Темы мероприятий преподавателя - организатора ОБиЗР Иванова В.Л.
методическая разработка по обж (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Иванов Василий Леонтьевич

Коспекты мероприятий, открытых уроков для учащихся 7-11классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Темы мероприятий

преподавателя – организатора ОБиЗР»

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №34

г. Ставрополя

Иванов Василий Леонтьевич

2025г

Тема мероприятия: «Школа выживания»

Цель мероприятия:

Повышение уровня знаний учащихся о безопасности жизнедеятельности, формировании навыков уверенного поведения в экстремальных ситуациях.

Задачи мероприятия:

  • знакомство учащихся с элементарными способами самоспасения и самозащиты;
  • развитие способностей быстрого реагирования и адаптации к нестандартным условиям;
  • профилактика травматизма и укрепление навыков безопасного поведения в повседневной жизни.

Продолжительность мероприятия: 45 минут

Возраст учащихся: 7–9 классы

Место проведения: актовый зал школы

Материалы и оборудование:

  • Плакаты и таблицы с изображением предметов и объектов, связанных с темой безопасности;
  • Компьютер и проектор для демонстрации презентации;
  • Наглядные пособия: аптечки первой помощи, инструкции по технике безопасности;
  • Макеты сигнализационных устройств и пожарных извещателей;
  • Карточки с ситуационными задачами и играми.

Методика проведения:

Мероприятие проходит в форме интерактивной игры-тренинга с элементами театрализации и соревнования. Используется методика активного обучения, предполагающая непосредственную включенность ребят в процесс познания и приобретения полезных навыков.

Этапы мероприятия:

1. Организационный этап (5 минут)

Приветствие ведущего, объявление темы и целей мероприятия, распределение ролей и пояснение хода игрового конкурса.

2. Основной этап (30 минут)

Этап 1. «Остров Безопасности»

Игра состоит из нескольких станций:

  • Станция «Электробезопасность»: участники решают задачи по выбору безопасных способов эксплуатации электрических приборов.
  • Станция «Пожарная тревога»: ребята учатся правильно обращаться с огнетушителем и проводят эвакуацию.
  • Станция «Медицинская помощь»: дети оказывают первую медицинскую помощь друг другу в игровых ситуациях.

Этап 2. «Экстремальная игра»

Ребята объединяются в команды и выполняют игровые задания:

  • Найти выход из лабиринта, преодолевая препятствия;
  • Выполнить спортивные эстафеты с условием выбора безопасных маршрутов движения;
  • Проявить смекалку и находчивость в преодолении трудностей.

Этап 3. «Мастер-класс по выживанию»

Опытный инструктор демонстрирует приёмы простейших методов разведения огня, строительства укрытия, добывания воды и приготовления пищи в полевых условиях.

3. Заключительный этап (10 минут)

Подведение итогов игры, награждение победителей символическими дипломами и сувенирами. Завершается мероприятие торжественным вручением сертификатов участникам, прошедшим школу выживания.

Анализ применяемых методик

Методика интерактивного обучения выбрана потому, что позволяет привлечь максимальное количество учащихся к активной позиции и значительно повышает интерес к познанию и самосовершенствованию. Ключевые характеристики метода включают:

  • Активизация внимания и памяти через включение элементов соревновательного характера.
  • Укрепление эмоционального фона учащихся путём создания условий успешного выполнения заданий.
  • Акцент на практике, позволяющей закрепить теорию на конкретных примерах.

Особенностью предлагаемой методики является акцент на развитии личностных качеств учащихся, формирование осознанного отношения к вопросам безопасности и сохранение ценностей жизни и здоровья. Использование игровых приёмов способствует лучшему восприятию информации и увеличивает эффект усвоения знаний.

Методика отличается универсальностью и возможностью адаптации к различным возрастным категориям учащихся. Она стимулирует проявление инициативы, творчества и самостоятельности в принятии решений, что положительно влияет на психологическое состояние ребёнка и укрепляет уверенность в собственных силах.

Итогом применения методики становится приобретение учащимися прочных знаний и навыков безопасного поведения в реальной жизни, что создаёт основу для дальнейшей успешной социальной адаптации и профессионального роста.


Тема мероприятия: «Юный спасатель»

Цель мероприятия:

Развитие у учащихся навыков безопасного поведения, профилактика травм и вредных привычек, популяризация знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности.

Задачи мероприятия:

  • Предоставить школьникам актуальные знания о принципах безопасного поведения;
  • Показать значимость знаний и навыков первой помощи;
  • Сплотить детский коллектив, повысить уровень доверия и поддержки друг друга;
  • Развить коммуникабельность, инициативность и стремление помогать другим.

Продолжительность мероприятия: 45 минут

Возраст учащихся: 6–8 классы

Место проведения: спортивный зал школы

Материалы и оборудование:

  • Костюм пожарного, шлем, комплект спасателя;
  • Аптечка первой помощи;
  • Таблички с обозначением маршрута выхода из здания;
  • Атрибуты игры: флажки, ленты, веревки, бинты, карты местности;
  • Мультимедийный проектор для показа слайдов.

Методика проведения:

Используется игровая форма проведения мероприятия с элементами соревнований и тренингов. Основное внимание уделяется вовлечению детей в игровую деятельность, тренировке быстрых реакций и выработки навыков взаимодействия в команде.

Этапы мероприятия:

1. Организационный этап (5 минут)

Приветствие ведущего, постановка целей мероприятия, деление детей на команды, раздача атрибутов и описание правил игры.

2. Первый блок — интеллектуальный конкурс (10 минут)

Дети разделены на две команды. Им задают вопросы, касающиеся безопасности жизнедеятельности. За каждый правильный ответ команда получает балл. Вопросы связаны с дорожным движением, техникой безопасности, поведением в лесу, правилами пользования огнем и электричеством.

Пример вопроса: «Что означает красный сигнал светофора?»

3. Второй блок — эстафета «Спасатели спешат на помощь!» (15 минут)

Команды соревнуются в быстроте и точности выполнения действий:

  • Передвижение в защитных костюмах по сложному маршруту;
  • Оказание первой помощи «пострадавшему» (бинтовка руки, наложение шины);
  • Эвакуация условного пострадавшего из зоны поражения (перенос на носилках или волоком).

Победители определяются по скорости и правильности выполнения заданий.

4. Третий блок — мастер-класс «Выживание в дикой природе» (10 минут)

Инструктор демонстрирует ребятам навыки, полезные в походах и экспедициях:

  • Как построить временное убежище;
  • Как разводить костёр без спичек;
  • Какие растения пригодны для употребления в пищу.

Школьники пробуют применить приобретённые навыки на практике.

5. Заключительная часть (5 минут)

Подведение итогов, награждение победителей, получение положительных отзывов от участников и наставников.

Анализ применяемых методик

Используемая методика предполагает активное взаимодействие детей в игровой форме, что усиливает эффект усвоения знаний и навыков. Дети не просто слушают лекции, а сами становятся участниками действия, моделируют реальные жизненные ситуации и приобретают важные практические навыки.

Ключевыми характеристиками методики являются:

  • Активизация внимания: привлечение детей к участию через игру вызывает повышенный интерес и желание узнавать новое.
  • Практичность: сразу после освоения теории ребята применяют полученные знания на практике, что существенно улучшает запоминание и повышает доверие к собственным силам.
  • Коллективная деятельность: сотрудничество внутри команд способствует укреплению дружественных отношений, улучшению коммуникации и взаимопонимания.

Такая форма подачи материала особенно эффективна именно в средней возрастной группе, поскольку подросткам важно почувствовать себя взрослыми, проявить смелость и ответственность.

Эффективность данной методики также определяется развитием позитивных установок и ценностных ориентиров, укрепляющих нравственно-психологическую устойчивость учащихся. Через игровые упражнения формируется внутренняя потребность заботиться о своем здоровье и благополучии окружающих.

Итак, данное мероприятие решает поставленные задачи, используя доступные и понятные детям подходы, помогающие усваивать важнейшую информацию, нужную для сохранения жизни и здоровья.


Тема мероприятия: «Путешествие в страну Безопасности»

Цель мероприятия:

Создание условий для формирования у школьников навыков безопасного поведения, предупреждения несчастных случаев и профилактики правонарушений.

Задачи мероприятия:

  • Популяризация знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности;
  • Обучение основам первой помощи и поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • Развитие внимательности, реакции и умения взаимодействовать в коллективе;
  • Пропаганда идей заботы о собственном здоровье и здоровом образе жизни.

Продолжительность мероприятия: 45 минут

Возраст учащихся: 5–7 классы

Место проведения: актовый зал школы

Материалы и оборудование:

  • Магнитофон и аудиозаписи песен и звуков природы;
  • Настенная карта «Страны Безопасности»;
  • Картонные макеты дорожных знаков, сигналов светофоров;
  • Манекены для оказания первой помощи;
  • Медали и призы победителям.

Методика проведения:

Основой выступает игровая технология, направленная на эмоциональное вовлечение детей в атмосферу путешествия. Детям предстоит пройти ряд испытаний, преодолеть препятствия и продемонстрировать свое умение соблюдать правила безопасности.

Этапы мероприятия:

1. Организационный этап (5 минут)

Ведущий открывает мероприятие словами: «Сегодня мы отправляемся в путешествие в волшебную страну Безопасности! Здесь вас ждут испытания, победа в которых принесет вам медали храбрецов.»

Затем ведущий делит детей на команды и знакомит с маршрутом прохождения этапов.

2. Путешествие начинается (30 минут)

Этап 1. «Город Светофороград»

Здесь команды проходят испытание на знание правил дорожного движения. Ведущий показывает знаки, сигналы светофора, просит назвать значение каждого знака и правильно определить очередность перехода дороги.

Этап 2. «Страна Огнеопасности»

Участникам предстоит выбрать правильные действия при обнаружении очага возгорания: вызвать пожарных, покинуть помещение, защитить органы дыхания влажной тканью.

Этап 3. «Мир первой помощи»

Каждой команде выдаются картинки с различными повреждениями тела (порезы, ушибы, переломы). Необходимо правильно описать порядок оказания первой помощи.

Этап 4. «Тайга приключений»

Это тест на внимательность и выносливость. Команде предлагают решить головоломку: выйти из леса, имея карту и компас.

3. Подведение итогов (10 минут)

По завершении последнего этапа ведущий подсчитывает очки, поздравляет победителей и вручает награды. Каждый участник получает медаль «Храбрый путешественник страны Безопасности».

Анализ применяемых методик

Данная методика основана на принципах интерактивного обучения, широко используемого в современной педагогике. Ее отличительными чертами являются:

  • Эмоциональная привлекательность: сюжетная линия увлекает детей, создавая ощущение приключения и азарта.
  • Комплексность воздействия: программа сочетает интеллектуальные и физические нагрузки, активизируя одновременно разные сферы психики ребенка.
  • Индивидуальность подходов: учитывая различные уровни подготовки детей, предлагаются задания разного уровня сложности.
  • Социальная значимость: весь материал строится вокруг важнейших аспектов безопасности, которые ребенок должен освоить для нормальной жизни в обществе.

Эта методика получила широкое распространение в школах России и доказала свою эффективность в повышении уровня общей образованности школьников по вопросам безопасности жизнедеятельности.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Открытый урок по теме:

«Здоровый образ жизни и его составляющие»

6 класс

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №34

г. Ставрополя

Иванов Василий Леонтьевич

преподаватель – организатор ОБиЗР

2025г

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по теме: «Здоровый образ жизни и его составляющие»

6 класс

«Ни богатство, ни слава

не делают человека ещё счастливым.

Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Сократ

Цель урока:

- изучить основные критерии, понятия и определения здорового образа жизни;

- сформировать знания о факторах определяющих здоровый образ жизни;

- активизировать внимание учащихся на значении состояния здоровья в жизни

человека, сделать правильный выбор - здоровый образ жизни.

Задачи урока:

- Образовательные способствовать расширению представления о здоровом образе жизни и формированию умений систематизировать и анализировать информацию, которую учащиеся получают на уроках и из средств массовой информации.

- Развивающие – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.

- Воспитательные– воспитывать чувство ответственности за своё состояние здоровья и других.

Оборудование:

- тексты, компьютер, проектор, презентация.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Группа учащихся, проявляя своё творчество, использует различные источники информации по данной проблеме, делает выводы и обобщения по некоторым факторам здорового образа жизни

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ответьте на вопросы: (слайд 2)

1. Что вы говорите друг другу при встрече?

2. Что бы вы в первую очередь пожелали своим родным и близким?

3. Что бы вы хотели пожелать самому себе?

Здравствуйте! Когда мы произносим это слово, мы желаем друг другу здоровья. Почему же в приветствии людей заложено пожелание здоровья?

Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность! Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

(слайд 3)

Однажды Сократа спросили:

«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?»

Великий мудрец ответил:

«Ни богатство, ни слава

не делают человека ещё счастливым.

Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Что же такое Здоровье?

(ответы учащихся)

(слайд 4)

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Он может успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

(слайд 5)

Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни индивида, его привычек и пристрастий. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается более чем на 50 %.

(слайд 6)

Каждый человек хочет быть здоровым и счастливым, но он не часто задумывается о том, как сделать, чтобы жить в ладу с собой, окружающим миром с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Итак, тема урока: «Здоровый образ жизни и его составляющие».

(слайд 7)

Цель урока – не только получить представление о том, что такое здоровый образ жизни, его составляющие, но и задуматься о необходимости быть здоровым.

Изучение нового материала

(слайд 8) Учебные вопросы:

1. Здоровый образ жизни.

2. Составляющие здорового образа жизни:

- режим дня человека

- рациональное питание

- двигательная активность человека

- закаливание организма

- отказ от вредных привычек

- личная гигиена человека

Вопрос 1.

Итак, что же такое здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие (слайд 9) здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения

физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных

заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой

жизни и поведения каждого из нас. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека.

Обобщение: Здоровый образ жизни – это оптимальная организация своей жизнедеятельности изо дня в день; это поведение человека, обеспечивающее его собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

Вопрос 2.

(слайд 10)

Переходим к рассмотрению факторов здорового образа жизни и их влияния на здоровье человека. В процессе подготовки к уроку у нас возникли разногласия: в классе, который поддерживает здоровый образ жизни, обнаружились его противники.

Заслушаем итоги работы учащихся в группах, ваши выводы и рекомендации, которые вы подадите своим соперникам.

Выступление 1 группы

Режим дня.

(слайды 11-14).

(слайд 11)

В основе здорового образа жизни лежит ряд условных рефлексов, направленных на соблюдение одного и того же ритма функционирования организма. Выработать подобные привычки можно с помощью организации режима дня.

Режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно - все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность - один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

(слайд 12)

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает физиологический ритм: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия.

(слайд 13)

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе. Отдых - это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон, прежде всего, способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется.

(слайд 14)

Правильно организованный режим дня способствует укреплению здоровья - нормальному духовному и физическому развитию человека.

Выступление 2 группы

Рациональное питание

(слайды 15-17).

(слайд 15)

Правильное питание – это, прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.

Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.

Рассмотрим подробно основные типы питательных веществ, необходимых организму.

(слайд 16)

Углеводы - органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах.

Жиры - это главное вещество, с помощью которого организм запасает энергию. Когда жира потребляется больше, чем нужно организму, он откладывается в жировых клетках. Если этот процесс идет интенсивно, человек становится тучным. Жиры состоят, как и углеводы, из атомов углерода, водорода и кислорода.

Белки - обязательная составная часть всех клеток. В организме присутствует около 50 тысяч различных типов белков. Все они состоят из четырех элементов: углерода, водорода, кислорода и азота, которые, определенным образом соединяясь между собой, образуют аминокислоты.

Витамины - это органические химические соединения, необходимые организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Витамины не относятся ни к углеводам, ни к белкам, ни к жирам. Они состоят из других химических элементов и не обеспечивают организм энергией.

(слайд 17)

Минеральные вещества - неорганические соединения, на долю которых приходится около 5% массы тела. Минеральные вещества служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Они необходимы для мышечного сокращения, свертывания крови, синтеза белков и проницаемости клеточной мембраны. Минеральные вещества организм получает с пищей. Минеральные вещества подразделяются на два класса: макроэлементы и микроэлементы. Кальций, фосфор, калий, сера, натрий, хлор и магний –эти минеральные вещества требуются организму в относительно больших количествах.

Вода - это один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы. Вода является главным компонентом всех биологических жидкостей.

Она служит растворителем питательных веществ и шлаков.

Рациональное питание играет важную составляющую здорового образа жизни. Здоровое питание – залог долголетия.

Выступление 3 группы

Двигательная активность

(слайды 18-19).

(слайд 18)

Двигательная активность - это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.

Физическая культура оказывает важное воздействие на умение человека приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям. Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует постоянной тренировки и упражнений. Мышечные движения создают громадный поток нервных импульсов, направляющихся в мозг, поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжают их энергией, снимают эмоциональную перегрузку. Кроме того, люди, постоянно занимающиеся физической культурой, внешне выглядят более привлекательными. Занятия физической культурой - лучшая мера профилактики употребления алкоголя, курения и наркомании.

(слайд 19)

Тренированность придает человеку уверенность в себе. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабиться, но и умеют снять эмоциональное напряжение с помощью определенных упражнений. Физически тренированные люди лучше сопротивляются болезням, им легче вовремя засыпать, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа.

Тело человека создано для движения. Движение-необходимое условие развития молодого организма, его здоровья, характера. Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменениям функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности сердечно-сосудистой системы.

Активное движение – признак здорового образа жизни человека.

Выступление 4 группы

Закаливание организма

(слайды 20-22).

(слайд 20)

Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды (например, низкой или высокой температуры) путем систематического воздействия на организм этих факторов.

Закаливающие процедуры активизируют обмен веществ, укрепляют нервную систему, улучшают работу внутренних органов, защищают от воздействия болезнетворных микробов, способствуют развитию костей и мышц.

У закаленных людей вырабатывается устойчивость к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно, а это уменьшает вероятность развития инфекционных болезней. Закаливание способствует повышению активности всех защитных сил организма.

В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.

Основными средствами закаливания являются воздух, солнечные лучи, вода.

(слайд 21)

Закаливание воздухом включает в себя воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе. Воздушные ванны – этот тип закаливания доступный каждому человеку в любое время года. Воздух действует непосредственно на наше тело. Он приводит к ряду биохимических изменений в клетках тканей, раздражает кожные рецепторы нервной системы. Воздушные ванны лучше всего применять на открытом воздухе, их полезно сочетать с различными физическими упражнениями – ходьбой, бегом, гимнастикой.

Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре +20°С, постепенно переходя потом на более низкую. Первая воздушная ванна не должна превышать 20-30 минут. В дальнейшем продолжительность этой процедуры можно увеличивать на 10 минут.

Не меньше, чем свежий воздух, вода, для организма необходимы солнечные лучи. Но будьте осторожны, принимая солнечные ванны. Загорать в первый раз можно не более 3-5 минут. Лишь постепенно увеличивая это время, целебные возможности ультрафиолетового излучения будут использованы с должным оздоровительным эффектом.
(слайд 22)

Закаливание водой – это обтирание мокрым полотенцем, обливание, контрастный душ, закаливание парной и «моржевание».

Приступать к водному закаливанию лучше летом. Начинать следует с обтирания влажным полотенцем, смоченным водой, температура воды 18-20 С, рекомендуется обтирать тело в течение 2-3 минут. Привыкнув к этой процедуре можно перейти к обливанию. Вначале обливаются водой комнатной температуры, с постепенным понижением ее температуры до 15 С и ниже. Длительность процедуры увеличивается с 30сек до 2-х минут. Через каждые 3-4 дня прибавляют по 5-10 секунд. После 2-3-х месяцев систематических обливаний организм будет готов к следующему этапу закаливания – холодному душу. По своему воздействию на организм душ более сильное средство, так как холодная вода при этой процедуре оказывает еще и механические воздействия на кожу, как бы массируя ее. Водные процедуры лучше проводить по утрам. Хорошее средство закаливания – купание в море, реке, озере. Особенно полезно морское купание, при нем на организм оказывается благотворное воздействие морской воды, солнечных лучей и свежего воздуха.
Последуйте хотя бы некоторые из этих способов закаливания - и тогда отличное самочувствие, хорошее настроение, гармония тела и духа и низкая восприимчивость к болезням будут тебе гарантированы.
Выступление 5 группы

Отказ от вредных привычек

(слайды 23-30).

(слайд 23)

Вредная привычка – закреплённый в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности ли к обществу.

Последствия вредных привычек очевидны. В частности: при систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм; при длительном курении – рак легких и болезни десен; при даже кратковременном употреблении наркотических веществ – разрушение мозга, и, следовательно – личности.

(слайд 24)

Табакокурение- вредная привычка, отрицательно влияющая на человека и общество в целом. Большинство людей не убеждают приводимые Всемирной организацией здравоохранения цифры о болезнях и гибели огромного количества курящих людей. Число курильщиков в России – одно из самых высоких среди индустриально развитых стран. 50%-60% мужчин являются постоянными покупателями сигарет.

Исследованиями доказан вред курения. В дыме табака содержащим более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты, и т.д. 1 - 2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Систематическое поглощение небольших, доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных раком легких.

(слайд 25)

Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.

Велика роль курения и в возникновении туберкулёза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили.

Часто курящие испытывают боли в сердце. Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин “пассивное курение”. В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

(слайд 26)

Алкоголизм

Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен.

Алкоголизм – регулярное, потребление большого количества алкоголя в течение долгого периода времени. Это наиболее серьезная форма наркомании в наше время, вовлекающая от 1 до 5% населения большинства стран. Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом.

Алкоголь разрушает мозг, сердце, печень. Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приводит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчивается истощением организма алкоголика. Постоянное воспаление желудка и позже кишечника вызывает язвы пищеварительных органов.

(слайд 27)

Больные, страдающие алкоголизмом, в 10 раз больше подвержены вероятности заболеть диабетом, чем непьющие: алкоголь разрушает поджелудочную железу – орган, продуцирующий инсулин, и глубоко извращает обмен веществ.

Из всего этого следует сделать вывод – контролируйте и не убивайте сами себя.

(слайд 28)

Наркомания

Наркотик – это любое химическое соединение, которое воздействует на функционирование организма.

Большинству людей удается справляться с наиболее стрессовыми ситуациями их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме наркотической зависимости. Наркотики часто становятся ложным центром, вокруг которого вращается их жизнь.

(слайд 29)

Как известно, первым делом наркомания отражается на здоровье. Главным заболеванием наркоманов, является “болезнь грязных шприцов” – СПИД. Так же у наркоманов со стажем наблюдается заражение крови и болезни сосудов. Наиболее страшны заболевания мозга, сердца и печени.

Все эти вредные привычки наносят не только физическую боль, ведут к моральной деградации, но и наносят большой ущерб человеку и обществу.

(слайд 30)

Не заводи вредных привычек – не начинай курить, не пробуй спиртного, никогда не прикасайся к наркотикам.

Выступление 6 группы

Личная гигиена человека

(слайды 31- 34).

(слайд 31)

Важнейшую роль в системе формирования здорового образа жизни играет личная гигиена. Личная гигиена – это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К личной гигиене относятся требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в должной чистоте

одежды,обуви.

(слайд32)
Гигиена кожи – комплекс ежедневных мероприятий, обеспечивающих постоянное поддержание ее в чистоте. Чистота кожи – основное условие ее нормального состояния. При нормальной и жирной коже для мытья целесообразно использовать нейтральное туалетное мыло, а при сухой – косметическое, глицериновое. Кожу лица и шеи следует мыть утром и вечером и по мере необходимости.Мыться следует ежедневно; лучше принимать душ, а если нет такой возможности, обтираться утром и вечером прохладной водой, подмываться теплой водой с мылом, мыть ноги и тщательно насухо их вытирать.

(слайд 33)

Гигиена зубов – комплекс мероприятий по обеспечению здорового состояния зубов, десен и слизистой оболочки полости рта. Уход за полостью рта – это сохранение зубов в здоровом состоянии, профилактика таких заболеваний, как кариес, причина которого –

разрушающее действие микроорганизмов, зубного налета на твердые ткани зубов и недостаток микроэлементов в питании. Предупредить кариес можно регулярной чисткой зубов после завтрака и особенно тщательно после ужина щеткой с искусственной щетиной. В промежутках между едой и перед сном надо избегать потребления сладостей, мучных блюд. Для профилактики заболеваний рекомендуется не менее двух раз в год обращаться к зубному врачу.

(слайд34)
Гигиена волос. На продолжительность жизни, интенсивность роста и свойства волос оказывают влияние уход за ними, а также нормальный сон, рациональное питание, занятие физкультурой и закаливание. Ежедневный массаж головы, стрижка волос – необходимые условия ухода за ними. Уход за волосами заключается в их регулярном расчесывании, массаже специальной щеткой, мытье по мере того, как быстро загрязняются волосы. Не злоупотребляйте частым мытьем головы. Не рекомендуется ходить в морозы с непокрытой головой, начесывать волосы, часто покрывать их лаком или фиксатором для волос. Все это отрицательно сказывается на здоровье и состоянии волос: они становятся ломкими, тусклыми, начинают интенсивно выпадать.
Одежда и обувь влияют на гигиену человека. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений и не нарушать кровообращения и дыхания. Содержание белья и одежды в чистоте является одним из важных условий личной гигиены.

Обувь не должна стеснять ногу, не должна препятствовать естественному движению стопы, должна соответствовать сезону.
Помните! Лучшее украшение – чистота, опрятность в одежде. Соблюдение правил гигиены, чистота и опрятность в одежде – необходимые условия самовоспитания.

3. Закрепление нового материала:

Дать ответы на вопросы

(слайды 35-40).
(слайд 41 ) дать ответ на вопрос….

Заключительное слово учителя:

Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от его образа жизни. Всем стоит задуматься: здоровый ли образ жизни вы ведёте? Что можно сделать для укрепления и сохранения здоровья?

Я всем вам желаю здоровья, здравия, здравствовать, жить в гармонии с самим собой. Я подготовил вам памятки с рекомендациями по здоровому образу жизни, чтобы вы всегда помнили, что здоровье, как и честь нужно беречь смолоду.

А закончить наше занятие хотелось бы словами Д. Тухманова:

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтобы стали все мечты возможны

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе –

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?

И только так – здоровье сохранить!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

План работы военно-патриотического клуба «Патриот 34»

на 2024 – 2025 учебный год

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №34

г. Ставрополя

Иванов Василий Леонтьевич

2025г

План работы военно-патриотического клуба «Патриот 34»

на 2024 – 2025 учебный год

Цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Задачи:

1. Воспитание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости, защита Отечества.

2. Допризывная подготовка молодежи к дальнейшему прохождению воинской службы в рядах Российской армии.

3. Повышение престижа военной службы.

4. Пропаганда здорового образа жизни, популяризация прикладных видов спорта.

Работа клуба «Патриот 34» подразумевает сочетание направлений:

Духовно-нравственное: осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Оно включает:

  • развитие высокой культура и образованности.
  • осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству,
  • формирование высоконравственных норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое. Познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся воинского за независимость и самостоятельность страны.

Политико-правовое. Формирование глубокого понимания конституционного и долга, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Патриотическое. Воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельное. Формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству. Стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Психологическое социально-общественное. Формирование у подрастающего поколения высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Формирование гражданско-патриотического сознания молодежи.

2. Желание служить в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Проявление гражданских чувств.

4. Уважительное отношение к старшему поколению, историческому прошлому Родины, обычаям и традициям.

5. Гордость за своё отечество, за символы государства, за свой народ.

6. Стремление посвятить свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

ПЛАН

мероприятий военно-патриотического клуба «Патриот 34»

по военно-патриотическому воспитанию

на 2024-2025 учебный год.

№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения

1

Формирование военно-патриотического клуба «Патриот»

сентябрь

2

Сбор актива клуба

1 раз в четверть

3

Акция «Обелиск» Уборка территории памятника

сентябрь

4

Работа по пополнению экспозиций школьного музея

в течении года

5

Экскурсия: «Солдат войны не выбирает»

в каникулярное время

6

Операции «Забота»

в течении года

7

Огневая подготовка, сборка и разборка учебного автомата.

1 раз в месяц

8

Подготовка к учебным сборам (сборка - разборка автомата, магазина, одевание ОЗК).

сентябрь- ноябрь

9

Соревнования по разборке/сборке автомата Калашникова

октябрь

10

Выставка книг, журналов «Защитникам Отечества посвящается…»

октябрь

11

Экскурсия в центр военно-патриотического воспитания «Пост №1»

октябрь

12

Подготовка команды по огневой подготовке.

ноябрь

13

Экскурсии по памятным местам г. Пятигорска

ноябрь

14

Встречи с участниками локальных конфликтов (в рамках Дня народного единства).

ноябрь

15

День героев Отечества. «Нет в России семьи такой, где б ни был памятен свой герой» - урок мужества

декабрь

16

Участие ВПК в школьном конкурсе рисунков «Отчизны верные сыны».

декабрь

17

ОФП команды «Патриот». Марш-бросок.

декабрь

18

Месячник героико-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященный Дню Защитника Отечества

январь-февраль

19

Участие в акции «Письмо защитнику Отечества»

январь-февраль

20

Соревнования по мини футболу в рамках месячника патриотического воспитания

январь-февраль

21

Беседы, посвященные Дню Защитника Отечества «Будущие защитники Отечества»

февраль

22

Участие в школьном этапе «Смотра строя и песни»

февраль

23

Акции «Никто не забыт», посвященные годовщине вывода советских войск из Афганистана

февраль-март

24

Подготовка команды к муниципальному этапу военно-спортивной игры «Зарница»

сентябрь-март

25

Уроки мужества «К подвигу героев сердцем прикоснись»

март

26

Конкурс рисунков, плакатов, фотографий «Мир без войны». Оформление школьной выставки.

апрель

27

Участие в муниципальном этапе военно-спортивной игры «Зарница»

апрель

28

Всемирному Дню здоровья (9 апреля) посвящается: антинаркотическая программа «Будущее начинается сегодня».

апрель

29

День Здоровья

апрель

30

Почетный караул во время проведения митингов у памятника воинам-освободителям

май

31

Участие в муниципальном этапе «Смотра строя и песни»

май

32

Участие в акции «Бессмертный полк».

май

33

Работа по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Организация спортивных мероприятий и праздников в школе.

в течении года

34

Освещение мероприятий патриотического клуба на сайте школы и СМИ.

в течении года

35

Участие военно-патриотического клуба в проведении районных мероприятий, посвященных призыву в Вооруженные Силы РФ.

в течении года

Руководитель патриотического клуба: __________________.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Конспекты уроков

преподавателя – организатора ОБиЗР»

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №34

г. Ставрополя

Иванов Василий Леонтьевич

2025г

Конспект урока в 6-м классе

Тема урока: «Безопасность дома»

Цель урока:

Формирование знаний и навыков безопасного поведения в быту у шестиклассников.

Образовательные задачи:

  • Ознакомить учащихся с основными источниками опасности в доме.
  • Объяснить правила безопасного обращения с бытовыми приборами и предметами домашнего хозяйства.
  • Способствовать выработке навыков оказания первой помощи в бытовых ситуациях.

Развивающие задачи:

  • Развивать внимательность и осторожность в повседневной жизни.
  • Тренировать навыки принятия решений в экстренных ситуациях.

Воспитательные задачи:

  • Прививать ответственное отношение к собственному здоровью и безопасности окружающих.
  • Поощрять взаимовыручку и взаимопомощь.

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний.

Методы обучения:

  • Рассказ с элементами беседы.
  • Иллюстративный показ плакатов и видеороликов.
  • Практические упражнения.

Средства обучения:

  • Учебники по ОБЖ для 6 класса.
  • Презентация PowerPoint «Правила безопасности дома».
  • Наборы карточек-заданий для групповой работы.
  • Тестовые материалы для проверки знаний.

Ход урока:

Организационный этап (2 мин.)

Приветствие, проверка готовности класса к занятию.

Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Обсуждение темы предыдущего урока ("Действия при пожаре"). Повторение основных правил пожарной безопасности и действий в чрезвычайной ситуацию.

Изложение нового материала (20 мин.)

Основные виды опасностей в домашних условиях:

  1. Электрический ток.
  2. Открытый огонь.
  3. Газовое оборудование.
  4. Химически активные вещества (бытовая химия).
  5. Острые предметы.
  6. Скользкие поверхности.
  7. Бытовые приборы (утюг, микроволновая печь, стиральная машина).
  8. Некачественная мебель и игрушки.

Показ презентации с иллюстрациями и примерами возможных угроз.

Правила безопасного поведения дома:

  1. Не пользоваться неисправными электроприборами.
  2. Хранить химию и лекарства подальше от детей.
  3. Соблюдать осторожность при обращении с острыми инструментами.
  4. Следить за состоянием газовых приборов и вентиляции.
  5. Использовать защитные устройства на окнах верхних этажей.
  6. Запрещено играть возле открытых окон и балконов.

Работа с иллюстрированными правилами безопасности.

Закрепление изученного материала (15 мин.)

Групповая работа с набором заданий:

  • Определите потенциальные угрозы в каждой предложенной бытовой ситуации.
  • Составьте алгоритм правильных действий в экстремальной ситуации.
  • Подготовьте рекомендации для младших братьев/сестер по соблюдению мер предосторожности дома.

Демонстрация учащимися выполненных заданий.

Проверка понимания материала (5 мин.)

Проведение экспресс-теста по основным правилам безопасности дома.

Подведение итогов урока (3 мин.)

Краткое повторение основных моментов урока, оценка активности и заинтересованности учащихся, поощрение лучших ответов.

Домашнее задание (5 мин.)

Подготовка мини-проекта «Моя безопасность дома». Учащиеся разрабатывают инструкцию для семьи по обеспечению безопасности в домашнем хозяйстве.

Данный урок направлен на формирование четких представлений о правилах безопасности, способствующих профилактике несчастных случаев и созданию культуры безопасности в повседневных условиях жизни подростков.

Конспект урока в 8 классе

Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с видами природных ЧС и причинами их возникновения,
  • сформировать представление о действиях населения при возникновении природной катастрофы,
  • развить умения распознавать признаки приближающихся бедствий и применять способы защиты.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить основные типы природных катастроф (землетрясения, наводнения, цунами, оползни, лавины),
  • рассмотреть характерные признаки приближающейся опасности и меры предупреждения.

Развивающие:

  • способствовать развитию аналитического мышления, способности быстро реагировать в стрессовых ситуациях,
  • формировать навыки самостоятельного принятия решений и оценивания рисков.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма, ответственность за собственную жизнь и здоровье близких,
  • прививать понимание важности соблюдения правил безопасности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знание классификации природных чрезвычайных ситуаций,
  • осознание признаков опасности и алгоритмов действий в кризисных ситуациях.

Метапредметные:

  • овладение методами анализа и синтеза информации,
  • развитие навыков совместной работы и сотрудничества.

Личностные:

  • формирование чувства ответственности за личную безопасность и готовность оказать первую помощь пострадавшим.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: лекция-диалог с демонстрацией мультимедиа-материалов.

Необходимое оснащение:

  • проектор и экран,
  • компьютер с заранее подготовленной презентацией,
  • раздаточный материал (карточки с вопросами, памятки).

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (2 минуты):

Учитель приветствует класс, проверяет наличие всех учеников и готовность к уроку.

2. Постановка целей и задач урока (3 минуты):

Учащимся предлагается сформулировать тему предстоящего урока исходя из названия и содержания учебника.

Учитель подводит итоги обсуждения и формулирует цели урока совместно с детьми.

3. Основная часть урока (30 минут):

Лекция с обсуждением:

  • Учитель объясняет понятие "чрезвычайная ситуация природного характера",
  • Рассматриваются причины возникновения землетрясений, наводнений, цунами, лавин и оползней.
  • Предлагаются фото и видеосюжеты реальных примеров природных катаклизмов.

Диалог:

  • После просмотра и прослушивания учащиеся отвечают на вопросы учителя, делятся своими знаниями и наблюдениями.
  • Класс делится на группы, каждая группа получает карточки с описанием разных типов природных катастроф и предлагает пути реагирования.

Практическая работа:

  • Каждая группа представляет разработанный сценарий действий при наступлении стихийного бедствия.
  • Затем учитель проводит обсуждение представленных предложений и даёт комментарии по каждому варианту.

4. Закрепление пройденного материала (10 минут):

Выполнение теста на проверку усвоенных знаний, выполнение упражнений по определению вида ЧС по внешним признакам.

5. Рефлексия (5 минут):

Учащиеся оценивают своё восприятие новой информации, отмечают возникшие трудности и достижения.

6. Домашнее задание (2 минуты):

Изучить параграф учебника и подготовить сообщение на одну из предложенных тем:

  • "Причины возникновения наводнений";
  • "Меры профилактики при землетрясениях";
  • "Способы защиты от лесных пожаров".

Итоги урока (3 минуты):

Учитель благодарит учеников за активную работу, подчеркивает важность полученной информации и объявляет оценки за активное участие.

Конспект составлен таким образом, чтобы обеспечить комплексное усвоение знаний о природных чрезвычайных ситуациях и формирования навыков правильного поведения в кризисных ситуациях.

Конспект урока в 11 классе

Тема урока: «Экстремальные ситуации техногенного характера и первая медицинская помощь»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с типичными аварийными ситуациями техногенного происхождения;
  • научить оценивать риски и правильно действовать в экстремальных обстоятельствах;
  • отработать базовые приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизировать знания о видах техногенных аварий и катастроф;
  • расширить представления о признаках отравления химическими веществами и ожогов;
  • объяснить порядок действий при авариях на транспорте, промышленных объектах и АЭС.

Развивающие:

  • стимулировать внимание и реакцию на опасность;
  • формировать навыки быстрой ориентации и правильной оценки обстановки;
  • развивать навыки самообладания и уверенности в себе.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сострадания и желания прийти на помощь людям в трудной ситуации;
  • поддерживать дисциплину и организованность в поведении во время чрезвычайной ситуации.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знание порядка действий при крупных производственных авариях, взрывах, пожарах и утечках токсичных веществ;
  • владение приемами оказания первой доврачебной помощи пострадавшему человеку.

Метапредметные:

  • умение анализировать события и выбирать наиболее оптимальную стратегию поведения;
  • способность быстро принимать решение в сложной обстановке.

Личностные:

  • осмысление значимости человеческой жизни и здоровья;
  • осознание роли индивидуальной ответственности в предотвращении последствий аварии.

Тип урока: интегрированное занятие (лекция + практика).

Формы работы: фронтальная беседа, командная работа, демонстрация приемов первой помощи.

Необходимое оснащение:

  • презентация с иллюстрациями происшествий и инструктажей;
  • манекен для тренировки сердечно-лёгочной реанимации;
  • аптечка первой помощи;
  • раздаточные материалы (памятки, схемы);
  • видеоклипы с инструкциями по оказанию первой помощи.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (2 минуты):

Проверяется присутствие учащихся, настраивается рабочая атмосфера.

2. Постановка целей и задач урока (3 минуты):

Учащиеся получают краткую вводную информацию о сегодняшнем занятии и высказываются, какие аспекты темы хотели бы обсудить подробнее.

3. Теоретическая часть урока (20 минут):

  • Учитель рассказывает о распространённых техногенных авариях (взрыв газопровода, выброс радиоактивных веществ, крушения транспорта, пожары и т.п.).
  • Подробно рассматриваются сценарии происшествия и возможные последствия.
  • Просмотр коротких документальных роликов о реальных событиях и мерах спасения пострадавших.

4. Практическая часть урока (25 минут):

  • Первая половина: ученики работают группами — одна команда описывает последовательность действий при возгорании на предприятии, вторая — действия при утечке газа, третья — оказание первой помощи отравленным веществом.
  • Вторая половина: школьники практикуются оказывать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца на специальном манекене.

5. Контроль усвоения знаний (10 минут):

Фронтальное тестирование учащихся на знание последовательности действий при чрезвычайных ситуациях и техники оказания первой помощи.

6. Рефлексия (5 минут):

Анализируются полученные впечатления и выводы, озвучиваются возникающие проблемы и затруднения.

7. Домашнее задание (2 минуты):

Создать схему-инструкцию по действиям в одной из предложенных ситуаций (возгорание, утечка газа, авария на дороге). Написать эссе-рефлексию о личном восприятии урока.

8. Итоги урока (3 минуты):

Подводятся итоги, отмечаются успехи отдельных учащихся, даётся обратная связь классу.

Урок построен так, чтобы увлечь старшеклассников активными формами работы и практической деятельностью, способствующими глубокому пониманию и закреплению важной информации о безопасности и первой помощи.