Роль СМИ .Национальный план противодействия коррупции.
план-конспект урока по праву (11 класс) по теме

СМИ -участник анкоррупционной коалиции ,роль СМИ  в противодействии коррупции,проблемы публикаций о коррупции..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smi.docx53.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль СМИ .Национальный план противодействия коррупции.

факультативное занятие для учеников 11 класса.(2 часа)

Цель урока:

 Углубление теоретического уровня познания учащимися такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее развитию.                                                                                                                    Развитие навыков работы нормативно-правовыми документами.                                                                      Воспитание активной жизненной позиции, усвоение учащимися практических мер по борьбе с коррупцией.                                                           Обзор российского  законодательства по борьбе с коррупцией, рассмотрены  последние изменения в антикоррупционном законодательстве, информация по российской практике противодействия коррупции.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала. Лекция учителя.

3.Закрепление нового материала- Национальный план противодействия коррупции.. Работа с текстом.

  4.Домашее задание. Подготовить самостоятельные экспериментальные публикации о коррупции в РФ, КЧР, других регионах.

2.Сообщение учителя.

Борьба с коррупцией, и это ни для кого не секрет, - сегодня является одним из наиболее приоритетных направлений национальной политики. Большое внимание этой теме уделяет и Президент, и Правительство страны, и власти на местах. Во всех 18 субъектах Центрального федерального округа, приняты региональные программы и законы по противодействию коррупции, работают комиссии, фонды и комитеты по борьбе с этим злом. Только за последнее время на территории округа проведено свыше 60 совещаний и конференций антикоррупционной направленности. На интернет-сайте Генеральной прокуратуры и ее территориальных подразделений, на официальных порталах органов государственной власти созданы специальные разделы для граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции. Борьба ведется жестко, открыто и бескомпромиссно.

Но есть и другая статистика. В 2009 году на территории одного из округов РФ выявлено более 11 тысяч преступлений, связанных с незаконным использованием служебного положения, осуждены свыше 500 высокопоставленных чиновников, в коррупционных скандалах были замешаны 95 глав муниципальных образований. Эти цифры – только вершина айсберга, его видимая часть. При этом они, хотя и не отражают реального положения дел, продолжают ежегодно расти. Это не может не беспокоить.

Коррупция стала социальной нормой Коррупцию используют независимо от социальных групп и места жительства. То, что действия для решений проблем являются коррупционными не всегда осознаётся, но коррупционным правилам решений проблем большинство подчиняется. Во многих случаях для обеспечения прав и свобод гражданам приходится использовать коррупцию. В России коррупция уже давно стала не только своеобразной нормой в политике, экономике и общественной жизни, но и составной частью практик в политике, экономике и общественной жизни. В этой ситуации вообще не разработаны и не реализуются долгосрочные цели государства и социума, невозможны ни модернизация, ни инновационное развитие страны.

Неэффективность бюрократической борьбы с коррупцией в России Коррупцией поражено всё государственное управление, поэтому сами органы государственной власти неспособны избавиться от коррупции внутри них. Использовать активность граждан и бизнеса в противодействии коррупции органы государственной власти опасаются. Поэтому когда власть пытается избавиться от коррупции – получается наоборот её усиление, потому что легальным способом решать проблемы бизнесменов и граждан очень сложно, а за взятки – легко и просто.

Практика противодействия коррупции в России Пропагандируется идея полной неискоренимости коррупции в нашей стране. Это обосновывается тем, что коррупция является социальной нормой, т.е. фактически уже не коррупцией, а способом жизни в России. Сводится к уголовным преследованиям крупных взяточников, проводимых в форме кампаний. Считается, что чем выше должность взяточника, тем больше будет пропагандистский эффект. Факты взяточничества высоких должностных лиц практически невозможно доказать юридически. Повседневная коррупция сводится к взяточничеству между гражданами и мелкими чиновниками, которое очень редко наказывается. Такое противодействие коррупции оказывается совершенно неэффективным, коррупция растёт.

Реальная цель противодействия коррупции Коррупционные проявления полностью невозможно исключить никогда, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия ей. Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение её уровня до такого, который не будет препятствием для развития страны, нашего социума, экономики, политики, государственного управления. Чтобы уровень коррупции снижался, нужно: постоянное повышение рисков, цены потерь и уровней нестабильности для коррупционеров; поиск, пропаганда и включение в нормы законов способов решений проблем без коррупции; общественные дискуссии с попытками выработки консенсусов поведения разных социальных групп, обеспечивающего солидарность, доверие, взаимную ответственность и поддержку.

Роль СМИ в изменении ситуации Изменение социальных норм рационально разработанными реформами вряд ли возможно. Но в общественных дискуссиях возможно вырабатывать консенсусы, т.е. добровольные ограничения прав и свобод, по общим принципам взаимодействий в социуме и правилам их применения в разных ситуациях. Поддержка таких общественных дискуссий и пропаганда применений выработанных в них консенсусов будет способствовать постепенному изменению социального порядка. Но постоянно будут и его нарушения, поэтому необходима столь же постоянная работа по его поддержке. СМИ могли бы поддерживать гражданское общество - в поддержании общих норм морали, а государство – в обеспечении прав, свобод и равенства всех перед законом. Это будет способствовать отказу от коррупционного социального порядка в нашей стране.

В реализации гражданских и государственных целей деятельности СМИ мешает и будет постоянно мешать двойственность их статуса. С одной стороны, свободные СМИ – институт выражения общественного мнения, т.е. гражданского общества. С другой стороны, современные СМИ – это организации бизнеса, который преследует частные интересы, а не гражданские. Так общественное мнение используется не для поддержки общей морали, а для победы в неправовой конкуренции частных интересов. Если допустить доминирование частного бизнеса в СМИ, они не смогут поддерживать гражданские ценности и содействовать снижению уровня коррупции. Желательно, чтобы ассоциации СМИ ограничивали доминирование частного бизнеса в их деятельности. Выбор рыночности или гражданственности – это выбор самих СМИ. Нужно только понимать последствия того или иного выбора.

Возможности СМИ в реализации своей гражданской роли Поддержка самоорганизации своих аудиторий разными способами, особенно заботясь о нерыночных ценностях. Вывод проблем поддержки нерыночных ценностей на телевидение и в Интернет. Связь этих проблем в преемственностью в социуме, повышение значимости старших социальных групп в нём. Поддержка обсуждений того, что государство должно защищать нерыночные ценности от экспансии рыночных отношений, а гражданское общество – поддерживать общие нормы морали. Направление коммуникации своих аудиторий на значимые общественные проблемы и обсуждение будущего языком, понятным своим аудиториям. Поддержка коммуникации граждан, бизнесменов и чиновников с целью выработок консенсусов по решениям общественных проблем. Демонстрация позитивного опыта в России и за рубежом. Тогда останется надежда на изменение социального порядка в России.
Поэтому все участники антикоррупционной коалиции, а их в стране достаточно много, ищут новые формы и методы противодействия засилью взяточников и казнокрадов.

Роль средств массовой информации в этом процессе неоднозначна. С одной стороны, без журналов, газет, радио, телевидения и интернет-ресурсов борьба с поразившим страну злом в принципе невозможна. С другой – представители СМИ и сами зачастую становятся фигурантами громких коррупционных скандалов, что дискредитирует принцип общественного контроля.

В современных российских условиях средства массовой информации являются малозначимым ресурсом для реализации действенных антикоррупционных стратегий и программ. Тем не менее, при желании, средства массовой информации могли бы постепенно таким ресурсом становиться.

Пока не началась активная деятельность государства, бизнеса и структур гражданского общества по снижению уровня коррупции столь же системная и масштабная, сколь и сама российская коррупции, средства массовой информации будут слабо востребованы в противодействии ей. Чаще всего востребованы будут очень короткие кампании из одной или нескольких публикаций об отдельных случаях коррупции, о которых граждане будут очень скоро забывать. Но, с другой стороны, если средства массовой информации не будут осуществлять хотя бы периодического участия в антикоррупционной деятельности, они не смогут эффективно работать в условиях реализации системных антикоррупционных стратегий.

Средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:
Просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции, устраивать своеобразные акции отказа от взяток. Многих граждан это интересует, такими акциями средства массовой информации привлекут к себе внимание своих потенциальных аудиторий, усилят свою общественную поддержку, повысят доходы от рекламы и т.п.
Просвещать чиновников о коррупции и способах жизни без коррупции.
Выстраивать коммуникацию между гражданами и чиновниками, бизнесменами и чиновниками, чтобы они постепенно находили возможности обсуждать реальные коррупционные действия и способы их избегать в своих практиках. Пока эти социальные группы о коррупции говорят на разных языках.
Искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населённых пунктах и регионах нашей страны. В этих случаях вполне можно ожидать распространения по регионам снижения коррупции в отдельных сферах деятельности. В этом довольно часто могут быть заинтересованы чиновники, бизнесмены, активисты негосударственных организаций, поэтому перспективы распространения российского опыта противодействия коррупции есть.
Просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах. Нужно только учитывать, что опыт, даже самый успешный, других стран должен обязательно адаптироваться к условиям России, не может применяться непосредственно.
Несколько средств массовой информации могли бы, объединив финансы, заказывать специализированным социологическим агентствам проведение объективных исследований коррупции. Очень интересными могли бы быть серии публикаций о коррупции, проводимые синхронно на основе исследований на телевидении, радио и в газетах. Кроме того, средства массовой информации могли бы своими публикациями способствовать выделению финансирования исследований коррупции и разработок антикоррупционных программ российским бизнесом и некоммерческими фондами.
Собирать досье и базы данных о потенциально коррупционных действиях и о потенциальных коррупционерах. При появлении информации из правоохранительных органов о начале уголовных преследований они, в таких случаях, могут с соблюдением мер предосторожности, публиковать дополнительные сведения, способные улучшить понимание предъявленных обвинений или предоставить оправдания незаслуженно обвинённым.
Содействовать разработкам и реализации антикоррупционных стратегий в городах, районах и регионах нашей страны. Такое содействие может быть как информационным, так и организационным.
Всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества. Эта деятельность косвенно будет, как в большинстве стран мира, снижать уровень коррупции.

В итоге – средства массовой информации могут инициировать противодействие коррупции, просвещать и направлять эту деятельность, быть инициаторами и организаторами постоянных обсуждений проблем коррупции.

Никаких обязательных требований к СМИ в противодействии коррупции не предъявляется ни обществом, ни бизнесом, ни государством. В этой ситуации редакторы и журналисты могут сами выбирать, какую им занимать позицию. Если они хотели бы реально содействовать снижению уровня коррупции, они могли бы тщательно продумав свои действия осуществлять хотя бы некоторые из описанных выше.

Поскольку для снижения уровня коррупции очень важно улучшение информированности о ней и изменение отношения к ней в обществе, роль средств массовой информации в противодействии коррупции очень важна. Были бы у редакторов и журналистов желание и возможности заниматься этой сложной, временами опасной, но весьма значимой для общества деятельностью.

Недостаток и неадекватность информации о коррупции в средствах массовой информации

Коррупция никогда не бывает полностью публичной, чаще всего полную и точную информацию о тех или иных коррупционных действиях имеют только их непосредственные участники. Все способы и процедуры осуществления коррупционных действий передаются в неформальном общении между потенциальными её участниками. Не существует зафиксированных в документах точных сведений о том, кому и как давать взятки в тех или иных организациях, потому что практика взяточничества постоянно изменяется.

Правда, в последний период некоторые зарубежные компании стали снабжать своих сотрудников, работающих в России, справочниками о том, как поддерживать неформальные отношения с российскими партнёрами и как давать взятки. Но и в этих справочниках не содержится исчерпывающей информации, позволяющей неопытному сотруднику иностранной компании установить все необходимые неформальные отношения и обеспечить гарантии выполнения договорённостей по выполнению решений, оплаченных взятками. Нередко такому сотруднику необходимо пройти своеобразную стажировку у тех, кто уже такого рода соглашения заключал и взятки давал.

Неформальный характер обмена коррупционным опытом и информацией о коррупции затрудняет сбор доказательств о нарушениях законов или норм морали при осуществлении действий, которые потенциально могут стать коррупционными. В результате у коррупционеров усиливается ощущение безнаказанности, а у граждан – ощущение безысходности борьбы с коррупцией. В частности, из-за неполноты информации любые публикации в средствах массовой информации о коррупции остаются неточными, неполными, не позволяющими обычно использовать такие публикации для предъявления юридических обвинений потенциальным коррупционерам. Это ещё больше усиливает ощущение безысходности в обществе и безнаказанность коррупционеров. А для журналистов такие публикации имеют высокий риск получения судебных исков со стороны описанных в этих публикациях коррупционеров, причём исков, в которых позиции коррупционеров по защите их чести и достоинства, как правило, выглядят в судебных заседаниях более обоснованными в силу юридической недоказанности обвинений.

Сенсационность и исключительность информации о коррупции противоречат её сущности

В современных публикациях средств массовой информации о коррупции чаще всего присутствует определённая сенсационность. Но это противоречит рутинному характеру современной коррупции, которая фактически присутствует во всех сферах деятельности власти, бизнеса и граждан, являясь как раз вполне рутинным, обыденным явлением. В реальности коррупция стала в России системной, в том смысле, что она уже не угрожает развитию общества, экономики и государственного управления, а уже давно стала своеобразной нормой и частью практик в политике, государственном и муниципальном управлении, в экономике и общественной жизни.

Поэтому ни власть, ни бизнес, ни граждане не воспринимают обычно публикации о коррупции как интересные: их представители обладают, как правило, намного более точной и адекватной информацией о коррупции. Немногие из граждан постоянно следят за развитием тех или иных коррупционных скандалов, ещё меньше тех, кто способен разобраться в существе таких коррупционных скандалов. Реагируя на это положение, и сами средства массовой информации всё меньше уделяют внимания коррупционным составляющим многих действий органов власти и управления, бизнеса, а также граждан и структур гражданского общества, не стремятся демонстрировать системный характер коррупции в нашем обществе, государстве и бизнесе.

Проблемы публикаций о коррупции

Знание конкретных методов осуществления коррупции, понимание её сущности и опасности негативных последствий, достижение общественного согласия не на уровне публичных высказываний, а на уровне структур общественного сознания по поводу наиболее распространённых признаков коррупционных действий, могло бы существенно способствовать противодействию коррупции. Для решения этой задачи журналисты и редакторы должны сами достаточно хорошо разбираться в коррупции, владеть методами сбора информации о коррупции, в частности, методами проведения журналистских расследований. Им необходимо также тщательно планировать свои публикации вместе с акциями в свою защиту, чтобы не получать самим судебных преследований и актов насилия со стороны недовольных и оскорблённых коррупционеров.

В современных российских условиях практически невозможно стало провести журналистское расследование коррупционных сговоров или действий. Причинами такого положения являются, в частности, следующие:

  1. Отсутствие практики и законодательной поддержки доступа к информации о коррупции граждан, структур гражданского общества и избранных депутатов. Нередко журналисты и активисты негосударственных организаций теряются, когда потенциальные коррупционеры начинают им задавать вопросы о том, есть ли у них полномочия правоохранительных органов для получения такой информации. Но таких полномочий во многих случаях не требуется, если потенциальные коррупционеры являются публичными должностными лицами: депутатами, министрами, руководителями регионов и т.п. Ограничением информирования граждан в таких случаях может быть только определённая секретность их деятельности, но эту секретность необходимо обосновать. А в большинстве других случаев потенциальный коррупционер, а не гражданин должен публично доказывать отсутствие коррупции в его действиях. В противных случаях, когда они отказываются дать публичные доказательства отсутствия коррупции в своих действиях, в цивилизованных странах такие чиновники или представители бизнеса уходят в отставки даже без осуществления против них уголовных преследований.
  2. Как правило, публикации средств массовой информации о коррупции используются в конкурентной борьбе в бизнесе и политике, а потому почти всегда бывают заказными. Нередко грамотные консультанты по связям с общественностью так выстраивают свои негативные кампании против конкурентов, что журналисты невольно вынуждаются сделать те или иные публикации. А сбор информации о коррупции самими журналистами в ходе собственных журналистских расследований становится совершенно исключительным явлением.
  3. Если публикации о коррупции производятся не по заказу, то соответствующие средства массовой информации обычно теряют возможные доходы: это не социальная реклама, никто не заинтересован в раскрытии неформальных отношений, связанных с коррупцией, даже обычно описываемые в публикациях как жертвы. Причина в том, что они решают свои проблемы, а такие публикации им могут помешать.
  4. В результате нет специализации в средствах массовой информации по коррупционной тематике, а это в свою очередь способствует отказу от проведения журналистских расследований и даже от публикаций о коррупции по данным, собранными какими-то заинтересованными лицами. Ведь без специализации очень трудно разобраться в существе коррупционных действий, а потому такими публикациями средства массовой информации могут приобретать для себя проблемы юридического характера. В таких ситуациях нередко происходит просто отказ от публикаций о коррупции, даже содержащих интересующие граждан подробности. Чаще такие публикации появляются уже тогда, когда какие-то публикации об этом деле прошли, а негативных последствий не наступило. Но эти вторичные публикации уже не несут новой информации и малоинтересны.
  5. Слабая защищённость журналиста, проводящего расследование, как в практике правоохранительной деятельности и деятельности СМИ, так и в нормах законодательства.

Проводя расследования и публикуя материалы о коррупции, журналисты и редакторы СМИ не должны включаться в чужие, как правило, коррупционные игры. Ведь любая коррупционная сделка, любое коррупционное действие обычно продумывается, информационное сопровождение таких сделок и действий для них очень важно. В идеале для коррупционеров выполнение журналистами своих профессиональных действий по информированию граждан, которые способствуют манипулированию сознанием граждан, работников и руководителей правоохранительных органов и т.п. Такая работа журналистов не всегда даже оплачивается коррупционерами, и тогда журналист искренне убеждён в чистоте своих действий и их мотивов. Именно поэтому журналисты и редакторы СМИ должны хорошо понимать и уметь на практике квалифицировать те или иные действия, как коррупционные. И тогда у них появится возможность расследовать коррупционные проявления и осуществлять публикации о них.

Но средства массовой информации не должны подменять в своих расследованиях правоохранительные органы. Это очень опасно, это опасно и для работников правоохранительных органов, но их всегда защищают и поддерживают коллеги, в том числе, и физически. Журналист, занимаясь расследованиями случаев коррупции, как правило, такой защиты не имеет. В российских условиях иногда даже опасно поручать охрану журналистов представителям правоохранительных органов, потому что они могут быть связаны теми или иными обязательствами с коррупционерами. Средства массовой информации могли бы заниматься не столько обвинениями коррупционеров, сколько выявлением мотивов, факторов, причин такого поведения, почему оно является выгодной для решений проблем и т.п.

Сами средства массовой информации, принадлежа к тем или иным финансово-промышленным группировкам, нередко оказываются вовлечёнными в коррупцию, поэтому не могут давать более или менее объективной информации о ней. Граждане это чувствуют и ещё больше теряют интерес к публикациям о коррупции. Поэтому такие публикации появляются ещё реже.

При этом явления коррупции в самих СМИ не должны закрывать возможности журналистов и редакторов, которые хотели бы отказываться от коррупции в своей деятельности и содействовать снижению уровня коррупции в других областях. Во многих странах мира удавалось использовать в противодействии коррупции ресурсы, частично коррупцией поражённые. Здесь многое зависит от выбора и желания редакторов и журналистов.

Одно из направлений работы средств массовой информации, относительно безопасное для СМИ и вполне адекватное специфике их деятельности, – это публикации результатов социологических, юридических и других исследований. Таким образом средства массовой информации могли бы способствовать более глубокому понимаю сущности и опасности коррупции в общественном сознании. Но пока очень мало проводится объективных исследований коррупции, поэтому публикуемые в средствах массовой информации сведения о ней, чаще всего, бывают искажёнными, ангажированными, необъективными. А мало исследований коррупции проводится потому, что никто не готов их финансировать, чтобы не раскрывать реальные процедуры принятия решений и осуществления управления во власти и бизнесе.

Какой могла бы быть роль средств массовой информации в противодействии коррупции

В современных российских условиях средства массовой информации являются малозначимым ресурсом для реализации действенных антикоррупционных стратегий и программ. Тем не менее, при желании, средства массовой информации могли бы постепенно таким ресурсом становиться.

Полностью избавиться от коррупции вряд ли удастся не только в России, но и в любых других странах мира. Но и в России, и в других странах мира можно существенно снизить её уровень. Поэтому, в частности, правильнее говорить не о борьбе с коррупцией, а о противодействии ей, ведь уничтожить, «побороть» коррупцию вряд ли удастся.

Пока не началась активная деятельность государства, бизнеса и структур гражданского общества по снижению уровня коррупции столь же системная и масштабная, сколь и сама российская коррупции, средства массовой информации будут слабо востребованы в противодействии ей. Чаще всего востребованы будут очень короткие кампании из одной или нескольких публикаций об отдельных случаях коррупции, о которых граждане будут очень скоро забывать. Но, с другой стороны, если средства массовой информации не будут осуществлять хотя бы периодического участия в антикоррупционной деятельности, они не смогут эффективно работать в условиях реализации системных антикоррупционных стратегий.

Средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:

  1. Просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции, устраивать своеобразные акции отказа от взяток. Многих граждан это интересует, такими акциями средства массовой информации привлекут к себе внимание своих потенциальных аудиторий, усилят свою общественную поддержку, повысят доходы от рекламы и т.п.
  2. Просвещать чиновников о коррупции и способах жизни без коррупции.
  3. Выстраивать коммуникацию между гражданами и чиновниками, бизнесменами и чиновниками, чтобы они постепенно находили возможности обсуждать реальные коррупционные действия и способы их избегать в своих практиках. Пока эти социальные группы о коррупции говорят на разных языках.
  4. Искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населённых пунктах и регионах нашей страны. В этих случаях вполне можно ожидать распространения по регионам снижения коррупции в отдельных сферах деятельности. В этом довольно часто могут быть заинтересованы чиновники, бизнесмены, активисты негосударственных организаций, поэтому перспективы распространения российского опыта противодействия коррупции есть.
  5. Просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах. Нужно только учитывать, что опыт, даже самый успешный, других стран должен обязательно адаптироваться к условиям России, не может применяться непосредственно.
  6. Несколько средств массовой информации могли бы, объединив финансы, заказывать специализированным социологическим агентствам проведение объективных исследований коррупции. Очень интересными могли бы быть серии публикаций о коррупции, проводимые синхронно на основе исследований на телевидении, радио и в газетах. Кроме того, средства массовой информации могли бы своими публикациями способствовать выделению финансирования исследований коррупции и разработок антикоррупционных программ российским бизнесом и некоммерческими фондами.
  7. Собирать досье и базы данных о потенциально коррупционных действиях и о потенциальных коррупционерах. При появлении информации из правоохранительных органов о начале уголовных преследований они, в таких случаях, могут с соблюдением мер предосторожности, публиковать дополнительные сведения, способные улучшить понимание предъявленных обвинений или предоставить оправдания незаслуженно обвинённым.
  8. Содействовать разработкам и реализации антикоррупционных стратегий в городах, районах и регионах нашей страны. Такое содействие может быть как информационным, так и организационным.
  9. Всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества. Эта деятельность косвенно будет, как в большинстве стран мира, снижать уровень коррупции.

В итоге – средства массовой информации могут инициировать противодействие коррупции, просвещать и направлять эту деятельность, быть инициаторами и организаторами постоянных обсуждений проблем коррупции.

Никаких обязательных требований к СМИ в противодействии коррупции не предъявляется ни обществом, ни бизнесом, ни государством. В этой ситуации редакторы и журналисты могут сами выбирать, какую им занимать позицию. Если они хотели бы реально содействовать снижению уровня коррупции, они могли бы тщательно продумав свои действия осуществлять хотя бы некоторые из описанных выше.

Поскольку для снижения уровня коррупции очень важно улучшение информированности о ней и изменение отношения к ней в обществе, роль средств массовой информации в противодействии коррупции очень важна. Были бы у редакторов и журналистов желание и возможности заниматься этой сложной, временами опасной, но весьма значимой для общества деятельностью.

Роль СМИ в противодействии коррупции

Являются ли российские СМИ трибуной общественного мнения и реальным инструментом в борьбе с коррупцией; с какими препятствиями сталкиваются журналисты, освещая данную тематику; как реагируют правоохранительные и другие государственные органы на информацию в СМИ о состоянии коррупции в том или ином регионе; что должно предпринять гражданское общество для защиты прав россиян на объективную, достоверную информацию.

ответьте на вопросы:

 

Как Вы оцениваете состояние дел с коррупцией и эффективность мер по борьбе с коррупцией в вашем регионе?

Как реагируют на имеющиеся злоупотребления местные СМИ; ведутся ли в местных средствах массовой информации журналистские расследования, и какие из них — если они были — вызвали наибольший резонанс среди жителей?

Поддерживают ли, поощряют ли местные власти действия СМИ по борьбе с коррупцией?

Как вы оцениваете работу федеральных СМИ по борьбе с коррупцией?

Какова может быть роль общественных палат регионов в этой работе?

Общественные организации (общественные деятели на местах), СМИ кто зарекомендовал себя, по вашему мнению, активным борцом с коррупцией?

Какие изменения в области СМИ необходимы, чтобы сделать работу по борьбе с коррупцией действенной?

3.Национальный план противодействия коррупции.

(для самостоятельного изучения)

В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьёзный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах и плане мероприятий по её проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения её коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью.

Раздел I

Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции

1. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающего, в частности:

а) определение понятий «коррупция» – как социально-юридического явления, «коррупционное правонарушение» – как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» – как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий;

б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;

совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;

возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности;

в) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональной уровне;

сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий;

введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

2. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений в целях:

а) установления административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесения административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации;

б) уточнения требований к судьям, лицам, претендующим на замещение должностей судей, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю Счётной палаты Российской Федерации, его заместителю, аудиторам Счётной палаты Российской Федерации и служащим Центрального банка Российской Федерации;

в) возложения на государственных и муниципальных служащих, дополнительных запретов, ограничений и обязанностей;

г) установления запрета на приём на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам;

д) законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

е) установления в качестве задачи оперативно-разыскной деятельности обнаружения имущества, подлежащего конфискации;

ж) создания возможности осуществления оперативно-разыскных мероприятий по запросу представителя нанимателя (руководителя) или должностного лица, обладающего такими полномочиями, для проверки достоверности представленных лицами, претендующими на замещение должностей судей, судьями, лицами, замещающими должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

з) приведения санкций за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствие с санкциями за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации;

и) обеспечения прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции.

Раздел II

Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции

1. Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере и включающих в себя:

а) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

б) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных соглашений;

в) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;

г) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;

д) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения.

2. Реализация системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:

а) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации их полномочий;

б) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации;

в) создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;

г) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объёма и результатов работы;

д) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

е) разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;

ж) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

3. Рассмотрение вопроса о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них следующих функций:

а) обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;

б) обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;

в) принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;

г) оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

д) обеспечение реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

е) проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений;

ж) взаимодействие с правоохранительными органами.

4. Разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований.

5. На основе изучения существующего механизма учёта интересов политических партий, социальных групп, юридических и физических лиц при разработке федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность.

6. Рассмотрение вопроса о целесообразности обязательного страхования рисков социального характера (обязательное медицинское страхование, страхование ответственности).

7. Повышение качества и оперативности оказания наиболее социально значимых услуг, в частности путём применения системы «одного окна» и электронного обмена информацией.

8. Решение вопроса о порядке передачи в доверительное управление принадлежащих государственным служащим и приносящих доходы ценных бумаг, акций, долей участия в уставных капиталах организаций.

Раздел III

Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению

1. Для повышения профессионального уровня юридических кадров требуется:

а) повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся;

б) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции;

в) воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону;

г) усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;

д) усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;

е) разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах;

ж) законодательное закрепление правила, в соответствии с которым судья федерального суда, впервые назначенный на должность, обязан проходить профессиональную подготовку.

2. Для повышения качества правового просвещения необходимы:

а) поддержка со стороны государства широкого участия Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», других общественных и религиозных объединений в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

б) формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности;

в) повышение правовой культуры общества в целом;

г) обеспечение условий для широкого доступа населения к специализированному правовому телевизионному каналу «Закон – ТВ».

Раздел IV

Первоочередные меры по реализации настоящего Национального плана

1. Правительству Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в пределах своей компетенции:

а) принять меры:

по соблюдению государственными служащими общих принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. №885 «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих»;

по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, создание которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. №269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»;

б) о принятых мерах и предложениях доложить Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции до 1 октября 2008г.

2. Правительству Российской Федерации:

а) предусмотреть разработку и финансирование мероприятий:

по созданию и использованию инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности по осуществлению перехода на электронные торги в режиме «он-лайн» при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд;

по расширению сети государственных бюро правовой помощи и центров социальной помощи населению, а также по методическому обеспечению их деятельности органами юстиции Российской Федерации;

по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей межведомственное электронное взаимодействие органов государственной власти, а также взаимодействие указанных органов с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

по созданию многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;

по размещению на соответствующих сайтах в сети «Интернет» решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

по расширению количества и повышению качества телевизионных программ по правовому просвещению;

б) до 1 февраля 2009г. внести в установленном порядке предложения по повышению денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

в) на основе обсуждения с представителями различных общественных объединений подготовить и до 1 февраля 2009г. внести в установленном порядке предложения о мерах, направленных:

на совершенствование механизма ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

на повышение оперативности оспаривания сделок, совершённых с нарушением законодательства Российской Федерации;

на расширение общественного контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

на совершенствование высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции, уделив, наряду с реализацией мер, указанных в разделе III настоящего Национального плана, особое внимание разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вопросу о целесообразности реализации программ высшего и послевузовского образования в области юриспруденции в непрофильных вузах, оптимизации количества диссертационных советов;

г) подготовить и в III квартале 2008г. внести в установленном порядке проект акта Президента Российской Федерации, определяющего во исполнение пункта 13 статьи 46 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003г. и статьи 29 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999г. центральные органы Российской Федерации, ответственные за реализацию положений антикоррупционных конвенций, касающихся взаимной правовой помощи по коррупционным делам;

д) разработать и в I квартале 2009г. внести в установленном порядке предложения по внедрению в практику механизма ротации государственных служащих.

3. Генеральному прокурору Российской Федерации и подчинённым ему прокурорам в целях предупреждения коррупции и обеспечения борьбы с ней усилить надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, при возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также активизировать работу координационных совещаний, создание и функционирование которых предусмотрено статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

4. Генеральному прокурору Российской Федерации:

а) организовать проверки законности использования государственного имущества. О результатах проверок, принятых мерах и соответствующих предложениях доложить Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции до 1марта 2009г.;

б) при представлении в соответствии со статьёй 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации ежегодного доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней;

в) информировать один раз в полгода Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями;

г) организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. Руководителям федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции разработать и до 1 октября 2008г. принять планы противодействия коррупции в соответствующих федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации.

6. Председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

а) до 1 сентября 2008г. совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации представить председателю Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложение о проведении в IV квартале 2008г. заседания указанного Совета, на котором рассмотреть вопросы защиты прав физических и юридических лиц, потерпевших от преступлений, а также возмещения физическим и юридическим лицам потерь от неправосудных решений и несоблюдения разумных сроков рассмотрения дел в судах из специально созданного для этих целей фонда;

б) обеспечить подготовку проектов федеральных законов, указанных в разделе I настоящего Национального плана, и их представление Президенту Российской Федерации до 15 сентября 2008г.;

в) обеспечить контроль за исполнением настоящего Национального плана и представление один раз в полгода председателю Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклада о ходе его выполнения и предложений по совершенствованию деятельности по противодействию коррупции.

7. Министерству юстиции Российской Федерации в 2009 году:

а) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработать и внедрить систему мониторинга правоприменения в целях своевременной корректировки законодательства Российской Федерации;

б) организовать осуществление антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

8. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

а) в IV квартале 2008г. представить предложения о целесообразности подписания Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999г. на основе анализа соответствия данной Конвенции правовой системе Российской Федерации и оценки возможных последствий её подписания;

б) в рамках Римской/Лионской группы экспертов «Группы восьми» инициировать принятие практических мер по расширению сотрудничества в области противодействия коррупции, в частности по возвращению имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений. О результатах доложить в IV квартале 2009г.

9. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации – Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и начальнику Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации усилить контроль за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам, касающимся захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерства.

10. Комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, созданным в федеральных государственных органах, ежегодно, к 1 февраля, докладывать о работе по предупреждению коррупции и мерах по совершенствованию этой работы Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Вопросы для закрепления темы :

-Считаете ли вы эффективным  нац.план противодействия коррупции?

-Есть ли у вас предложения по борьбе с коррупцией ?

-Как, по-вашему нужно наказывать коррупционеров?

-Страна ,в которой вы хотели бы жить?

4.Д/З . Подготовить самостоятельные экспериментальные публикации о коррупции в РФ, КЧР, других регионах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции

Классный час «Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции» Внеклассные мероприятия я стараюсь проводить вне классного кабинета. В зависимости от тематики мероприятия это может быт...

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...

Сценарий классного часа. 11 класс "Противодействие коррупции и антикоррупционная политика"

Сценарий классного часа в 11 классеКлассный руководитель: Бондаренко Н.Т.Противодействие коррупции и антикоррупционная политикаЦели:Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обуча...

Тематическое и поурочное планирование по программе "Противодействие коррупции исторический опыт, проблемы и пути реализации"

Тематическое и поурочное планирование по программе "Противодействие коррупции исторический опыт, проблемы и пути реализации"...

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...