Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ
статья по обж (9, 10 класс)

Брижахин Евгений Дмитриевич

В статье рассматривается роль информационных технологий на уроках ОБЖ.

В частности, рассматривается актуальность использования  технических средств обучения на уроках ОБЖ, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tso_na_urokah_obzh.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Известно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К техническим средствам обучения относится практически вся техника, используемая учителем во время урока: графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и другие технические приборы, оборудование и изделия.

Одним из достоинств применения ТСО считается повышение  у обучающихся мотивации учения.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - это предмет обучения, на котором изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений, способы защиты от них и оказание первой помощи себе или пострадавшему.

Используя все методы и средства обучения, преподаватель ОБЖ должен подготовить учеников к дальнейшей самостоятельной жизни и научить:

•        предвидеть опасность;

•        классифицировать опасность;

•        распознать опасность;

•        избежать возможную опасность;

•        правильно действовать в опасной ситуации;

•        оказать первую необходимую помощь себе и пострадавшему.

         Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом   зависит от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения.

По функциональному назначению ТСО делят на три основных класса:

1.        Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.

2.        Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации,  учебные видеоролики);

3.         Обучающие: практическое выполнение учебных заданий;

Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких ТСО осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

•        Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.

•        Оптимальная методика проведения занятий.

•        Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и ТСО.

В настоящее время все колледжи и техникумы  обеспечены доступом к сети интернет и современным современным оборудованием. Тем самым реализуется обеспечение современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности. Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а так же закономерный этап развития образования.

Всем известно, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство (автомат, военная техника и др.) только с помощью мела и доски.  ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

Дидактическими возможностями технических средства обучения являются:

•        источник информации;

•        рационализация различных форм преподнесения учебной информации;

•        повышение степени наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

•        организация и направление восприятия информации обучающимися;

•        расширение круга представлений учащихся, удовлетворение их любознательности;

•        создание эмоционального отношения к учебной информации;

•        создание возможности преподать материал, который без ТСО недоступен;

•        активизация познавательной деятельности, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

•        средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

•        средством экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель.

Основные  элементы учебно-материальной базы кабинета ОБЖ

В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий по ОБЖ, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки  оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строится также самостоятельная работа обучающиеся  и их внеклассная работа.

Можно предложить оптимальный вариант оснащения кабинета ОБЖ: это класс укомплектованный мебелью и оборудованный стендами с экспозициями по разделам  предмета ОБЖ , технические средства обучения, набор  печатных пособий.

Примерный набор технических средств обучения может быть следующий:

•        персональный компьютер-мультимедиа;

•        лазерный принтер;

•        интерактивная доска  с лазерной указкой;

•        универсальный (мультимедиа) видеопроектор с экраном;

•        телевизор с HDMI входом;

•        набор видеофильмов по тематике ОБЖ.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование ТСО на уроках ОБЖ – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.

 

Литература:

 

•        Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы».

•        Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности».

•        Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на        магнитных и оптических носителя.

•        Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности».  Смирнов А.Т, Хренников.

Преподаватель-организатор ОБЖ                   Е.Д. Брижахин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О необходимости внедрения электронных технических средств обучения на уроках сольфеджио

Разработка содержит обоснование применения новых технологий в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам. Также предлагаются методические принципы и формы работы с использованием компьютер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет  зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения. И...

Возможности использования современных технических средств обучения на уроках физики

Аннотация. Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий является требованием нашего времени. Материал посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий и приме...

Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения

Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения...

«Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ»

Доклад на ШМО учителей-предметников «Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическая разработка по использованию технических средств обучения на уроках основы безопасности жизнедеятельности...

Использование технических средств обучения на уроках физики

Эффективность подготовки квалифицированных рабочих зависит от наличия в учебном заведении хорошо подготовленной материально-технической базы. Она включает учебные кабинеты, лаборатории, мастерские и п...