Пожары, их причины и последствия
план-конспект урока по обж (8 класс)

Лукманов Сынтимир Нагимович

Общие сведения о пожаре. Правила безопасного поведения при пожаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе


«Пожары, их причины и последствия. Правила безопасного поведения при пожаре»









Составил:  преподаватель-организатор ОБЖ Лукманов С.Н.


Белорецк 2021

Тема урока: «Общие сведения о пожаре. Правила безопасного поведения при пожаре»

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление об опасности огня в жизни человека
  • Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни
  • Закрепить знания учащихся о причинах и возможных последствиях пожаров

Задачи:

  • Изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров
  • Развитие умений самостоятельно работать с комплексной разнообразной информацией познавательного характера
  • Воспитывать осторожное отношение к огню, формировать навыки безопасного поведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Доклад командира взвода. Проверка присутствующих.

II. Актуализация знаний о чрезвычайных ситуациях (слайд №1)

- Определите термин «чрезвычайная ситуация» .

(Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия, применения современных средств поражения которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей)

- Назовите виды ЧС

(По общему характеру источников возникновения чрезвычайные ситуации делятся на: природные, техногенные и биолого-социальные и военные.)

- Какие происшествия относятся к ЧС техногенного характера?

(Транспортные аварии, пожары, взрывы, аварии с выбросом РВ, аварии с выбросом химических веществ, гидродинамические аварии)

III. Объяснение нового материала.

(слайд №2)

Какую картину мы видим на слайде? (Огонь)

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным врагом. 

(слайд №3)

Наше занятие начнем с определения термина «огонь», которое дал Владимир Иванович Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

А что же такое горение?

(слайд №4)

Горе́ние - сложный физикохимический процесс превращения компонентов 

горючей смеси в продукты   сгорания с выделением теплового излучения,   света и лучистой энергии. Описать природу горения можно как бурно            идущее окисление.

(слайд №5) Что мы видим на этом слайде?

Давайте вспомним, что называется пожаром?

(слайд №6)

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Таким образом, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какую тему подберем к уроку? (Общие сведения о пожаре. Правила безопасного поведения при пожаре)

Сообщение темы и цели урока.

(слайд №7)

Пожар уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около 5,5 млн пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома.

А в результате – колоссальные убытки. И самое главное - десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

 Знакомство с условиями возникновения горения.

Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение?

Для этого я вам раздам карточки с заданиями и для проведения опыта необходимое оборудование. А теперь ознакомьтесь с инструкцией, что вам надо сделать. Вам необходимо осуществить процесс горения с набором оборудования, которое у вас есть.

Первая группа у вас есть спички, свеча и стакан

Вторая группа у вас: кислород, свеча и стакан

Третья группа: камень, спички и стакан. Вам необходимо выяснить какое условие отсутствует для этого процесса.

Что же мы узнали в результате эксперимента?

Каждая группа отчитывается о результатах опыта.

(ответы учащихся) после полученных от учащихся ответов открыть на доске  схемы № 1

(слайд №8)

Схема 1.

Горючее вещество или горючие материалы

 

Окислитель (О2 воздуха, окислы азота, селитры)

 

Источник воспламенения

 

ПОЖАР

 

                                             

  -Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара. Действительно, существует так называемый треугольник огня:

- горючее вещество;

- окислитель;

- источник воспламенения.

(слайд №9)

На скорость распространения пожара влияет огнестойкость строительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на: горючие, трудно горючие, негорючие.

А сейчас, ребята, у каждого из вас есть названия строительных материалов, вам нужно будет классифицировать их по возгораемости. Первый ряд занимают те, у кого горючий материал, второй ряд – трудно горючий и третий ряд – негорючий материал.

Давайте теперь проверим ваши ответы.

(слайд №10)

ГРУППЫ ВОЗГОРАЕМОСТИ МАТЕРИАЛОВ

 

ГОРЮЧИЕ

Строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют. К ним относятся: древесина, целлюлоза, пластмасса, линолеум, лакокрасочные материалы, фанера, резина

 

ТРУДНО-ГОРЮЧИЕ

Строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются или обугливаются. К ним относятся: древесно-стружечные плиты, ДВП, ОСП, гипсокартон, древесина, пропитанная огнезащитным составом  

 

 

НЕГОРЮЧИЕ

Строительные материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются и не тлеют и не обугливаются. К ним относятся: кирпич, бетон, металл, гранит, мрамор, глина, песок, стекло

 

 

Назовите основные поражающие факторы пожара?

Пожар характеризуется рядом опасных факторов:

(слайд №11)

  • повышенная температура воздуха и предметов;
  • плохая видимость;
  • токсичные продукты горения, высокая концентрация угарного газа;
  • пониженная концентрация кислорода вблизи очага горения;
  • повреждение и разрушение зданий и сооружений.

Дайте характеристику каждого поражающего фактора? 

Какая травма считается самой распространённой при пожаре?

(ожог)

Правильно. 

(слайд №12)

Пожары чаще всего происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это предприятия, на которых в производственном процессе используют взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки пожаро – и взрывоопасных веществ. 

(слайд №13)

К взрывопожароопасным объектам относятся:

  • Предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
  • Нефте- и газопроводы
  • Предприятия, производящие порох, взрывчатые вещества.
  • Угольные шахты.
  • Предприятия лесной и пищевой промышленности.

Сократить количество пожаров, уменьшить тяжесть их последствий – вполне выполнимая задача. Для этого, прежде всего, надо научиться определять причины и поражающие факторы, а также уметь правильно действовать в условиях, когда они случились. 

Рассмотрим основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях. 

(слайд №14)

Основными причинами пожаров являются:

  • халатное и неосторожное обращение с огнем (курение, оставление без присмотра нагревательных приборов, разогрев деталей открытым огнем, шалость детей и т.п.);
  • неисправность отопительных и вентиляционных систем (котельных, отопительных приборов, печей и др.);
  • неисправность производственного оборудования, нарушение технологических процессов (выделение горючих газов, пыли);
  • самовоспламенение или самовозгорание некоторых веществ и материалов при нарушении правил их хранения и использования;
  • различные причины электрического характера: искрение в электрических аппаратах и машинах; токи коротких замыканий и значительные перегрузки проводов и обмоток электрических устройств, вызывающие их нагрев до высокой температуры;
  • плохие контакты в местах соединения проводов, приводящие к увеличению переходного сопротивления, на котором выделяется большое количество тепла; электрическая дуга, возникающая во время дуговой электрической сварки или в результате ошибочных операций в электроустановках; электростатистические разряды и удары молний и т.п.

(слайд №15)

При возникновении пожаров для спасения жизни и имущества следует соблюдать ряд несложных правил: 

- в начале пожара следует предпринять попытку его тушения с помощью огнетушителей и водопроводной воды;

- малые очаги возгорания можно накрыть плотными покрывалами для прекращения доступа воздуха;

- огонь на элементах системы электроснабжения нельзя тушить водой; предварительно надо отключить электроснабжение;

- о возникновении пожара необходимо сообщить в пожарную охрану, назвав точный адрес, свою фамилию; по возможности организовать встречу прибывших подразделений;

(слайд №16)

- если в здании прозвучал сигнал тревоги, нужно немедленно покинуть помещение согласно плану эвакуации; из помещений нижних этажей можно эвакуироваться самостоятельно через окна, балконы и с помощью подручных средств (веревок, простыней, ремней и проч.);

- лифты при пожарах использовать нельзя; проходя через горящие помещения, следует накрыться с головой мокрой материей; через задымленные помещения двигаться нужно ползком или пригнувшись (в этом случае меньше вероятности задохнуться в дыму); для защиты от токсичных продуктов горения дышать следует через влажный платок или ткань;

- если загорелась одежда, нельзя бежать, нужно постараться сбить пламя покрывалом, катанием по полу, затушить ее водой, снегом, землей и т п.; выходить из зоны пожара нужно в наветренную сторону.

(слайд №17) Ребята, давайте прослушаем рекомендации ученика, при пожаре в квартире (просмотр видеролика).

Огонь безжалостен, но люди подготовленные к этому стихийному бедствию, имеющие под руками даже элементарные средства пожаротушения , выходят победителями в борьбе с ним. Поэтому на предприятиях , общественных учреждениях и жилых домах применяются комплексы мер и технологий предназначенных для защиты от пожара. 

Некоторые противопожарные средства мы встречаем чаще всего.

  • Какие средства вы встречаете в нашей школе?

(огнетушитель, кнопку противопожарной безопасности)

  • Как мы можем узнать в каком кабинете находится огнетушитель?

(по плану эвакуации этажа)

IV. Закрепление пройденного материала.

Какой физико-химический процесс происходит во время пожара?

(процесс горения)

При каких условиях протекает процесс горения?

(процесс горения протекает при наличии горючего вещества, источника воспламенения, окислителя)

Ребята, перед вами на столе лежат тестовые задания. Вам в течение двух минут необходимо порешить эти задания.

1. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха + пламя горелки;

б) керамическая плитка+ тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) бензин + кислород воздуха + искра от зажигалки

2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

а) неосторожным обращением человека с огнем;

б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

в) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

3. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда?

А) побегу и постараюсь сорвать одежду;

Б) остановлюсь, упаду и покачусь, сбивая пламя;

В) завернусь в одеяло или обмотаюсь плотной тканью

4. Как лучше двигаться человеку через сильно задымленное помещение?

А) прыжками

Б) ползком

В) в полный рост

Г) пригнувшись

5. Что целесообразно использовать при тушении пожара?

А) огнетушители

Б) подручный материал, например, веник и совок

В) воду и песок

Г) землю и покрывало

Проверим ваши работы.

(слайд №18)

V. Итог занятия

Пожар – это страшная стихия огня, с которым очень тяжело бороться. Каждый человек знает об этом понаслышке, либо из собственного горького опыта. И совершенно не поддаётся никакому здравомыслящему объяснению то, что люди все-таки продолжают безответственно и халатно относиться к этой проблеме, не придавая значения брошенному окурку, оставленному включенным электрочайнику.

Я призываю вас быть всегда осторожными при общении с огнём и помнить о последствиях пожара.

Не забывайте простую истину, ставшую заповедью безопасности:

Опасность легче предупредить и избежать, чем её ликвидировать и бороться с ней!

(слайд №19)

Домашнее задание.

  1. Изучите материал учебника п. 5.4. стр. 121
  2. Из различных информационных источников подберите несколько характерных примеров возникновения чрезвычайных ситуаций из-за аварий на взрыво- и пожароопасном объекте. Выпишите причины их возникновения.

(слайд №20)

Спасибо за внимание!!! Берегите себя и своих близких!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пожары. Их причины и последствия.

Презентация может быть использована на уроке обж для успешного прохождения темы:"Пожары"....

"Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия".

Урок предназначен для учащихся 7-10 классов. Проводится в рамках недели безопасности.     Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в ж...

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

"Страшно смотреть, когда горит дворец, но когда  горит лачуга, сердце сжимается еще больней. Охваченная огнем лачуга бедняка -  что может быть ужасней!"  Виктор Гюго1. История развития ...

План урока. Пожар. Причины и последствия.

План урока. Пожар. Причины и последствия....

§1.1_8кл_Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса  А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия...