Привовик
рабочая программа по праву (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Антипина Яна Дмитриевна

 

формирование социально-приемлемых форм поведения на основе развития мотивационно – целостных устремлений к социальной интеграции в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proggramma_pravovik.docx50.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания

«Находкинский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних

«АЛЬБАТРОС»

ПРОГРАММА

«ПРАВОВИК»

Разработчик:

Педагог-психолог

Багрий Я.Д.

г. Находка

2015г.

Пояснительная записка.

Правовое воспитание – это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с правовым обучением.

Актуальность правового воспитания несовершеннолетних достаточно очевидна. Слабое знание государственного устройства своей страны, системы правил, регламентирующих социальное поведение, законов и актов, под действие которых, попадает подросток за противоправный поступок; что относится к противоправному поведению и т.п.

Цель программы: формирование социально-приемлемых форм поведения на основе развития мотивационно – целостных устремлений к социальной интеграции в обществе.

Задачи:

  • коррекция психофизических особенностей личностного развития подростков;
  • сформировать систему нормативно-правовых знаний, регламентирующих жизнь подростка в России;
  • воспитание морально-нравственных установок ответственности за свою гражданскую позицию.

 Воспитательные мероприятия, направленные на повышение правовой культуры, осуществляется по трём направлениям:

1. Просветительская работа с воспитанниками и родителями.

2. Социально-правовая подготовка воспитанников к жизни в социуме.

3. оказание социально - психологической помощи воспитанникам.

Просветительская работа:

1. Беседы для воспитанников  и их родителей.

2. Проведение конкурсов по правовой тематике.

3. Изучение пособий по правой тематике.

4. Осуществление диагностики уровня правовой культуры воспитанников.

5. Организация и проведение ученических конференций по теме: «Право и закон»,

6. Применение учебно-правовых ситуаций по решению юридических казусов, практикумы, в основе которых лежит работа с юридическими документами.

Основы правового просвещения – развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях с учётом знаний о правовой ответственности.

При проведении занятий аспект необходимо делать на развитие умения программировать свои действия и поступки с учётом сложившихся обстоятельств.  

Календарно – тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности воспитанников

1.

Декларация прав ребенка. Права и обязанности детей.

1 час.

Лекция с элементами беседы, проблемная беседа, дискуссия, практическая работа.

2.

Права ребенка в Российской Федерации.

2 часа.

Лекция с элементами беседы, проблемная беседа, дискуссия, арт – терапия.

3.

Реализация прав в повседневной жизни.

3 часа.

Практическое применение полученных знаний, проблемная беседа, дискуссия, практическая работа.

4.

Понятие принуждения.

1 час.

Лекция с элементами беседы, проблемная беседа, дискуссия, практическая работа.

5.

Ответственность за принуждение.

2 часа.

Коллективная деятельность, самостоятельная деятельность, проблемная беседа, дискуссия, практическая работа.

6.

Способы противостояния принуждению

2 часа.

Практическая деятельность, проблемная беседа, участие в тренинге.

7.

Преступления против морали.

1 час.

Лекция с элементами беседы, проблемная беседа, дискуссия, практическая работа, работа в интернете, проектная деятельность, самостоятельная работа.

8.

Преступления против семьи несовершеннолетних.

1 час.

Лекция с элементами беседы, проблемная беседа, дискуссия, практическая работа, драматизация.

9.

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбой, изнасилование).

1 час.

Лекция с элементами беседы, проблемная беседа, дискуссия, практическая работа, коллективная деятельность, работа в команде.

ИТОГО: 12 часов.

План занятий.

Тема №1. Знакомство с декларацией прав ребенка. Права и обязанности детей. (1 час)

Цели: сформировать представления об основных нормативных документах, определяющих права и обязанности подростка; коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнений; сформировать правовые знания о правах и обязанностях детей.

Ход занятий:

1. Введений в тему (беседа): «Документы, законы и акты».

Педагог рассказывает и демонстрирует воспитанникам нормативные документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Декларация прав ребенка; Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РЗФ»; извлечения из семейного кодекса РФ.

2. Изучение новой темы (практическая работа):

Педагог предлагает воспитанникам проблемные ситуации для решения, которых ребятах используют нормативные документы и знания в области своих прав и обязанностей..

А) Саше 12 лет, он постоянно убегает из дома и ночует в лесу. Объясните, что нарушает ребенок?

Б) Родители Ани каждый день провожают её в школу, но она гуляет с друзьями и не посещает школу. Объясните, что она нарушает?

В) Мите 13 лет, он купил билет на поезд и уехал в другой город без родителей. Объясните, мог ли он купить билет и путешествовать без родителей?

Г) Андрею 14 лет, он решил купить себе мотоцикл. Объясните, имеет ли он право сделать эту покупку?

Д) Родители Вики ушли на работу, а она почувствовала себя плохо и решила вызвать врача. Объясните, может ли она самостоятельно вызвать себе врача?

Совместное заполнение таблицы «Права и обязанности несовершеннолетних»:

Возраст

Права

Обязанности

ПРАВА ребенка с рождения и до 18 лет:

Родившийся ребенок:

1. Имеет право на гражданство, имя, отечество и фамилию.

2. Имеет право жить и воспитываться в семье, занять своих родителей, получать от них защиту.

3. На имя ребенка может быть открыт счёт в банке.

Шестилетний ребенок:

1. Вправе посещать школу.

2. Вправе заключать мелкие бытовые сделки (т.е. купить в магазине шоколадку, недорогую игрушку ит.д.).

Десятилетний ребенок:

1. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии.

2. Дает согласие на усыновление, передачу его в приемную семью, восстановление родительских прав.

3. Выражает мнение, с кем из родителей, расторгших брак, он хотел бы жить. Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса.

Четырнадцатилетний подросток:

1. Имеет право получить паспорт.

2. Вправе с согласия родителей совершать сделки.

3. Вносить вклады в банки.

4. Имеет право обучаться вождению мотоцикла.

5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и т.д.).

Пятнадцатилетний подросток: имеет право поступить на работу (сокращенная рабочая неделя 24 час) независимо, учиться или нет несовершеннолетний подросток.

Шестнадцатилетний подросток:

1. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного управления.

2. Может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. эмансипированным в случае, если несовершеннолетний женился, занимается предпринимательской деятельностью, работает по трудовому договору.

3. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижению ими возраста 16 лет.

4. Разрешается смотреть фильмы эротического содержания, имеющие запрет «Дети до 16 лет не допускаются».

5. Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.

6. Имеет право на сокращённую рабочую неделю 36 часов.

7. Наступает ответственность за административные правонарушения в особом порядке (через комиссии по делам несовершеннолетних).

Семнадцатилетний подросток:

1. Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт.

2. имеет право обучаться вождению.

Восемнадцатилетний подросток:

1. Становиться полностью дееспособным и приобретает все права, на него налагаются соответствующие обязанности.

Самостоятельная работа с юридической литературой. Задание: найти в источнике и добавить в таблицу «обязанности детей». Проверка по цепочке выбранных «обязанностей».

«Турнир знатоков». В игровой форме, с опорой на заполненную совместно с педагогом таблицу, рассматриваются основные нормативные документы, определяющие права и обязанности детей.

3. Закрепление изученного материала (творческая работа):

Заполнение таблицы – памятки:

Я имею право

Документ, определяющий мои права и обязанности

Я обязан

Работа с понятиями: закон; права; обязанности.

Воспитанникам предлагается объяснить одно из понятий «закон», «право», «обязанности» и привести пример из личного опыта, как он в своей жизни использует это понятие. Опрос всех участников.

4. Заключительный этап:

- Формирование совместно с педагогом выводов о том, что у каждого ребенка имеются, не только права, но и обязанности которые необходимо соблюдать. Те дети, которые не соблюдают своих обязанностей, являются нарушителями закона.

Подведение итогов.

Тема№2. Права ребенка в Российской Федерации. (2часа)

Цели: познакомить с порядком отстаивания своих прав, способами их защиты; воспитывать правовую активность воспитанников; коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Подумать и выбрать из предложенных слов относящиеся к теме занятия: защита, транспорт, справедливость, прогулка, правоспособность, одежда. Объяснить понятия: «защита», «справедливость», «правоспособность».

2. Повторение.

Работа с таблицей «Права и обязанности детей»: педагог называет возраст – воспитанник права ребенка; педагог называет обязанность – воспитанник права ребенка; педагог называет возраст – воспитанник обязанности ребенка и т.д.

Игра в парах «Моё право – твоя обязанность»: воспитанник называет своё право и обязанность товарища, затем товарищ называет свое право и обязанность напарника (кто больше).

3. Основной этап:

Педагог раздает маски зверей и птиц, затем просит внимательно послушать сюжет сказки – игры.

Инсценировка театра – экспромта «мудрый Филин».

«Лесные зверята шалили, не слушались родителей, обижали слабого зайчишку и попали в ловушку, которую приготовили охотники. Мудрый филин объясняет права и обязанности лесным зверятам». Действующие лица: волк – задира, лиса – хитрая, заяц – тихоня и трус, медведь силач и заводила беспорядка, енот – ловкий и решительный , лось – упрямый и гордый, рысь – гордая и ловкая ит.д.

Воспитанники самостоятельно делают выводы о необходимости  выполнения прав и обязанностей, присутствие справедливости в случае обиды тихого зайца.

4. Заключительный этап:

Повторение названий нормативных документов, которые воспитанники изучали: Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс РФ.

Подведение итогов.

Тема №3. Реализация прав в повседневной жизни. (3 часа).  

Цели: обобщить и систематизировать знания о формах и способах защиты прав; коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей и отношений; воспитание потребности быть гражданином.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Назвать город, где родился, где сейчас живет каждый ребенок. Назвать округ, район, район проживания. Расставить по порядку значимости слова: округ, Родина, страна, район, город, улица, дом, Отчизна.

2. Введение в тему занятия (рассказ с демонстрацией видеосюжетов): «Кто может помочь?» (сеть окружных и районных Центров социального обслуживания, комиссии по делам несовершеннолетних, социальные приюты и т.п.).

3. Изучение новой темы:

Работа с понятиями: «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей», государственная политика в интересах детей», «общественные организации в интересах детей».

Объясните комментарии к видеоряду.

Рассказ воспитанников о том, какими социальными льготами пользуется его семья, он сам; чем его семье и ему самому помогли различные государственные и общественные организации.

Игра «Путешествие на необитаемый остров».

Сюжет игры: путешественники на воздушном шаре попадают в катастрофу и, чудом оставшись в живых, оказываются на необитаемом острове.

Задание: организовать колонию, определить права и обязанности жителей острова, выбрать органы самоуправления.

Применение знаний: практическое применение полученных ранее знаний, получение доказательств необходимости регламентации прав и обязанностей.

4. Заключительный этап:

Составление краткого рассказа «Как мне помогает государство расти и развиваться».

Подведение итогов.

Тема№4. Понятие принуждения. (2 часа)

1. Организационный момент.

Мини – плакаты с социальными изображениями: «Закон и порядок», «Нет наркотикам», «Алкоголь – зеленый змей», «Другая сторона жизни», «Подросток – будь внимательным к своим друзьям!».

Задание рассмотреть и объяснить, что художник хотел передать своими плакатами. «Запомни порядок с плакатов» - воспитатель меняет плакаты местами, надо восстановить порядок. Нарисовать свой мини-плакат (сюжет придумать самостоятельно).

2. Введение в тему (рассказ педагога):

Педагог рассказывает содержание основных понятий темы, обращает внимание воспитанников на содержании статей УК. Воспитанники заполняют таблицу:

№ ПП.

Способы принуждения

Примеры

3. Изучение новой темы.

Работа с источником «Уголовный кодекс». Задание: найти статьи по заданию педагога и прочитать: принуждение к сексуальным отношениям, к употреблению наркотиков, к их приобретению, хранению, транспортировке наркотических средств, к совершению других противоправных деяний. Обсудить меры наказания за противоправные действия. Работа с понятиями: «угроза», «шантаж», «вымогательство», «обман», «психологическое давление», «физическое давление». Объясните, как проявляются эти воздействия со стороны других лиц.

«Как уберечь себя от такого воздействия». Как противостоять принуждениям, угрозам, шантажу, вымогательству, обману, психологическому давлению, физическому давлению; куда обращаться за помощью, раздает буклеты «телефон доверия», «Горячая линия для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию».

Педагог выносит на обсуждение воспитанников жизненные ситуации, в которых описываются различные формы принуждения. Организуется групповая, затем коллективная дискуссия.

4. Подведение итогов.

Тема №5. Ответственность за принуждение (2часа).

Цели: закрепить и систематизировать знание статей УК РФ об ответственности

Тема №5. Ответственность за принуждение (2 часа)

Цели: закрепить систематизировать знание статей УК РФ об ответственности за принуждение к сексуальным отношениям и употреблении ПАВ, а также противоправным действиям; коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей; сформировать ценностные установки законопослушного поведения.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

А) Упражнение в установлении причинно-следственных связей. Воспитанники называют по цепочке качества, которые в человеке ценят больше всего; какие качества в человеке им не нравятся больше всего (повторы запрещены).

Подобрать сюжеты иллюстраций к названным качествам (картинки: дети поливают цветы, убирают дом, дерутся, доброе лицо, злое лицо и т.д.).

Работа в малых группах «Перечислить, какие психоактивные вещества известны и к чему они приводят» (коллективная подготовка ответа с выступлением т группы).

2. Введение в тему (беседа педагога):

Педагог разъясняет содержание основных понятий темы.

Наркотические вещества и ответственность.

Наркотические вещества – это вещества искусственного или природного происхождения, в том числе препараты, а также растения, классифицируемые в качестве таковых, и включенные в список наркотических средств, издаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве РФ.

Виды противоправных деяний и ответственность за них:

Законом предусмотрена уголовная и административная ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ на территории РФ:

1. Незаконное приобретение, хранение, изготовление, переработка, перевозка, сбыт наркотических веществ (ст. 228 УК РФ).

2. хищение наркотических веществ или психотропных веществ ( ст. 229 УК РФ).

3. Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ).

4. Организация либо содержание притонов для употребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ).

Условия ответственности.

Ответственность за совершение указанных противоправных деяний наступает с 16 лет. Ответственность за хищение наркотических средств наступает с 14 лет.

За приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта наступает административная ответственность в соответствии со ст. 44 КоАП.

Лицо, добровольно сдавшее наркотики или психотропные вещества, и активно способствующее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождаются от уголовной ответственности.

3. Изучение новой темы:

Воспитанникам предлагается самостоятельно сформулировать определение понятий: «ответственность», «принуждение», «склонение», «преступление», «наказание», «преступник», «жертва», «пострадавший».

После того, как каждый воспитанник выскажется, педагог выписывает на доске формулировки – определения по каждому понятию. Проведение сравнительного анализа формулировок – определений, данных воспитанниками с определениями, сформулированными в нормативных документах.

Работа с первоисточником (юридическая литература). Задание: найти значение понятий «защита прав человека», «отягчающие вину обстоятельства».

Проведение юридического КВН по основным понятиям: ответственность, принуждение, склонение, преступление, наказание; преступник, жертва; защита прав человека (адвокат, судеб0мединская экспертиза, правоохранительные органы); отягчающие вину обстоятельства (групповое преступление, преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.д.).

4. Заключительный этап:

Награждение лучших игроков КВНа.

Подведение итогов.

Тема №6. Способы противостояния преступлению. (1 час).

Цели: проинформировать воспитанников о различных видах и способах противостояния; коррекция мышлении на основе упражнений в анализ – синтезе; развитие навыков уверенного поведения.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

- Ребята как отличить хорошего мальчика от хулигана? Если вас предлагают закурить, что вы сделаете? Если ваши друзья в парке пьют пиво, вы тоже будете? Если ваш знакомый  попросил передать свёрток, но не говорит, что в нём, что вы будете делать? Если ваш знакомый заставляет вас украсть в магазине что-то, что вы будете делать? Если несколько ваших «друзей» решили «разобраться» послу уроков с одноклассником и требуют, чтобы вы помогли им, что вы будете делать?

2. Введение в тему.

А) Упражнение на коррекцию мышления.

Сложить слова из отдельных частей, поставить их в нужную часть таблицы (слова могут быть написаны на разном цветовом фоне, что облегчит выполнение задания).

Слова: безответственность, неосторожность, настойчивость, доверчивость, догадливость, слабохарактерность.

Б) Заполнение таблицы.

Способы противостояния

Умение сказать «нет»

Бесхарактерность

3. Обобщающая беседа.

«Сюжеты из жизни». Рисование.

4. Подведение итогов.

Тема№7. Тренинг «умей сказать нет».

Организация тренинга:

Тренинг включает в себя 2 занятия по 2 академических часа. Занятия должны проходить в тренинговом зале или комнате, имеющей достаточную площадь для проведения динамических упражнений.

Цель тренинговой работы – формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию (пробы ПАВ) и совершения правонарушений.

Ожидаемые результаты тренинга: снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, развитие волевых качеств личности и уверенного поведения, повышение ответственности подростков за свои поступки, снижения риска совершения правонарушений и употребления ПАВ.

Первая часть тренинга.

Цель: развитие у участников умения решать проблемы, сообразуясь с ценностями здорового образа жизни; коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей и отношений.

Приветствие: создание доброжелательной рабочей обстановки.

Групповая дискуссия.

Ведущий спрашивает ребят: почему в трудных ситуациях человеку важно принять решение самостоятельно? Что чувствует человек, кода его заставляют что-то делать? – Участники вспоминают техники сопротивления давлению, способы сказать «нет».

Упражнение «Имея дело с проблемами».

Ребятам предлагается ряд ситуаций на карточках, которые они должны проанализировать по предложенной схеме и записать свои ответы.

Схема анализа ситуаций:

1. В чем проблема участника ситуации?

2. Какой выбор есть у него (неё)?

3. Каковы возможные последствия (отрицательные, положительные)?

4. Какой выбор влечет за собой лучшие последствия?

5. С кем герою целесообразно поговорить прежде, чем он  (она) примет решение?

6. Какая техника сопротивления  (способ говорить «нет») наиболее эффективна в данном случае?

Ситуации предлагаются самими учащимися, в том числе из жизни класса. Также могут быть использованы следующие, типичные варианты ситуаций:

  • Алеша шел домой из школы. Когда он вошел в свой подъезд, то увидел своего друга Андрея. «Эй, присоединяйся ко мне, - сказал Андрей, давай вместе попьем коктейль. Я угощаю!»
  • Алла недавно переехала жить в другой район города и начала учиться в новой школе. У нее совсем нет друзей. Одна девочка, живущая недалеко, приглашает её к себе на вечеринку: «Алла, привет. Приходи сегодня ко мне. Будут все наши парни, бухло … круто потусим. Ты же должна влиться в компанию, ответ «НЕТ» не принимается, поняла?»
  • Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе, кроме них, никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч. «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?» - спросил один из подростков и достал из кармана тюбик с клеем. Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились. «А ты чего расселся? – спросил один из них Сергея, - А ну, давай с нами!». Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.

По завершению работы ребята зачитывают свои ответы, совместно ищут наиболее удачные и комментируют их.

Упражнение «Предложение и отказ»

Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждая подгруппа вытаскивает карточку с ситуацией, с которой может столкнуться подросток. Прочитав ситуацию, ребята должны совместно продумать способ отказа. Задача участников – придумать наиболее правильный вариант отказа и разыграть его.

Ситуации:

1. На перемене в туалете несколько парней курят. Ты не куришь, но очень хочешь постоять с ними. Подходишь к ним. Вдруг один из парней говорит, что идет учитель и кидает пачку сигарет тебе в карман. Учитель подходит и, чувствую запах табака, просит вывернуть карманы. Учитель находит у тебя пачку, отбирает её и хочет отвести и тебя к директору. Один из парней шепчет тебе, что если ты их выдашь, то можешь не приходить больше в их компанию и более того, тебя ещё угрожают избить. Что ты сделаешь?

2. Ты идёшь с друзьями по улице. У вас нет денег, но очень хочется пойти поиграть в «стрелялки». Все решают, что нужно просто отнять телефон у какого-нибудь «мелкого» и продать его в ближайшем переходе. Все решают ограбить идущего мимо мальчика. Ты понимаешь, что делать этого не хочешь, но твои друзья называют тебя слабаком и трусом. Что ты сделаешь?

3. Твой лучший друг решил попробовать травку. Один он боится и не знает где её достать. Предлагает тебе все сделать с ним, так как ты его лучший друг и не можешь ему не помочь. Ты этого делать не хочешь, но он твой Друг! Твои действия?

Как вы выбрали тот или иной способ отказа и почему? Что чувствовали в роли участников? Общие впечатления от упражнения?

Упражнение «Ценности здорового образа жизни!».

Ведущий предлагает встать тем, участникам, которые: по утрам делают зарядку; катаются на коньках и роликах; готовы никогда не курить; умеют хорошо плавать; знают о вреде пива и водки; добились успеха в каком-то полезном деле; умеют сказать «НЕТ», когда это требуется; отвечают сами за свои поступки; способны отказаться от вредного предложения в любом случае.

Всех встающих каждый раз награждают горячими аплодисментами и поддерживают словами: «Это здорово! Вы молодцы!».

Рефлексия по всему занятию – участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии и задают вопросы.

Прощание.

Вторая часть тренинга.

Цель: формирование умения противостоять негативному влиянию.

Приветствие: создание доброжелательной рабочей обстановки. Упражнение «Учимся говорить «НЕТ!».  

Цель:  формирование навыков аргументированного отказа.

Каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой или приказом. Задача: сказать «нет», при этом обосновав свой отказ.

В каких случаях было легче отказать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как правило, очень трудно отказаться, когда человек просит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.

Замечания: необходимо предупредить ребят, что просьба должна иметь не оскорбляющий характер.

Мозговой штурм «Противостояние влиянию».

Цель: развить умения противостоять влиянию со стороны.

Подросткам предлагается обсудить, что такое влияние и на что или на кого можно повлиять? Влияние – это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации? Далее обсуждается, всегда ли влияние отрицательно? Каким образом можно отличить   отрицательное влияние? (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избегание, давление на личность и т.д.). подросткам предлагается высказаться, хочется ли им поддавать такому влиянию, и к каким последствиям может привести соглашение? Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Составляется план безопасности. Необходимо убелить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять.  В план должны быть включены пункты и такие пункты, как обращение к родителям, взрослым, учителям, в органы милиции, телефоны доверия.

Замечания: у некоторых ребят, возможно, уже был опыт обращения за помощью с отрицательным исходом для них самих. В этом случае нужно сказать подросткам, что каждый человек имеет право на ошибку, но не стоит думать обо всех людях, что они в каждом случае обращения за помощью оттолкнут. Откажут ли осмеют. Там работают профессионалы, и они знают, как помочь.

Ролевая игра «Ситуация принуждения».

Цель: моделирование ситуации принуждения со стороны.

Подросткам предлагается разыграть сценку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить противоправный поступок. В группе обсуждаются различные исходы ситуации.

Замечания: нужно рассматривать тех ребят, которые «подвергались» принуждению, и тех, которые «принуждали», об их чувствах в этот момент. Так же обсуждается и то, чего «принуждающий» в этой ролевой игре добился? Для чего ему это было нужно? Вероятно он надеялся, что отвечать не придётся никому, виновного не найдут.

Упражнение «Невольная борьба».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий: «Для выполнения этого упражнения вам понадобиться партнер, который очень занят, куда-то спешит, отказывается, отнекивается и вообще не хочет иметь с вами дело. Хихикая, обхватите его руками и приступайте к борьбе. Это упражнение развивает не только устойчивость к предложению побороться, но и к настойчивости от неё. Итак, разбиваемся на пары и тренируемся.

Рефлексия.

Цель: получение обратной связи.

Участники делятся впечатлением о прошедшем занятии и задают вопросы. Подведение итогов. (Кто что получил за эти два дня? Что понял и не понял? С каким настроением уходит?)

Тема №8. Преступление против морали (1 час)

Цели: воспитание правовой активности.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

А) Упражнение на установление логических связей.

Подобрать способы наказания к иллюстрациям (курят в метро, пьют на улице, ругаются на школьно площадке, дерутся, воруют).

Б) Обобщающая беседа «Что такое противоправное поведение?».

2. Объяснение (беседа педагога с демонстрацией видеофильма).

Во время беседы воспитанникам предлагается рассмотреть видеоматериал «Основные составы преступлений направленные против здоровья населения и общественной направленности».

Работа с понятиями: возраст наступления уголовной ответственности; преступление.

Административным преступлением признается противоправное виновно действие (бездействие) физического и юридического лица, за которое устанавливается административная ответственность. Административная ответственность наступает с 16 лет.

Уголовным преступлением признается совершенное общественно опасно деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ. Уголовная ответственность наступает с 16 лет. В действующем Уголовном кодексе РФ, для лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 16 лет, предусмотрена уголовная ответственность по 20 статьям.

3. Изучение новой темы (проблемная дискуссия):

Какие преступления совершают подростки чаще всего? – это кражи, грабежи, хулиганство и преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков. Педагог комментирует каждое преступление.

Работа с первоисточником (юридическая литература): воспитанникам предлагается найти статью и прочитать её (один из воспитанников читает вслух), затем педагог комментирует её.

Практическая работа  в сети интернет: подобрать примеры из жизни подростков, совершивших какое-либо из изучаемых преступлений.

Практическая работа в сети с использованием компьютера: подготовить презентацию «Что приводит к преступлению» (до 5 слайдов). Возможно, кто-то из воспитанников захочет заменить задание на рисование комиксов.

Ролевая игра «Встать, суд идёт».

Воспитанники сами предлагают сюжет по изучаемым преступлениям. Педагог помогает вести линию сюжета, делает информационно - юридическую поддержку.

4. Заключительный этап.

Оформление выставки комиксов. Поощрение участников игры и активных создателей презентации.

Подведение итогов.

Тема №9. Преступления против семьи и несовершеннолетних (1 час).

Цели: сформировать представления о составах преступлений, направленных против несовершеннолетнего и его семьи, предусмотренных УК РФ; сформировать навыки поведения воспитанников, в случае совершения против них преступлений и формы обращения за помощью; коррекция мышления на основе упражнения в классификации.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Нарисовать себя с членами семьи и подписать их «Моя семья». Подобрать определение, характеризующее каждого члена семьи (мама добрая, отец серьёзный, сестра ответственная и т.д.).

2. Упражнение в классификации:

А) Работа с понятиями: «вовлечение в совершение преступления»;  «жестокое обращение». Воспитанники объясняют, приводят примеры, дополняют друг друга. Педагог комментирует ответы, помогает наводящими вопросами.

Б) Заполнение таблицы  «Сюжеты жизни».

Жестокое обращение

Вовлечение в преступление

- угрозы

- побои

- оскорбления

- проба наркотика

- пассивное наблюдение за изнасилованием

3. Изучение новой темы (рассказ педагога с элементами беседы, сопровождающиеся видеорядами, пояснение просмотренных ситуаций).

«В УК РФ существует глава, посвященная преступлениям против семьи и несовершеннолетних. Ты должен знать, что взрослым, так или иначе приглашающим тебя совершить какие – либо преступные действия ты просто необходим для того чтобы самим избежать наказания или значительно облегчить себе совершение преступления за твой счёт. Если тебя вовлекают в совершение преступления, например, постоять покараулить пока остальные куда-нибудь незаконно проникли или тебя просят залезть в форточку и открыть дверь, знай, что ты становишься участником преступления и подлежишь уголовной ответственности. Того человека, который вовлек тебя в совершение преступления, ждет наказание в виде лишения свободы на 5 лет. А если этот человек один из твоих родителей, твой учитель, или на него возложены обязанности по твоему воспитанию (опекун или попечитель), ждет наказание на срок до 6 лет».

Практическая работа в форме игры «Законодатель»

Разыграйте ситуацию, появление себя в роли законодателей (основе ранее изученного материала).

Задание: придумать новые законы для детей и подростков по изученной теме и инсценировать их (драматизация).

Применение знаний: практическое применение полученных знаний, получение доказательств необходимости регламентации прав и обязанностей.

4. Заключительный этап:

Оформление выставки «Моя работа».

Подведение итогов.

Тема №10. Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). (4 часа)

Цели: познакомить с правилами поведения в опасных ситуациях для жизни ситуациях; коррекция мышления на основе упражнения в анализе-синтезе; воспитание ответственного отношения к собственной жизни.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

- перечислить опасные для жизни ситуации.

- назвать телефоны служб срочной помощи милиции, скорой помощи, городской телефон доверия.

2.  Изучение новой темы:

А) Объяснение понятий: опасные для жизни ситуации, связанные с преступлениями драка, разбойное нападение, изнасилование. Способы защиты, приемы самообороны.

Б) Работа с таблицей «Сюжеты жизни».

В) Упражнение в анализе жизненных ситуаций.

Выработка алгоритма правильного поведения в подобных ситуациях по каждому типу случаев (метод Брейнсторминга): драка, разбойное нападение, изнасилование.

Во время дискуссии воспитанникам предлагается предложить свои идеи или даже просто понятия и слова в дискуссию. Затем совместно с педагогом делается разбор и анализ всех высказанных идей и решений. При этом соблюдаются правила:

  • Все без исключения участники должны назвать слово или рассказать о ситуации, даже если кажется, что это не важно для решения поставленной задачи (любой речевой сигнал стимулирует у другого какие-то ассоциации);
  • Идеи и ассоциации участников не подлежат регламентации какими-либо правилам. Они фиксируют на листах бумаги в свободной форме;
  • Ориентация на проблему важнее ориентации на решение, поскольку слишком ранняя концентрация на какое-либо определенное решение усложняет поиск (возможно более перспективных) альтернатив;
  • Несогласие или разногласия по поводу высказанных идей могут даже способствовать рождению новых идей. Аудиозапись и прослушивание групповой дискуссии.
  • Выделение нужной идеи происходит после дискуссии; сама дискуссия используется для поиска идей;
  • Педагогу ни в коем случае нельзя показывать, что какая0либо из высказанных идей или какое-либо решение ему нравиться больше, поскольку воспитанники в этом случае имеют тенденцию развивать после этого только одну эту идею, а не искать новые инновационные идеи. Креативность ухудшается.
  • Количество важнее качества, поскольку в первую очередь речь идет, чтобы найти идеи;
  • Любая попытка критики или комментария во время брейнсторсминга должна пересекаться или должна быть отложена до окончания дискуссии.

Авторство всех найденных идей не индивидуально, а коллективное. Это важно, поскольку важная характеристика метода брейнсторсминга в том, что идеи могут и должны быть подхвачены и развиты другими. Поэтому никто из участников брейнсторсминга не может присвоить себе авторство каких-либо идей и результатов.

1 этап генерирования идей.

Правила:

  • Идей должно быть как можно больше
  • Критика в любом виде запрещена
  • Обосновывать идеи не нужно
  • Всячески приветствуется развитие идей партнерства
  • Каждая идея фиксируется

Образ: «Свободное качение»

2 этап анализа.

Правило: найти рациональное зерно в каждой (даже кажущейся совершенно невероятной) идеи.

3 заключительный этап.

Работа с новым материалом. Задание: пояснить, как ты будешь вести себя в данной ситуации.

Педагог предлагает воспитанникам заранее подобранные проблемные ситуации. Работа может быть продолжена индивидуально и в малых группах.

Подведение итогов.