Статья "Проектно-исследовательская деятельность как механизм выявления и средство развития одаренности детей"
статья по обж (10 класс)

Глинский Владимир Васильевич

В представленной статье рассматриваются психолого – педагогические условия, механизмы выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно – исследовательской деятельности учащихся, как средства развития одаренности детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Мичуринский лицей-интернат»

ТОГАОУ «Мичуринский лицей»

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Автор: Глинский Владимир Васильевич

                                                   В.В. Глинский

преподаватель-организатор ОБЖ

                                                Тамбовского областного государственного

                                      автономного общеобразовательного учреждения

                                                                 «Мичуринский лицей-интернат»  

ТОГАОУ «Мичуринский лицей»

                                                                                     Нельзя кого-либо изменить,

                                                                     Передавая ему готовый опыт.

                                                                           Можно лишь создать атмосферу,

способствующую развитию человека.

К. Роджерс

В представленной статье рассматриваются психолого – педагогические условия, механизмы выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно – исследовательской деятельности учащихся, как средства развития одаренности детей.

Социально-экономические преобразования в современном российском обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые, перспективные цели.      Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом. Интерес к детской одаренности высок как в общеобразовательных организациях, так и в учреждениях дополнительного образования.

В развитии детской одаренности как интегральной личностной характеристики образование выступает, как один из ведущих факторов. Отечественными учеными и педагогами (Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушинским, Ю.Д. Бабаевой, В.Н. Дружининым, С.Д. Дерябо, И.И. Ильясовым, Карповой С.И.,  Н.С. Лейтесом, А.М. Матюшкиным, А.И. Савенковым и др.) проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно - ориентированного и практико-ориентированного образования  в условиях общего и дополнительного образования,   позволившие  разработать развивающие образовательные технологии, изменившие отношение к этой категории детей, и определить стратегию  по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника как потенциально-одаренного ребенка.

В современных условиях, которые требуют создания целостной системы поддержки одаренных детей, мы столкнулись с одной из основных проблем ‒ это интеллектуальное развитие этих детей. Для решения данной проблемы системе образования требуются изменения в приоритетах массовой школы, образовательные технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся. Одно из основных понятий исследования — «одаренность» — в «Рабочей концепции одаренности» Д. Б. Богоявленской раскрывается как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

В ходе исследований было выявлено, что в обучении интеллектуально- одаренных детей ведущее место принадлежит методам творческого характера (проблемным, поисковым, эвристическим, исследовательским, проектным) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Такие методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, соответствуют уровню познавательной активности и интересам одаренных учащихся. Система творческих методов реализуется посредством обогащенного (расширенного) содержания обучения, выходящего за рамки изучения традиционных тем учебного плана за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами, интегрированного содержания программ среднего общего и дополнительного образования. Индивидуализация обучения обеспечивается посредством использования дифференцированных форм освоения и предъявления учебной информации [2].

Такому типу обучения в полной мере соответствует проектно - исследовательская деятельность, предоставляющая широкий спектр возможностей для проявления   школьникам своих интересов и способностей.  Свободный выбор тем в соответствие с интересами учащихся, многообразие информационных источников, логика ведения исследования и этапы работы, выступление на публичной защите – активизируют умственную деятельность и способствуют формированию таких личностных качеств как инициатива, самоконтроль, настойчивость в достижении цели, широта умственного кругозора. В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать способности детей в разных направлениях, при этом выявляя у них скрытую одаренность:

ПОИСКОВЫЕ (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).

МЕНЕДЖЕРСКИЕ (проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность).

РАБОТАТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ (умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).

КОММУНИКАТИВНЫЕ (умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).

РЕФЛЕКСИВНЫЕ (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства при презентации своей деятельности [2].)

 Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой вклад в развитие общества. Для работы с детьми с повышенными способностями в современном мире все больше развивается разнообразных форм и методов. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.     

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Сегодня значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Перед педагогом стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей — задача, требующая совместных действий многих специалистов.

Развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. В связи с этим, особое внимание в новых стандартах образования уделяется организации проектно-исследовательской деятельности учащихся: требованием ФГОС является «формирование  у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы…». У одарённых детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Следовательно, в качестве определяющих характеристик одарённости школьников можно отметить следующие: − общие способности одаренных школьников, обуславливающие широту возможностей личности; − совокупность данных и степень их выраженности; − талантливость, − проявление задатков в определенной деятельности. Рассматривая разные виды деятельности школьников и учитывая основные цели и задачи школы, немало важным аспектом будет выбор направления работы для обнаружения творческих способностей и задатков одаренности обучающихся. Объединяя образовательную деятельность, организацию занятости детей во внеурочное время «наиболее адекватной формой развития одаренности в системе общего образования — по мнению С. Р. Гилядова, — является включение обучаемого в исследовательскую деятельность» [4].

И уже Н. И. Дереклеева подчеркнула, что исследовательский метод «организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании» [5].

В условиях внедрения ФГОС второго поколения одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей.  

Одним из механизмов выявления и средств развития одаренности, по моему убеждению, исходя из опыта моей работы с потенциально одаренными детьми является проектно-исследовательская деятельность.  Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений проектно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллектуального развития. Кроме того, позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.

Проектно-исследовательская деятельность предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, освоению различных методов.

Я реализую проектно-исследовательскую деятельность не только через урок, но и через внеурочную деятельность. Это помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание найти нужную информацию, чтобы применить для решения поставленных в проекте задач, что позволяет развивать одарённость детей.

Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, он учится учиться. [3].

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. 

В настоящее время проектно-исследовательская деятельность активно внедряется в образовательный процесс, и я считаю, что проектно-исследовательская деятельность — это не только специфический механизм выявления одаренности детей, а также средство формирования знаний, но и определенный стимул, мотивация и средство для дальнейшей деятельности. Она помогает каждому ребенку совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к выбранному виду деятельности, а значит является эффективным средством развития одаренности учащихся. Очень многое зависит от школы, ее задача состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть (выявить) способности ребенка, поддержать его и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.  

Заключение.

В своей практике, я достаточно часто применяю метод проектов и исследовательский метод, и они действительно позволяет «раскрыть» одаренных детей. Проектно-исследовательская деятельность помогает не только выявить одарённость ребенка, но и определить область его одаренности и развить потенциальную одаренность, казалось бы, «неодаренных» детей. Выявление, воспитание и обучение одарённых детей — это трудная и широкомасштабная задача. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности и эту задачу должен помочь решить педагог.

Литература:

1. Бердиева, С. Э. Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми / С. Э. Бердиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 24-25.

2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. перераб. — М., 2003. — 90 с.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

4. Гилядов С. Р. Одаренность: испытание или благо? // Директор школы. — 2012. — № 2 — С. 81–84.

5. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе — М.: Вербум, 2001. — 48 с.

6. Зенкова Т. С. Развитие творческих способностей учащихся средней школы в процессе проектно-исследовательской деятельности. // 8 Царскосельские чтения: сборник материалов международной практической конференции, 21–22 апреля 2004г. СПб, 2004. Т. 3. С. 36–38

7. Ионова Т. Ю. Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми. // «Образование и воспитание». Международный научный журнал № 5 (10). — 2016г.

8. Карпова С.И. Педагогические подходы к обучению одаренных детей на современном этапе развития отечественного образования//С.И. Карпова. Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки, 2012, № 3-4. – С.70-84.

9.Савенков. А.И. Развитие детской одарённости в образовательной среде [Электронный ресурс] URL: rl-onlint.ru/info/authors/133.html (дата обращения 29. 07. 2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»

        Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые  свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в св...

«ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»

        Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые  свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в св...

Телекоммуникационные проекты как средство развития одаренности детей

P { margin-bottom: 0.21cm; Одна из задач - выявление одаренных детей и развитие их способностей.  В статье рассказыю о применеии телекоммункационных проеков для решения этой задачи. Опыт мож...

Легоконструирование как средство развития одаренности детей младшего школьного возраста

Дети - неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дети младшего школьного возраста учатся конструировать шаг за шагом, выполнять этот вид деятельн...

«Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх».

Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх.Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. ...

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе

В статье описано как можно создать условия для для  выявления,  поддержки  и развития   одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....

ОЛИМПИАДНОЕ И КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Цель образования в современном мире состоит в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности - активной, творческой, способной к осознанию глобальных проблем человечества и готовой посильно участвов...