конспект топографические знаки
план-конспект по обж

Загайнова Наталья Николаевна

конспект топографические знаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_topograficheskie_znaki.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Условные топографические знаки»

для обучающихся 11-12 лет

по программе " Школа выживания"

                                                                                                           

Составитель: Загайнова Наталья Николаевна

                                                                                                                         

 

Тема занятия: Условные топографические знаки.      

         Тип занятия: Закрепление и повторение знаний.  

         Форма проведения: Игровая.

         Продолжительность занятия: 45 минут.

Занятие разработано для обучающихся по программе «Школа безопасности», первый год обучения.

Возраст обучающихся: 11-12 лет       

         Цель: Закрепление знаний обучающихся о способах изображения на планах и картах различных природных и искусственных объектов, сооружений с помощью условных знаков.

         Задачи:

 Обучающая: Закреплять знания об условных топографических знаках, продолжать формировать умение применять знания на практике: читать карты и планы, зарисовывать условные знаки.

 Развивающая: Развивать память, внимание, логическое мышление,

Воспитывающая: Воспитывать умение работать в коллективе, учить слушать товарищей.

Методы и приёмы: Слово педагога, беседа, использование наглядности, игровые  

 приёмы, соревновательные приёмы, практические упражнения, работа в группах и в парах.                                              

Дидактический материал: Схема топографического маршрута; 12 топознаков

( формат А4); задания на каждом этапе в конвертах; для задания №1 топографический диктант,  листы  белой  бумаги, простые карандаши (по количеству детей), фломастеры; для задания №2 18 топознаков; карточки для игры на внимание; 2 комплекта заданий

по ориентированию с компасом, лист бумаги, карандаш, карточки для домашнего задания.

Оборудование: Компас, 10 планшетов, секундомер, стойки, доска, магнитики.

       

План занятия.

1

 Вводная часть.

Организационный момент.

Мотивация на достижение цели.

Определение целей и задач,

3 минуты

2

Основная часть. 

Игра " Контрольно – топографический маршрут"

Задание № 1. Топографический диктант.                          10 минут.

Задание №2. Поиск условных знаков по групповой принадлежности.                                                                   5 минут.

Задание № 3. Игра " Внимание!"                                           5 минут.

Задание № 4. " Разложи знаки правильно".                        10 минут.

Задание № 5. " Север, запад, юг, восток".                            8 минут.

38

минут

3

 Заключительная часть.

Домашнее задание.

Подведение итогов занятия.

4

минуты

1.Вводная часть.

 Речь педагога:  - Здравствуйте, ребята!

 Вопрос детям:  - Скоро лето и мы с вами пойдём в поход. Как нас тогда будут называть? ( Туристы). Какими должны быть туристы?

Ответы детей.

Речь педагога: Правильно. Молодцы! ( Смелыми, дружными, умелыми…. и здоровыми).

Вопрос детям: А что значит быть здоровыми? ( Не болеть, быть сильными, ловкими, быстрыми…). Что нужно, чтобы быть здоровыми? (Закаляться, делать по утрам зарядку). Ну что же, я вижу, вы готовитесь к походу серьёзно: закаляетесь, делаете зарядку. Ответы детей

 Вопрос детям:  - А что ещё вы знаете и умеете, что может пригодиться в походе?

(Укладывать рюкзак, выкладывать костры, ставить палатку…) А что нужно взять с собой в поход, чтобы не заблудиться? Ответы детей (Карту и компас).

 Речь педагога:  - Сегодня мы поиграем в поход и с помощью вот этой схемы и компаса, а  так же с помощью ваших знаний условных топографических знаков

 и умений их рисовать и находить постараемся пройти весь  контрольно- топографический маршрут и вернуться назад.

2. Основная часть.

  Речь педагога:  - Ребята, вы знаете, что, чтобы пройти любой маршрут, нужен надёжный командир.

Вопрос детям: Кто у нас сегодня им будет? ( Выборы командира).

Объяснение правил прохождения маршрута: Команда идёт по схеме Маршрута (приложение №1), останавливаясь на определённых этапах, обозначенных условными знаками, причём из двух представленных нужно выбрать правильный (тот, который показывает стрелка на схеме). На каждом этапе находиться конверт с заданием. Задание нужно выполнить, разбившись на группы с помощью жеребьёвки (кроме первого, где задания выполняется каждым участником отдельно).

Каждый участник группы,  первой правильно  выполнившая задание, получает жетончик –солнышко.

Речь педагога: В конце занятия количество жетончиков подсчитывается. У кого их

будет больше, тот лучше всех справился с заданиями.      

 Задание №1. Топографический диктант. 

                        Вслух читается диктант, ребята зарисовывают условные

                        знаки, названия которых услышали, затем проверяют задание

                         друг у друга. (Приложение № 2)

Задание №2. Поиск условных знаков по групповой принадлежности. 

                       Ребята разбиваются на пары, и каждая получает задание:

                       собрать по 6 карточек с условными топознаками различной

                       групповой принадлежности: искусственные сооружения,

                       растительность, водные объекты. ( Приложение № 3)

 Задание №3.  Игра " Внимание!" 

                               Играющие встают в круг, предварительно получив карточки

                               с условным знаком. Водящий называет какой- либо знак и

                               тот игрок, у которого этот знак, должен оббежать круг и

                               встать  на своё место.

 Задание №4. " Разложи знаки правильно". 

                                 Ребята делятся на две группы, и каждая получает по 2

                                 комплекта карточек с условными знаками (нарисованными

                                 и текстовыми пронумерованными от 1 до 10).Каждая группа

                                 даёт другой поочерёдно по два задания: за 1,5 минуты

                                 запомнить, под каким номером название какого топознака,

                                 а затем на память разложить в таблице знаки-рисунки под

                                 соответствующими  номерами.

 Задание №5.  " Север, запад, юг, восток". 

                                  Ребята делятся на две группы

                                  и каждая поочередно находит, какой условный знак

                                  в какой стороне находиться, записывая это на листе

                                  бумаги. Правильность выполнения проверяет другая группа.                                                                                      Речь педагога: После выполнения последнего задания команда должна вернуться на  исходную позицию. Здесь подсчитывается количество жетончиков у каждого участника.

3. Заключительная часть.

    Речь педагога:  Итак, мы с вами  прошли сегодня сложным топографическим маршрутом.

Вопрос детям: Каким он был? (Интересным, сложным, лёгким, весёлым).Ответы детей

Вопрос детям: Что мы делали на маршруте?( Ответы детей) Что больше  всего понравилось? Ответы детей.

Речь педагога: Я от себя хочу сказать, что с вами можно пойти в любой поход, не заблудимся и не потеряемся!

Домашнее задание:- Нарисуйте, пожалуйста, с помощью условных топознаков план своей дороги из дома в школу.

Речь педагога: Посмотрите, вот здесь у меня кружочки красного и синего цветов. Если вам понравился "поход", вы вешаете на эту доску красный кружок, если не понравилось, какой?  Спасибо!

приложение 1

Зарисовать топографический диктант.

 Однажды наша группа пошла в поход. Выйдя из здания, мы перешли шоссе1,спустились по тропинке2 к берегу реки3, перешли её по деревянному мостику4 и дальше пошли по грунтовой дороге5   через редкий лес6.  Потом наш путь проходил через  заросли    

кустарника7 и по большому лугу8, заросшему красивыми цветами.

Наконец мы пришли на берег небольшого чистого озера9. Здесь мы пообедали, а потом купались в озере и загорали на песке10 и играли в мяч. Потом мы поднялись на вершину небольшого холма11, где растёт высокая сосна12. С вершины было очень хорошо видно всё вокруг. Потом мы спустились с холма и вернулись домой  по тропинке вдоль ручья13, по пути напившись чистой воды из  родника14.

В походе было интересно и весело!

приложение 2

Каждая команда собирает знаки разного вида:

Искусственные сооружения

Растительность.                                                                                             

Водные объекты.

приложение 3

Игра " Внимание"

Цель игры: Развивать внимание, память, быстроту реакции.

Правила игры: Играющим раздаются топознаки, они встают в круг. Водящий называет какой-либо условный знак, и тот игрок, у которого он в руках, должен оббежать круг и встать на своё место.

приложение 4

" Разложите знаки   правильно!"

Каждая команда даёт другой команде задание:

Запомнить за полторы минуты, под каким номером (от 1 до 6) название какого топознака, а потом разложить на память рисунки этих топознаков в таблице.

“Север, запад, юг, восток.”

Каждая команда даёт другой команде задание:

С помощью компаса определить, какой условный знак находиться

на севере, западе, юге, востоке.

Дидактический материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по географии. 6 кл. Тема: Топографические знаки

Карточки по географии. 6 кл. Тема: Топографические знаки. 6 вариантов заданий для проверки знания топографичекиз знаков....

Презентация топографические знаки

Варианты  топознаков на различных картах...

Топографические знаки

Основные топографические знаки для изучения в туристско-краеведческом объединении...

Топографические знаки

Учебный материал для обучающихся в спортивно-туристских объединиях...

Топографические знаки карточки-задания для проверки

Учебный материал для обучающихся в спортивно-туристских объединиях...

Проверочная работа 6 класс топографические знаки

Проверочная работа топографические знаки 6 класс...

Проверочная работа по теме"Топографические знаки. Масштаб"-5 класс

Проверочная работа по теме"Топографические знаки. Масштаб"-5 класс...