«Граница между детской шалостью и серьезными нарушениями»
план-конспект занятия по обж (8 класс)

Парамонова Валентина Николаевна

- восДанная беседа познакомит подростков с факторами, которые могут привести к совершению противоправных поступков;,даст представление о правовой ответственности за совершение противоправных поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением»

Цель:

- познакомить воспитанников с видами нарушений и наказаниями за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Задачи:

- познакомить подростков с факторами, которые могут привести к совершению противоправных поступков;

- дать представление о правовой ответственности за совершение противоправных поступков;

- осознать общественную значимость и важность правомерного поведения;

- коррекция эмоциональной сферы подростка, на основе формирования у него чувства боязни печальных последствий, которые влечет за собой противоправная деятельность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки.

Наглядный материал: презентация «Правонарушения», слайды, карточки.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте»(Пожелание здоровья и счастья). А что для вас здоровье? Счастье? (Ответы детей)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Воспитатель: как видите в руках у меня две нити. 

 - С чем можно сравнить эти нити? (С жизнью).

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (Трудно найти концы).

А это применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица «от сумы и от тюрьмы не зарекайся».

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный подростковый возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- И сегодняшняя наша встреча – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3.Основная часть:

Давным – давно, тысячи лет назад на земле появились люди.Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Так появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам.В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, все можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось? (Ответы детей).

Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам. Людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – это нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы прописаны в КОНСТИТУЦИИ – основном законе государства. Демонстрация книги.

Кроме конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка»«Семейный кодекс»«Гражданский кодекс»«Трудовой кодекс»«Уголовный кодекс».

Задание 1

- В главе «Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права (таблички помещать на доске или слайды).

Права

Жить и воспитываться в семье.

Получить паспорт гражданина РФ.

Работать в свободное от учебы время.

Право на охрану здоровья.

- Поговорим о наших обязанностях.

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их замещающих.

Получить основное образование (9классов).

Соблюдать устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Мы с вами определили права и обязанности,а что осталось: Ответственность.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

За совершение правонарушений и преступлений наступает уголовная ответственность – это совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, нарушение устава школы, употребление спиртных напитков, и прочие нарушения.

Задание 2

Рассмотрим виды нарушений:

«Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определение.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 летнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация 1.

Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).Учащиеся в образовательном учреждении обязаны

- добросовестно учиться

- выполнять задания по теме занятий

- не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания

-не опаздывать на занятия

-бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстановить за счет средств родителей

-уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком)

- Предусмотрено какое либо наказание за проступок? Какое? (Да, ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить,о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация 2.

Семиклассники Саша, Женя, и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия Саши, Жени, Максима – как проступок, правонарушение или преступление(Эти ребята совершили преступление).

- Вы абсолютно правы. Действия ребят действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации. (Показ уголовного кодекса – если есть).

- В «Уголовном Кодексе Российской федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребенок еще недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3.

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность 

- убийство

-умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью

-похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

-Кражу

-грабеж

-вымогательство

-уничтожение или повреждение имущества

-терроризм

-захват заложника

-заведомо ложное сообщение об акте терроризма

-вандализм

-хищение либо вымогательство наркотических веществ.

Однако если ребенок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учет в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

- За остальные преступления ответственность наступает с 16 лет.

Задание 3 (Игра)

А сейчас рассмотрим какие наказания предусмотрены уголовным кодексом.

Судья Валера. Оглашает приговор предусмотренным Уголовным Кодексом

Ситуация 1 (Порча чужого имущества)

- Дай телефон, музыку послушать, а то скукатища!

- Не дам, он новый, только вчера купили.

- Ах, тебе жалко! Ну у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья. Статья 167 УК – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

- Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу а статья 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь не нарочно, но это статья 168 УК штраф до 200 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение свободы до двух лет.

Ситуация 2. (Угроза болтовней).

В группе идет спор двух воспитанников:

-…Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья. Статья 119 УК – Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Ситуация 3. (Оскорбление).

Две девочки в классе сорятся:

- А ты дылда!

- А ты сама гадина!

Судья. – статья 130 УК – оскорбление – штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительные работы на 6-12 месяцев.

Ситуация 4. (Осквернение зданий и транспорта).

В класс вбегают мальчишки:

- А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

- Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

- Клёво, вот люди порадуются!

- Давай на стене маркером напишем, чтоб лучше видно было!

Судья. – статья 214 УК – вандализм – осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах штраф от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда и возмещение ущерба.

- Каждый день, заходя в школу мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно, то следует им знать, что по статье 35 УК совершение преступлений группой лиц – влечет более строгое наказание.

К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ НАКАЗАНИЙ (ст. 88) )

• Штраф;

• Лишение права заниматься определенной деятельностью;

• Обязательные работы;

• Исправительные работы;

• Арест;

• лишение свободы на определенный срок.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

А теперь мы с вами давайте подведем итог сказанному:

- Скажите, пожалуйста, что вы извлекли из нашей беседы?

- Какие выводы вы сделали для себя?

- Так что же такое детская шалость и чем она отличается от правонарушения?

- Скажите, а вот угон автомобиля будет являться детской шалостью? А чем? (правонарушением)

- А завладение предметами молодежной моды?Например: мобильные телефоны, модная одежда, деньги, сладости, вино и т. д? Чем являются (подростковые и юношеские правонарушения? Вы знаете, ребята, очень часто, не заметив, детская шалость может стать незаметной ступенькой к серьезным правонарушениям. Так давайте же мы с вами задумаемся над возможными последствиями тех или иных поступков и научимся как нужно правильно себя вести в различных жизненных ситуациях.

А закончить занятие мне хотелось бы народной мудростью:и она такова: «Вода идет от истока к устью, а преступление возвращается к преступнику (т. е. кто его совершил)»

Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «О профилактике пожаров по причине детской шалости с огнем»

Родительское собрание«О профилактике пожаров по причине детской шалости с огнем»Цель:  довести до родителей значимость данной проблемыЗадачи:  определить правильное поведение дет...

Родительский всеобуч. Тема "Детская шалость и ответственность подростков"

Рассматривается вопрос о значении нравственности в жизни подростков....

Презентация "Детская шалость - ступень к совершению противоправных поступков"

   Детская преступность. Само это словосочетание звучит несколько парадоксально. Ведь что может быть общего между детьми и понятием "преступность". Но, к сожалению, с каждым...

Беседа«Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением» для детей 10–14 лет

- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья). А что для вас здоровье? Счастье?...

Беседа «Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением»

- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте»? (Пожелание здоровья и счастья). А что для вас здоровье? Счастье?...