Технологическая карта урока по теме "Взаимоотношение людей, проживающих в городе"
план-конспект урока по обж (5 класс)

Юргина Инна Владимировна

Сценарий урока ОБЖ в 5 классе по теме "Взаимоотношение людей, проживающих в городе". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

5

УМК

Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 171с.;

Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2015.

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Тема урока

Взаимоотношение людей, проживающих в городе

Цель урока

Познакомится с особенностями социальной среды города, показать ее зависимость от профессии города. Изучить правила взаимодействия  с незнакомыми людьми.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес. 

Метапредметные: развивать навыки и умения работать с текстом учебника и дополнительными материалами, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе, излагать свое мнение, аргументируя его.

Предметные:  Понятие социальной среды  города. Правила безопасного поведения в городе. Умение избегать опасностей при встрече с незнакомыми людьми.

Методы обучения

Исследовательский метод

Формы организации познавательной деятельности

обучающихся

Групповая, индивидуальная

Средства обучения

Учебник, компьютер, проектор, карточки рефлексии, тестовый материал, дополнительные источники знаний (выдержки из различных статей СМИ, иллюстрации по теме)

Ход урока

Основные этапы организации учебных действий

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, пожелание успеха

- Здравствуйте! Давайте начнем наш урок с улыбки и хорошего настроения! Успешного нам урока!

(методический прием «Подари улыбку») СЛАЙД 1

Отвечают на приветствие, улыбаются друг другу и учителю.

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция, Коммуникативные УУД: умение выражать эмоции,

Личностные УУД: управление своим настроением, выработка уважительно-доброжелательного отношения к другим.

2. Актуализация знаний

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

СЛАЙД 2

Поднимите руку те, кто  знает ее на «5», «4»  (методический прием «Идеальный опрос»)

- Проверим, так ли это!

Методический прием «Ассоциация»: несколько учеников по очереди получают от учителя карточку со словом или словосочетанием.  Нужно объяснить, какое отношение оно имеет к теме прошлого  урока.

Беседуют с учителем, делают выводы.

Учащиеся проводят ассоциацию со следующими словами, словосочетаниями:

1 группа слов: промышленное предприятие, выхлопные газы, кислотные дожди, атмосфера, вода, почва, заболевая

2 группа слов: лесопарк, тополь, специальные места для отдыха.

Регулятивные УУД:

выделение и  осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Коммуникативные УУД: 

умение договариваться,  находить общее решение

Познавательные УУД:

анализ слова (словосочетания) с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

3. Постановка цели и задач урока

Беседа с учащимися:

- Какие опасности (кроме экологической)  есть в городе? (преступность, ДТП, пожары, взрывы, наводнения  и т.д.)

- Во всех ли городах в одинаковой степени проявляют себя эти опасности? (экология хуже там, где больше промышленных предприятий и т.д.)

- Люди разных профессий сталкиваются с разными опасностями (пожарный, полицейский, водитель, шахтер). Можно ли сказать, что у городов тоже бывают профессии?

Например?

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Слушают учителя, участвуют в дискуссиях. Осознание зависимости опасных ситуаций от типа городов.

Определяем тему урока:

«Типы городов и взаимоотношение людей, проживающих в городе».

Определение учащимися целей урока:

Познакомиться с «профессиями» городов и особенностями их социальной среды.

Регулятивные УУД: 

принимают и сохраняют учебную цель и задачу, 

Познавательные УУД:

умение осознанно строить речевые высказывания на основе логических рассуждений, строить гипотезы и обосновывать их,

Коммуникативные УУД: 

умение договариваться,  находить общее решение 

4. Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с типами городов

- На жизнь людей в городе оказывает влияние и социальная среда – состав населения и его профессиональная деятельность. Социальная среда зависит от того,  с чем связана «профессия» города.

Учитель дает задание для учащихся:

При помощи текста параграфа и дополнительных источников информации (статьи из СМИ) провести исследование по заданной теме, представить его результаты в виде устного сообщения информации, подкрепив рассказ необходимыми иллюстрациями (выбрать из предложенных). Ответ должен строиться по плану:

  1. Основные занятия жителей
  2. Примеры городов
  3. Перечень опасных ситуаций, характерных для этого типа.

Примечание: Перечень опасных ситуаций учащиеся определяют при  помощи статей из газет и журналов. Для сопровождение своего ответа подбирают необходимые иллюстрации из тех, что предложил учитель.

Работа в группах:

1 группа - Город – столица,

2 группа - Город – порт,

3 группа - Город – курорт,

4 группа - Промышленный город,

5. группа - «Ученый» город.

6 группа учащихся (сильные ученики) должна определить правила взаимоотношения с окружающими людьми (незнакомцами), анализируя текст учебника и различные памятки.

Регулятивные УУД: 

исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения,  выполнять взаимопроверку учебного задания,

Коммуникативные УУД: 

умение договариваться,  находить общее решение,

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать,  систематизировать, делать выводы. 

Личностные УУД:

способность  к решению личностно и социально значимых проблем.

5. Первичная проверка понимания

Учитель предлагает группам рассказать о проделанной работе.

СЛАЙДЫ 5-9

Обратить внимание на необходимость соблюдать определенные правила взаимоотношения с окружающими людьми.

- В любом городе много незнакомцев. Некоторые их них могут быть опасны. Какие же правила нужно соблюдать, чтобы не стать их жертвой?

СЛАЙД 10

- Везде ли можно встретить опасного незнакомца, и везде ли он одинаково опасен?

- Выберите из представленного на слайде списка, опасные места.

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Учитель проводит физминутку

Отчет о своей работе по плану:

  1. Основные занятия жителей
  2. Примеры городов
  3. Перечень опасных ситуаций, характерных для этого типа.

Группу представляет один ученик (рассказчик). Второй ученик размещает на доске иллюстрации, которые выбрала группа для сопровождения своего ответа.

Выступает 1-5 группа.

Отчет группы №6.

Рассуждения учащихся. Переход к понятию «опасные места».

 Самостоятельная, индивидуальная работа.

Ответы учащихся:

опасные места – это вокзал, пустыри, стройки, темные улицы, подземные  переходы, рынки и т.д.

безопасные места – это места общественного пользования (магазин, больница, полиция, аптека и т.д.)

Регулятивные УУД: 

составление плана и последовательности действий, редактирование текста

Коммуникативные УУД: формулировать речевое высказывание, использовать речь для регуляции своего действия

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные УУД:

способность  к решению личностно и социально значимых проблем.

6. Первичное закрепление

Учитель предлагает ответить на вопросы теста:

1. Тебя преследует незнакомец, твои действия:

а) забегу в подъезд,

б) зайду в магазин,

в) спрячусь в укромном месте.

2. В какие места лучше обратиться за помощью?

а) магазин, больница, школа

б) пост ГИБДД, отделение полиции, пожарная часть

в) кафе, бар, ресторан

3. Незнакомый дедушка просит тебя проводить его до дома, так как он себя плохо чувствует...

а) надо помочь дедушке, ведь он старенький,

б) здесь нет опасности, ведь он не похож на маньяка, смело пойду,

в) привлеку внимание взрослых или сообщу о случившемся в скорую помощь, полицию и т.д.

4. В каких местах вероятнее всего встреча со злоумышленником?

а)  зоопарк

б) чердак

в) пустырь

г) школа

5. Рядом с вами остановилась машина, и водитель спросил вас дорогу. Ваших объяснений он не понял и попросил, чтобы вы проехали с ним...

а) надо проводить, а то в нашей местности легко заблудиться,

б) наотрез откажусь,

в) соглашусь, если только он меня до дома подвезет, что не ходить одному.

Решают тест, затем проводят взаимопроверку.

Регулятивные УУД: 

осознание качества и уровня усвоения,

Коммуникативные УУД: контроль, коррекция, оценка действий партнера,

Познавательные УУД:

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат,

7. Домашнее задание

Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания.

СЛАЙД 13 Д.З: п. 1.4., задания 1-5 в рабочей тетради,

подготовить перечень опасных мест нашего поселка

Слушают учителя, записывают домашнее задание

Регулятивные УУД: 

регуляция учебной деятельности,

Коммуникативное УУД:

слушают учителя,

Познавательные УУД: выделение существенной информации из слов учителя.

8. Итог урока

- Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели.

Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия. Спасибо за работу!

Слушают учителя, участвуют в дискуссиях.

Регулятивные УУД: 

оценивать процесс и результаты деятельности

уметь самостоятельно контролировать своё поведение на уроке.

Коммуникативное УУД: формулировать речевое высказывание, использовать речь для регуляции своего действия

Познавательные УУД: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9. Рефлексия

- Попробуйте оценить собственные знания и умения.

СЛАЙД 14

Учащиеся  по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» по шаблону (методический прием «Выбор»):

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я приобрел…                                
  8. Я научился…

Регулятивные УУД:

направленное  осмысление знания,

Познавательные УУД:

умение оценивать достижения на уроке, отвечать на вопросы

Коммуникативное УУД: 

Формирование навыка  самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока в 5кл по теме "В городе богини Афины"

Технологическая карта  урока в 5 кл по ФГОС...

Технологическая карта урока "Природа и люди Древней индии"

Технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:этапы и цели урока...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Строим город", 1 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА    ИЗО  Тема:          Строим город Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей; освоение умения со...

Технологическая карта урока географии "Как люди открывали Землю", 5 класс

Технологическая карта урока географии "Как люди открывали Землю", 5 класс...

Технологическая карта урока английского языка 9 класс Потерянные города

Технологическая карта урока английского языка (9 класс. Потерянные города. Starlight)...