Рабочая программа ООД.11 Основы безопасности и защиты Родины
рабочая программа по обж

Игнатенко Светлана Анатольевна

Рабочая программа ООД.11 Основы безопасвности и защиты Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Медицинский колледж»

(ФГБПОУ «Медицинский колледж»)

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

Методическим Советом

Директор

ФГБПОУ «Медицинский колледж»

(протокол от 30.08.2024 № 1)

ФГБПОУ «Медицинский колледж»

 __________   А.В. Василенок          

30.08.2024  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной дисциплины: ООД.11 Основы безопасности

и защиты Родины

код, наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело

форма обучения: очная

Москва

2024

РАССМОТРЕНА

Предметной цикловой комиссией № 1 (протокол от 30.08.2024)

Разработана на основе:

Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;

Приказа Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;

ФГОС СПО по специальности

31.02.03  Сестринское дело, утвержденного Приказом

Министерства Минпросвещения России от 04.07.2022 № 527
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2022 № 69452)

Составители:

Игнатенко С. А., преподаватель ФГБПОУ «Медицинский колледж»

Рецензент:    

Романова Ж.О., заместитель директора ФГБПОУ «Медицинский колледж» Управления делами Президента Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        14

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        21

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        24


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»

1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» является обязательной частью Общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Изучение общеобразовательной дисциплины ООД.11 Основы безопасности и защиты Родины направлено на достижение личностных и метапредметных результатов обучения, выполнение требований к предметным результатам обучения.

Общеобразовательная дисциплина ООД.11 Основы безопасности и защиты Родины имеет междисциплинарную связь с дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального цикла, а также междисциплинарными курсами (МДК) профессионального цикла.

1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цели дисциплины

Формирование компетенций в части овладения содержанием общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», формирование ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению Конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ПК 1.1. Организовывать рабочее место.

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду.

ПК 3.2. Пропагандировать здоровый образ жизни.


Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые образовательные результаты обучения

Общие

Дисциплинарные (предметные)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  • базовыми логическими действиями:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

  • базовыми исследовательскими действиями:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике.

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

ПРб 02. Знание задач и основных принципов организации единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны.

ПРб 08. Сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства. знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  • работой с информацией:

- владение навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создание текстов в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивание достоверности, легитимности информации, ее соответствия правовым и морально-этическим нормам; 

- использование средств информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владение навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

В части ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; 

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе

ПРб 06. Сформированность представлений о применении беспилотных летательных аппаратов и морских беспилотных аппаратов; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Овладение универсальными регулятивными действиями:

  • самоорганизации:

- самостоятельное осуществление познавательной деятельности, выявление проблемы, постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельное составление плана решения проблем с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

  • самоконтроля:

использование приемов рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- умение оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

  • эмоционального интеллекта, предполагающего сформированность:

– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

В части духовно-нравственного воспитания:

- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

ПРб 01. Знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающие национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.

ПРб 07. Сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

 Овладение универсальными коммуникативными действиями:

  • совместной деятельностью:

- понимание и использование преимуществ командной и индивидуальной работы;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

  • принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению.

Овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

ПРб 14. Знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Осознание обучающимися российской гражданской идентичности.

Целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; 

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

ПРб 03. Сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

ПРб 15. Сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;

ПРб 16. Сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма, терроризма; овладение  знаниями о роли государства в  противодействии  терроризму; умение  различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности, при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

В части экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; 

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; 

- расширение опыта деятельности экологической направленности; 

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

ПРб 05. Сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него.

ПРб 09. Сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в чрезвычайных ситуациях.

ПРб 10. Сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения. Знание основ и правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

ПРб 11. Овладение знаниями о способах безопасного поведения в природной среде; умением применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования.

ПРб 12. Знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знание порядка действий при угрозе пожара и пожаре в бы ту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знание прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению. 

Наличие мотивации к обучению и личностному развитию. 

Овладение универсальными регулятивными действиями:

  • самоорганизации:

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

- расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

- оценивать приобретенный опыт;

- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

В части физического воспитания:

- сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; 

- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 

ПРб 13. Владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; сформированность представлений об инфекционных и неинфекционных заболеваниях, способах профилактики; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического  и  физического  здоровья, негативного  отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого- социального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;

ПРб 04. Сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки (включая общевоинские уставы, основы строевой, тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки), правилах оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий, овладение знаниями требований   безопасности при обращении со стрелковым оружием.

ПК 1.1. Организовывать рабочее место

Овладение универсальными регулятивными действиями:

  • самоорганизации:
  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • давать оценку новым ситуациям;
  • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
  • оценивать приобретенный опыт;
  • проявлять широкую эрудицию в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
  • самоконтроль:
  • использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

В части трудового воспитания:

  • быть готовым к труду, осознавать ценность мастерства, трудолюбия;
  • быть готовым к активной деятельности технологической и социальной направленности, способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
  • интересоваться различными сферами профессиональной деятельности, уметь совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
  • быть готовым и способным к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

ПРб 08. Сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства. знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении.

ПРб 12. Знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знание порядка действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знание прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности.

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  • базовые логические действия:
  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
  • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
  • базовые исследовательские действия:
  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
  • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

В области экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
    расширение опыта деятельности экологической направленности.

ПРб 08. Сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства. знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении.

ПРб 09. Сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в чрезвычайных ситуациях.

ПРб 11. Овладение знаниями о способах безопасного поведения в природной среде; умением применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования.

ПК 3.2. Пропагандировать здоровый образ жизни

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  • работа с информацией:
  • владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
  • оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

  • общение:
  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
  • владеть различными способами общения и взаимодействия;
    аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
  • развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
  • принятие себя и других людей:
  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
  • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
  • признавать свое право и право других людей на ошибки;
    развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРб 13. Владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; сформированность представлений об инфекционных и неинфекционных заболеваниях, способах профилактики; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биологосоциального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Общий объем образовательной нагрузки

72

Всего учебных занятий во взаимодействии с педагогом, в т.ч.

72

теоретические занятия

72

практические (лабораторные) занятия

-

Форма промежуточной аттестации

ДЗ

2

2.2 Тематический план и содержание дисциплины

Наименование модулей, разделов

и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль при наличии

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

ООД.11 Основы безопасности и защиты Родины

72

1 СЕМЕСТР

34

Раздел 1.  Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

12

Тема 1.1 Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины»

Теоретическое занятие 1

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Цели и задачи дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины». Безопасность человека, общества, государства, национальная безопасность. Опасность. Угроза. Риск. Микробиологическая, макробиологическая, физическая, радиационная, химическая, экологическая, пожарная, взрывопожарная, гидродинамическая опасности. Таксономия опасностей. Идентификация опасностей. Квантификация опасностей.

Тема 1.2

Здоровье и здоровый образ жизни

Теоретическое занятие 2

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1, ПК 3.2

Здоровье и здоровый образ жизни. Правила личной гигиены. Гигиена кожи, полости рта, волос, ногтей, одежды, обуви, постельного белья, предметов ухода за собой. Рациональное питание и его значение для здоровья. Двигательная активность. Закаливание организма. Режим дня, труда и отдыха.

Тема 1.3

Вредные привычки и их профилактика

Теоретическое занятие 3

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1, ПК 3.2

Алкоголизм и курение. Заболевания, развивающиеся в результате частого употребления алкоголя и никотина. Основные признаки алкогольной и никотиновой зависимости. Социальные последствия употребления алкоголя и курения. Причины алкоголизации населения. Факторы ускоренного развития зависимости. Методы профилактики алкоголизма и курения. Влияние наркомании и токсикомании на здоровье человека. Виды наркотических веществ, виды токсикомании. Социальные последствия  пристрастия к наркотикам. Методы профилактики наркомании.

Тема 1.4 Репродуктивное здоровье

Теоретическое занятие 4

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Репродуктивное здоровье. Причины низкого качества репродуктивного здоровья молодежи. Инфекции, передаваемые половым путем. Предупреждение заражения инфекциями, передаваемыми половым путем. Медико-социальные аспекты подростковой беременности. Материнская смертность у юных женщин. Последствия абортов в раннем возрасте. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Охрана репродуктивного здоровья населения.

Тема 1.5

Безопасное поведение в местах  общего пользования

Теоретическое занятие 5

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и др.). Меры по предупреждению преступлений. Коммуникация с соседями.  Правила безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии.  Порядок вызова аварийных служб и взаимодействие с ними.  

Тема 1.6

Безопасность дорожного движения

Теоретическое занятие 6

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Безопасность дорожного движения. Общие правила поведения участников дорожного движения. Безопасность пешехода на дороге. Движение пешехода по улице в сильный гололед. Переход проезжей части дороги. Безопасность пассажира. Меры безопасности при возникновении пожара в метро, автобусе, троллейбусе, трамвае. Правила безопасного вождения электрического самоката, велосипеда и мопеда. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов.

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения

22

Тема 2.1

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера

Теоретическое занятие 7

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.2

Чрезвычайные ситуации природного характера, их классификация. Действия населения во время землетрясения. Действия населения в случае угрозы наводнения, в зоне внезапного затопления, во время спасательных работ, после наводнения. Действия населения при поступлении информации о штормовом предупреждении, в случае нахождения на улице во время урагана. Действие населения при грозах. Действия населения при природных пожарах. Действия населения при снежных заносах и метелях. Действия населения при сходе снежной лавины. Действия населения при сходе селевого потока. Действия населения при оползне.

Тема 2.2

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Теоретическое занятие 8

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1, ПК 1.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их классификация. Взрывы. Опасные факторы взрыва. Действия населения при угрозе взрыва, взрыва в помещении, на улице, в случае попадания под завал. Химическая авария. Действия населения при химической аварии. Правила поведения на химически загрязненной территории. Радиационная авария. Действия населения при радиационной аварии. Правила поведения на радиоактивно загрязненной территории. Действия населения при эвакуации.

Тема 2.3.

Основы пожарной безопасности

Теоретическое занятие 9

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1, ПК 1.2

Пожар. Опасные факторы пожара. Пожарная безопасность. Пожароопасные объекты. Основные требования пожарной безопасности в быту. Основные требования пожарной безопасности на предприятиях. Порядок действий в случае пожара.

Тема 2.4

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Теоретическое занятие 10

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История создания РСЧС. Задачи РСЧС. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС. Подсистемы РСЧС. Режимы функционирования РСЧС.

Тема 2.5

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Теоретическое занятие 11

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1

Гражданская оборона. Задачи гражданской обороны. Сигналы оповещения гражданской обороны. Правила поведение при получении сигнала «Внимание всем». Структура гражданской обороной.

Органы управления гражданской обороной. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях, ее предназначение.

Тема 2.6

Основные способы защиты населения

Теоретическое занятие 12

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.2

Защитные сооружения гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия. Использование защитных сооружений для укрытия населения. Эвакуация населения в мирное время. Эвакуация населения в военное время. Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты. Медицинские средства защиты.

Тема 2.7

Современные средства поражения и их поражающие факторы

Теоретическое занятие 13

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.2

Ядерное оружие. Виды ядерного оружия. Основные поражающие факторы ядерного оружия. Химическое оружие. Виды химического оружия. Основные свойства и поражающие факторы химического оружия. Биологическое оружие. Виды биологического оружия. Основные поражающие факторы биологического оружия.

Тема 2.8

Безопасность в цифровой среде

Теоретическое занятие 14

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.2

Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на жизнь человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая зависимость», её признаки и последствия. Опасности и риски цифровой среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде. Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, правила защиты от мошенников. Правила безопасного использования устройств и программ.

Тема 2.9

Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке

Теоретическое занятие 15

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.2

Правила безопасного поведения населения при угрозе террористического акта и при его свершении. Правила безопасного поведения населения при обнаружении подозрительных предметов. Правила безопасного поведения населения при захвате заложником. Меры безопасности при захвате террористами транспортного средства. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Тема 2.10

Обеспечение безопасности при неблагоприятной эпидемиологической обстановке

Теоретическое занятие 16, 17

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1, ПК 1.2

1

Биологическая чрезвычайная ситуация. Эпидемия. Пандемия. Эпизоотия. Эпифитотия. Мероприятия, направленные на устранение источника инфекции. Мероприятия, направленные на пресечение путей распространения инфекции и на предотвращение расширения границ очага биологического поражения. Карантин. Обсервация.

2

Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости населения к инфекциям.

Контрольная работа

2

2 СЕМЕСТР

38

Раздел 3. Основы обороны государства  и воинская обязанность

10

Тема 3.1

Функции и основные задачи Вооруженных Сил РФ. Состав и организационная структура Вооруженных Сил РФ

Теоретическое занятие 18

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Вооруженные силы Российской Федерации. Функции ВС РФ. Основные задачи ВС РФ. Концепция национальной безопасности РФ. Состав ВС РФ. Организационная структура ВС РФ. Центральные органы военного управления. Объединения. Соединения. Части. Подразделения. Организаций, которые входят в виды и рода войск и в тыл ВС РФ. Система руководства и управления ВС РФ.

Тема 3.2

Состав  и назначение видов ВС и родов войск

Теоретическое занятие 19

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Виды Вооруженных Сил. Рода войск. Сухопутные войска. Назначение, состав и вооружение Сухопутных войск. Воздушно-космические силы. Назначение, состав и вооружение Воздушно-космических сил. Военно-морской флот. Назначение, состав и вооружение Военно-морского флота.

Тема 3.3

Основные понятия о воинской обязанности

Теоретическое занятие 20

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Воинская обязанность. Основные положения воинской обязанности. Категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Категории граждан, которые освобождаются от призыва на военную службу. Категории граждан, которые не подлежат призыву на военную службу. Основные положения воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет.

Тема 3.4

Прохождение

военной службы

Теоретическое занятие 21

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Военная служба. Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по призыву. Виды ответственности за уклонение от прохождения военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Условия контракта. Категории граждан, имеющих право на заключение контракта. Прохождение альтернативной гражданской службы. Особенности альтернативной службы.

Тема 3.5

Воинская дисциплина, права и обязанности военнослужащих

Теоретическое занятие 22

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Воинская дисциплина. Требования воинской дисциплины. Статус военнослужащего. Права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Служебные обязанности военнослужащих. Льготы военнослужащих. Виды ответственности военнослужащих.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

28

Тема 4.1

Первая помощь при ранениях и кровотечениях

Теоретическое занятие 23

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Первая помощь. Первая доврачебная помощь. Первая врачебная помощь. Квалифицированная помощь. Специализированная помощь. Рана. Классификация ранений. Кровотечение. Классификация  кровотечений. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при венозном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении.

Тема 4.2

Первая  помощь при травмах

Теоретическое занятие 24

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Травма. Классификация травм. Первая помощь при ушибах. Первая помощь при растяжении связок. Первая помощь при вывихах. Первая помощь при закрытых переломах. Первая помощь при открытых переломах.

Тема 4.3

Первая  помощь при перегревании и ожогах

Теоретическое занятие 25

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Перегревание. Причины перегревания. Симптомы перегревания. Характерные признаки тяжелого состояния при перегревании. Первая помощь при перегревании. Ожоги. Классификация ожогов. Определение процента обожженной поверхности (правила ладони, правила девяток). Первая помощь при ожогах.

Тема 4.4

Первая  помощь при переохлаждении и обморожении

Теоретическое занятие 26

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Переохлаждение. Причины переохлаждения. Степени переохлаждения. Первая помощь при переохлаждении. Обморожения. Причины обморожений. Степени обморожений. Первая помощь при обморожениях.

Тема 4.5

Первая  помощь при утоплении

Теоретическое занятие 27

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Утопление. Факторы, влияющие на изменения, происходящие в организме при утоплении. Истинное утопление (в пресной и морской воде). Клинические периоды истинного утопления. Асфиксическое утопление. Синкопальное утопление. Вторичное утопление. Белая асфиксия при утоплении. Синяя асфиксия при утоплении. Первая помощь при утоплении.

Тема 4.6

Первая  помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные  пути

Теоретическое занятие 28

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Инородное тело. Виды инородных тел. Частичное нарушение проходимости при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Полное нарушение проходимости при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Особенности оказания первой помощи при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути у детей и беременных женщин.

Тема 4.7

Первая помощь при отравлениях

Теоретическое занятие 29

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Отравление. Виды отравлений. Признаки острого отравления.  Признаки хронического отравления. Пути попадания ядов в организм. Общие принципы оказания первой помощи при отравлении. Первая помощь при отравлении через рот. Первая помощь при отравлении через дыхательные пути. Первая помощь при отравлении через кожу и слизистые оболочки. Первая помощь при пищевом отравлении. Первая помощь при отравлении медикаментами. Первая помощь при отравлении алкоголем. Первая помощь при отравлениях грибами. Первая помощь при отравлении кислотами и щелочами. Первая помощь при отравлении угарным газом. Первая помощь при отравлении ядохимикатами.

Тема 4.8

Первая  помощь при поражении электрическим током

Теоретическое занятие 30

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Термическое, электролитическое, механическое, биологическое действия электрического тока на организм человека. Признаки поражения электрическим током. Последствия поражения электрическим током. Электрические травмы. Электрические удары. Первая помощь при поражении электрическим током.

Тема 4.9

Первая  помощь при синдроме длительного сдавливания

Теоретическое занятие 31

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Синдром длительного сдавливания. Формы сдавливания. Клиническая картина при синдроме длительного сдавливания. Последствия синдрома длительного сдавливания. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.

Тема 4.10

Первая помощь при эпилептическом приступе и обмороке

Теоретическое занятие 32

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Эпилепсия. Причины появления эпилепсии. Эпилептический приступ. Признаки эпилептического приступа. Первая помощь при эпилептическом приступе. Обморок. Первая помощь при обмороке.

Тема 4.11 Основные инфекционные болезни. Их классификация и профилактика

Теоретическое занятие 33

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Инфекционные заболевания. Периоды развития инфекционного заболевания. Механизм передачи возбудителей инфекционных заболеваний.  Классификация инфекционных болезней. Профилактика фекально-оральных инфекционных болезней. Профилактика воздушно-капельных инфекционных болезней. Профилактика гемоконтактных инфекционных болезней. Профилактика контактных инфекционных болезней.

Тема 4.12

Первая  помощь при внезапной остановке сердца и «клинической смерти».

Теоретическое занятие 34

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Внезапная остановка сердца. Причины внезапной остановки сердца. Факторы риска внезапной остановки сердца. Первые признаки внезапной остановки сердца. «Клиническая смерть». Признаки клинической смерти. Биологическая смерть. Признаки биологической смерти.

Первая помощь при «клинической смерти», при внезапной остановке сердца. Базовая сердечно-легочная реанимация. Особенности сердечно-легочной реанимации у детей.

Тема 4.13

Первая помощь при укусах животных, ужаливании и укусах насекомых и змей

Теоретическое занятие 35

2

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Укусы животных. Первая помощь при укусах животных. Ужаливание и укусы насекомых. Первая помощь при укусах насекомых. Укусы змей. Первая помощь при укусах змей.

Теоретическое занятие 36

Дифференцированный зачет

2

Всего:

72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Кабинет, оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения:

Оборудование учебного кабинета: 

  1. Рабочие места по количеству обучающихся.
  2. Рабочее место преподавателя.
  3. Комплект наглядных пособий по дисциплине.
  4. Комплект учебно-методической документации.
  5. Респираторы (типа РПГ-67 и т. п.).
  6. Противогазы (типа ГП-5, ГП-7 и т. п.).
  7. Аптечка индивидуальная.
  8. Различные приборы (войсковой прибор химической разведки (ВПХР), дозиметры).
  9. Общевойсковой защитный комплект.

Технические средства обучения: 

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Ноутбук.
  3. Интерактивная доска.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Хван Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 415 с.
  2. Горькова Н. В., Фетисов А. Г., Мессинева Е. М., Мануйлова Н. Б. Безопасность жизнедеятельности (Безопасность жизнедеятельности  / Н. В. Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М. Мессинева, Н. Б. Мануйлова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — ISBN 978-5-507-45693-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/279821.
  3. Лапшин Ю. А., Шленкин К. В. Безопасность жизнедеятельности (Лапшин, Ю. А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Ю. А. Лапшин, К. В. Шленкин. — Ульяновск : УлГАУ имени П. А. Столыпина, 2015. — 276 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133798.
  4. Долгов В. С. Основы безопасности жизнедеятельности (Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности  / В. С. Долгов. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — ISBN 978-5-507-45851-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/288905.
  5. Ковальчук А. Н. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. Основы гражданской обороны (Ковальчук, А. Н. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / А. Н. Ковальчук. — Красноярск : КрасГАУ, 2020 — Часть 1 : Основы гражданской обороны — 2020. — 307 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187417.

Дополнительные источники:

  1. Жирков А.М., Подопригора Г.М., Цуцунава М.Р. Здоровый человек и его окружение. Междисциплинарный подход» (Жирков, А. М. Здоровый человек и его окружение. Междисциплинарный подход : учебное пособие / А. М. Жирков, Г. М. Подопригора, М. Р. Цуцунава. — Санкт-Петербург : Лань, 2016. — ISBN 978-5-8114-1978-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/89953.
  2. Морозов М. А. Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие технологии (Морозов, М. А. Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие технологии  / М. А. Морозов. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — ISBN 978-5-507-47197-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/340049.
  3. Обеспечение безопасности дорожного движения (Обеспечение безопасности дорожного движения : учебное пособие / составитель А. А. Мякишев. — Ижевск : УдГАУ, 2020. — 58 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/296669.
  4. Ковальчук А. Н. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 2. Основы военной службы (Ковальчук, А. Н. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / А. Н. Ковальчук. — Красноярск : КрасГАУ, 2020 — Часть 2 : Основы военной службы — 2020. — 308 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187420.
  5. Гераськин В. А., Федоров М. Е., Военнов О. В. Основы неотложной помощи (Гераськин, В. А. Основы неотложной помощи : учебное пособие / В. А. Гераськин, М. Е. Федоров, О. В. Военнов. — Нижний Новгород : ПИМУ, 2022. — ISBN 978-5-7032-1462-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/362366
  6. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф : учебное пособие / Ястребов Г.С. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 415с.
  7. Кудинов И. В., Нафикова А. Р., Мутраков О. С. Сервисы цифрового обучения. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2024. — ISBN 978-5-907730-58-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/427496.

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
  6. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».
  7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.e.lanbook.com
  2. http://www.mchs.gov.ru
  3. http://www.consultant.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Общая/

профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных материалов

Раздел 1.  Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Тема 1.1 Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины»

Устный опрос, ответы на вопросы

Решение задач, подготовка сообщений

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1., ПК 3.2

Тема 1.2 Здоровье и здоровый образ жизни

Тема 1.3 Вредные привычки и их профилактика

Тема 1.4 Репродуктивное здоровье

Устный опрос, ответы на вопросы

Решение задач, подготовка сообщений

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Тема 1.5 Безопасное поведение в местах общего пользования

Тема 1.6 Безопасность дорожного движения

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.2

Тема 2.1 Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера

Устный опрос, ответы на вопросы.

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1., ПК 1.2

Тема 2.2 Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Тема 2.3. Основы пожарной безопасности

Устный опрос, ответы на вопросы.

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Тема 2.4 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Устный опрос, ответы на вопросы.

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1

Тема 2.5 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Тема 2.6 Основные способы защиты населения

Устный опрос, ответы на вопросы.

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1

Тема 2.7 Современные средства поражения и их поражающие факторы

Тема 2.8 Безопасность в цифровой среде

Тема 2.9 Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке

Устный опрос, ответы на вопросы. 

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 1.1, ПК 1.2

Тема 2.10 Обеспечение безопасности при неблагоприятной эпидемиологической обстановке

Устный опрос, ответы на вопросы. 

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

Фронтальный опрос.

Контрольная работа

Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Тема 3.1 Функции и основные задачи Вооруженных Сил РФ. Состав и организационная структура Вооруженных Сил РФ

Тема 3.2 Состав и назначение видов ВС и родов войск

Устный опрос, ответы на вопросы. 

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

Тема 3.3 Основные понятия о воинской обязанности

Тема 3.4 Прохождение военной службы

Тема 3.5 Воинская дисциплина, права и обязанности военнослужащих

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Фронтальный опрос.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Тема 4.1 Первая помощь при ранениях и кровотечениях

Тема 4.2 Первая помощь при травмах

Устный опрос, ответы на вопросы. 

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Тема 4.3 Первая  помощь при перегревании и ожогах

Тема 4.4 Первая  помощь при переохлаждении и обморожении

Тема 4.5 Первая  помощь при утоплении

Устный опрос, ответы на вопросы. 

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

Фронтальный опрос

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Тема 4.6 Первая  помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные  пути

Тема 4.7 Первая помощь при отравлениях

Устный опрос, ответы на вопросы. 

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

Контрольная работа

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Тема 4.8 Первая  помощь при поражении электрическим током

Тема 4.9 Первая  помощь при синдроме длительного сдавливания

Тема 4.10 Первая помощь при эпилептическом приступе

Устный опрос, ответы на вопросы. 

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

Фронтальный опрос

ОК 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08

ПК 3.2

Тема 4.11 Основные инфекционные болезни. Их классификация и профилактика

Тема 4.12 Первая  помощь при внезапной остановке сердца,  при «клинической смерти».

Тема 4.13 Первая помощь при укусах животных и насекомых

Устный опрос, ответы на вопросы. 

Решение задач профессиональной направленности, подготовка сообщений.

Выполнение заданий для подготовки к дифференцированному зачету

Контрольная работа

Дифференцированный зачет

Вопросы к дифференцированному зачету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу Основы безопасности и защиты Родины 8-9 класс 2024-2025 уч. год

Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, феде...

Рабочая программа по курсу Основы безопасности и защиты Родины 10-11 класс 2024-2025 уч. год

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» для обучающихся 8-9 классов

Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» для обучающихся 8-9 классов

Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» для обучающихся 10-11 классов

Программа ОБЗР разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных во ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспита...