УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
учебно-методический материал по праву (8 класс) по теме

Алещенко Тамара Михайловна

элективный курс для 8-9 классов; содержит Программу курса, методические рекомендации учителю, Рабочую тетрадь для учащихся, глоссарий, хрестоматийный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._poyasn._zap.docx24.2 КБ
Файл 2._programma.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

|         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа №2

адрес МБОУ: 347510, Ростовская область, Орловский р-н,

пос. Орловский, пер. Первой Конной Армии, 41

телефон 8 863 75 31 994

УМК

«ШКОЛЬНИКАМ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ –

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАЗДЕЛ – ПРАВО

17 ЧАСОВ

Выполнила Алещенко Тамара Михайловна

 учитель истории и обществознания

пос. Орловский

2012г.

Пояснительная записка

   УМК «Школьникам о правах ребенка» направлен на изучение международного и российского законодательства и судебной практики в  вопросах  правового регулирования прав ребенка и связью этих прав с повседневной  жизнью детей. Обучение школьников их правам является важной составляющей гражданского образования. В ХХ столетии цивилизованный мир от признания прав человека  пришел к признанию прав ребенка  как естественной нормы  человеческого общежития

Тема УМК актуальна, т.к. вопросы защиты прав ребенка в Российской Федерации постоянно выходят на первый план – мы часто слышим о нарушениях прав ребенка в семье, в школах,  в иностранных семьях, усыновивших российских детей.… Почему это происходит? Быть может, причина в незнании этих прав?  Но наивно полагать, что получение знаний о правах ребенка автоматически приведет к их полной реализации. Однако без этих знаний, без осознания их ценности, без сформированных установок на недопустимость нарушения прав ребенка общество не добьется своей цели – защитить ребенка. Курс призван познакомить школьников с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также школьники познакомятся с информацией о том, где они могут получить поддержку и помощь в случае нарушения их прав. Актуальность темы подтверждается вниманием к ней Российского государства  (политика в сфере защиты детей приобрела статус приоритетной) и мерами, предпринимаемыми государством в направлении повышения уровня жизни детей и их правовой защищённости.

Курс предлагается для преподавания в основной школе.

Рабочая программа элективного курса конкретизирует содержание предметной  темы «Право» образовательного стандарта в курсе обществознания, предлагается 17 учебных  часов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  

Основным источником теоритического материала УМК являются лекции по выделенным темам. Назначение лекции не только обеспечить теоретическую основу обучения, но и развить интерес к учебной деятельности, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Лекции соответствуют учебной программе УМК «Школьникам о правах ребенка».

В структуру УМК входят практикумы. Они содержат комплекс заданий, упражнений, игр, способствующих развитию практических умений и навыков. Практикум позволяет школьникам лучше усвоить, систематизировать и закрепить пройденный материал, приобрести умения и практические навыки, обучиться способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. На эту работу учащихся отводится значительная часть  учебного времени. Как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

В ходе реализации УМК используются различные формы организации учебного процесса: практическое занятие, решение задач, упражнения, защита проектов учащихся – все это направлено  на закрепление теоретических знаний.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных, в первую очередь из правовых источников и ее осмысление;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации по теме «права ребенка»;
  • формулирование собственных оценочных суждений о состоянии дел с правами ребенка в современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и жизненной рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по теме «права ребенка»;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

Цель УМК:

  • на основе изучения и анализа международных, государственных и региональных документов по правам ребенка создать у школьников теоретическую и практическую основу для отстаивания своих прав в современном обществе.
  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политико-правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  •  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  •  освоение системы знаний о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  •  формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В достижении поставленной цели решаются следующие задачи:  

  1. Познакомить школьников с историей развития международного законодательства в области защиты прав ребенка;

2.  Дать понятие  прав ребенка в системе международного права;

3. Изучить законодательное закрепление личных, социальных, политических прав ребенка, а так же прав ребенка в условиях экстремальной ситуации;

4. Рассмотреть вопрос о реализации  норм  защиты прав ребенка в Российской Федерации, выявить проблемы в этой области и сконструировать пути их решения.

Нормативной основой УМК стали:

   

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного и полного (среднего) образования,
  • Всеобщая декларация прав человека,
  • Декларация прав ребенка,
  • Конвенция о правах ребенка, иные международные нормативно-правовые акты,
  • Конституция РФ,
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иное федеральное законодательство РФ, законодательство субъектов РФ,
  •  практика Европейского суда по правам человека, практика российских судов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

В результате изучения курса ученик должен

  Знать/понимать

  • свое место и роль  в системе общественных отношений;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность правовых норм,  гарантирующих защиту прав ребенка;

 Уметь:

  • характеризовать основные права ребенка, выделяя их существенные признаки;  
  • анализировать актуальную  информацию о правах ребенка, выявляя  ее суть и содержание;

 Объяснять:

  • причинно-следственные связи изучаемых  социальных объектов в области прав ребенка;
  • Раскрывать на примерах общественной жизни  изученные теоретические положения;
  • осуществлять  поиск социальной информации из различных источников; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по теме курса;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по проблемам в области прав ребенка;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по проблематике в области прав ребенка;
  • применять обществоведческие знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным проблемам в области прав ребенка;

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, прав ребенка, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                               



Предварительный просмотр:

Содержание программы

Введение

Права человека

   Понятие «права человека». Классификация прав человека.  Всеобщая декларация прав человека. Ограничение прав человека. Права и обязанности. Личные (гражданские) права. Политические права. Экономические и социальные права. Права человека в России.

Права ребенка.

Отличие прав ребенка от прав взрослых.

Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция «О правах ребенка» ООН.

   Закрепление в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка. Законы, регулирующие права детей в России: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральный закон об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Права человека в школе. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. Основные нарушения прав ребенка в школе. Возможности обеспечения прав человека в деятельности ОУ.

Права ребенка в семье. Семейное законодательство о правах ребенка. Право знать своих родителей. Право на заботу родителей. Право на воспитание своими родителями. Право выражать свое мнение. Право на фамилию, имя, отчество. Имущественные права.

Ребёнок и труд. Регулирование труда работников в возрасте до 18 лет. Правовая охрана труда несовершеннолетних

Защита прав ребенка. Институт Уполномоченного по защите прав ребёнка.

Ребенок и правоохранительные органы: прокуратура, органы внутренних дел, органы опеки и попечительства.

Международная защита прав детей: Международная организация труда (МОТ); Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ);  Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);  Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ);  Фонд ООН по народонаселению; Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов

курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...

УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов

курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...

УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;

курс прелагается для преподавания в основной школе.он содержит пояснительную записку, программу курса, технологическую карту, методические рекомендации учителю, глоссарий, хрестоматию, рабочую тетрадь...

Родительское собрание «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»

Родительское собрание по теме: «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка» Проблема, которой посвящено собрание, является актуальной, поскольку речь идет о безопасности наших детей ...

Тест по обществознанию. Раздел «Право». 7 класс.

Тесты предназначены для проверки знаний учащихся как тренировочные или контрольные по теме: "Право" в 7 классе....

Тест по обществознанию раздел "Право" на базе открытого банка ФИПИ

Данный тест по обществознанию предназначен для проверки знаний учащихся по разделу "Право". Данный тест составлен на основе заданий к ЕГЭ из открытого банка заданий по обществознанию ФИПИ. Т...

Ответы на задания ФИПИ к ЕГЭ Обществознание (раздел "Право")

Данный материал представляет собой переработанные в формат Word (для удобства распечатывания) задания открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию (раздел "Право") и ответы на эти за...