Открытый урок "Трудовое право"
учебно-методическое пособие по праву

Корсаков Александр Евгеньевич

 Конспект урока расчитан на аудиторию СПО, по времени длится 1,5 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_trudovomu_pravo._spo.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ                    

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

(ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж)

РАССМОТРЕН:

на заседании ЦМК общих гуманитарных и социально экономических дисциплин

Рекомендован  к утверждению

Председатель ЦМК

___________/  С.В.Иванова

Утверждаю:

Зам. директора по УМ и НР

_________________С.В.Рыленко

«_______»__________________

Старший методист

_________________Н.Н.Карцева

«_______»__________________

Открытое занятие

по теме «Трудовое право и трудовые правоотношения»

для обучающихся специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж.

Разработал преподаватель основы философии и обществознания

Корсаков А.Е.

Новокузнецк, 2016

Введение

Открытое занятие по теме «Транспорт. Виды транспорта» разработано для обучающихся I курса специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж.

Методическая цель открытого урока:  методика  проведения урока изучения нового материала с применением  технологии развития критического мышления обучающихся и с использованием мультимедиа.

Тип урока: урок изучения нового,  включающий в себя  следующие части: организация начала урока, постановка цели урока, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов.

Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Для отбора содержания определяющими являются требования  рабочей  программы к уровню подготовки студентов.

Обучающийся  должен уметь:  раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск социальной информации, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, получать и осмысливать социальную информацию; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни  общества и государства.

Обучающийся   должен знать: необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Выбор методики изложения определяется поставленными целями, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.  

Методами обучения на данном уроке являются: метод мотивационного учения; объяснительно-иллюстративный метод  (предъявление готового знания, интонационное выделение логически важных моментов изложения, инструктаж по заполнению таблицы, мультимедийное обеспечение); проблемно-поисковый (заполнить таблицу, анализируя и группируя информацию); метод самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа по заполнению таблицы); метод контроля (проверить правильность заполнения таблицы).

Методические приемы: работа в группах с источниками, выступление лидеров, сравнительный анализ информации, выступление студентов с сообщениями, работа с нормативным документом, беседа.

Ожидаемый результат:

- студенты  самостоятельно работают  и анализируют нормативный документ, заполняя таблицу; готовят краткие информативные справки.

- у студентов  формируются умения аналитико-синтезирующего характера: выделять существенные признаки;  анализировать и группировать информацию; объяснять смысл обществоведческих понятий; формулировать собственную позицию; уметь слушать других и грамотно вести дискуссию.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Обществознание

Занятие №57 «Трудовое право и трудовые правоотношения»

Курс:_1_ группа: 2ОПАТ-15

Цель занятия: сформировать представление обучающихся о роли трудового права, трудовых правоотношений в жизни человека.

Задачи занятия:

Обучающая

Показать роль трудового права в жизни человека; трудоустройство; трудовые правоотношения; особенности регулирования  труда работников в возрасте до 18 лет (несовершеннолетних).

Развивающая

Работа с правовым документом (Конституцией РФ, с извлечением из Трудового Кодекса РФ (по состоянию на 2013г.); извлекать необходимую информацию (ОК 2), применять полученные знания для решения практических задач (ОК 1), развивать умения анализировать, систематизировать (ОК 7).

Воспитывающая

Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к трудовой деятельности; значимость культуры правосознания в трудовых отношениях, уметь работать в группах (ОК 6).

Примечания

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Методика обучения: развивающее обучение.

Тип урока: сообщение новых знаний, игра

Оформление доски: Тема урока, план изучения новой темы, задачи для обучающихся, основные понятия, домашнее задание.

Основные понятия: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, рабочее время.

Время: 90мин.

Оборудование:

1. Компьютерные презентации,  компьютер, проектор;

2. Конституция РФ;

3. Трудовой кодекс РФ.

Оформление класса: Парты поставлены малыми  четырехугольниками для 4  групп из 4 человек. В центре экран для просмотра презентации.

.

Структура занятия.

I. Организационный момент.(3 мин).

Приветствие, подготовка к занятию, заполнение формы 1(журнал), формы 5(рапортичка).

II. Актуализация опорных знаний .

Преподаватель задает вопросы, и обучающиеся дают свои ответы: 

Что такое труд?

Зачем нужно трудиться?

Что мы приобретаем или теряем благодаря труду?

Может ли человек прожить без работы?

Что такое трудолюбие?

Труд – это право или обязанность?

Приведите примеры пословиц и поговорок, где бы говорилось о труде.

III. Изучение нового материала.

Делится на 2(два) этапа:

1 этап- Теоретическая часть. 1. Трудовое право

                        2. Трудовые правоотношения.

2 этап- Практическая часть. Работа в группах.

1этап-20мин.-Теоретическая часть.

Обучающиеся разыгрывают сценку «Трудового права», в этот момент другие обучающиеся, которые смотрят эту сценку, должны угадать тему занятия и записывают в тетрадь.

 На основе сценки преподаватель предлагает обучающимся составить определение понятию «Трудовое право», а после этого записывают в тетрадь:

Трудовое право– отрасль права, регулирующая прежде всего  отношения между работодателем и наемным работником, основанные на трудовом договоре.

Преподаватель: Как вы думаете, что является источником трудового права?  Обучающиеся дают предполагаемые ответы  и после этого сравнивают свои ответы с презентацией. (Смотрят на презентацию и записывают):

1) Конституция РФ (ст. 37 Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен)

2) Трудовой кодекс РФ

3) Федеральные законы РФ

4) Указы Президента РФ

5) Постановления Правительства РФ

Трудовое право основано на следующих принципах:

1) Принцип свободы. Свобода трудового договора – возможность выбора работодателя, определённых условий труда, оплаты и т.д.

2) Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации. Запрещение принуждения к труду угрозой наказания. Запрещение дискриминации по расовому, национальному, конфессиональному и другим признакам.;

3) Принцип защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве. Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, регистрируются в службе занятости, получают пособие по безработице и содействие в трудоустройстве;

4) Принцип определенности трудовой функции. Трудовые функции работника фиксируются в трудовом договоре. Работодатель не вправе требовать от работника выполнения функций, не предусмотренных договором.

5) Принцип права работника на своевременную выплату полного объема заработной платы. Задержка заработной платы влечёт ответственность работодателя. Размер заработной платы не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

6) Принцип устойчивости трудовых отношений. Законодательством устанавливаются основания увольнения работников по инициативе работодателя, действует механизм защиты прав работников.

Трудовые правоотношения.

Преподаватель плавно переходит к трудовым правоотношениям: Как называются отношения между работодателем и работником? Обучающиеся дают ответ и записываю в тетрадь определение:

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством… (ст. 15 ТК РФ)

Собравшись продавать свою рабочую силу, свои умения и талант работодателю, проще говоря, поступая на работу, вы должны заключить трудовой договор.

        

Субъекты правовых отношений являются: работодатель, работник
Преподаватель: Запишем в тетрадь (Обучающиеся записывают):

Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

(Показ фрагмента видеоурока «Трудовые отношения», в котором рассматриваются порядок и правила заключения трудового договора). После просмотра киноролика записывают определение

«Трудовой договор» и записывают в тетрадь:

Трудовой договор- Это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым:своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Преподаватель рассказывает, обучающиеся внимательно слушают:

Трудовой договор заключается лично, он выражает ваше и работодателя взаимное добровольное соглашение. По общему правилу трудовой договор заключается с 16-летнего возраста. В исключительных случаях по согласованию с соответствующими органами с 15-летнего возраста. Договор может быть заключен на определенный срок или бессрочно.

Преподаватель задает наводящий вопрос:  а что является основным документом трудовой деятельности?

Обучающиеся отвечают:  основным документом трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах.

Преподаватель: Давайте с вами выясним, кого регулируют трудовое право , между кем и кем?

Обучающиеся дают ответ: работодатель, работник, и отношения между ними.

Преподаватель: Запишем в тетрадь (Обучающиеся записывают):

Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Расторжение трудового договора

- Соглашение сторон (работодатель и работник)

- Истечение срока трудового договора

- По инициативе работника (предупреждает работодателя письменно за 2 недели)

- По инициативе работодателя:

в связи с ликвидацией предприятия;

С связи с сокращением численности штата;

С связи с несоответствием работника занимаемой должности

Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы

Таким образом, трудовое право регулирует трудовые правоотношения работодателя и работника с помощью основных нормативно-правовых актов: Конституцией РФ и Трудовым Кодексом РФ и прописывается в трудовом договоре между работодателем и наемным рабочим.

5 минут физминутка.

 2 этап -(30 мин). Работа в группах.

2.1. Работа в малых группах, делятся на 4 группы и назначить лидеров группы. Лидер группы оценивает каждого участника своей команды в конце занятия. (18мин).

1 группа (Приложение 1).

Изучает главу № 2 ТК РФ «Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений».

1.Подготовьте объяснение, что такое «Трудовые отношения» (статья 19)

2. Назовите основания возникновения трудовых отношений (статья 20)

3.Заполните пропуски в таблице «Стороны трудовых отношений» (статья 21-22)

работник

работадатель

права

обязанности

2 группа (Приложение 2).

Изучает главу №10 «Трудовой договор. Общие положения».

1.Подготовьте объяснение, что такое «Трудовой договор» (статья 56)

2.Назовите виды договоров и охарактеризуйте каждый из них (статьи 58-59)

3 группа (Приложение 3).

Изучает главы

№11 «Заключение трудового договора» (статьи 63, 65, 67, 68, 70);

№12 «Изменение трудового договора» (статьи 72, 74, 76);

№13 «Прекращение трудового договора» (статьи 77, 80, 81).

1.Подготовьте объяснение о процедуре заключения, изменения, прекращения трудового договора.

4 группа (Приложение 4).

Изучает главу №42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет» (статьи 265-273), а также статьи 63, 69, 70, 92, 94, 96, 99, 122, 125, 126, 176, 177.

1.Заполните таблицу «Правовой статус несовершеннолетнего в сфере трудовых правоотношений»

Вопросы

Возраст

Нормы права

Приём на работу (статья 63)

  • До 14 лет
  • 14 лет
  • 15 лет
  • 16 лет

Испытательный срок

(статья 70)

До 18 лет

Рабочее время

(статья 92)

  • До 16 лет
  • От 16 до 18 лет

Продолжительность ежедневной работы (смены)

(статья 94)

  • От 15 до 16 лет
  • от 16 до 18 лет

Норма выработки

(статья 265)

До 18 лет

Отпуск

(статьи 122, 125, 126, 176, 177, 267)

До 18 лет

Материальная ответственность

(статья 242)

До 18 лет

Оплата за труд

(статья 271)

До 18 лет

2.2. Ответы групп.   Каждой группе дается по 3мин(12 мин).

Преподаватель с обучающимися подводит итог, что узнали нового, похвалить лидеров и участников команд.

3 этап. Закрепление материала. -20 мин.

3.1. Заранее студент готовит сообщение «Насколько моя профессия востребована на рынке труда» с представлением своей презентации- 5мин.

3.2.В качестве закрепления предлагаю решить задачи в группах (15 мин.)

1.группа. Степан Хромов, студент НГТК, решил поработать в период летних  каникул. С 1 июля он устроился в автосервис автомехаником с графиком 5 –рабочих дней, 2- выходных дня. Однако, его начальник, Муравьев Георгий, дал распоряжение Степану, что в выходные дни он должен явиться на работу. Степан отказался.

Законно ли Хромов отказался выполнить распоряжение начальника? Ответ подтвердите статьями из Трудового кодекса РК.

Ответ: нет, распоряжение является незаконным (ст. Статья 183. Особенности режима труда и отдыха для работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Запрещается привлекать работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, к работе в ночное время, сверхурочной работе, работе при суммированном учете рабочего времени, направлять их в командировку и на работу, выполняемую вахтовым методом, а также отзывать их из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска.)

2 группа. Мария Вишнякова после окончания первого курса колледжа устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку её мама приобрела 2 туристические путёвки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо еще заработать.

Законен ли отказ? Ответ подтвердите статьями из Трудового кодекса РК.

Ответ: нет (ст. 106)

3 группа. После окончания первого курса колледжа, Андрей устроился на бензоколонку в качестве заправщика автомашин, но радость была недолго. Владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.

Законно ли увольнение Тарасова? Ответ подтвердите статьями из Трудового кодекса РК.

Ответ: нет (статьи из трудового кодекса трудовой договор)

4 группа. После окончания школы симпатичный парень, Костя Албашев, поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и с его согласия перевела его на должность официанта.

Законно ли был произведён перевод? Ответ подтвердите статьями из Трудового кодекса РК.

Ответ: да законно (ст 41)

После проведения решения задач  каждый обучающийся выполняет тест по теме «Трудовое право и трудовые правоотношения» (Приложение 5) (5 мин),и сдаёт его преподавателю на проверку, оценки будут сообщены ученикам на следующем уроке учителем.

Учитель подводит итоги урока.

Лидеры групп  заполняют оценочный лист  (Приложение 6) (самостоятельно оценивают участников своих групп  работу на уроке).

Итоги урока.

Таким образом, каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы.

В трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что права нарушены, можно обратиться в суд за их защитой.

В заключение хочется сказать, что трудовой кодекс Российской Федерации должен стать настольной книгой в каждой семье.

Рефлексия (5 мин). Упражнение проводится в кругу. Преподаватель  раздает листочки и просит письменно ответить на вопросы: «Какие возникли предложения по ходу проведения открытого занятия?», «Какие из затронутых вопросов оказались для вас наиболее интересными и почему?», «Как по вашему работала группа в целом (плодотворно или нет)?», «Как вы оцениваете свое участие в работе группы?» Обучающиеся пишу на листочках.

Выставление оценок за работу на уроке.

Всем спасибо! Занятие закончено!


ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа                                                                        Приложение 1

Изучает главу 2 ТК РФ «Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений».

1.Подготовьте объяснение, что такое «Трудовые отношения» (статья 19)

2. Назовите основания возникновения трудовых отношений (статья 20)

3.Заполните пропуски в таблице «Стороны трудовых отношений» (статья 21-22)

РАБОТНИК

РАБОТАДАТЕЛЬ

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

2 группа                                                                                 Приложение 2

Изучает главу 10 «Трудовой договор. Общие положения».

1.Подготовьте объяснение, что такое «Трудовой договор» (статья 56)

2.Назовите виды договоров и охарактеризуйте каждый  из них (статьи 58-59)

3 группа                                                                                 Приложение 3

Изучает главы 11 «Заключение трудового договора» (статьи 63, 65, 67, 68, 70);

12 «Изменение трудового договора» (статьи 72, 74, 76);

13 «Прекращение трудового договора» (статьи 77, 80, 81).

1.Подготовьте объяснение о процедуре заключения, изменения, прекращения трудового договора.

4 группа                                                                                 Приложение 4

Изучает главу 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет» (статьи 265-273), а также статьи 63, 69, 70, 92, 94, 96, 99, 122, 125, 126, 176, 177.

1.Заполните таблицу «Правовой статус несовершеннолетнего в сфере трудовых правоотношений»

Вопросы

Возраст

Нормы права

Приём на работу (статья 63)

  • До 14 лет

  • 14 лет

  • 15 лет

  • 16 лет

Медицинское освидетельствование

(статьи 69, 265)

До 18 лет

Место работы (статья 265)

До 18 лет

Испытательный срок

(статья 70)

До 18 лет

Рабочее время

(статья 92)

  • До 16 лет

  • От 16 до 18 лет

Продолжительность ежедневной работы /смены/

(статья 94)

  • От 15 до 16 лет

  • От 16 до 18 лет

Норма выработки

(статья 265)

До 18 лет

Работа в ночное время

(статьи 96, 269)

До 18 лет

Сверхурочная работа

(статьи 99, 269)

До 18 лет

Отпуск

(статьи 122, 125, 126, 176, 177, 267)

До 18 лет

Материальная ответственность

(статья 242)

До 18 лет

Оплата за труд

(статья 271)

До 18 лет


Приложение № 5

Тест по теме: «Трудовое право и трудовые правоотношения»

1.Закончите следующее определение:  «Трудовое право есть совокупность правовых норм, регулирующих

А) отношения в сфере трудовой деятельности»;

Б) договорные отношения»;

В) семейные отношения»

2.В каком основном  правовом акте собраны нормы трудового права?

А) в Уложении о трудовых отношениях;

Б) в Трудовом Кодексе РФ;

В) в Пакте о запрете эксплуатации в сфере трудовых отношений

3.Что нередко заключают между собой работодатель и наёмный работник?

А) пакт о дружбе;

Б) договор о взаимном погашении долгов;

В) трудовой договор

4.Закончите следующее утверждение: «Если подобный договор заключается с работодателем все наёмные работники сразу, то он называется

А) конвенцией о трудовых отношениях»;

Б) декларация о намерениях»;

В) коллективный договор»

5.Какое определение соответствует понятию «контракт»?

А) «Договор о взаимной выплате долгов»;

Б) «Срочный (т.е. с указанием срока, на который договор заключается) трудовой договор, заключаемый с администрацией  с одним работником»;

В) «Акт, закрепляющий собственность за тем, кто его подписывает»

6.Какие льготы имеют несовершеннолетние в соответствии с законодательством о труде?

А) им платят больше, чем взрослым;

Б) у них короче рабочий день;

В) им дают более продолжительный отпуск;

Г) их нельзя даже временно командировать на тяжёлые работы;

Д) для них предусмотрен отпуск только в летнее время;

Е) им выдают путёвки для летнего отдыха


Приложение № 6

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

№ п/п

ФИ обучающегося

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по ПДД "Правила дорожные - правила надежные"

Конспект открытого занятия по ПДД«Правила дорожные - правила надежные»...

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Разработка открытого классного часа "Мои права. Имею право"...

Классный час "Мои права. Имею право"... проведён в рамках районного конкурса "Самый классный классный - 2011". Отмечен, как лучшее воспитательное мероприятие....

Открытый урок "Права человека" в 5-7 классе

Урок-классный час по теме "Права человека" для 5-7 классов...

Конспект открытого занятия "Правила дорожного движения"

Учебный материал для учащихся 4-5 классов со сложной структурой дефекта специальных корреционных школ....

Открытый урок «Правила дорожные - знать каждому положено»

Цель: закрепить  правила дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира;повторить правила поведения в личном и общественном транспорте, довести до сознания детей, где нужно играть, кататьс...

Открытый урок «Правила вежливости. Слова нужные и важные»

Открытый урок к празднику "День вежливости"...