Тема урока: « Опасные ситуации в жилище»
план-конспект урока по обж (5 класс)

Зайкова Наталья Александровна

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с распространенными опасностями в жилище и с их причинам.
  • Выработать алгоритм действий при возникновении некоторых опасных ситуаций (если остановился лифт, если захлопнулась дверь).
  • Развивать инициативу и активность  на уроке.
  • Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в жилище.

 

Оборудование:

  • учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 5

Тема урока: « Опасные ситуации в жилище»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с распространенными опасностями в жилище и с их причинам.
  • Выработать алгоритм действий при возникновении некоторых опасных ситуаций (если остановился лифт, если захлопнулась дверь).
  • Развивать инициативу и активность  на уроке.
  • Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в жилище.

Оборудование:

  • учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

II. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, какие опасности могут подстерегать человека в городе и в сельской местности.

Индивидуальная работа учащихся.

Работают 4 учеников, которые садятся за первые парты. Работают в течение 5 минут.

Фронтальная работа с классом.

- Дома вы подготовили краткие рассказы  на темы: «Что произойдет в вашем населенном пункте, если в течение трех дней будет полностью отключена электроэнергия?» и «К каким последствиям могут привести продолжительные ливневые дожди в вашем населенном пункте?»

III. Введение в тему урока

- А, сейчас, послушайте стихотворение и постарайтесь ответить, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

Ответы учащихся.

- Да, сегодня мы будем говорить о доме, как о жилище человека. Каждый из вас живет в квартире, в которую вы возвращаетесь после школы. Там вас ждут ваши любимые игрушки и вещи. Там тепло и уютно. Там встречают вас  родные лица. Там вы находитесь в безопасности.

«Мой дом – моя крепость». Объясните значение данной поговорки.

Ответы учащихся.

- Нам кажется, что мы в своем доме, квартире будем в полной безопасности. Так ли это? Статистика детских травм показывает, что большинство увечий несовершеннолетние получают в бытовой обстановке. Бытовые травмы составляют 57%, как правило, это ожоги и переломы. Получается, что наше жилище не безопасно.

IV. Сообщение темы и цели урока

- Какие же опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих опасных ситуаций? Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

- Итак, тема урока: «Опасные ситуации в жилище».

Запись числа и темы урока в тетрадь.

V. Изложение нового материала

Видеоурок ссылка: https://yandex.ru/video/preview/3411042284975285001

Рассказ учителя с элементами беседы.

- В нашем доме, квартире могут произойти разные опасные ситуации. Причинами этих опасных ситуаций могут стать три группы факторов.

Чтобы перейти на слайд 4, необходимо навести указатель мыши на дом.

Группы факторов:

  • природные (морозы, наводнения, жара, ураганы, землетрясение и т.д.);
  • социальные (нарушение техники безопасности, нарушение правил обращения с приборами и механизмами, асоциальное поведение людей и т.д.);
  • техногенные (технические аварии: прорыв труб, повреждение газопровода, нарушение работы системы отопления и т.д.)

 Запись в тетрадь.

VI. Самостоятельная работа учащихся

- Сейчас,  я предлагаю поработать  по группам.

1 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны природными факторами.

2 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны социальными факторами.

3 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны техногенными факторами.

Учащиеся работают в течение 3 минут, затем идет обсуждение.

Подводя итог ко всему сказанному, учитель демонстрирует Учащиеся дописывают примеры опасных ситуаций в тетрадь.

VII. Физкультминутка        

VIII. Продолжение изложения нового материала

- Давайте обратимся к нашим учебникам и выполним задание 4 с.30. Работа с учебником.

Решение ситуационных задач.

Задача  4 А. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать?  Ответы учащихся.

Подводя итог:

Алгоритм действий в данной ситуации:

  • Не паниковать!
  • Нажмите кнопку вызова диспетчера и сообщите о ситуации.
  • Если нет, звоните в службу спасения, родным, друзьям, которые смогут сообщить о происшествии в аварийную службу.
  • Если телефона под рукой нет, кричите и зовите на помощь.

- Давайте ознакомимся с правилами пользования лифтом, чтобы не попасть в другие опасные ситуации, связанные с ним.

Задача 4 Б. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно? Ответы учащихся.

Подводя итог

Алгоритм действий в данной ситуации:

  • Попросить  у соседей дождаться родителей.
  • Попросить соседей сообщить родителям о случившейся ситуации.
  • Припомнить, не остались ли включенными плита и т.д. и сообщить родителям.
  • Можно позвонить в  службу спасения, обратиться в полицию.

IX. Закрепление

- Теперь проверим, как вы усвоили материал. Выполним задание.

Задание.

Причинами опасных ситуаций в жилых помещениях могут быть различные факторы. Найдите соответствие между фактором и характеристикой.

        Факторы                                        Характеристика факторов

1. Природный                                 А. Повреждение канализационной системы

2. Техногенный                                 Б. Морозы и ураганы

3. Социальный                                В. Хулиганство

                                                Г. Игра с огнём

                                        Д. Землетрясение

                                        Е.  Электрозамыкание

                                        Ж. Мошенничество

Ответы: 1- Б, Д; 2- А, Е; 3- В, Г.

Х. Подведение итогов урока

- Сегодня мы вспомнили, какие  опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих ситуаций.

- Я вам напомню один из важнейших  уроков ОБЖ: в каждой опасной ситуации есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания.

- Будьте внимательны! Изучайте ОБЖ.

XI. Домашнее задание        .

  • Параграф 6.
  • Вопрос 2 с.30 (устно).
  • Задания 1, 2 с.31 (по выбору).

Приложение 1.

Карточка 1.                                         Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

Укажите стрелками, какие из перечисленных характеристик, с точки зрения безопасности жизни, относятся к городскому жителю, а какие к сельскому жителю.

1. Этот житель вынужден быть мастером на все руки,         

чтобы поддержать свое хозяйство.                                        

2. Этот житель часто оказывается беспомощным, когда

надо поменять прокладку в водопроводном кране или                 ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ

починить электрическую розетку.

3. Этот житель редко работает рядом с домом, поэтому

каждый день по дороге на работу и домой подвергается

опасности как пешеход, пассажир или водитель.

4. Этот житель знает не только своих соседей, но порой

и всех жителей в населенном пункте.

5. Этот житель часто не знает своих соседей по лестничной

клетке, а это помогает преступнику легко проникнуть в дом         СЕЛЬСКИЙ  ЖИТЕЛЬ

и уйти незамеченным.

6. Этот житель чаще подвергается опасности там, где                  

собирается много народа, так как незначительное

происшествие в таком месте может привести к панике.

Ответ:

ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ – 2, 3, 5, 6.

СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ – 1, 4.

…………………………………………………………………………………………………….

Карточка 2.                                         Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

Укажите стрелками, какие из перечисленных опасностей относятся к городу, а какие к селу.

1. Большая зависимость от природных условий

(засуха, наводнение и т.д.)                                                        ГОРОД

2. Загрязнение окружающей среды вредными выбросами

предприятий и транспорта.

3. Интенсивное движение транспорта.

4. Плохие дороги и большие расстояния, затрудняющие

своевременный приезд служб спасения.

5. Много людей с асоциальным поведением и дурными

намерениями.

6. Наличие большого количества коммунальных сетей и                 СЕЛО

коммуникаций с возможностью аварий на них.

Ответ:

ГОРОД – 2, 3, 5, 6

СЕЛО – 1, 4.

…………………………………………………………………………………………………….

Карточка 3.                                         Тема: «Опасности в городе и сельской местности»

Вставьте пропущенные слова, пользуясь словами - помощниками.

 (Слова – помощники записаны в именительном падеже, если это имена существительные, и в неопределенной форме, если это глаголы. Подставляя их в предложения, меняйте падеж и форму, если это необходимо).

1. В большом городе каждый день человек должен преодолевать большие _______________________________________.

2. Интенсивное движение городского транспорта увеличивает вероятность возникновения

________________________________________________________________.

3. При большом скоплении людей и построек наводнение или землетрясение намного ____________________________ в городе, чем в ________________________ местности.

4. В городе много опасных для ______________________________ промышленных объектов.

5. В городе человек зависит от работы ___________________________________________.

6. Высокая концентрация _________________________________ характерна для городов.

СЛОВА – ПОМОЩНИКИ: бытовые службы; расстояния; опаснее; здоровье; правонарушители; сельская; автодорожное происшествие.

Ответ:

1 – расстояния; 2 – автодорожного происшествия; 3 – опаснее, сельской; 4 – здоровья; 5 – бытовых служб;

6 – правонарушителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

6 класс. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 23 «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях».

Данная презентация иллюстрирует двадцать третий урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях» по программе  «Основы безопасности жизнеде...

6 класс. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 24 «Укусы насекомых, змей и защита от них».

Данная презентация иллюстрирует двадцать четвертый урок ОБЖ в 6 классе  «Укусы насекомых, змей и защита от них» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общео...

6 класс. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 25 «Клещевой энцефалит и его профилактика».

Данная презентация иллюстрирует двадцать пятый урок ОБЖ в 6 классе  «Клещевой энцефалит и его профилактика» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобраз...

сценарий урока "Опасные ситуации криминогенного характера"

правила безопасного поведения в местах массового скопления людей...

Чрезвычайные ситуации криминального характера. Урок Криминальные ситуации вне жилища.

Цели:Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.Организова...

Урок Опасные ситуации на дорогах и тротуарах 5 класс

Урок "Опасные ситуации на дорогах и тротуарах" для 5 класса по учебнику ОБЖ 5 класс под ред. Ю.Л. Воробьёва. Урок разработан в соответствии с ФГОС....