"Трудовое право" - урок по праву в 11 классе
методическая разработка по праву (11 класс) по теме

Елена Валентиновна Новикова

Урок нацелен на расширение, обобщение и систематизацию знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_pravo.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Трудовое право. (Урок закрепления.)

Цель: Закрепить уровень знаний по теме «Трудовое право».

Оборудование: карточки с задачами, тест.

   Ход урока.

    I  Закрепление.

  1. Предлагается вспомнить известных персонажей, чья жизнь так или иначе была связана с трудом.

               « Предположим, Золушка целыми днями и ночами трудилась не покладая рук.»

                    Кто контролировал  её труд?

                    Можно ли считать, что подобный труд подвергается правовой регламентации?

       Выберите те отношения, которые регулируются трудовым правом и могут быть отнесены к категориям правовых:

Ситуации

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

  2. А сейчас непосредственно обратимся к тому, что мы уже знаем

       - Что мы понимаем под словом «труд»?

       - Где закреплены основные принципы  использования труда?

  Давайте обратимся к Конституции РФ. В какой статье закреплены все основные принципы? Проговорить.

       - Какая отрасль регулирует трудовую деятельность?

       - Что заключает работник с работодателем при приеме на работу? Дать определение.

Закрепление терминов « ситуации с ошибками»

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

   3. Мне необходимо, три человека, для выполнения задач разной степени трудности. Каждый из вас должен выбрать ту задачу, которая, по вашему мнению, является для вас более доступной.

Решение задач.

После окончания школы Валерий Тарасов долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолго: владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.


 


 Торговая палатка недалеко от дома, в котором проживали подростки, учащиеся ПТУ Халилов и Шаров, специализировалась на продаже овощей  фруктов. С согласия подростков их привлекали для разгрузки арбузов каждый Ра, когда постоянные работники не справлялись своими силами. Труд ребят оплачивался сдельно. Кроме того, подросткам поручалась ночная охрана арбузов, находившихся в пристроенном к палатке помещении. Участковый милиционер сообщил в инспекцию труда, что подростков используют на работах, запрещенных законодательством.


Водителя трамвая за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня на улице города, народный суд арестовал на 15 суток. После отбывания наказания он пришел на работу и узнал, что его уволили за прогул.




По результатам года 9 «Б» класс занял первое место по школе. Директор решил поощрить классного руководителя 9 «Б» и в качестве поощрения увеличил ему продолжительность отпуска на полмесяца. Законно ли?


С связи с экономическим кризисом и резки падением объема продаж директор магазина издал новый корпоративный акт «О предоставлении отпусков работникам магазина», согласно которому все очередные оплачиваемые отпуска отменялись, а могли предоставляться отпуска за свой счет. Можно ли данный нормативный акт признать законным?


   4. Чтобы подвести итог урока  нам необходимо выполнить тест по данной теме.

Тест

1. Закончите следующее определение: «Трудовое право есть совокупность правовых норм, регулирующих

   а) отношения в сфере трудовой деятельности»;

   б) договорные отношения»;

   в) семейные отношения».

2. В каком основном правовом акте собраны нормы трудового права

   а) в Уложении о трудовых отношениях;

   б) Трудовой кодекс РФ;

   в) в Пакте о запрете эксплуатации в сфере трудовых отношений.

3. Акты нарушения трудовой дисциплины (трудового законодательства) называются:

   а) провинностями;

   б) преступлениями;

   в) дисциплинарными проступками.

4. Какие из перечисленных фактов относятся к дисциплинарным проступкам?

   а) неоплаченный проезд в городском транспорте;

   б) опоздания к началу рабочего дня;

   в) отказ выполнить распоряжения руководителя.

5. Какие воздействия предусмотрены рудовым законодательством для тех, кто совершает дисциплинарные проступки?

   а) замечание; в) выговор;   д) высылка;

   б) ссылка;      г) увольнение с работы; е) арест на 15 суток.

6. Что не редко заключает между собой работодатель и наемный работник?

   а) пакт о дружбе;

   б) договор о взаимном погашении долгов;

   в) трудовой договор.

7. Какие льготы имеет несовершеннолетние в соответствии с законодательством о труде?

   а) им платят больше, чем взрослым;

   б) у них короче рабочий день;

   в) им в обязательном порядке дают пепси-колу;

   г) им дают более продолжительный отпуск;

   д) их нельзя даже временно командировать на тяжелые работы.

Задача

         Буфетчица школы Баженова по дороге на работу попала в «пробку»: милиция перекрыла дорогу из-за аварии. Более того, работники милиции привлекли ее в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул, объяснив, что она, прежде чем соглашаться давать показания, должна была тщательно взвесить все «за» (помощь милиции в расследовании причин аварии) и «против» (голодными на весь день остались несколько сот учеников школы). Законно ли поступил директор школы?

   5. Оценивание учащихся за урок.

После окончания школы Валерий Тарасов долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолго: владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.


 


 Торговая палатка недалеко от дома, в котором проживали подростки, учащиеся ПТУ Халилов и Шаров, специализировалась на продаже овощей  фруктов. С согласия подростков их привлекали для разгрузки арбузов каждый Ра, когда постоянные работники не справлялись своими силами. Труд ребят оплачивался сдельно. Кроме того, подросткам поручалась ночная охрана арбузов, находившихся в пристроенном к палатке помещении. Участковый милиционер сообщил в инспекцию труда, что подростков используют на работах, запрещенных законодательством.


Водителя трамвая за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня на улице города, народный суд арестовал на 15 суток. После отбывания наказания он пришел на работу и узнал, что его уволили за прогул.




По результатам года 9 «Б» класс занял первое место по школе. Директор решил поощрить классного руководителя 9 «Б» и в качестве поощрения увеличил ему продолжительность отпуска на полмесяца. Законно ли?


С связи с экономическим кризисом и резки падением объема продаж директор магазина издал новый корпоративный акт «О предоставлении отпусков работникам магазина», согласно которому все очередные оплачиваемые отпуска отменялись, а могли предоставляться отпуска за свой счет. Можно ли данный нормативный акт признать законным?


1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

______________________________________________________________________

1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты.

2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц.

3. Олег по договору подряда за пять дней покрасил дачу гражданина Иванова, не покладая рук.

4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2, через сутки

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

1. На работу устраивается 16-летний гражданин. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за очень большие деньги.

2. При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы.

3. Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов.

4. Труд свободен. Принудительный труд разрешен.

______________________________________________________________________

Тест

1. Закончите следующее определение: «Трудовое право есть совокупность правовых норм, регулирующих

   а) отношения в сфере трудовой деятельности»;

   б) договорные отношения»;

   в) семейные отношения».

2. В каком основном правовом акте собраны нормы трудового права

   а) в Уложении о трудовых отношениях;

   б) Трудовой кодекс РФ;

   в) в Пакте о запрете эксплуатации в сфере трудовых отношений.

3. Акты нарушения трудовой дисциплины (трудового законодательства) называются:

   а) провинностями;

   б) преступлениями;

   в) дисциплинарными проступками.

4. Какие из перечисленных фактов относятся к дисциплинарным проступкам?

   а) неоплаченный проезд в городском транспорте;

   б) опоздания к началу рабочего дня;

   в) отказ выполнить распоряжения руководителя.

5. Какие воздействия предусмотрены рудовым законодательством для тех, кто совершает дисциплинарные проступки?

   а) замечание; в) выговор;   д) высылка;

   б) ссылка;      г) увольнение с работы; е) арест на 15 суток.

6. Что не редко заключает между собой работодатель и наемный работник?

   а) пакт о дружбе;

   б) договор о взаимном погашении долгов;

   в) трудовой договор.

7. Какие льготы имеет несовершеннолетние в соответствии с законодательством о труде?

   а) им платят больше, чем взрослым;

   б) у них короче рабочий день;

   в) им в обязательном порядке дают пепси-колу;

   г) им дают более продолжительный отпуск;

   д) их нельзя даже временно командировать на тяжелые работы.

Задача

         Буфетчица школы Баженова по дороге на работу попала в «пробку»: милиция перекрыла дорогу из-за аварии. Более того, работники милиции привлекли ее в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул, объяснив, что она, прежде чем соглашаться давать показания, должна была тщательно взвесить все «за» (помощь милиции в расследовании причин аварии) и «против» (голодными на весь день остались несколько сот учеников школы). Законно ли поступил директор школы?

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семейное право" урок обществознания в 11 классе

Тема урока – «Семейное право». Урок относится к правоведческому блоку, к разделу «Отрасли российского права». В программе, рекомендованной Министерством образования РФ на базовом уровне этой тем...

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ."ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ. НА УРОКЕ  ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ.  чАСТИЧНО ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТЕРИАЛ И В 10-11 КЛАССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕ...

Урок обществознания в 11 классе на тему: «Юридическая консультация» (практикум по теме «Трудовое право»)

Урок обществознания в 11 классе на тему:«Юридическая консультация»(практикум по теме «Трудовое право»)...

Схематический конспект урока по Праву "Гражданско-правовые отношения" 11 класс

схематическое изображение основных понятий темы "Гражданско-правовые отношения"...

Презентация "Потребитель и его права" Урок обществознания в 9 классе

В ходе урока ученики усваивают, что знание своих прав, умение ими пользоваться позволяет оперативно решать конфликтные ситуации, возникающие в случае нарушения их прав, как потребителей. Очевидно, что...

Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме «Права и свободы человека и гражданина»

Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме: «Права и свободы человека и гражданина»...