Технологическая карта урока "Погодные условия и безопасность человека"
план-конспект урока по обж (5 класс)

Боровиков Андрей Николаевич

В разработке представлены технологическая карта и презентация к уроку ОБЖ в 5 классе "Погодные условия и безопасность человека".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОБЖ с использованием ЭОР

«Погодные условия и безопасность человека»

Класс: 5.

Тема «Погодные условия и безопасность человека»

Продолжительность учебного занятия: 40 мин.

Цели и задачи учебного занятия:

  • расширить существующие знания обучающихся о погодных условиях, о безопасном поведении при грозе, гололёде, метели;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся, умение работать коллективно, применять полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.                     

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность педагога

Слайд

Деятельность
обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции

Цель работы на данном этапе

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды (УУД)

Организационный момент

(2 мин)

Приветствует обучающихся, мотивирует на успешную работу.

Приветствуют учителя.

Мотивация обучающихся на восприятие материала

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Актуализация знаний (2 мин)

- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о ЧС техногенного характера, сегодня мы с вами поговорим об иных ЧС, но какого характера – попытайтесь определить сами, послушав отрывок из песни.

Слушают учителя.

Подготовить учащихся к работе на уроке

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Сообщение темы и цели урока (2 мин)

Звучит фрагмент песни «У природы нет плохой погоды»

- Как вы думаете о ЧС какого характера мы будем с вами говорить?

- Правильно, о ЧС природного характера. Сегодня мы с вами поговорим на тему «Погодные условия и безопасность человека».

Слайд 1 – тема урока

Слушают запись.

Слушают учителя.

Делают предположения. Отвечают на вопросы учителя.

Определить тему урока. Поставить перед обучающимися цель урока.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение организовать учебную деятельность, возможность управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Изучение нового учебного материала

(18 мин)

I этап 

- В песне пелось о погоде, как вы думаете, что под ней следует понимать?

- Какие основные показатели определяют состояние погоды?

-Для предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков.

Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определённых условиях опасны для здоровья человека. Сегодня мы поговорим об этих погодных явлениях.

- Как вы думаете, о каких?

II этап Обучающиеся делятся на 3 группы.

- Ребята, после прослушанной информации о погодных явлениях, я предлагаю каждой группе сформулировать правила безопасного поведения.

1-я группа – правила безопасного поведения при грозе;

2-я группа –правила безопасного поведения при гололёде;

3-я группа– правила безопасного поведения при метели.

Слайд 2 – погода

Слайд 3 – показатели погоды

Слайд 4 – метеостанции

Слайд 5 – гроза-бурное ненастье с дождём, громом и молниями.

Слайд 6 – признаки приближения грозы.

Слайд 7– чем опасна гроза

Слайд 8 – гололёд-это слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании капель переохлажденного дождя и мороси, обычно при температуре воздуха от 0 до-3.

Слайд 9 – снежный занос - это природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра 15м/с.

 Метель - это перенос снега со снегопадом.

Слушают учителя.

Дети пытаются ответить

на поставленные вопросы

Дети слушают учителя.

Слушают учителя.

Делают предположения.

Дети пытаются самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения.

Формировать знания обучающихся об  особенностях погодных условий, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения во время грозы, гололёда, метели.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

осознание, исследование и принятие жизненных ценностей;

осмысленное учение, связанное с реальными жизненными целями и ситуациями;

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

III этап        

После составления правил, заслушивается один ученик из группы.

Сопоставляются со слайдами, которые приготовил учитель

Слайд 10 – правила поведения при грозе

Слайд 11– правила поведения при гололеде

Слайд 12 – правила поведения при метели

Дети озвучивают составленные ими правила безопасного поведения при грозе, гололёде, метели.

Анализируют информацию, делают выводы.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности;

владение устной речью, монологической контекстной речью;

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Закрепление учебного материала

(12 мин)

- Ребята, а теперь давайте на практике отработаем сформулированные правила. Каждой группе предлагается решить по одной ситуационной задаче и озвучить правильное решение.

Слайд 13 –ситуационные задачи

Дети решают ситуационные задачи в группах, озвучивают их решения.

Закрепить полученные знания

Осмысленное учение, связанное с реальными жизненными целями и ситуациями;

планирование и регуляция своей деятельности;

владение устной речью, монологической контекстной речью;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия;

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности.

Подведение итогов

(2 мин)

- Для безопасного поведения при различных погодных условиях, человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности. Закончим урок правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать.

Слушают учителя.

Проводят рефлексию:

- Сегодня я узнал(а) … .

- Теперь я умею … .

- Я расскажу дома … .

Подвести итог занятия, выставить отметки за работу на уроке.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;

возможность управлять познавательной и учебной деятельностью посредством оценки успешности усвоения.

Задание на дом

(2 мин)

- А теперь домашнее задание (по выбору):

  • прочитать статью в учебнике и ответить на вопросы;
  • найти в художественной литературе описание грозы, метели, гололёда.

Выбирают домашнее задание, записывают его в дневник и прощаются с учителем.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Погодные условия и безопасность человека 5 класс

Слайд 3

Показатели погоды Первый показатель – это температура окружающего воздуха. Второй важный показатель – это атмосферное давление , которое оказывает влияние на движение воздуха – ветер. Ветер – это третий показатель погоды. Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха.

Слайд 4

Для предсказания погоды на Земле существуют наземные метеостанции . Во всем мире их около 20 тыс. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. На основе этих данных создаётся прогноз погоды. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков.

Слайд 5

Гроза – бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землёй, называются молниями.

Слайд 6

На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они вскоре занимают всё небо. Перед началом грозы становится тихо и душно. Это затишье перед бурей! Потом ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

Слайд 7

Чем опасна гроза? Прежде всего, молниевым разрядом . Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагичес­ки. Ежегодно в мире от молний погибает около 3000 человек. Другая опасность – сильный ветер , который ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека. Наконец, сильный ливень с градом , если от него вовремя не укрыться, также таит в себе серьезную опасность для человека.

Слайд 10

- Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать её. - Если гроза застала вас дома , помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону. - Если гроза застала вас в парке, лесу , не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. Дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на участке с низкорослыми деревьями. - Если гроза застала вас на улице , следует укрыться в подъезде любого дома. - Если гроза застала вас в водоёме , необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).

Слайд 11

Правила передвижения по улице в гололёд : - подобрать мало скользящую обувь ; - приклеить лейкопластырем к каблуку кусок поролона перед выходом из дома; - наклеить лейкопластырь на сухую подошву и каблук, а перед выходом наступить в песок; - можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой. Передвигаться в гололёд надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Если вы поскользнулись, сразу присядьте , чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь , чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.

Слайд 12

- При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Позаботьтесь о средствах автономного освещения, так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега. - Во время пурги старайтесь не выходить из дома. - После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться самостоятельно. Полностью действуйте по плану родителей, помогайте им. - Если сильная пурга застала вас в дороге , зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нём до окончания метели.

Слайд 13

Ситуационные задачи 1. Вы с родителями гуляете в городском парке. Неожиданно началась гроза. Как вы будете действовать в данной ситуации? 2. Завтра вам предстоит идти в школу. По телевизору в вечерней программе объявили о возможном гололёде и гололедице завтра на улице. Что необходимо сделать, чтобы снизить вероятность несчастного случая? 3. Сильная пурга застала вас на улице при возвращении домой из школы. Как необходимо поступить в данной ситуации?

Слайд 14

Домашнее задание (по выбору) Прочитайте статью в учебнике, ответьте на вопросы. Найдите в художественной литературе описание метели, грозы.

Слайд 15

Берегите себя!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Погодные условия и безопасность человека», 5 класс

«Погодные условия и безопасность человека», 5 класс Класс: 5.Тема: Погодные условия и безопасность человека.Продолжение учебного занятия: 40 мин.Цели и задачи учебного занятия: -Обучающая: расши...

Погодные условия и безопасность человека

Презентация к уроку ОБЖ 5 класс на тему "Погодные условия и безопасность человека"...

Технологическая карта урока по теме «Безопасный отдых на водоёмах» в 8 классе

   План урока:1.     Организационный момент2.     Мотивация3.     Целеполагание4.     Систематизация и ...

Ситуационные задачи по теме "Погодные условия и безопасность человека"

После изучения темы "Погодные условия и безопасность человека" предлагаю детям ситуационные задачи.При решении данных задач дети демонстрируют знание правил безопасности при метели,урагане, ...

Технологическая карта урока 9 класс "Безопасность в Интернете"

урок разработан в рамках "Недели безопасности в Интернете" для 9 класса...

Технологическая карта урока 8 класс "Безопасная работа в Интернете"

урок разработан в рамках недели безопасности в интернете для обучающихся 8 класса...

Технологическая карта 8 класс. Тема: Безопасность пищевых продуктов

Деятельностная цель: формировать познавательные универсальные учебные действия при осуществлении первичной экологической экспертизы продовольственных товаров;содействовать формированию у детей навыков...