программа элективного курса Правоведение
рабочая программа по праву (10 класс)

СветланаГеоргиевнаГребенщикова .............................

программа элективного курса Правоведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el._kurs_pravovedenie.docx310.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большекуналейская средняя общеобразовательная школа имени Гуслякова Г.И.»

Рассмотрено:

на заседании МО.

Руководитель:

_______/Гребенщикова С.Г./

Протокол №___

от «___» _______     ______г.

Согласованно:

Заместителем директора по УВР

_______/Назарова Н.С./

«___»_________   _________г.

Утверждаю:

Директор школы

________/Ивлева А.М./

Приказ №____

от «____»_________ ______г.

Программа

Элективного курса

по Правоведению

Автор программы:

Гребенщикова С.Г,

                                                                            учитель истории и                    обществознания.

                                                                   

2020г

Изображение 076

Пояснительная записка.

Рабочая программа  по курсу правоведения составлена с учетом Государственной программы. Используемый учебник: А.Ф. Никитин «Основы государства и права», Москва. «Просвещение» 2017г. При подготовке программы курса использованы нормативно-правовые документы и директивные документы МО РФ, отражающие требования к модернизации содержания образования и методик обучения обществоведческих дисциплин.

             В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

        Право относят сегодня к категории  тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает представления о порядке и справедливости.
     В российском обществе не должно быть места "правовому нигилизму", черты которого, к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее страны.        

Цель:

  1. научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;
  2. способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
  3. способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.

Задачи:

  1. знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них) ;
  2. освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
  3. привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
  4. развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

Характеристика курса:

        Правоведение  более  углубленный,   продолжающийся  курс обществознания 8-9 классов. Содержит обширный материал о ключевых вопросах истории и теории государства и права. Основное внимание уделяется изучению важнейших отраслей российского права – конституционного, гражданского, политического, избирательного права, экономического, и другие права.  Особое внимание уделено защите прав человека и ребенка в частности, формированию ответственности подростка за свои действия, воспитанию уважения к государству, законам.

В целях углубления знаний предусматривается знакомство с правовыми документами ( кодексами законов по отраслям права, конституцией РФ и др.).

Ведущие принципы:

        Программа включает вопросы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся 10 -11классов. Материал подобран в соответствии с уровнем обученности учащихся.

В программе сформулированы основные понятия. Назначение курса – помочь учащимся узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать в случае их нарушения, увидеть взаимосвязь прав и обязанностей, научиться разрешать конфликты правовым способом.

Курс рассчитан на 68 часа по каждому классу. Это обуславливает некоторую фрагментарность его содержания. Успешное усвоение материала предполагает использование проблемного изложения учебного материала, деловых игр, чередование фронтальных бесед с групповой работой, работу с первоисточниками, комментирование статей основ законодательства.

 Связь с другими дисциплинами:

Курс правоведения является одним из базовых учебных дисциплин общегуманитарного знания. Курс "Правоведение" способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Наряду с историей, философией, политологией, социологией и другими дисциплинами правоведение следует рассматривать как составную часть процесса формирования мировоззренческой культуры будущих специалистов.

 Формы контроля:

Тестирование; вопросы – ответы; интересные задания разного типа; анкетирование; собеседование по предлагаемой теме, практические занятия.

Ожидаемые результаты:

В конце курса ученики должны:

уметь 

  осуществлять свои права на практике;

  уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;

  уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;

  уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;

знать 

  юридические термины и понятия;

  знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;

  знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

  знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

Основные понятия: закон, право, юрисдикция, юриспруденция, гражданство, государство, правовое государство, законодательство, законопроект, инстанция судебная, иск, истец, кодекс, декларация, конкуренция, преступность, несовершеннолетний и т. д.

владеть 

  четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;

  владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;

  владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;

  владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.

Содержание учебной дисциплины 10 класс

ТЕМЫ РАЗДЕЛА

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ (РАЗДЕЛА)

КОЛ-ВО ЧАСОВ

I

Из истории государства и права

Происхождение государства и права. Понятие государства и права.  Правоотношения Правовое государство.

12

II

Конституционное право

Конституция. Виды конституции. Основы конституционного строя. Президент Российской Федерации. Правительство РФ.

Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная  Дума. Судебная власть. Местное самоуправление

19

III

Права человека

Права и свободы человека. Гражданские права. Политические права.Экономические, социальные и культурные права. Права ребенка. Защита прав человека

21

IV

Избирательное право

Избирательное право. Избирательный процесс

16

Технологическая карта 10 класс

Темы.

Методы и формы.

Оборудование.

Кол-во часов

сроки

I

Из истории государства и права

12

1

Происхождение государства и права.

1) Основ. теории проис. государства.
2) Как появились законы и гос-во?

Информационно-репродуктивный; обсужд., лекция.

Таблица,

1ч.

2-3

Из истории российского права.

1) Развитие права до XX века.
2) Советское право.

Информационно-репродуктивный; беседа, мини лекция.

схема

2ч.

4.

Реформа российского права после 1991 г.

Информационно-репродуктивный; мини лек., раб. с фак.

Конституция РФ,

1ч.

5.

Что такое государство?

1) Признаки, функции и формы гос.

Репродуктивный с элем бес.; групповая работа.

Таблица

1ч.

6

Что такое право?

1) Понятие и источники права.
2) Правовые нормы. Право и общ.

Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; обсуждения.

задания

1ч.

7-8.

Правовое государство.

1) Недооценка правового государства. Признаки правового гос.

Информационный с элементами беседы; мини лекция, выпол. задании.

схема

2ч.

9-12.

Повторение, обобщение пройденного

Практическое занятие, Контрольная работа «Государство и право»

4ч.

II

Конституционное право

19

13-14.

Понятие конституции.

1) Что такое конституция? Виды и значение конституций. Конст. право.

Объяснительно иллюстративный с элем. бес.; обсуждение фактов.

Конституция РФ, схема,

2ч.

15-16.

Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

Лекция с элементами беседы; беседа.

Конституция РФ, задания.

2ч.

17-18.

Основы конституционного строя.

Информационно-репродуктивный; вып. зад.

Конституция РФ

2ч.

19-20.

Федеративное устройство.

Информационно-репродуктивный; вып. зад.

Конституция, таблица

2ч.

21-22.

Президент Российской Федерации.

Инфор. с элем. беседы; обсуждение фактов.

Конституция РФ,

2ч.

23

Практическое занятие

1ч.

24-25

Федеральное Собрание.

1) Парламент и парламентаризм. Состав Федерального Собрания.
2) Функции С. Ф. и Гос. Думы.

Информационно-репродуктивный; мини лекция, беседа, выполнение задании.

Конституция РФ,

2ч.

26-27.

Правительство РФ. Суд. власть. Прокуратура.

1) Правительство РФ. Суд. власть.

Частично-исследовательский; беседа, обсуждение фактов. Практикум

Конституция РФ, таблица,

2ч.

28-29.

Местное самоуправление.

Частично-исследовательский; беседа.

Конституция РФ

2ч.

30-31

Повторение, обобщение пройденного

2

III

Права человека

21

32-34.

Права и свобода человека и гражданина.

1) Конст. права и свободы, обязанности. Всеобщая декларация прав человека.

Объяснительно иллюстративный; раб. с док, выполнение задании.

Всеобщая декларация прав человека

3ч.

35.

Практикум

1

36-37.

Международные договоры о правах человека.

Информационно-репродуктивный; беседа, обсуждение, выпол. зад.

Декларация и Конвен- ция,

2ч.

38- 39.

Гражданские права.

1) Основополагающие права и защита со стороны закона.

Информационно-репродуктивный с элементами беседы; обсуж. фак.

Декларация

2ч.

40-41.

Политические права.

Инфор-но – репродук.; бес., раб. с док – том. выполнение заданий

Декларация,

2ч.

42-43.

Экономические, социальные и культурные права.

Объяс-но иллюс–ный; беседа, выпол. задании.

Декларация,

2ч.

44-45.

Права ребенка.

Объяснительно иллюстративный; бес., обсуж.

Конвенция,

2ч.

46.

Практикум «Права ребёнка»

1

46-48

Нарушение прав человека

Объяс-но иллюс–ный; беседа, выпол. задании.

2

49-50

Защита прав человека

Инфор-но – репродук.; бес., раб. с док – том.

2

51-52

Повторение, обобщение пройденного

2

Избирательное право

16

53-55

Избирательное право.

Объяс-но иллюс-ный; беседа, выпол. задании.

 схемы.

3ч.

56

Практикум

1ч.

57-59.

Избирательный процесс.

Объяснительно иллюстративный; обсуж. фак. выпол. задании.

схема

3ч.

60

Практикум

1ч.

61-62.

Подготовка проектов и рефератов. Защита проектов и рефератов или зачет.

Исследовательский; рассказ уч-в, обсужд.

 

2ч.

63-66

Итоговое повторение, обобщение

4

67-68

Резерв

2

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

10 класс

ТЕМА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

СРОКИ

I

Из истории государства и права

Проверочная работа

II

Конституционное право

Проверочная работа

III

Права человека

Проверочная работа

IV

Избирательное право

Проверочная работа

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  А. Ф. Никитин «Правоведение» (10 – 11), Издательство «Просвещение», 2017г.,

  А. Ф. Никитин «Право и политика» (9), Издательство «Просвещение», 2005 г.

  М. В. Мустафина «Правоведение» (10 – 11), Сборник элективных курсов, 2006 г.

  Журнал «Преподавание истории и обществознание», 2004 – 2006 г.

  Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.

Литература для учеников:

  •  А. Ф. Никитин «Правоведение»,  Издательство "Просвещение", 2004 г.,
  •  Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса по правоведению."Мы в мире правил".

Знакомство с  нормативно-правовыми актами ,освоение навыков и умений в области защиты своих прав....

Программа элективного курса "Основы правоведения "9 класс

Элективный курс «Основы правоведения» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями концеп...

Элективный курс «ПРАВОВЕДЕНИЕ» для 11 класса непрофильного обучения

Будущие выпускники часто стоят перед выбором: как реализовать себя, в каких сферах общественной жизни стать профессионалом.  Данный элективный предмет рассматривается как минимальная основа для т...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Программа элективного курса «Основы правоведения» 9 класс

Программа элективного курса  «Основы правоведения» 9 класс...