Программа элективного курса "Основы правовых знаний"
рабочая программа по праву (10 класс) на тему

Миронова Анастасия Стефановна

Авторская программа элективного курса "Основы правовых знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_pravovyh_znaniy_elektiv.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

«Право» как элективный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.

Правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое  обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.

Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

«Право» как учебный предмет обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями  учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы  отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:

проблемы взаимоотношений права и государства;

система и структура права;

правотворчество и правоприменение;

правоотношения;

правонарушения и юридическая ответственность;

право и личность;

основные правовые системы современности;

конституционное право;

гражданское право;

семейное право;

трудовое право;

административное право;

уголовное право;

экологическое право;

международное право;

правосудие;

юридическое образование.

.

Цели

Изучение права в старшей школе  направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права  в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.

Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения права ученик должен
знать/понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики; 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; 
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах); 
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(34часа 10 класс)

№ п\п

Раздел

Тема и количество часов на ее изучение

I.

Право и государство.

13 часов

Происхождение права и государства. (2)

Сущность права. (2)

Сущность государства. (2)

Формы государства. (2)

Функции государства. (2)

Гражданское общество. (2)

Тестирование. (1)

II.

Форма и структура права.

 11 часов

Право в системе социальных регуляторов. (2)

Нормы права.(2)

Источники права. (2)

Система права. (2)

Правовые системы современности. (2)

Тестирование. (1)

III.

Правотворчество и правореализация.

10 часов

Правотворчество. (2)

Реализация и толкование права. (2)

Правовые отношения. (3)

Законность и правопорядок. (2)

Механизм правового регулирования. (1)

Итого: 34 часа

Календарно-тематический план

(34 часа 10 класс)

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Содержание материала (основные вопросы и понятия)

Дата

 Тема 1. Право и государство.

 (13 часов)

1-2

Происхождение права и государства.

1

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определения понятий. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе.

Ранние формы права и государства. 

3-4

Сущность права. 

1

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве.

5-6

Сущность государства. 

1

 Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.

7-8

Формы государства. 

Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.

9-10

Функции государства.

Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.

11-12

Гражданское общество. 

Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.

13.

Урок обобщения. Тестирование.

Тема 2. Форма и структура права. (11 часов)

14-15

Право в системе социального регулирования. 

Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.

16-17

Норма права. 

Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.

18-19

Источники права. 

Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

20-21

Система права. 

Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.

22-23

Правовые системы современности. 

Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.

24

Урок обобщения. Тестирование.

Тема  3.Правоотношения и правовая культура (10 часов)

25-26

Правотворчество. 

Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.

27-28

Реализация права. 

Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.

29-31

Правовые отношения. 

Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.

32-33

Законность и правовой порядок. 

Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.

34

Механизм правового регулирования. 

Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.

             Литература для учащихся:

  • Никитин А.Ф. «Правоведение» учебник для 10-11 классов М. «Просвещение» 2007 г.
  • Кашанина Т.В. , Кашанин А.В. «Право» учебник для 10-11 классов. Базовый уровень «Вита-пресс» М. 2009
  • Боголюбов Л.Н. Право: Учебник для 10 класса. Профильный уровень: М.:  «Просвещение», 2010.

           Литература для учителя:

1.  Основные кодексы и законы РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Программа элективного курса "Основы правовых знаний".

Программа элективного курса для 9 класса....

Рабочая программа элективного курса «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Важнейшая задача в современных условиях Российской Федерации это не только  изучение основ права и повышение уровня знаний по праву у населения Российского государства, в том числе и у  учен...

Адаптированная образовательная программа по основам правовых знаний. Факультатив, 6 класс.

Предлагаю вам адаптированную программу по факультативу «Основы правовых знаний» для учащихся 6-ых классов коррекционной школы (для учащихся с нарушением интеллекта). Программа рассчитана на 1 год обуч...

Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»

Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»  разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями  Концеп...

Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»

Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»  разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями  Концеп...

Программа элективного курса "Правовой багаж подростка"

Программа элективного курса "Правовой багаж подростка"(пояснительная записка, КТП)...