Народное представительство и проблема абсентеизма
план-конспект урока по праву по теме

Шагдуров Анатолий Санжиевич

План-конспект урока о народном представительстве и проблеме абсентеизма, опубликованный в сборнике "Избирательное право. Избирательный процесс" (из опыта работы по повышению правовой культуры молодых избирателей) / Ред. Д.А.Ивайловский. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», - 2005. – 156 с.,: ил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_predstavitelstvo_i_problema_absenteizma.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Избирательное право. Избирательный процесс (из опыта работы по повышению правовой культуры молодых избирателей) / Ред. Д.А.Ивайловский. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», - 2005. – 156 с.,:ил.

Народное представительство и проблема абсентеизма.

(план конспект урока)

Цели:

  • подвести учащихся к пониманию, что демократия это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к закону и способности к сотрудничеству с нею; к пониманию важной роли выборов в демократическом государстве, именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса
  • развить навыки работы с документами, с текстами законов навыки сбора и анализа информации, ее представления, защиты своей точки зрения и выражения своего мнения;
  • формировать правовую культуру чувство ответственности за судьбу страны

Термины и понятия: избирательные права граждан, активное избирательное право, пассивное избирательное право, принципы избирательной системы, политические права, абсентеизм.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Приемы обучения: сообщение информации учителем и учащимися, постановка проблемных вопросов, самостоятельная работа учащихся.

Предварительная подготовка. Домашнее задание прошлого урока: провести среди родителей, родственников и знакомых опрос:

1. Почему так важно, голосуют избиратели или нет?

2. Почему падает активность избирателей на выборах?

Ход урока.

Организационный момент: Приветствие, запись темы, плана.

Целеполагание: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о правах человека и его роли в управлении государством. В ходе урока мы должны понять, какова роль гражданина в формировании властных структур и зависит ли что-нибудь от его выбора, в чем заключается причина абсентеизма.

Актуализация в виде фронтального опроса:

  • Ребята, давайте вспомним, что такое власть? (возможность влиять на деятельность и поведение других людей с помощью каких-либо средств: силы, авторитета, денег законов)
  • А какие разновидности диктаторских государств вы помните? (тоталитарное государство, монархия, теократическое государство)
  • А на чем основывается власть этих государств? (на силе, жестокости унижении и истреблении других)
  • К чему приводит такая власть? (Люди несчастливы, т.к. у людей нет равенства, нет прав на свободу и на жизнь)
  • Вы бы хотели жить при такой власти?
  • Так что же делать? Есть ли власть справедливая, которая нравится всем? (Есть Это демократия)
  • Можете назвать основные признаки демократии? (a) принцип разделения властей; б) равноправие; в) демократические права и свободы; г) верховенство закона)
  • Все правильно. Наряду с этими правами существуют и политические права человека - это право избирать и быть избранным, право участвовать в принятии политических решений.

А теперь я попрошу вас ознакомиться с фрагментами документов, лежащими перед вами (статьи Конституции Российской Федерации и Республики Бурятия), где говорится об избирательных правах граждан России, дать ответ на такие вопросы (вопросы записаны на доске):

a) кто обладает избирательным правом?

б) назовите количественный состав Федерального Собрания и Народного Хурала;

в) какие существуют избирательные системы?

г) чем занимается Государственная Дума, Совет Федерации?

д) какие законы регулируют процедуру выборов?

е) кого выбирают граждане Российской Федерации?

По ходу ответа учащихся учитель выявляет пробелы, корректирует их и постепенно подводит учащихся к основному вопросу урока: в статьях 60, 32 80 Конституции Российской Федерации говорится об избирательных правах граждан. Это можно изобразить схематично дети записывают схему):

Избирательная система у нас осуществляется таким образом:

Кроме того, в Конституции Российской Федерации говорится о том, что никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. И здесь для обсуждения можно задать вопрос: на сколько важна для демократии процедура выборов?

В дальнейшем по ходу обсуждения дети начинают подводить итоги социологического опроса. В основном, общий вывод по опросу сводится к трем причинам избирательной пассивности граждан: «Зачем ходить на выборы? Все ничего не изменится» «Без моего голоса обойдутся», «Результаты равно выборов все равно предсказуемы». Такую позицию населения политологи называют абсентеизмом.

Вывод учителя: Возникает вопрос: как преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию граждан?

Абсентеизм бывает двух видов:

а) когда избиратель не может голосовать из-за состояния здоровья;

б) социальная апатия крайняя форма социальной пассивности, отвержение любых форм политического участия.

Пути выхода из создавшейся ситуации есть - это разъяснить учащимся, что:

а) процесс выборов регулируется законами;

б) избиратель участвует в выборах на основе принципов всеобщего равного, прямого осуществления избирательных прав при тайном голосовании;

в) честное выполнение обязанностей избирателя один из важнейших признаков гражданственности;

г) законы должен создавать народ, а не один человек.

Закрепление. С какими новыми правами человека вы познакомились? Когда эти права появятся у вас? Надо ли ходить на выборы, или от вас ничего не будет зависеть?

Домашнее задание: напишите краткое сочинение на тему: «Почему я пойду на выборы?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Абсентеизм

Урок по теме: «Абсентеизм, пути преодоления» рассчитан на учащихся 9 класса, уже имеющих представление об избирательном праве, принципах избирательного права в Российской Федерации.Предмет изучения – ...

Блог как форма личного и корпоративного Интернет - представительства

Блог как форма личного и корпоративного Интернет - представительства....

Блог как форма личного и корпоративного Интернет - представительства

Презентация на тему: "Блог как форма личного и корпоративного Интернет - представительства"...

Проект "Неделя представительства МО учителей математики: традиции и инновации"

Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой школы. Но данный проект предлагает иной способ организации и проведения подобных недель, включающий измен...

Программа работы молодёжного представительства

Программа работы молодёжного представительства, пропагандирующего здоровый образ жизни. Диплом победителя областного конкурса волонтёрских отрядов, пропагандирующих здоровый образ жизни....

Семинар «Официальный сайт как способ веб-представительства образовательного учреждения»

В настоящее время одним из способов официального представительства образовательного учреждения в сети Интернет становится официальный сайт....

Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Мировое значение творчества Л.Толстого.

конспект по литературе на тему:"Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Ми...