.; В- 130-120/80 мм. рт. ст.

5.При артериальном давлении 160/110 больному запрещается

А- пить чай, кофе;

Б- лежать на мягкой постели;

В- пить клюквенный морс.

6. * Найдите ошибку, допущенную при перечислении назначения повязки:

А - повязка предохраняет рану от воздействия воздушной среды:

Б - повязка предохраняет рану от загрязнения

В - повязка закрывает рану;

Г -повязка уменьшает боль.

7.Признаки острого отравления никотином при курении сигарет

а) кашель, головокружение, слабость, онемение

б) головокружение, кашель, тошнота, горечь во рту

в) головокружение, кислородное голодание, тошнота, одышка

8.Какой орган человека страдает от воздействия табачного дыма

а) мозг, горло, рот

б) воздухоносные пути и легочная ткань

в) гортань, легкие, мозг

9.Последствия курения для женского организма:

а) специфический запах изо рта, кожа теряет эластичность, голос хриплый и низкий,неполноценные и мертворожденные дети, снижение работоспособности, обострение заболеваний верхних дыхательных путей, развитие сердечных заболеваний.

б) специфический запах изо рта, кожа теряет эластичность, голос хриплый и низкий, развитие сердечных заболеваний, хронический бронхит

в) специфический запах изо рта, кожа теряет эластичность, голос хриплый и низкий, отсутствие женственности, свежести, выкидыши, неполноценные и мертворожденные дети, возникновение злокачественных новообразований и заболеваний.

10. Последствия курения для мужского организма:

а) специфический запах изо рта, сексуальная беспомощность, развитие сердечных заболеваний, хронический бронхит, изменения в деятельности нервной системы.

б) специфический запах изо рта, кожа теряет эластичность, голос хриплый и низкий, обострение заболеваний верхних дыхательных путей

в) специфический запах изо рта, отложение холестерина на стенках артерий сердца, отсутствие координации движения

11. Употребление этилового спирта (водки, пива, энергетических напитков) особенно вредное влияние оказывает на:

а) печень, сердце и мозг, сосуды

б) железы внутренней секреции, желудок

в) печень, поджелудочную и половые железы

12.Медицинские средства защиты

а) аптечка, специальные средства защиты, ИПП-8

б) аптечка индивидуальная АИ-1, индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8), индивидуальный перевязочный пакет

в) перевязочные и лекарственные средства, ИПП-8, АИ-1

13.Каким законом определены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

а) Законом Российской Федерации «О безопасности»;

б) Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

в) Федеральным законом «О гражданской обороне»;

г) Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».

14**.Укажите закон, закрепляющий правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

а) Федеральный закон «Об обороне»;

б) Закон Российской Федерации «О безопасности»;

в) Федеральный закон «О гражданской обороне»;

г) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

15.Гражданская оборона — это:

а) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

б) система, обеспечивающая постоянную готовность органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действия

в) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время.

16.Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение порядка действий по сигналам оповещения;

б) изучение приемов оказания первой медицинской помощи;

в) изучение правил пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты;

г) освоение приемов проведения специальной обработки техники и территорий;

д) изучение порядка обеззараживания техники и сооружений;

17.Что такое здоровый образ жизни?

а) отказ от вредных привычек - употребления алкоголя, табакокурения, наркотиков.

б) индивидуальная система привычек и поведения человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

в) комплекс знаний о здоровье человека

18.Утомление это:

а) долговременное снижение работоспособности

б) систематическое ухудшение производственных показателей

в) временное снижение работоспособности

г) регулярное нарушение функций организма

19. Если землетрясение застало человека дома, то ему необходимо:

а) срочно покинуть здание, используя лифт;

б) быстро выйти на балкон;

в) подойти к окну и посмотреть, что происходит на улице;

г) укрыться в безопасном месте.

20. Укажите последовательность действий при угрозе схода оползня.

а) закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия;

б) вынести из дома мусор и опасные химические вещества;

в) включить телевизор (радио) и прослушать сообщение и рекомендации;

г) выключить электричество, газ, воду, погасить огонь в печи;

д) перенести ценное имущество в дом и укрыть его от влаги;

е) выйти из дома и перейти в безопасное место.

21. Если землетрясение застало на улице, необходимо:

а) укрыться около высокого здания;

б) при необходимости передвигаться, укрываясь у стен зданий;

в) выйти на открытое место;

г) при необходимости передвигаться в удалении от зданий;

д) не подходить к полуразрушенным зданиям;

е) укрыться у полуразрушенного здания.

22. Какие правила безопасности следует выполнять при внезапном наводнении?

а) занять ближайшее возвышенное место;

б) остаться дома и ждать указаний и распоряжений;

в) оставаться на возвышенном месте до схода воды или прибытия спасателей;

г) эвакуироваться в безопасное место, если есть подручные средства (плот);

д) эвакуироваться в безопасное место только тогда, когда вода достигла места вашего нахождения.

23. Если ураган обрушился внезапно, при нахождении в здании необходимо:

а) быстро покинуть здание;           б) подойти к окну и изучить обстановку;

в) отойти подальше от окон;         д) укрыться в дверном проеме или в нише стены.

г) если есть подвал, укрыться в нем;

24. Укажите последовательность действий человека, который оказался под завалом и получил травму.

а) если конечности придавлены, растирать их;

б) постараться принять удобное положение;

в) понять, какую получил травму;

г) оказать себе посильную помощь;

д) голосом или стуком привлечь внимание спасателей.

25.Управление гражданской обороной в стране осуществляют

а) Президент РФ, премьер министр, министр МЧС

б) уполномоченные органы на решение зада в области ГО, включая МЧС, пожарную охрану, медицинские службы

в) Федеральный орган исполнительной власти-МЧС России, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы; специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в области ГО.

26.Как правильно обработать рану?

а) продезинфицировать рану спиртом и туго завязать;

б) смочить йодом марлю и наложить на рану;

в) обработать рану перекисью водорода;  Г- смазать саму рану йодом   Д- посыпать солью

27. При обморожении участок кожи необходимо:

а) Растереть снегом. б) Разогреть и дать теплое питье. в) Растереть варежкой.

28.Определить последовательность оказания первой помощи при укусах клещей:

а) вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, удалить клеща пинцетом покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение;

б) на место, где присосался клещ, капнуть каплю йода, удалить клеща пинцетом легким покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом;

в) вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, а затем обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение

29.В каких местах пешеходу запрещается переходить через дорогу?

а) В местах, где дорога идёт на подъём.

б) Около туннелей и мостов.

в) Во всех перечисленных местах.

30)По сигналу оповещения «Внимание всем!» необходимо:

а)включить телевизор или радиоприёмник на местном канале передач и слушать сообщение;

б)закрыть окна, быстро собрать всё необходимое для эвакуации, идти в убежище;

в)быстро собрать всё необходимое для эвакуации, отключить электроэнергию и идти на сборный пункт.

Преподаватель _________

Председатель ПЦК _____________.

Критерии оценки:

  • оценка «отлично» выставляется студенту, если он демонстрирует прочные знания, глубокое понимание текста произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, знание определений, литературная речь;
  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если он демонстрирует достаточно глубокое знание литературного материала, допускается 2-3 неточности;
  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если у него недостаточные знания, неумение раскрыть композиционную структуру произведения, недостаточное знание текста художественного произведения, слабое речевое оформление;
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если у него незнание существенных сторон изучаемого материала.

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

неудовлетворительно

6.Информационное обеспечение фонда оценочных средств

Основные источники:

Конституция Российской Федерации.

Федеральные законы РФ: «Об основах охраны труда в РФ», «Об охране окружающей среды», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Трудовой кодекс РФ.

1.Ким,С.В.Основы безопасности жизнедеятельности: 10 – 11 классы: базовый уровень : учебник / С.В. Ким,  В.А. Горский. – 2-е изд., стереотип. – М. :Вентана-Граф, 2020. – 396, (4) с. : ил. – ( Российский учебник).  ISBN 978 – 5 – 360 – 11394 - 2

2.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования/ Н.В.Косолапов, И.А. Прокопенко – 7 – е изд.,стер.М. : Издательский центр «Академия»: 2017  - 368 с.

3.Безопасность жизнедеятельности: учебник  и практикум для среднего профессионального образования/С.В.Абрамова и др./,  под.общ. ред. В.П. Соломина – Москва. – Издательство Юрайт, 2021. – 399 с. – Серия: Профессиональное образование https://urait.ru/viewer/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-469524#page/1 ISBN 978 – 5 – 534-02041-0

Дополнительные источники:

 1.Беляков Г.И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживания в чрезвычайных ситуациях: учебник  для СПО/ Г.И. Беляков. 3 - е изд. Перераб. и доп. – М. – Издательство Юрайт, 2021. – 354 с. – Серия: Профессиональное образование https://urait.ru/viewer/osnovy-obespecheniya-zhiznedeyatelnosti-i-vyzhivanie-v-chrezvychaynyh-situaciyah-470907#page/1 ISBN 978 – 5 – 534-03180-5

Интернет – ресурсы:

1.   http://ele74197079.narod.ru –  ОБЖ и охрана труда: материалы для самостоятельной

работы.

2.   http://obz-bzd-npt.narod.ru - материалы для самостоятельного изучения курсов

ОБЖ и БЖ.

3.   http://www.kbzhd.ru - культура безопасности жизнедеятельности.

4.   http://www.edu.ru – обширное собрание материалов по тематике безопасности