Рабочая программа «Юные друзья пожарных», возраст учащихся 11-14 лет
рабочая программа по обж (5 класс)

Артамонова Елена Александровна

Рабочая  программа «Юные друзья  пожарных»,

возраст учащихся 11-14 лет,повышение уровня знаний учащихся  по пожарной безопасности, подготовка  членов добровольной пожарной дружины по проведению пожарно-профилактической работы по предупреждению пожаров и уменьшению их последствий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2021_yudp.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» г. Кемерово

Рабочая  программа

«Юные друзья  пожарных»

Возраст учащихся 11-14 лет

Срок реализации 3 года

 Составитель:                                                                

                                           Артамонова Е.А.,

                                                                         учитель изобразительного

                                                                         искусства

                                       

                                         

Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

6

1.3. Содержание программы

       1.3.1.Учебный план

       1.3.2.Содержание программы

7

7

8

1.4. Планируемые результаты

13

Раздел №2. «Комплекс организационно- педагогических условий»

15

2.1. Календарный учебный график

15

2.2. Условия реализации программы

24

2.3. Формы аттестации

25

2.4. Оценочные материалы

26

2.5. Методические материалы

27

2.6. Список литературы

27

Приложение

28

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья пожарных»  социально – гуманитарного направления. Составлена  в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании:

•        Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

•        Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•        Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;

•        Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

•        Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

•        Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

•        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

•        Постановление государственного санитарного врача рф от 28.09.2020 г. сп 2.4. 3648-20 «санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

•        Федеральный проект «успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);

•        Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года, (распоряжение правительства российской федерации от 29 мая 2015 Г. № 996-Р).

  Актуальность программы состоит в том, борьба с огнем требует от человека больших усилий. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделять воспитанию морально – психологических качеств воспитанников, необходимых для подготовки пожарных.

  В рамках классных часов, курса ОБЖ ограничивается число часов, отводимых на изучение правил пожарной безопасности. Из-за того, что умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях не приходит сразу, необходим постоянный тренинг, развивающий такие качества, как быстроту реакции, внешнюю и внутреннюю дисциплину, чувство коллективизма, ловкость, сноровку, умение действовать мужественно и решительно.

  Необходимость решить обозначенные проблемы стало основанием для разработки образовательной программы для дополнительного образования «Юные друзья пожарных».

  История пожарного дела знает многие печальные примеры пожаров в школах, имевших своим последствием гибель большого количества учащихся, преимущественно детей младшего школьного возраста. Опасность пожаров является вполне реальной для школы и в настоящее время, а поэтому остается актуальным вопрос о том, как бороться с этой опасностью и её тяжелейшими последствиями.

Педагогическая целесообразность создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Юные друзья пожарных» заключается в ознакомлении учащихся с организацией системы профилактической работы по пожарной безопасности в жизнедеятельности человека.

Учащиеся получают необходимые знания по правилам пожарной безопасности в жилых зданиях, летних лагерях, школах, сельской местности. Изучают первичные средства пожаротушения, учатся  работать с огнетушителем при возникновении пожара (практическая часть), действовать на пожарно-прикладной полосе. Получают знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре. Изучают знаки пожарной безопасности, знакомятся с пожарной техникой, пожаротехническим вооружением, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

  Кроме того, программа предусматривает усвоение методики подготовки и проведения массовых мероприятий по предупреждению и профилактике пожаров  среди дошкольников, младших школьников, подростков и взрослых.

  Знания, навыки и умения юные пожарные могут проверить и применять при проведении рейдов по выявлению и устранению нарушений противопожарного режима в школе, в походе, при проведении новогодних елок, бесед с дошкольниками, с младшими школьниками, в викторинах и эстафетах, в соревнованиях юных пожарных, экскурсиях, противопожарных конкурсах.

Новизна образовательной программы состоит в том, что изучение правил пожарной безопасности школьников предлагается в рамках дополнительного образования, что существенно расширяет возможности воспитания у подрастающего поколения военно-патриотических качеств личности.

Адресат программы являются учащиеся 1–11 классов 10 –14 лет МБОУ «СОШ №24». Набор учащихся в группу свободный, принимаются все желающие на бесплатной основе, годные по состоянию здоровья.

Отличительная особенность программ в вариативности деятельности  школьников, что способствует  формированию общей культуры по пожарной безопасности, а также познавательной, физической, социальной творческой активности личности обеспечивающих формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции. В результате реализации программы сами обучающиеся, педагоги, родители, инспектор по пожарной  безопасности становятся полноценными субъектами организации по противопожарной безопасности  в школе. Они включаются в спортивно- игровую  деятельность в роли консультантов, помощников, организаторов внеурочных мероприятий, и самое главное родители тесно взаимодействуют со своими детьми, что способствует налаживанию между ними доверительных отношений и положительно влияет на результативность освоения данной программы и процесса обучения в целом. 

Особенностью программы можно считать механическое заучивание правила пожарной безопасности  а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности,  в своём содержании реализует следующие принципы:

- принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.

- принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования  (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных  связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);

- последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

- принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как  результат – осознанно вести себя в реальных дорожных  ситуациях.

Объем Программы: 34 часа.

Срок освоения: программа рассчитана на 1 год обучения

Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут

Форма обучения: очная с применением  дистанционных технологий

Занятия проводятся  как на  базе  школьного  так и за  пределами образовательного учреждения.

Формы занятий: беседы, просмотр  и обсуждение видеороликов, экскурсии,   презентации, экспресс-опросы,  деловые игры, настольные  игры, тренинги

1.2 Цель и задачи программы

Цель: повышение уровня знаний учащихся  по пожарной безопасности, подготовка  членов добровольной пожарной дружины по проведению пожарно-профилактической работы по предупреждению пожаров и уменьшению их последствий.

Задачи:

Образовательные:  

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;  

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

-  научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

Развивающие:

- развитие детского технического творчества, развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;  

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

Воспитательные:  

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

-  воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;  

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

1.3. Содержание программы

1.3.1.Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Первый год обучения

1

Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»

2

2

беседа-диалог

2

Что такое служба противопожарной безопасности.

4

3

1

беседа-диалог

практика

3

Правила пожарной безопасности дома

4

4

беседа-диалог

4

Источники возможной опасности в доме.

6

3

3

беседа-диалог

игра

5

Противопожарный режим в общественных местах

5

5

-

беседа-диалог

6

Оказание первой медицинской помощи

4

2

2

беседа-диалог

практика

7

Лесные пожары

4

3

1

беседа-диалог

практика

8

Повторение правил пожарной безопасности

5

3

2

практика

итого

34

25

9

1.3.2.Содержание программы

1 год обучения

Тема 1.Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»(2 часа)

Знакомство с работой кружка. Цели и задачи отряда ЮДП. Разработка эмблемы отряда ЮДП. Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации. Профилактика опасных ситуаций.

Тема 2. «Что такое служба противопожарной безопасности»(4 часа)

Знакомство с профессией пожарного. Основное направление деятельности пожарной охраны. Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Тема 3. «Правила пожарной безопасности дома»(4 часа)

Как себя вести, когда ты дома один. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Причина возникновения пожаров в доме (помещении). Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Тема 4.  «Источники возможной опасности в доме»(6 часов)

Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками. Электричество и газ как источник возможной опасности. Огонь и человек.  Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник». Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками. «Фейерверк – не игрушка».

Тема 5. «Противопожарный режим в общественных местах»(5 часов)

Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации. Первичные средства пожаротушения. Пожар в общественном транспорте, правила поведения. Просмотр тематического фильма. Беседа «Страх, навыки безопасного поведения». Опасная высота - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Просмотр тематического фильма.

Тема 6. «Оказание первой медицинской помощи»(4 часа)

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Просмотр тематического фильма. Ожоги. Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении газами».

Тема 7. «Лесные пожары»(4 часа)

Лесные пожары. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников. Последствия от сжигания сухой травы, тополиного пуха. Действия школьников по предупреждению лесных пожаров. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

Тема 8. «Повторение правил пожарной безопасности»  5 часов)

Повторение и обобщение пройденного материала.

2 год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Второй год обучения

1

Вводное занятие

1

1

беседа-диалог

2

«Изучение теоретических основ  противопожарной безопасности»

6

5

1

беседа-диалог

практика

игра

3

Причины пожаров в жилом доме

6

5

1

беседа-диалог

практика

4

Действия при возникновении пожара. Эвакуация  из помещения

4

1

3

практика

5

Экскурсии и встречи с профессиональными пожарными

5

-

5

беседа-диалог

игра

6

Травмы, полученные при пожаре

5

1

4

практика

7

Пропаганда правил противопожарной безопасности

4

4

-

беседа-диалог

игра

8

Повторение правил пожарной безопасности

3

1

2

тест

практика

итого

34

18

16

Тема 1.Вводное занятие (1 час)

Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Тема 2. «Изучение теоретических основ  противопожарной безопасности»(6 часов)

  Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей Правила эксплуатации огнетушителей.

Снаряжение пожарного. Спасательная веревка.

Просмотр видеороликов с инструкциями по вязке спасательных узлов, используемых пожарными.

Тема 3. «Причины пожаров в жилом доме»(6 часов)

 Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами

Тема 4. «Действия при возникновении пожара. Эвакуация  из помещения»(4 часа)

 Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения

 Отработка действий при эвакуации из помещения при возникновении пожара.

Тема 5. «Экскурсии и встречи с профессиональными пожарными»

 (5 часов)

Истории пожарной охраны. День пожарной охраны. Подвиги пожарных в мирное время.

Тема 6. «Травмы, полученные при пожаре»(3 часа)

Травмы, полученные при пожарах: ожоги, отравления угарным газом, поражение электрическим током, переломы, кровотечения».

Тема 7. «Пропаганда правил противопожарной безопасности»( 4 часа)

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

Тема8. «Повторение правил пожарной безопасности» ( 5 часов)

Повторение и обобщение пройденного материала.

Викторина «Юный пожарный»

3 год обучения  

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Третий  год обучения

1

Вводное занятие

1

1

беседа-диалог

2

История пожарной охраны России

3

3

беседа-диалог

просмотр фильма

3

Причины пожаров в жилом доме

6

5

1

беседа-диалог

4

Действия при возникновении пожара

5

2

3

беседа-диалог

игра

5

Пожарно-прикладной спорт

5

4

1

практика

беседа-диалог

6

Пожарные и специальные автомобили  

3

2

1

практика

беседа-диалог

7

Противопожарная профилактика

6

1

5

практика

8

Повторение правил пожарной безопасности

5

2

3

практика

игра

тест

итого

34

20

14

Тема 1.Вводное занятие. (1 час)

Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Тема 2. «История пожарной охраны России» ( 3часа)

 Пожарная охрана России, история её возникновения и развития.

Тема 3. «Причины пожаров в жилом доме»( 6 часов)

 Неосторожное обращение с огнем. Неправильное обращение с электроприборами. Правила безопасности при использовании  пиротехнических средств.

Тема 4. «Действия при возникновении пожара»( 5 часов)

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.Отработка действий при эвакуации из помещения при возникновении пожара.

Тема  5. «Пожарно-прикладной спорт»( 5 часов)

История возникновения пожарно-прикладного спорта.

Тема  6. «Пожарные и специальные автомобили»  (3 часа)

Видеозанятие: «Общие сведения об основных видах пожарных автомобилей».

Тема  7. «Противопожарная профилактика» (6 часов)

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Выступление агитбригады ЮДП перед учащимися 1 классов на тему: «Внимание ОГОНЬ!»

Проведение анкетирования среди обучающихся 1-3 классов на тему «Противопожарная безопасность».

Тема 8. «Повторение правил пожарной безопасности» (5 часов)

Повторение и обобщение пройденного материала. Спортивная игра-эстафета «Юный друг пожарных».

1.4.Планируемые  результаты

В результате прохождения программного материала первого года обучения учащиеся

знают:

  • основные причины пожаров в жилом доме.
  • правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
  • сведения о подсобных средствах тушения пожара.
  • правила пожарной безопасности в общественных местах.
  • виды травм, полученных при пожаре.
  • знаки пожарной безопасности.
  • действия при возникновении пожара;
  • историю становления пожарного дела;

умеют:

  • пользоваться спичками.
  • эвакуироваться из здания школы.
  • пользоваться всеми видами огнетушителей.
  •  оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
  • соблюдать правила пожарной безопасности.
  • оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;
  • оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;
  • пользоваться первичными средствами пожаротушения,

владеют:

  • знанием первичных средств пожаротушения и их возможностей;
  • знанием   правил пожарной безопасности

В результате прохождения программного материала второго года обучения учащиеся

знают:

  • основные причины пожаров в разных строениях,
  • правила сообщения о пожаре и вызова пожарных,
  • сведения о подсобных средствах тушения пожара.
  • правила пожарной безопасности дома и в общественных местах.
  • виды травм, полученных при пожаре,
  • знаки пожарной безопасности,
  • порядок действий при возникновении пожара,
  • историю становления пожарного дела.

умеют:

  • пользоваться огнетушителем, подручными средствами пожаротушения,
  • эвакуироваться из разных зданий,
  • пользоваться всеми видами огнетушителей.
  •  оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
  • соблюдать правила пожарной безопасности.
  • оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;
  • оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;
  • пользоваться первичными средствами пожаротушения.

владеют:

  • знанием первичных средств пожаротушения и их возможностей,
  • знанием   правил пожарной безопасности.

В результате прохождения программного материала третьего  года обучения учащиеся

знают:

  • основные причины пожаров в разных строениях,
  • правила сообщения о пожаре и вызова пожарных,
  • сведения о подсобных средствах тушения пожара.
  • правила пожарной безопасности дома и в общественных местах.
  • виды травм, полученных при пожаре,
  • знаки пожарной безопасности,
  • порядок действий при возникновении пожара,
  • историю становления пожарного дела.

умеют:

  • пользоваться огнетушителем, подручными средствами пожаротушения,
  • эвакуироваться из разных зданий,
  • пользоваться всеми видами огнетушителей.
  •  оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
  • соблюдать правила пожарной безопасности.
  • оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;
  • оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;
  • пользоваться первичными средствами пожаротушения.

владеют:

  • знанием первичных средств пожаротушения и их возможностей,
  • знанием   правил пожарной безопасности.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

                                2.1. Календарный учебный график

1 год обучения

№ занятия

Наименование  темы

теория

практика

всего

форма контроля

Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»

1

Знакомство с работой кружка. Цели и задачи отряда ЮДП.

1

1

беседа

2

Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации.

1

1

Экспресс-опрос

Тема  1. «Что такое служба противопожарной безопасности»

3

Знакомство с профессией пожарного.

1

1

беседа

4

Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

1

1

беседа

5

Аппликация «Пожарные машины»

1

1

Практикум

6

КТД «Пожарный – профессия героическая»

1

1

Настольная  игра

Тема 2. «Правила пожарной     безопасности дома»

7

Как себя вести, когда ты дома один.

1

1

Экспресс-опрос

8

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.

Викторина «Это нужно знать!»

1

1

Настольная  игра

9

Причина возникновения пожаров в доме (помещении).

Просмотр тематических фильмов.

1

1

Экспресс-опрос

просмотр  и анализ фильма

10

Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Игра – практикум «Твои действия при пожаре»

1

1

Настольная  игра

Тема 3. «Источники возможной опасности в доме»

11

Правила пользования спичками.

Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь».

1

1

Экспресс-опрос

практикум

12

Электричество как источник возможной опасности.

День загадок на тему «Электробытовые предметы»

1

1

Экспресс-опрос

игра

13

Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник».

1

1

беседа

14

Огонь и человек.

Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг».

1

1

практикум

15

Аппликация «Пожарные знаки»

1

1

практикум

16

Газ как источник возможной опасности.

1

1

беседа

Тема  4. «Противопожарный режим в общественных местах»

17

Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Экскурсия по школе.

1

1

Экспресс-опрос

18

Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации.

1

1

Экспресс-опрос

19

Первичные средства пожаротушения.

1

1

Настольная  игра

20

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

1

1

Экспресс-опрос

21

Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

1

1

Экспресс-опрос

Тема 5. «Оказание первой медицинской помощи»

22

Основные виды травм у людей  .

1

1

беседа

23

Ожоги. «Правильное оказание помощи при ожоге»

1

1

практикум

24

Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении газами».

1

1

беседа

25

Навыки оказания первой медицинской помощи.

1

1

практикум

Тема 6. «Лесные пожары»

26

Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

1

1

Экспресс-опрос

27

Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!».

1

1

практикум

28

Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

1

1

Экспресс-опрос

29

Оформление стенгазеты «Береги лес!».

1

1

практикум

Тема  7. «Повторение правил пожарной безопасности»

30-33

Повторение и обобщение пройденного материала

2

2

4

Экспресс-опрос

Деловая игра.

34

Викторина «Юный пожарный»

1

1

игра

Итого:

24

10

34

2 год обучения

№ занятия

Наименование разделов и тем

теория

практика

всего

форма контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

1

1

Экспресс-опрос

Тема 1. «Изучение теоретических основ  противопожарной безопасности»»

2

Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей

1

1

Экспресс-опрос

3

Правила эксплуатации огнетушителей.

1

1

Настольная  игра

4

Отработка практических навыков пользования огнетушителем.

1

1

практика

5

Снаряжение пожарного.

1

1

Просмотр и анализ  видео

6

Просмотр видеороликов с инструкциями по вязке спасательных узлов, используемых пожарными.

1

1

Просмотр и анализ  видео

7

Практическое занятие по вязке спасательного узла.

1

1

практика

Тема  2. «Причины пожаров в жилом доме»

8

Неосторожное обращение с огнем.

1

1

Экспресс-опрос

9

Неправильная эксплуатация электросети.

1

1

Экспресс-опрос

10

Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

1

1

Экспресс-опрос

11

Презентация «Шалость детей с огнем».

1

1

Экспресс-опрос

12

Видео просмотр «Неосторожность  при курении».

1

1

Просмотр и анализ  видео

13

Рисунок на тему «Когда огонь становится  врагом».

1

1

практика

Тема  3. «Действия при возникновении пожара»

14

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре.  

1

1

Экспресс-опрос

15

Способы эвакуации из помещения

1

1

практика

16

Отработка действий при эвакуации из помещения при возникновении пожара

1

1

практика

17

Отработка действий при эвакуации из помещения при возникновении пожара

1

1

практика

Раздел 4. «Экскурсии и встречи с профессиональными пожарными»

18

Истории пожарной охраны. День пожарной охраны.

1

1

Просмотр и анализ  видео

19

Подвиги пожарных в мирное время.

1

1

Просмотр и анализ  видео

20

Видеоролик «Огнеборцы».

1

1

Просмотр и анализ  видео

21

Экскурсия в пожарно-спасательную часть.

1

1

экскурсия

22

Встреча с ветеранами пожарной охраны.

1

1

беседа

Тема  5. «Травмы, полученные при пожаре»

23

Травмы, полученные при пожарах: ожоги, отравления угарным газом, поражение электрическим током, переломы, кровотечения».

0.5

0.5

1

практика

24

Травмы, полученные при пожарах: ожоги, отравления угарным газом, поражение электрическим током, переломы, кровотечения».

0.5

0.5

1

практика

25

Травмы, полученные при пожарах: ожоги, отравления угарным газом, поражение электрическим током, переломы, кровотечения».

0.5

0.5

1

практика

Тема  6. «Пропаганда правил противопожарной безопасности»

26

Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.

1

Экспресс-опрос

27

Выступление перед учащимися 1 классов на тему: «Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников».

1

1

игра

28

Выступление перед учащимися 1 классов на тему: «Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников».

1

1

игра

29

Выступление перед учащимися 1 классов на тему: «Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников».

1

1

игра

Тема  7. «Повторение правил пожарной безопасности»

30-33

Повторение и обобщение пройденного материала

2

2

4

Экспресс-опрос

практика

тест

34

Викторина «Юный пожарный»

1

1

викторина

Итого :

24

10

34

3 год обучения

№ занятия

Наименование разделов и тем

теория

практика

всего

форма контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

1

1

Просмотр и анализ  видео 

Тема 1. «История пожарной охраны России»

2-3

Пожарная охрана России, история её возникновения и развития

2

2

Просмотр и анализ  видео

4

Пожарная охрана в современной России

1

1

Просмотр и анализ  видео

Тема  2. «Причины пожаров в жилом доме»

5

Неосторожное обращение с огнем.

1

1

Настольная  игра

6

Неправильная эксплуатация электросети.

1

1

Экспресс-опрос

7

Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

1

1

Экспресс-опрос

8

Презентация «Шалость детей с огнем».

1

1

беседа,

презентация

9

Видео просмотр «Неосторожность  при курении».

1

1

Просмотр и анализ  видео

10

Оформление  стенгазеты «Причины пожаров в доме»

1

1

практика

Тема 3. «Действия при возникновении пожара»

11

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре.  

1

Экспресс-опрос

практика

12

Способы эвакуации из помещения

1

13

Отработка действий при эвакуации из помещения при возникновении пожара

1

1

практика

14

Отработка действий при эвакуации из помещения при возникновении пожара

1

1

практика

15

Оформление  стенгазеты «Правильная эвакуация  из помещения»

1

1

практика

Тема  4. «Пожарно-прикладной спорт»                                  

16-17

История возникновения пожарно-прикладного спорта.

2

2

Просмотр и анализ  видео

18-19

Виды пожарно-прикладного спорта

1

1

2

практика Экспресс-опрос

20

Тестирование

1

1

тест

Тема  5. Пожарные и специальные автомобили

21-22

Общие сведения об основных видах пожарных автомобилей

2

2

Просмотр и анализ  видео

23

Рисунок на тему «Пожарные и специальные автомобили».

1

1

практика

Тема 6. «Противопожарная профилактика»

24

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности»

1

1

практика

25-27

Выступление агитбригады ЮДП перед учащимися 1 классов на тему: «Внимание ОГОНЬ!»

3

3

викторина

ирга

28

Проведение анкетирования среди обучающихся 1-3 классов на тему «Противопожарная безопасность»

1

1

анкета

29

Подведение итогов  анкетирования

1

анкета

Тема 7. «Повторение правил пожарной безопасности»

30-33

Повторение и обобщение пройденного материала

2

2

4

практика

тест

34

Спортивная игра-эстафета «Юный друг пожарных»

1

1

практика

Итого :

20

14

34

Итоговой работой  по завершению каждой темы  являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.    

2.2. Условия реализации программы

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные друзья пожарных» необходимо следующее:

1.        Материально-техническое обеспечение:

- светлый и просторный класс;

- краски, карандаши, клей ПВА, бумага А4.

- аудио и видеоаппаратура;

- ноутбук;

-колонки;

- интерактивная доска;

- магнитные доски (4 штуки);

- плакаты  (5 набора);

-  пожарная каска (3 штуки)

-  боевая одежда пожарного (3 штуки)

-пожарный рукав (2 штуки)

- макет огнетушителя  (1 штука)

-аппараты защиты органов дыхания (1 штука)

- настольные игры по ПБ 2 (штуки)

2. Методический материал и оргтехника:

Информационное обеспечение: методическая литература, периодические издания, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеозаписи.

Дидактические средства:

 - разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;

- проектные и выпускные работы обучающихся;

- разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники, контрольные работы.

3. Кадровое обеспечение

Программа  реализуется педагогом  ОБЖ, руководителем  отряда «Юные друзья пожарных», инспектором по противопожарной  безопасности .

2.3. Формы аттестации

Итоговая аттестация по данной программе проходит по завершению курса обучения в форме тестирования. Также проводится промежуточная аттестация обучающихся для выявления знаний и навыков после изучения основных разделов программы. Участие в творческих  конкурсах разного уровня. Итоговая аттестация  проводится в конце года. Мониторинг успешности будет осуществляться как в форме викторин по изученным темам.

2.4. Оценочные материалы

В ходе  реализации программы  активно  используются  экспресс -опросы ( быстрый устный опрос) для  получения  обратной  связи и анализа освоения  и понимания  нового  материала:

- опросники («История возникновения пожарно-прикладного спорта», «Пожарная охрана России, история её возникновения и развития», «Подвиги пожарных в мирное время»)

Наряду с  этим для  оценки уровня  усвоения теоретического материала  используются устные и  письменные  тесты и викторины.

1.  Тест: «« Пожарная безопасность в лесу».

2.   Тестирование: «Юный пожарный»;

3.   Тест "Правила пожарной безопасности"

4.   Интеллектуальная викторина «Пожарная безопасность;

5.   Викторина по правилам пожарной безопасности

2.5. Методические материалы

Методическое  сопровождение реализации данной  программы  включает в  себя:

- методическую литературу

- методические  разработки

-  тексты  экскурсий с использованием разнообразных приемов и методов  показа и рассказа,

видеопрезенация

электронные ресурсы

настольные  игры: «Что пригодится при пожаре?», «Путешествие по стране пожарной безопасности», «Огонек всегда такой — и хороший, и плохой»

2.6. Методические материалы

Цифровые образовательные ресурсы Интернета

сайт по безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.mchsrb.ru/fire/common.shtml свободный.

Сайт МЧС

сайт по безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml свободный.

Сайт «Пожарный»

сайт по безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.fireman.ru/myzei/istor1/istor.htm свободный.

История пожарной охраны

сайт по безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.fireman.ru/myzei/memor/s-p/memo.htm свободный.

Книга памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга в мирное время

сайт по безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.fireman.ru/myzei/myz-tex.htm свободный.

Музей пожарной техники и средств пожаротушения

2.6. Список литературы 

  1. Аленский, В.Л. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации. [Текст]: /Сост. В.Л. Аленский. – Ленинград: Изд-во «Восход»,2013. -224 с.
  2. Кирпичева, О.В. Пожарная безопасность в быту. [Текст]: /Сост. О.В. Кирпичева - Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2012. -89с.
  3. Куприна, Т.А.  Школа безопасности. [Текст]: /Сост. Т.А. Куприна. - Пособие для учителя.  - М.: Просвещение, 2012. - 201с.
  4. Смирнов,  А.Т., Фролов, М.П. ,Литвинов,Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст] / - Учебное пособие. / Г.Г. Смирнов,  М.И. Фролов. - Момква: Изд-во Астрель,   2012. 216 с.
  5. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по основам  безопасности жизнедеятельности. [Текст]/ Сост. С.В. Силуянова. - М.: Изд-во «Школьная библиотека». 2011. – 83- 95с
  6. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]/учебник  для уч. 5 кл. В.Н. Латчук//Москва: Дрофа 2013.-80с.
  7.  Курцев, П.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. [Текст]/ учебник Москва, «Просвещение», 2010 – 123с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Юные зоологи» для учащихся 5-7 классов

Программа составлена на основе элективного курса В.Н.Семенцовой «Юные зоологи» («Программы элективных курсов. Биология.6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители В.И.Сив...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный корреспондент" .Возраст воспитанников:11-15 лет

Данная программа рассчитана на 3 года:1-й год:70 часов (2 часа в неделю)2-й год:70 часов (2 часа  в неделю)3-й год:70 часов (2 часа в неделю)Новизна данной программы состоит в том,что она дает во...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Дополнительная      образовательная     программа     предметно-практической деятельности   учащихся   "Мир...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» (Возраст обучающихся: 12-13 лет)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предполагает дополнительное образование детей и расширение знаний в области инфор...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» Возраст обучающихся: 8-11 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предназначена для дополнительного изучения информатики, как на начальном, так и н...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет

Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...