Методическая разработка мероприятия для начальных классов по противопожарной безопасности на тему: "О если бы лес умел говорить..!"
методическая разработка по природоведению на тему

Шишкова -Бесклинская Елена Николаевна

    Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей, и показать масштабность губительного воздействия лесных пожаров на лесное сообщество.

    Задачи:  1. Закрепить полученные знания детей о растениях и животных леса; 

                    2. Сформировать культуру поведения детей находясь на природе;

                    3. Научить детей  быть ответственными за свои поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия для начальных классов по противопожарной безопасности на тему:

« О если бы лес умел говорить……..!»

Автор: методист отдела экологического просвещения БУ «Природный парк «Нумто» г. Белоярский ХМАО-Югра   Шишкова Елена Николаевна.

Цель:  сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей, и показать масштабность губительного воздействия лесных пожаров на лесное сообщество.

Задачи:

  1. Закрепить полученные знания детей о растениях и животных леса;
  2. Сформировать культуру поведения детей находясь на природе;
  3. Научить детей быть ответственными за свои поступки.

Действующие лица:

Ведущий.

Ученики 1-а  класса.

 

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент:

 Слайд № 1

Приветствие с учениками, озвучивание темы мероприятия.

  1. Вступительное слово ведущего:

Ребята! Наше мероприятие я хочу начать с замечательного стихотворения С.Погореловского:

  «Лес»

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.


Слайд №2 –фото, звучит шум леса.

 Давайте с вами ребята послушаем волшебную музыку леса.

Слайд № 3-фото. 

А ведь мы с вами тоже можем сочинить свою музыку леса:

(ведущий раздает ученикам карточки со звуками и по команде ведущего ребята дружно произносят каждый свой звук).

1 карточка:  КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ.

2карточка:  Ж-Ж, Ж-Ж, Ж-Ж, Ж-Ж, Ж-Ж, Ж-Ж.

3 карточка: Ш-Ш, Ш-Ш, Ш-Ш, Ш-Ш, Ш-Ш, Ш-Ш.

Ведущий: И вот мы с вами окунулись в волшебное место – лес!!!

А что же такое лес? (ответы детей)

Вы правы ребята!

Слайд №4 –фото

 Ведущий: Лес – это замечательное место, где птицы, звери и маленькие насекомые, безмолвные травы и могучие деревья живут как в сказке, свободно и спокойно, пока человек не нарушает гармонию леса.

Слайд №5 - фото

Давайте с вами отгадаем несколько загадок про лес и лесных жителей:

Слайд № 6

Маленький Тимошка, голова да ножка,

подрастет немножко, попадет в лукошко.  (гриб)-фото

Слайд №7

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (земляника)- фото

Слайд №8

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
(черника) - фото

Слайд №9

Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки -
Не выше кочки.
(брусника) – фото

Слайд №10

Черный жилет, красный берет, нос,

как топор, хвост как упор. (дятел) – фото (звучит голос птицы)

Слайд №11

Птица эта не поет, гнезд она себе не вьет,

И яйцо всегда одно не в свое кладет гнездо. (кукушка) –фото(звучит голос птицы)

Слайд №12

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(сова) –фото(звучит голос птицы)

Слайд №13

Кто по соснам и по елям ловко скачет, ветки гнёт, видит,

шишки где поспели, и себе в дупло несёт? (белка) фото

Слайд №14

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(заяц) - фото

Слайд №15

За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(лиса) – фото

Слайд №16

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(волк)- фото

Слайд №17

Возле ёлок из иголок

Летним днём построен дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.(муравейник) -фото

Слайд №18

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это….? (божья коровка) – фото

Слайд № 19

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (бабочка) – фото

Слайд №20

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (жук) - фото

Слайд № 21-фото

Ведущий:  Вот мы с вами ребята и познакомились с некоторыми жителями леса. Ведь им так хорошо живется  в своем лесном доме!

Но не всегда им спокойно, их подстерегает много опасностей.

Слайд №22 –фото

Одна из самых опасных  и разрушительных – лесной пожар.

Лесной пожар не только лишает их пищи, но и вынуждает покинуть любимое для них место – дом!

Слайд №23- Видео

Слайд № 24 – фото

Не берите в руки спички! 
Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!

Слайд № 25-фото

А ведь очень часто мы с вами виноваты  в этом!

Давайте ребята вспомним несколько правил поведения на природе:

Слайд № 26 -фото

Не оставляй мусор в лесу;

Слайд № 27-фото

Не бейте стекло в лесу;

 

Слайд №2 8-фото

Не шумите в лесу;

Слайд № 29- фото

Не рвите редкие цветы;

Слайд № 30 - фото

Не разжигай костёр в лесу без взрослых;

Без взрослых с огнём развлекаться опасно

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искрится-

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Ведущий:  Ребята, как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям?

(ответы детей)

Ведущий:  Молодцы ребята!  А я вам предлагаю сделать своими руками красочную открытку-памятку,  в которой вы будете призывать своих друзей очень бережно обращаться в лесу с огнем.

Ведь мы не должны забывать, в лесу мы – гости лесных жителей!

Ведущий раздает для работы цветной картон и бумагу, ножницы, клей и цветные карандаши.

Дети приступили к работе.

По окончании изготовления открыток, ведущий с ребятами отправляется в гости к нашим друзьям-соседям, чтобы подарить им открытки-памятки и рассказать заранее выученные стихотворения о лесных пожарах.

 Стихотворения:

          Лесной пожар

Стена огня идет лавиной,

Спасения живому нет,

В весенней роще соловьиной

Случилось страшное из бед.

 

Ад на земле, прося пощады

Лесная стонет красота,

Огонь зеленые наряды

Срывает с веток без стыда.

 

Казалось, все, не будет чуда,

Ждет ведьма старая с косой,

Но подоспели боги-люди,

Отряд пожарный небольшой.

 

Без суеты, легко, и четко

Творили чудо из чудес,

Вот выбрала судьба работку!

С брандспойтами наперевес,

 

Спасать других собой рискуя,-

Вся жизнь на линии огня,

Он шрамы им на лбах рисует,

За поражения кляня.

 

Пусть так, зато невинный лютик

Под обгорелым пнем зацвел,

Он этим смелым, сильным людям

«Благодарю» сказать пришел.

Пожар

Разгорелся уголёк,
Появился огонёк,
Ото сна протёр глаза,
Осмотрелся и сказал:
«Есть трава, деревья есть!
Я позавтракаю здесь!"

Словно лакомый кусок
Проглотил огонь листок,
За минуту ветку сгрыз,
И на дереве повис,
Стал огромным. Пышет жар!
Начался в лесу пожар!

Мимо тучка проплывала,
И пожар тот увидала,
Много вылила воды,
Чтобы не было беды!
А коварный огонёк
Вновь вернула в уголёк!

Если в лес идёшь, то знай!
Там огня не оставляй!
Всё проверь да не спеши,
Угольки все затуши!
Чтобы жадный огонёк
Пробудиться вновь не смог!

Пожар в лесу

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника - и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь,-
Но как он искупил свою вину!.....

Не берите в руки спички! 
Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!

Итог: Лес откроет свои лесные тайны только тому, кто приходит с добром. И если мы все вместе будем беречь лес, он обязательно нас щедро одарит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Презентация: "О если бы лес умел говорить.....!"

Яркие, красочные слайды презентации помогут ребятам совершить незабываемое путешествие в одно из самых волшебных мест - лес....

Социально-значимый исследовательский проект "Ах, если бы Земля умела говорить".

Механизмом организации проекта является проведение  природоохранных акций на уроках биологии с оформлением экологических буклетов....

Методическая разработка «Пожар. Причины возникновения пожара. Правила противопожарной безопасности»

Цели: Образовательные:дать определение пожара;познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня и правилами поведения в случае его возникновения;рассмотреть источни...

Методическая разработка урока для 5 класса Я работаю по ФГОС. Тема: Финикийские мореплаватели.

Методическая разработка урока по истории для 5 класса.Тема: Финикийские мореплаватели.Цель: дать представления о месторасположении и природных условиях Финикии. Определить занятия и достижения  н...

Методическая разработка мероприятия творческого объединения дополнительного образования «Математик» (урок-исследование). Тема: «Приёмы устных вычислений» (5-9 классы)

Устный счёт – гимнастика для ума. Счёт в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает и помогает усваивать предметы естествен...

Методическая разработка урока для 6 класса по русскому языку по теме: "Диалектизмы"

Полная методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Диалектизмы"...