Бесплатное образование -декларация или реальность?
материал по праву (8 класс) по теме

Юрий Михайлович Юрлов

Почему обучение в  школе становится проблемой для многих современных семей? Почему расходы родителей с каждым годом увеличиваются, хотя мы постоянно слышим , что учёба очень важна для  будущего нашего государства. Ученики 8 класса попробывали найти ответы на эти вопросы .  Проведя социологическое исследование, собрав фактический материал, ребята попытались получить ответы на поставленные вопросы. В результате они получили неутешительный вывод - бесплатное образование в нашей стране - это только декларация, не подкреплённая  никакой государственной заботой о подрастающем поколении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo_na_besplatnoe_obrazovanie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс работ учащихся

«Права человека глазами ребёнка»

МОУ СОШ с. Столыпино

 Балтайского района Саратовской области

«Право на бесплатное образование – это декларация или реальность »

                       Автор:

                                                    учащаяся 8 класса

                                                                             средней

                                                                             общеобразовательной школы

                                             с. Столыпино

                                                                    Адрес: 412645

                                                        Саратовская область

                                                    Балтайский район

                                               с. Столыпино

                                                                 ул. 40 лет Победы д. 25

                                              Научный руководитель:

                                                                    Юрлов Юрий Михайлович

                                                                              учитель истории и

                                                                              обществознания

                                                                   МОУ СОШ с. Столыпино

                             Адрес: 412645

                                                              Саратовская область

                                                         Балтайский район

                                                   с. Столыпино

                                                            ул. Лесная  дом 1 А

                                        25-6-84

Столыпино

2011 год

Оглавление.

1

Введение.

1стр

2

Обзор документов по теме работы

1-5

3

Задачи работы

5

4

Характеристика объекта исследования

5

5

 Методика проведения работ  по исследованию затрат на образование

5

6

Сводная ведомость  результатов опроса

6

7

Результаты исследования

7

8

Выводы.

8

9

Заключение

8

10

Список литературы

9

11

Приложения

10-13

Введение.

Ученики 8 класса на классном часу, посвящённом Конвенции  о правах ребёнка, решили разобраться в вопросе: «Является ли в нашей стране Право на  бесплатное образование , действительно правом, или это декларация нашего правительства»

Декларация - (от лат. declaratio - объявление - провозглашение),

 1)официальное заявление; обычно в форме декларации провозглашаются основныепринципы внешней или внутренней политики государства, программные положения политических партий, основные положения деятельностям международных организаций в конкретной области международных отношений.

Конвенция о правах ребенка начинается с преамбулы, которая гласит о том, что государства-участники приняли этот документ, а также, что все согласны с тем, что каждый человек имеет права и обязанности.

Государства-участники, подписавшие  Конвенцию о правах ребёнка,  согласны   с принципами, провозглашенными в уставе Организации Объединенных Наций -  признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества, является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле.

Принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Обзор документов.

В Конвенции  существуют статьи, касающиеся образования. Право на образование относится к правам в сфере культуры. Культурные права, в том числе, право на образование, гарантируют:
1) Духовное развитие человека.
2) Помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.
Кроме права на образование к культурным правам также относятся:
1) Право на доступ к культурным ценностям.
2) Право на творчество.
3) Право на свободное участие в культурной жизни общества.
4) Право на пользование результатами научного прогресса и их практическое применение.


Международные стандарты права на образование сформированы в статье 26 Всеобщей декларации прав человека и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими в соответствии с законом.
Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважения к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями, этническими и религиозными группами


Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставления всем равенства возможностей в получении образования, «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».
Для этого государства обязуются:
А) Сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее- общедоступным, а высшее- доступным в зависимости от способностей каждого.
Б) Обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения.
В) Поощрять получение и повышение образования.
Г) обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

В Конституции Российской Федерации также присутствует статья – Статья 5, в главе 2 которой говориться:

 « Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»

Статья 1. Государственная политика в области образования[Закон "Об образовании"] [Глава I] [Статья 1]

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

В статья 2. Принципы государственной политики в области образования (там же) говорится, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников…

В том же законе  в статье 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования подчеркивается, что задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Таким образом, Закон об обязательном общем образовании провозглашает гарантии, но не разъясняет, как они могут быть реализованы.

Задачи работы.

Ученики 8 класса решили на практике проверить,  как реализуется право граждан на бесплатное образование.  И  каким образом родители обеспечивают им возможность получать знания.

Характеристика объекта исследования.

 Для проведения исследования были выбраны семьи с двумя детьми. Это были семьи восьми и девятиклассников. Среди участников проекты были как полные, так и неполные семьи.  Были семьи: малоимущие, с низким уровнем дохода. Среди родителей есть безработные, домохозяйки и сезонные рабочие. Возраст детей - от 14 до 2 лет. При подсчёте использовались устные заявления участников проекта.

Методика проведения работ  по исследованию затрат на образование

 Для решения выдвинутой  проблемы были проведены  следующие мероприятия:

  1. социологический опрос родителей;

  2. сбор данных о стоимости  одежды, канцелярских принадлежностей и др.

  3. проведена математическая обработка данных;

  4. сделаны выводы;

  5. даны рекомендации нашему правительству

  6. направлено письмо депутатам Государственной Думы

Результаты исследования.

Затраты на обучение родителей учеников МОУ СОШ с. Столыпина меньше, чем среднестатистические. Это объясняется режимом экономии. Дети отказываются от полноценного питания, перекупают старые учебники и , бережно относятся к одежде и канцелярским принадлежностям.

 Расходы на образование составляют значительную сумму, которая для некоторых семей становится обременительной.

Госдума в третьем и окончательном чтении одобрила закон, изменяющий правовое положение и финансирование бюджетных организаций. Специалисты опасаются, что его последствием может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения. Этот закон переводит образование на платную основу.
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» был принят Госдумой 23 апреля. Всего под его действие попадут 328 тыс. бюджетных организаций, 25 тыс. из которых – федеральные, свыше 300 тыс. -региональные и муниципальные.

Суть предлагаемой реформы в том, что бюджетные учреждения становятся экономически самостоятельными, но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, исправительная система, психиатрические больницы и лепрозории.
Обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном лимите обсудят лишь в ноябре этого года — за месяц до начала реформы.
По слухам, в бесплатный лимит обучения могут войти лишь по 2 часа русского языка и математики в неделю, 3 часа физкультуры и 3 часа религии (ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Остальные предметы и дополнительные часы, как рассказали «СП» некоторые родители со ссылкой на директора одной из школ Южного округа Москвы, будут платными. Так, за полноценный язык родителям придется заплатить 1000 рублей в месяц, за остальные предметы — по 500. Всего же полноценное обучение среднего столичного школьника может обойтись его родителям в 5—6 тысяч рублей в месяц. Такая сумма для сельских семей станет критической. Платить за обучение детей сельчане не смогут, т.к.средний заработок не превышает минимальной зарплаты, а то и ещё  меньше.

Выводы

Таким образом,  бесплатное образование в нашей стране является декларацией, не подкреплённой государственными обязательствами.

Заключение.

Конечно, что-то государство пытается делать. Например,  доплачивая за питание. Но суммы эти настолько мизерны, что решить проблему питания они не в состоянии. А если новый закон начнёт действовать, то до 63 % (таков процент малоимущих семей в нашем селе)сельских ребят не сможет

получить образование.

Так как  большая часть расходов  по оплате учёбы составляют питание и покупка учебников, мы предлагаем

  1. Ввести полную оплату двухразового питания в школе. Это даст возможности накормить детей – если государству нужны здоровые граждане и будущие работники.
  2. Вернуться к практике библиотечных учебников. Это значительно сэкономит родительские средства

Список используемой литературы.

1

Всеобщая декларация прав человека

2

Закон об образовании

3

Конвенция о правах ребёнка.

4

Конституция Российской Федерации

5

Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

6

Энциклопедический словарь.

Приложения.



.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бесплатный онлайн сайт рекомендаций и продвижения в уникальном сервисе

Сервис объединяет в себе возможности онлайн закладок, сервиса рекомендаций, а также представляет мощный инструмент для продвижения любого ресурса в интернете surfingbird_account.gif   http:/...

Бесплатные программы для WINDOWS

Адрес сайта       http://1soft-new.ucoz.ru/load/ 512882.png...

Адреса для бесплатного заказа материалов по немецкому

Надеюсь, что учителям немецкого языка пригодятся эти адреса для заказа бесплатного материала....

Адреса для бесплатного заказа материалов по немецкому

Надеюсь, что учителям немецкого языка пригодятся эти адреса для заказа бесплатного материала....

Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

[url]http://libclub.com/[/url][url]http://libclub.com/[/url][url]http://libclub.com/[/url]...

Конституционная гарантия бесплатного образования в РФ

Классный час на данную тему является очень актуальной темой,так как воспитанники должны знать о своих правах и обязанностях....