Обычные средства поражения
учебно-методический материал по обж

Панкова Екатерина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ

Слайд 4

ШАРИКОВЫЕ ПРОТИВОПЕХОТНЫЕ БОМБЫ И МИНЫ Могут быть размером от теннисного до футбольного мяча и содержать до 200 поражающих элементов размером 5-6 мм. Радиус поражения одной такой бомбы от 1,5 до 15 метров. Применяют в кассетах, содержащих 96 – 640 бомб. Радиус раз- лета поражающих элементов до 250 тыс. кв.метров.

Слайд 5

ФУГАСНЫЕ БОЕПРИПАСЫ

Слайд 6

ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ УДАРНОЙ ВОЛНОЙ И ОСКОЛКАМИ БОЛЬШИХ НАЗЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ (ПРОМЫШЛЕННЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ И Т.Д.). КАЛИБР ТАКОЙ БОМБЫ МОЖЕТ БЫТЬ ОТ 50 ДО 10000 КГ. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДОСТАВКИ ФУГАСНЫХ АВИАБОМБ (ФАБ) – САМОЛЕТЫ.

Слайд 8

ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ БРОНИРОВАННЫХ ЦЕЛЕЙ. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ – ПРОЖИГАНИЕ ПРЕГРАДЫ МОЩНОЙ СТРУЁЙ ГАЗОВ ВЫСОКОЙ ПЛЛОТНОСТИ С ТЕМПЕРАТУРОЙ 6000 -7000 ГРАДУСОВ. СФОКУСИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ ДЕТОНАЦИИ СПОСОБНЫ ПРОЖИГАТЬ ОТВЕРСТИЯ В БРОНЕВЫХ ПЕРЕКРЫТИЯХ ТОЛЩИНОЙ В НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ САНТИМЕТРОВ.

Слайд 9

БЕТОНОБОЙНЫЕ БОЕПРИПАСЫ

Слайд 10

ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОДРОМОВ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ, ИМЕЮЩИХ БЕТОННОЕ ПОКРЫТИЕ. БЕТОНОБОЙНАЯ БОМБА «ДЮРАНДАЛЬ» МАССОЙ 195 кг И ДЛИНОЙ 2,7 м , ИМЕЕТ МАССУ БЧ 100 кг . ОНА СПОСОБНА ПРОБИВАТЬ БЕТОННОЕ ПЕРЕКРЫТИЕ ТОЛШИНОЙ ДО 70 см . ПРОБИВ БЕТОН, БОМБА ВЗРЫВАЕТСЯ (ИНОГДА С ЗАМЕДЛЕНИЕМ), ОБРАЗУЯ ВОРОНКУ ГЛУБИНОЙ 2 И ДИАМЕТРОМ 5 МЕТРОВ .

Слайд 11

БОЕПРИПАСЫ ОБЪЁМНОГО ВЗРЫВА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ УДАРНОЙ ВОЛНОЙ И ОГНЁМ ЛЮДЕЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ТЕХНИКИ. В НИХ ИСПОЛЬЗУЮТ ОСОБЫЕ ГАЗОВОЗДУШНЫЕ СМЕСИ. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РАСПЫЛЕНИИ ТАКИХ СМЕСЕЙ В ВОЗДУХЕ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОДРЫВОМ ОБРАЗО- ВАВШЕГОСЯ ОБЛАКА АЭРОЗОЛЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗРЫВА ВОЗНИКАЕТ ОГРОМНОЕ ДАВЛЕНИЕ.

Слайд 14

НАПАЛМЫ Наиболее эффективной огнесмесью счита-ется НАПАЛМ. Он состоит из бензина (90 -97%) и порошка-загустителя (3 – 10%). Напалм хорошо воспламеняется даже на влажных поверхностях, способен создавать высокотемпературный очаг (1000 – 1200 град.) с длительностью горения 5 – 10 мин. Он легче воды, поэтому плавает на её поверхности, сохраняя при этом способность гореть.

Слайд 15

Металлизированные зажигательные смеси «Электрон» - сплав магния(96%) и алюминия(3%) и других элементов воспламеняется при 600 град. И горит ослепительно белым или голубоватым пламенем, достигая температуры 2800 град. Его применяют для изготовления корпусов зажигательных авиабомб.

Слайд 16

ТЕРМИТНЫЕ СОСТАВЫ Спрессованный порошок алюминия и окислов тугоплавких металлов. Горящий термит разогревается до 3000 градусов. При такой температуре растрескивается бетон и кирпич, горит сталь.

Слайд 17

БЕЛЫЙ ФОСФОР Представляет собой полупрозрачное твердое вещество, похожее на воск. Он способен самовоспламеняться, соединя- ясь с кислородом воздуха. Температура пламени при этом составляет 900 – 1200 градусов. Используют в основном как воспламенитель напалма и дымообразую- щее средство.

Слайд 18

При попадании огнесмеси на средства индивидуальной защиты или одежду: Одежду или защитный костюм надо быстро сбросить; Небольшое количество зажигательного вещества на одежде или открытом участке кожи плотно накрыть рукавами, полой одежды, дёрном, грунтом, песком, илом и т.д.; Нельзя бежать, т.к. это усилит процесс горения и приведет к более тяжелому поражению; Если на человека попало большое количество огнесмеси, то на него набрасывают накидку, куртку, мешковину и прижимают к земле. Если рядом водоём – необходимо погрузиться в воду, не снимая одежды; Для тушения напалма на пострадавшем нельзя использовать огнетушитель.

Слайд 21

Крыла́тая раке́та — как правило, беспилотный летательный аппарат однократного запуска, оснащённый крыльями, системой наведения и воздушно-реактивным двигателем . При этом существовали конструкции, и имеющие ракетные двигатели , и управляемые пилотами-смертниками. Устаревшие названия — самолёт-снаряд, планирующая бомба. Крылатая ракета «Томагавк» США в полёте ПКР П-800 «О́никс» , Россия

Слайд 22

Баллистическая ракета разновидность ракетного оружия . Большую часть полёта совершает по баллистической траектории , то есть находится в неуправляемом движении. По области применения баллистические ракеты делятся на стратегические и тактические . Часто можно встретить разделение ракет по дальности полёта, хотя никакой общепринятой стандартной классификации ракет по дальности нет. Баллистические ракеты малой дальности (до 1000 километров ). Баллистические ракеты средней дальности (от 1000 до 5500 километров). Межконтинентальные баллистические ракеты (свыше 5500 километров). Межконтинентальные ракеты и ракеты средней дальности часто используют в качестве стратегических и оснащают ядерными боеголовками. Их преимуществом перед самолётами является малое время подлёта (менее получаса при межконтинентальной дальности) и бо́льшая скорость головной части, что сильно затрудняет их перехват даже современной системой ПРО .

Слайд 23

Mark-35 (Mk-35) — первая торпеда ВМФ США с активным самонаведением. Использовалась в ВМС США начиная с 1949 года .

Слайд 24

Зенитные ракетные комплексы MIM-104 «Пэтриот» ( англ. MIM-104 Patriot , перевод с английского — Патриот) — зенитный ракетный комплекс , используемый армией США и их союзниками. 2К22 «Тунгу́ска» (индекс ГРАУ — 2С6 и 2С6М) — советский и российский зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК), зенитная самоходная установка (ЗСУ) разработки Тульского КБ Приборостроения . Название получил от притока Енисея — реки Тунгуски , аналогично ЗСУ-23-4 «Шилка ».

Слайд 25

Авиационные управляемые бомбы GBU-28 BUNKER BUSTER . Управляемая авиационная бомба GBU-28 (Guided Bomb Unit) была разработана для уничтожения укрепленных иракских командных пунктов, расположенных глубоко под землей. Бомба оснащена лазерной системой наведения. Корпус изготавливается из артиллерийских стволов.

Слайд 26

ПТУР ПТУР — противотанковая управляемая ракета . Прежнее наименование — ПТУРС — «противотанковый управляемый реактивный снаряд». ПТУР представляет твердотопливную ракету, способную корректировать траекторию полета по командам оператора или собственной ГСН. БЧ кумулятивная , сейчас наметилась тенденция применения тандемной БЧ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе, автор – Михайлова С. Ю., учитель ОБЖ Гимназии № 652 г. С. -Петербурга

Слайд 4

ОСКОЛОЧНЫЕ БОЕПРИПАСЫ Предназначены для поражения живой силы, о собенность – огромное количество элементов, шариков, иголок, стрелок, обломков.

Слайд 6

ФУГАСНЫЕ БОЕПРИПАСЫ Предназначены для поражения ударной волной и осколками больших наземных объектов. Масса фугасной бомбы может достигать д о 10 000 кг.

Слайд 7

КУМУЛЯТИВНЫЕ БОЕПРИПАСЫ Предназначены для поражения бронированных ц елей, температура газов высокой плотности д остигает 7000 градусов С.

Слайд 9

БЕТОНОБОЙНЫЕ БОЕПРИПАСЫ Предназначены для разрушения взлётно –посадочных полос аэродромов и объектов, и меющих бетонное покрытие. Бомба « Дюрандаль » в есит 195 кг, её длина – 2,7 м, она способна пробить п окрытие толщиной 70 см. После взрыва остаётся в оронка диаметром более 5 метров.

Слайд 11

БОЕПРИПАСЫ ОБЪЁМНОГО ВЗРЫВА Предназначены для поражения ударной волной и огнём людей, сооружений и техники. В них и спользуют газовоздушные смеси.

Слайд 12

ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

Слайд 13

Греческий огонь

Слайд 14

Коктейль Молотова

Слайд 16

Составы на основе нефтепродуктов: Напалм – бензин и порошок – загуститель. Напалм хорошо воспламеняется, очаг горения до 1200 градусов С, легче воды, поэтому плавает на её поверхности, продолжая гореть.

Слайд 17

Металлизированные зажигательные смеси ( пирогели ): с плавы металлов, таких, как алюминий и магний и других элементов. Температура горения достигает 2800 градусов С.

Слайд 18

Термитные составы - – это спрессованный порошок алюминия и окислов т угоплавких металлов, разогревается до температуры 3000 градусов С. Белый фосфор – п олупрозрачное восковидное вещество, с пособно самовоспламеняться, соединяясь с кислородом воздуха. Температура горения – 900 – 1200 градусов С.

Слайд 21

ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ

Слайд 22

Разведывательно – ударные комплексы – РУК

Слайд 23

Огневые ударные комплексы Управляемые авиационные бомбы

Слайд 26

Вопросы для закрепления материала: Определите вид боеприпасов и их назначение. Поражающее действие этих боеприпасов основано на воздействии высоких температур на людей, технику и объекты. Поражающее действие этих боеприпасов основано на воздействии воздушной ударной волны и огня на людей, сооружения и технику. Принцип действия этих боеприпасов основан на прожигании преграды струей газов высокой плотности с температурой до 7000 градусов С.



Предварительный просмотр:

Тест: «Современные обычные средства поражения».

  1. Определите, какие из перечисленных ниже боеприпасов относятся к высокоточному оружию:

а) бетонобойные боеприпасы

б) разведывательно-ударные комплексы

в) управляемые авиационные бомбы

г) боеприпасы объемного взрыва

д) кумулятивные боеприпасы

2) Какие боеприпасы предназначены для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов и других объектов с бетонным покрытием:

а) осколочные

б) фугасные

в) кумулятивные

г) бетонобойные

д) объемного взрыва

3) Действие каких боеприпасов основано на поражении людей, техники и объектов посредством высоких температур:

а) боеприпасов объемного взрыва

б) зажигательных боеприпасов

в) кумулятивных боеприпасов

г) фугасных боеприпасов

д) боеприпасов температурного воздействия

4) Разведывательно-ударный комплекс состоит из двух элементов:

а) поражающие средства

б) средства защиты от воздействия противника

в) технические средства, обеспечивающие боевое применение

г) радиозащитные средства

5) По характеристикам поражающих факторов определите кумулятивные боеприпасы:

а) поражающее действие этих боеприпасов основано на непосредственном воздействии высоких температур на людей, технику и другие объекты

б) поражающее действие этих боеприпасов основано на непосредственном воздействии воздушной ударной волны и огня на людей, здания, сооружения и технику

в) принцип действия этих боеприпасов основан на прожигании преграды мощной струей газов высокой плотности с температурой 6000-70000С.

6) По характеристикам поражающих факторов определите зажигательные боеприпасы:

а) поражающее действие этих боеприпасов основано на непосредственном воздействии высоких температур на людей, технику и другие объекты

б) поражающее действие этих боеприпасов основано на непосредственном воздействии воздушной ударной волны и огня на людей, здания, сооружения и технику

в) принцип действия этих боеприпасов основан на прожигании преграды мощной струей газов высокой плотности с температурой 6000-70000С.

7) Несмертельный вид оружия, которое может вызывать нарушение работы головного мозга и ЦНС, вызывать ощущения тяжело переносимых шумов и свиста, поражение внутренних органов и даже смерть, называется:

а) пучковое,

б) оптическое,

в) электромагнитное.

8) Оружие, использующее энергию рек, озер, морей, океанов и ледников, и поражающими факторами которого являются цунами и затопление больших территорий, называется:
а) литосферное оружие,
б) гидросферное оружие,
в) атмосферное оружие.

9)  Оружие направленной энергии, основным поражающим фактором которого являются пучки элементарных частиц (электроны, протоны, нейтроны), называется:

а) пучковое,

б) акустическое,

             в) лазерное.

10)  Основным поражающим фактором фугасных боеприпасов является:

а) воздушная ударная волна;

 б) большое количество осколков;
в) высокотоксичные вещества.

11) Современные обычные средства поражения – это:

а) оружие, которое основано на воздействии инфразвука;
б) оружие, которое основано на воздействии микроорганизмов на человека;
в) оружие, которое основано на использовании энергии взрывчатых веществ.

12) Вид несмертельного оружия (НВО), действие которого распределяется на большие расстояния, обладает абсолютной проникающей способностью, практически не гасится никаким материалами, называется:
              а) оптическое;

 б) химическое;

в) акустическое,

г) биологическое

13) Воздействие на психику и сознание человека помимо его воли оказывает:

а) лазерное оружие,

б) высокоточное оружие,

 в) информационное оружие.

г) ядерное оружие

д) климатическое оружие

14)  Боеприпасы, поражающий эффект которых достигается за счет большого количества осколков, называются:
              а) фугасные,

 б) кумулятивные,

 в) осколочные,

г) зажигательные

АДАНИЯ для учебного элемента - 5:http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/128/127062/127062_html_74f6aa5c.png


  1. Прочитайте текст.

  2. ♣ Перечислите новые виды оружия.

  3. Используя прочитанный текст, выполните тесты на стр.16-18, оформив ответ в виде общей таблицы.

Т Е С Т Ы по теме «Современные средства поражения»


Условные обозначения: ● – тест с одним правильным ответом.

♣ - ответ должен иметь форму: например 1а2б, или 1в2б3а и т.д.

►- тест с несколькими правильными ответами.

4 вариант

1. «Эффект Буча» оптических средств НВО характеризуется симптомами:

а) галлюцинации, б) повышение АД, учащение пульса и дыхания,

в) тошнота, головокружение, потеря ориентации.

2. Как называются микроорганизмы, являющиеся внутриклеточными паразитами?

а) вирусы, б) спирохеты, в) грибки, г) риккетсии.

3. Несмертельный вид оружия, которое может вызывать нарушение работы головного мозга и ЦНС, вызывать

ощущения тяжело переносимых шумов и свиста, поражение внутренних органов и даже

смерть, называется:

а) пучковое, б) оптическое, в) электромагнитное.

4. Вещества, предназначенные для уничтожения злаковых и др.видов с/х культур в целях

лишения противника продовольственной базы, называются:

а) химические фугасы, б) биобомбы, в) фитоксины.

5. Выберите заболевания, вызываемые бактериями:

а) сибирская язва, натуральная оспа, б) холера, сибирская язва, в) чума, гепатит.

6. Установленная на военное время допустимая доза однократного облучения составляет:

а) 20 Р, б) 50 Р, в) 10 Р, г) 70 Р, д) 30 Р.

7. Оружие, использующее энергию рек, озер, морей, океанов и ледников, и поражающими

факторами которого являются цунами и затопление больших территорий, называется:

а) литосферное оружие,

б) гидросферное оружие,

в) атмосферное оружие.

8. Территория, подвергшаяся воздействию отравляющих веществ, называется:

а) очагом химического поражения; б) очагом биологического поражения;

в) очагом ядерного поражения.

9. Люди, находящиеся в мощном поле СВЧ-излучения испытывают:

а) начинают слышать внутренние голоса, музыку и т.п.,

б) усталость, слабость, тягу ко сну,

в) теряют слух и голос.

10. Выберите симптомы лучевой болезни, характерные для второй степени:

а) скрытый период продолжается 2–3 недели, после чего появляются недомогание, общая слабость, тошнота, головокружение, периодическое повышение температуры. В крови уменьшается содержание красных кровяных телец.

б) скрытый период длится около недели. Признаки заболевания выражены более ярко. При активном лечении выздоровление наступает через 1,5– 2 месяца.

в) скрытый период составляет несколько часов. Болезнь протекает интенсивно и тяжело. При интенсивном лечении выздоровление возможно через 6–8 месяцев.

11. В зоне карантина население

а) разобщается на мелкие группы;

б) эвакуируется в одно защитное сооружение;

в) свободно общается и передвигается по территории.

12. Оружие направленной энергии, основным поражающим фактором которого являются

пучки элементарных частиц (электроны, протоны, нейтроны), называется:

а) пучковое, б) акустическое, в) лазерное.

13. Основным поражающим фактором фугасных боеприпасов является:

а) воздушная ударная волна; б) большое количество осколков;

в) высокотоксичные вещества.

14 основной

частью ядерного боеприпаса является ядерный заряд, содержащий взрывчатое

вещество –

а) стронций 651; б) плутоний 239; в) палладий 137.

15. Дополнительным поражающим фактором бомбовых кассет вакуумного взрыва является:

а) территория, загрязненная бактериальными средствами,

б) территория с обедненной кислородом атмосферой и отравленная продуктами сгорания,

в) территория, подвергшаяся воздействию отравляющих веществ.

16. Современные обычные средства поражения – это:

а) оружие, которое основано на воздействии инфразвука;

б) оружие, которое основано на воздействии микроорганизмов на человека;

в) оружие, которое основано на использовании энергии взрывчатых веществ.

17. Вид НВО, действие которого распределяется на большие расстояния, обладает абсолютной проникающей способностью, практически не гасится никаким материалами, называется:

а) оптическое; б) химическое; в) акустическое.

18. Воздействие на психику и сознание человека помимо его воли оказывает

а) лазерное оружие, б) высокоточное оружие, в) информационное оружие.

19. Боеприпасы, поражающий эффект которых достигается за счет большого количества осколков, называются:

а) фугасные, б) кумулятивные, в) осколочные.

20. Мероприятия по уничтожению насекомых, являющихся переносчиками инфекций, называют:

а) дезинсекция, б) дезинфекция, в) дератизация.

21. На вирусы губительно действуют:

а) формалин, б) температура выше 40°С, в) хлорамин, г) температура выше 60°С.

22. К основным поражающим факторам ядерного взрыва относятся:

а) световое излучение, б) радиоактивное заражение,

в) проникающая радиация, г) лазерное излучение.

23. Обсервация включает мероприятия:

а) укрытие в убежищах,

б) эвакуация всего населения,

в) медицинское наблюдение за очагом поражения,

г) проведение необходимых лечебно-профилактических мероприятий.

24. К ОВ общеядовитого действия относятся:

а) люмизит, б) хлорциан,

в) синильная кислота, г) иприт.

25. Для предотвращения распространения инфекционных болезней в очаге бактериологического поражения применяются методы:

а) укрепление иммунитета путем закаливания и занятий физкультурой;

б) проведение профилактических прививок;

в) использование противобактериального средства № 1 из аптечки АИ-2;

г) обсервация.

26. Микроорганизмы, образующие споры, называются:

а) вирусы, б) бактерии, в) риккетсии, г) грибки.

27. К особо опасным инфекционным заболеваниям относят:

а) натуральная оспа, б) желтая лихорадка, в) пневмония, г) чума, д) холера.

28. В основе ряда проектов метеорологического оружия лежат способы:

а) возникновение мощного землетрясения и извержение вулканов,

б) затопление больших территорий вследствие возникновения цунами,

в) изменение силы тропических циклонов,

г) стимуляция засухи на огромных площадях.

29. Назовите заболевания, вызываемые патогенными грибками:

а) гистоплазмоз, б) кокцидиоидомикоз, в) мелиоидоз, г) рубромикоз.

30. Зорин, зоман относятся к ОВ:

а) медленного действия, б) кожно-нарывного действия,

в) быстрого действия, г) нервно-паралитического действия.


31. Соотнесите колонки:

1 колонка 1. Электромагнитный импульс ядерного взрыва составляет ...

2. Проникающая радиация ядерного взрыва составляет …

3. Световое излучение ядерного взрыва составляет …

4. Ударная волна ядерного взрыва составляет …

2 колонка а) 8-10% энергии взрыва, б) 0,5-1% энергии взрыва, в) 50% энергии взрыва,

г) 30-35% энергии взрыва, д) 3-5% энергии взрыва, е) 1% энергии взрыва.

32. Соотнесите колонки:

1 колонка 1. К ОВ нервно-паралитического действия относится …

2. К ОВ раздражающего действия относится …

3. К ОВ психо-химического действия относится …

4. К ОВ общеядовитого действия относится …

2 колонка а) BZ, б) хлорциан, в) CS,

г) иприт, д) зарин.

33. Соотнесите колонки:

1 колонка 1. К ОВ нервно-паралитического действия относится …

2. К ОВ раздражающего действия относится …

3. К ОВ кожно-нарывного действия относится …

4. К ОВ общеядовитого действия относится …

2 колонка а) BZ, б) зоман, в) синильная кислота, г) иприт, д) CR.

34. Соотнесите колонки:

1 колонка 1. Лучевая болезнь 3 степени возникает при дозе излучения …

2. Лучевая болезнь 4 степени возникает при дозе излучения …

3. Лучевая болезнь 1 степени возникает при дозе излучения …

2 колонка а) 300 рад, б) более 600 рад, в) 400-600 рад, г) 100-200 рад.

35. Соотнесите колонки:

1 колонка 1. К дезинфекционным средствам относятся:

2. К дератизационным средствам относятся:

3. К дезинсекционным средствам относятся:

2 колонка а) перекись водорода, спирт, б) хлорофос, перекись водорода,

в) препараты ДДТ, хлорофос, г) крысид, фосфид цинка.

36. Соотнесите колонки:

1 колонка 1. К механическим способам дезинфекции относят …

2. К физическим способам дезинсекции относят….

3. К химическим способам дератизации относят …

2 колонка а) применение фосфида цинка, сернокислого калия,

б) обработка хлорсодержащими препаратами и проветривание помещений, в) влажная уборка, проветривание помещений,

г) проглаживание горячим утюгом, кипячение белья.


^ ВАРИАНТ № 4


1.


7.


13.


19.


25.


31.


2.


8.


14.


20.


26.


32.


3.


9.


15.


21.


27.


33.


4.


10.


16.


22.


28.


34.


5.


11.


17.


23.


29.


35.


6.


12.


18.


24.


30.


36.

Ответы оформите в виде таблицы: 

1 2 3 



Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Описание: Эмблема ТвСВУ

Открытый урок

Современные обычные средства поражения

Томаженков Сергей Николаевич,

преподаватель - организатор

(военные дисциплины и ОБЖ)

Тверь

2011

                                                                                    Утверждаю    

                                                                                                                 Преподаватель-организатор

                                                                                    (руководитель дисциплины)

         Е.Петров          

«    »  декабря  2011 г.

План урока

по основам безопасности жизнедеятельности

с обучающимися 10 класса

 Тема урока: Современные обычные средства поражения.

Методическая цель: показ приёмов познавательной деятельности обучающихся                 с использованием элементов инновационных педагогических технологий.

Цели урока:

 Образовательные:

ознакомить обучающихся с современными обычными средствами массового поражения            и перспективами их развития;

формировать представление о современных способах и средствах ведения боевых действий.

 Развивающие:

развивать учебно-организационные, учебно-коммуникативные, информационные                         и личностные компетентности обучающихся;

развивать  познавательный интерес и способности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Воспитательные:

воспитывать у обучающихся положительное отношение к знаниям военной направленности, дисциплинированность и ответственное отношение к окружающему миру.        

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

 

Вид урока: комбинированный

Материальное обеспечение урока:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни.- М.: Просвещение, 2011
  2. Интерактивная доска, мультимедийная приставка, компьютер.
  3. Аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов.
  4.  Макеты и учебно-разрезные боеприпасы.

Учебные вопросы:

1. Современные обычные средства поражения, их классификация и поражающие свойства.

2. Высокоточное оружие и способы его применения.

3. Защита от обычных средств поражения.

                                 

Преподаватель – организатор ОБЖ: Томаженков С.Н.

 

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия,

на которых технология применяется

Компетенции

1

Технология развития критического мышления

Актуализация  знаний Актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса

к получению новой информации

Формирование новых знаний и умений

Получение новой информации

и корректировка суворовцами

поставленных целей обучения.

Рефлексия деятельности

Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, выполняют практические задания

Личностные: самоопределение; смыслообразование;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с преподавателем

и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

2

ИКТ

Формирование новых знаний и умений

Суворовцы получают информацию из различных источников

и устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации

Информационные:

получение информации

из различных источников

3

Технология личностно-ориентированного обучения

    Формирование новых знаний

и умений

Суворовцы осуществляют анализ, творческую переработку, интерпретацию изученной информации

Пропедевтика будущей успешности

Рефлексивные: умение суворовца действовать

в соответствии

с вопросами:

зачем я это делал

и что получил?

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

4

Технология проблемного обучения

Мотивация и целеполагание

Формирование

знаний военной направленности через последовательное

и целенаправленное выдвижение перед суворовцами познавательных задач

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение –     формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

План урока

Этапы урока

Время

Работа обучающихся

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку: осмотр внешнего вида, наличие учебных пособий, размещение обучающихся и порядок на рабочих местах.    

1

Приветствуют преподавателя. Настраиваются

на работу.

2

Актуализация знаний  

Фронтальная беседа:

1. Какие виды оружия Вам известны?  

2. На чём основывается  их поражающее действие?

3.Какие средства доставки и применения средств массового поражения Вы знаете?

4

Отвечают  

на поставленные вопросы.  

3

 Мотивация и целеполагание

Мини-проект: Российский оперативно-тактический комплекс «Искандер».

Суворовцы формулируют тему и цели урока:

- Ознакомиться с современными обычными средствами поражения и перспективами их развития

- формировать представление о современных средствах и способах ведения боевых действий

- развивать интеллектуальные качества и  познавательный интерес в области военных знаний

6

Вспоминают,

что им известно по изучаемому

вопросу, делают предположения. Формулируют тему урока. 

4

Формирование новых знаний и умений

  1. Современные обычные средства поражения :
  • понятие обычных средств поражения
  • классификация ОСП
  • принцип действия ОСП различного типа
  • боеприпасы объёмного взрыва
  •  зажигательное оружие
  1. Высокоточное оружие (ВТО):
  • типы и способы применения ВТО
  •  направления развития ВТО

3.  Защита от обычных средств поражения.                                 

- использование защитного снаряжения,

- защитные свойства боевой бронетехники-

- защитные свойства местности, местных предметов

   и инженерных сооружений

25

Слушают преподавателя

делают записи, отвечают на вопросы.

Работают в группах

и извлекают материал из различных источников.

5

Рефлексия

 Военный практикум.      

6

Работают самостоятельно, проводят анализ

усвоения материала.

6

Подведение итогов

Оценка работы на уроке каждого обучающегося.  

2

Анализируют свою учебную деятельность, дают самооценку результатам своей  работы на уроке.

7

Задание на самоподготовку

1. Конспект занятия  

2. Подготовить  мини-проекты:

«Высокоточное оружие стран НАТО».

1

Записывают задание

                   Преподаватель - организатор основ военной подготовки и ОБЖ                    С. Томаженков

Ход урока:

  1. Организационный момент                                                                  

        Проверка готовности к уроку: осмотр внешнего вида, наличие учебных пособий, размещение обучающихся и порядок на рабочих местах.

          Доклад старшего группы и приветствие преподавателя.

   

  1. Актуализация знаний суворовцев                        

     Фронтальный опрос:

1. Какие виды оружия Вам известны?  

2. На чём основывается  их поражающее действие?

3. Какие средства доставки и применения средств массового поражения Вы знаете?

III.         Мотивация и целеполагание                                                    

      Мини-проект на тему: Российский оперативно-тактический комплекс «Искандер».

Преподаватель ставит проблему и показывает практическую значимость данной    проблемы, мотивируя учащихся к её изучению.

      Термины «обычные средства поражения», «обычное оружие» вошли в употребление после появления ядерного оружия, обладающего неизмеримо более существенными боевыми свойствами. Однако в настоящее время некоторые образцы обычного оружия, созданные с учетом новейших достижений науки и техники, вплотную приблизились по эффективности к оружию массового поражения.

       А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы сегодня должны    

выяснить?

Что представляют собой современные средства поражения?

На чем основывается их поражающее действие?

Каковы способы его доставки и применения,  и самое главное – как можно противостоять

его применению и защититься от его поражающих факторов?

Узнать всё это – вот цель нашего занятия.

 

  1.   Формирование новых знаний и умений.

  1. Современные обычные средства поражения, их классификация и поражающие  

        свойства.         

Обычные средства поражения (ОСП) — это комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражения или боеприпасов, использующих энергию удара и взрыва взрывчатых веществ и их смесей.

Обычные средства поражения классифицируются:

по способу доставки,

калибру,

типу боевых частей,

по принципу действия на преграды (цели).

В понятие обычных средств поражения (ОСП) включается комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражений или боеприпасов, использующих энергию удара и взрыва взрывчатых веществ и их смесей.

Рассмотрим некоторые из них.

По способу доставки ОСП делятся на:

  • баллистические и крылатые ракеты;
  • авиационные средства поражения в обычном снаряжении;
  • неуправляемые авиабомбы;
  • управляемые авиационные ракеты;
  • неуправляемые ракеты;

- доставляемые при помощи ракетно-артиллерийских и реактивных систем.

По действию ОСП делятся на:

  • ударные,
  • фугасные,
  • осколочные,
  • кумулятивные,
  • зажигательные.

Для ударов по городам и населённым пунктам, могут применяться авиационные средства поражения - осколочные авиабомбы, фугасные авиабомбы, шариковые авиабомбы, боеприпасы фугасного действия — боеприпас объёмно-детонирующего действия, зажигательное оружие.

Осколочные авиабомбы применяют для поражения людей и животных. При разрыве бомбы образуется большое количество осколков, которые разлетаются в разные стороны на расстояние до 300 м. Кирпичные и деревянные стены осколки не пробивают.

Фугасные авиабомбы предназначены для разрушения всевозможных сооружений.   В сравнении с ядерными боеприпасами их разрушительная сила невелика. Большую опасность представляют невзорвавшиеся авиабомбы. Чаще всего они имеют взрыватели замедленного действия, которые срабатывают автоматически через некоторое время после сбрасывания бомбы.

Шариковые авиабомбы снаряжаются огромным количеством (от нескольких сотен до нескольких тысяч) осколков (шариков, иголок, стрел и т. д.) весом до нескольких граммов. Шариковые бомбы размером от теннисного до футбольного мяча могут содержать 300 металлических или

пластмассовых шариков диаметром 5-6 мм. Радиус поражающего действия бомбы составляет до 1 5 м.

Боеприпасы объёмно-детонирующего действия взрыва сбрасываются с самолёта   в виде кассет. В кассете имеются три боеприпаса, содержащие около 35 кг жидкой окиси этилена каждый. В воздухе происходит разделение боеприпасов. При их ударе о землю срабатывает взрыватель, который обеспечивает разброс жидкости и образование газового облака диаметром 15 м и высотой 2,5 м.

Это облако подрывается специальным устройством замедленного действия.

Зажигательное оружие в зависимости от состава подразделяется па зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы), металлизированные смеси, термитные составы, белый фосфор.

Средствами применения зажигательного оружия могут быть авиационные бомбы, кассеты, артиллерийские зажигательные боеприпасы, огнемёты и т. д.

Зажигательные средства, применяемые в виде авиабомб, представляют серьёзную опасность для людей. Попадая на открытые участки кожи, одежду, они вызывают очень тяжёлые ожоги.

Поэтапная рефлексия

По характеристикам поражающих факторов определите виды боеприпасов и их основное назначение:
а) поражающее действие этих боеприпасов основано на непосредственном воздействии высоких температур на людей, технику и другие объекты
(зажигательное оружие); 
б) поражающее действие этих боеприпасов основано на непосредственном воздействии воздушной ударной волны и огня на людей, здания, сооружения и технику
(боеприпасы объёмного взрыва); 
в) принцип действия этих боеприпасов основан на прожигании преграды мощной струей газов высокой плотности с температурой 6000—7000 °С
(кумулятивные боеприпасы). 

 

  1. Высокоточное оружие и способы его применения.         

Высокоточное оружие (ВТО) — это оружие, как правило управляемое, способное поражать цель первым выстрелом (пуском) на любой дальности в пределах его досягаемости.

В результате продолжающейся научно-технической революции стало возможным создание высокоточного оружия, которое, по мнению ряда военных специалистов, будет определять характер будущей войны — войны шестого поколения. Позволяет наносить исключительно точные удары по атакуемым объектам (вплоть до попадания                          в необходимое окно заданного строения).

К высокоточному оружию относят различные наземные, авиационные                              и корабельные ракетные комплексы, бомбардировочные и артиллерийские комплексы управляемого вооружения, а также разведывательно-ударные комплексы. Что же такое ВТО?

Это комплекс вооружения, в котором интегрированы средства разведки, управления, доставки и поражения, функционирующие в реальном масштабе времени и обеспечивающие наведение боеприпаса на цель с ошибками меньшими, чем радиус его поражения.

К высокоточному оружию (ВТО) относятся боевые ракеты раз личного назначения, управляемые снаряды, управляемые авиационные бомбы и др.

Почему сейчас приоритет в развитии вооружения отдается ВТО?

Во-первых, ненадобность задействовать военнослужащих в военных операциях позволяет избежать потерь.

Во-вторых, избирательность поражения позволяет уничтожать только критические (системообразующие) элементы объектов противника, с потерей которых сам объект теряет свое значение, чем существенно уменьшается боевой наряд сил, что, по сути, является экономической выгодой - достижение результата меньшими силами.

В-третьих, возможность действовать по объектам противника избирательно позволяет избежать массовых жертв среди мирного населения, тем самым «смягчая» возможные негативные гуманитарные последствия.

Таким образом, использование ВТО ставит его по эффективности в один ряд                 с ядерным оружием, но без вредных экологических последствий.

С помощью ВТО с обычными, неядерными средствами поражения можно нанести поражения, сопоставимые по своим последствиям с поражением от тактического ядерного оружия малой мощности.

Дальнейшее развитие ВТО идёт в направлении его «интеллектуализации», т. е. способности распознавать цели, в том числе на поле боя и в условиях помех, а при воздействии по крупным целям выбирать наиболее уязвимый элемент для поражения.

Основным средством ВТО являются крылатые ракеты.

Основными достоинствами крылатых ракет являются следующие:

  • возможен пуск с земли, воды и воздуха на удалении в несколько тысяч километров от границы территории противника;
  • благодаря малой эффективной площади рассеяния (ЭПР) и способности полета    с огибанием рельефа местности на малых и предельно малых высотах снижается эффективность огневого поражения средствами противовоздушной обороны противника;
  • большая масса боевой части крылатой ракеты определяет ее значительную разрушительную мощь.

В настоящее время пристальное внимание уделяется созданию практически нового вида высокоточного оружия - гиперзвуковых крылатых ракет.

Поэтапная рефлексия:

Что такое высокоточное оружие?

 Почему ВТО в настоящее время приобретает всё большее значение?

 В чём опасность его применения?

  1. Защита от обычных средствами поражения.                                  

Обычные средства поражения представляют опасность для людей, находящихся на открытой местности. Поэтому следует помнить, что наиболее эффективную защиту от осколков, ударной волны обычных боеприпасов и зажигательных средств обеспечивают защитные сооружения (убежища, укрытия различных типов, каменные строения).

При вынужденном пребывании на открытой местности необходимо использовать для защиты овраги, канавы, рвы, ямы и т.п.

Защиту от обычных средств поражения хорошо обеспечивают убежища, укрытия различного типа, щели. Можно прятаться в зданиях, траншеях, складках местности,           в колодцах коллекторов.

Для снижения воздействия кумулятивных боеприпасов следует использовать экраны из различных материалов, расположенные на расстоянии 15-20 см от основной конструкции. В этом случае вся энергия струи расходуется на прожигание экрана,               а основная конструкция остается целой.

Надежной защитой людей от зажигательного оружия служат защитные сооружения. Временной защитой могут считаться средства индивидуальной защиты и верхняя одежда. Деревянные сооружения для защиты от зажигательных веществ и смесей обмазывают глиной, известью, цементом или влажной землей; в зимнее время на них можно намораживать лед.

 

  После обсуждения суворовцы делают выводы:

  1. Наиболее распространенными боеприпасами, относящимися к обычным средствам поражения, являются различного вида авиабомбы - осколочные, фугасные, шариковые, а также боеприпасы объемного взрыва.
  2. В ряду обычных средств поражения особое место занимает оружие, обладающее высокой точностью попадания в цель (крылатые ракеты, управляемые авиационные бомбы).
  3. Основными способами защиты людей от поражающих факторов обычных вооружений является их укрытие в инженерных сооружениях (убежищах), бронетехнике и использование защитных свойств местности.

         V.           Рефлексия                                                                                         

 Военный практикум

  1. Установите соответствие между понятиями и определениями

           

Понятия

Определения

 Снаряд

скрытно установленный боеприпас, взрывающийся при определённых обстоятельствах    

 Авиабомба

Летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт силы реактивной тяги

 Ракета

Заряд ВВ, закладываемый в земле или под водой на небольшой глубине, взрываемый внезапно для нанесения урона противнику или задержания его продвижения

 Боеголовка

авиационный боеприпас в виде тонкостенного контейнера, снаряжённый   минами или мелкими бомбами различного назначения  

 Кассетная

боевая часть

средство поражения живой силы, материальной части и укреплений противника, выстреливаемое из артиллерийского орудия  

 Фугас

боеприпас сбрасываемый с  самолёта или другого  летательного аппарата  

 Мина

часть средства поражения   предназначенная для непосредственного поражения цели  

 

  1. Выберете  средства для защиты от указанных видов боеприпасов

 1.   Авиабомбы:

а)  бронетехника  

б)  бронежилет

в)  окоп   

г)  убежище  

2. Кассетные боеприпасы:

а)  стальная каска 

б)  деревянный щит  

в)  бронетехника  

г)  овраг

3. Боеприпас объёмного взрыва:

а)  бронетехника  

б)  окоп

в)  каменное здание

г)  автомобили

4. Зажигательное оружие:

а)  укрытие в бетонных зданиях и боевой бронетехнике

б)  использование индивидуальных средств защиты ОЗК

в)  автомобили  

г)  окоп

5. Артиллерийские снаряды:

 а)  использование индивидуальных средств защиты ОЗК

б)  бронежилет 

в)  окоп  

г)  автомобили  

VI.          Подведение итогов               

 Преподаватель дает оценку работы на уроке каждого обучающегося, отмечая правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях.

VII.         Задание на самоподготовку.

Конспект занятия.  

По материалам Интернет-ресурсов подготовить  мини - проект:«Высокоточное оружие стран НАТО».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОД основы безопасности жизнедеятельности и военной подготовки Тверь, 201 1 Современные средства поражения и способы защиты от них Занятие 1. Современные обычные средства поражения

Слайд 2

Ознакомить обучающихся с современными обычными средствами поражения и перспективами их развития; Формировать представление о современных способах и средствах ведения боевых действий. Воспитывать у обучающихся положительное отношение к знаниям военной направленности. Цели урока:

Слайд 3

Оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой силы, разрушения зданий, сооружений, техники и других объектов Вопрос 1. Современные обычные средства поражения, их классификация и поражающие свойства

Слайд 4

обычные средства поражения Обычные средства поражения - комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных и морских боеприпасов, ракетных и авиационных средств поражения или боеприпасов использующих энергию удара и взрыва взрывчатых веществ и их смесей.

Слайд 5

Классификация ОСП по способу доставки по калибру по типу боевых частей по принципу действия на преграды

Слайд 6

По способу доставки Баллистические и крылатые ракеты Авиационные средства поражения в обычном снаряжении Неуправляемые авиабомбы Управляемые авиационные ракеты Неуправляемые ракеты Снаряды артиллерийских и реактивных систем

Слайд 7

По действию Ударные Фугасные Осколочные Кумулятивные Зажигательные

Слайд 8

Для ударов по городам и населённым пунктам могут применяться авиационные средства поражения Осколочные авиабомбы Фугасные авиабомбы Шариковые авиабомбы Объёмно-детонирующие боеприпасы Зажигательное оружие

Слайд 9

Осколочные авиабомбы Применяются для поражения войск и населения противника. При разрыве образуется большое количество осколков, которые разлетаются на большое расстояние – до 300 м. От осколков могут защитить стены домов(кирпичные и деревянные), инженерные укрытия (окопы, щели).

Слайд 10

Фугасные авиабомбы Предназначены для разрушения сооружений и объектов путём проникновения в них, в грунт на большую глубину из-за замедленного срабатывания взрывателя. Опасность представляют неразорвавшиеся авиабомбы, которые имеют замедленную установку взрывателя(от нескольких минут до суток)

Слайд 11

Шариковые бомбы Авиационные боеприпасы с кассетными боевыми частями имеющие значительное количество разрывных элементов внутри(несколько десятков), которые представляют собой взрывное устройство снаряженное большим количеством поражающих элементов (стальных шариков, стрелок, готовых осколков и т.п.) При раскрывании (срабатывании) боеприпаса, они разлетаются на большой площади и подрываясь поражают людей в радиусе до 15 м.

Слайд 12

Зажигательное оружие - это боеприпасы и средства их доставки к цели, действие которого основано на влиянии на объект(живую силу)высоких температур горения и выделении при этом большого количества вредных(токсических) веществ. Подразделяется на: Напалмы(составы на основе нефтепродуктов) Пирогели Термиты Белый фосфор

Слайд 13

Боеприпасы объёмно – детонирующего действия Представляет собой боеприпас кассетного устройства , имеющий внутри несколько емкостей с жидким ВВ. При ударе о преграду(грунт) происходит подрыв этих контейнеров и распыление облака ВВ на значительной площади(диаметром до 15 м) Газообразное облако ВВ проникает во все щели и укрытия, после чего происходит его подрыв специальным устройством

Слайд 14

Вопрос 2. Высокоточное оружие и способы его применения Высокоточное оружие (ВТО) способно поражать цель первым выстрелом (пуском) на любой дальности в пределах его досягаемости. Высокоточное оружие это комплекс вооружения, который включает средства: разведки, управления, доставки и поражения, обеспечивающие наведение боеприпаса на цель с ошибками меньшими, чем радиус его поражения. Российский комплекс ВТО «Искандер-2»

Слайд 15

Преимущества высокоточного оружия позволяет избежать потерь среди своего личного состава и боевой техники; избирательность поражения позволяет уничтожать только главные элементы объектов противника, с потерей которых сам объект теряет свое значение; возможность действовать избирательно позволяет избежать массовых жертв среди мирного населения; по эффективности не уступает ядерному оружию малой мощности, но без вредных экологических последствий; способность распознавать цели на поле боя в условиях помех, а при воздействии по крупным целям выбирать наиболее уязвимый элемент для поражения.

Слайд 16

Высокоточное оружие Крылатые ракеты Управляемые авиабомбы

Слайд 17

Вопрос 3. Защита от обычных средств поражения Защитные свойства инженерных укрытий и местных предметов Наиболее эффективную защиту от осколков, ударной волны обычных боеприпасов и зажигательных средств обеспечивают защитные сооружения (убежища, укрытия различных типов, каменные строения) При вынужденном пребывании на открытой местности необходимо использовать для защиты овраги, канавы, рвы, ямы …

Слайд 18

Защитные свойства бронетехники Обеспечивает эффективную защиту от осколков, ударной волны обычных боеприпасов и зажигательных средств

Слайд 19

Индивидуальные средств защиты военнослужащих предназначены для защиты от поражения, в том числе на близких дистанциях, пулями, осколками снарядов, мин, гранат, и снижения заброневой контузионной травмы в ходе ведения всех видов боевых действий.

Слайд 20

Установите соответствие между понятиями и определениями Понятия Определения Снаряд скрытно установленный боеприпас, взрывающийся при определённых обстоятельствах Авиабомба Летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт силы реактивной тяги Ракета Заряд ВВ, закладываемый в земле или под водой на небольшой глубине, взрываемый внезапно для нанесения урона противнику или задержания его продвижения Боеголовка авиационный боеприпас в виде тонкостенного контейнера, снаряжённый минами или мелкими бомбами различного назначения Кассетная боевая часть средство поражения живой силы, материальной части и укреплений противника, выстреливаемое из артиллерийского орудия Фугас боеприпас сбрасываемый с самолёта или другого летательного аппарата Мина часть средства поражения предназначенная для непосредственного поражения цели

Слайд 21

ВЫВОДЫ Особую опасность для населения представляют фугасные бомбы замедленного действия и кассетные боеприпасы Наиболее распространенными боеприпасами являются различного вида авиабомбы - осколочные, фугасные, шариковые, а также боеприпасы объемного взрыва. Основными способами защиты от поражающих факторов обычных вооружений является : укрытие в инженерных сооружениях (убежищах), в бронетехнике , окопах и щелях -использование защитных свойств местности. Современное обычное оружие обладает высокой точностью попадания в цель (крылатые ракеты, управляемые авиационные бомбы).

Слайд 22

Учебно-методическое обеспечение: Учебник “Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс” авторов: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; п. 7.5., стр. 159-167; Учебник сержанта МСВ., стр.143-154. Литература для изучения на самоподготовке:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные обычные средства поражения.

презентация к уроку  "Современные обычные средства поражения"...

Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе "Современные обычные средства поражения".

Презентация является дополнением к  подобному типу урока в 10 классе....

Тест для 10класса по ОБЖ "Современные обычные средства поражения".

Тест для 10класса по ОБЖ "Современные обычные средства поражения"....

Открытый урок Современные обычные средства поражения

Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Современные средства массового поражения и способы защиты от ни...

ОБЖ 10 класс.Презентация к уроку "Современные обычные средства поражения".

Данная работа представляет собой один из уроков по теме: «Современные обычные средства поражения и защита от них».Основу урока составляет примене...

Современные обычные средства поражения

презентация "Современные обычные средства поражения"...

Обычные средства поражение, оружие массового поражения. Их факторы поражения (кратко)

В презентации даны определения основным понятиям по теме, их краткая характеристика, а также их поражающие факторы...