Курьёзы и тайны природы.
учебно-методический материал по природоведению по теме

Эта разработка рассказывает о загадках, которые не могут оставить равнодушными людей. Познакомит детей с существами животного и растительного мира призывая к сохранению всех видов, которые обитают на нашей планете. Здесь мы встретимся с интересным материалом о рыбах протоптерах, которые живут в пустыне без воды в течение двух месяцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuryozy_prirody.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                 МБОУ СОШ №3

           КУРЬЁЗЫ   И   ТАЙНЫ

                   ПРИРОДЫ.

                (Разработка внеклассного мероприятия.)

   

                                                                  Подготовила  Миначкина Н. В .

 

                                                                   учитель начальных   классов.

                           Ст . Абадзехская.  2013г.

Ведущий:

           Красота   земли – богатство, не сразу в полной мире оценённое человечеством. Теперь мы  уже понимаем, что люди теряют, когда грубо вмешиваются в жизнь природы. Нам дороже становится тишина лесов, простор степей, величие гор. Красоту первозданного мира не передать словами, ни красками, её можно ощутить только прикосновением…

           А сколько больших и малых тайн дарит нам природа выдумщица! Открытие нового и прекрасного – увлекательнейшее занятие. Хочется, чтобы и в вашу жизнь вошли симпатичные животные, птицы и растения, о которых мы вам расскажем. Со всеми  своими странностями  и загадками – пусть они вас не оставят равнодушными, пусть не будут вам безразличны! - Даже если вас не увлекут их тайны – вы познакомитесь с этими существами и не захотите оставить их в беде! На кого же нам надеяться, как не на своих знакомых?

            (Старик – лесовичок, кряхтя, вносит рюкзак.)

Старик – лесовичок:

         Ух,.. Тяжело… Шёл я к вам ,шёл – лесами и болотами, степями и горами, через реки и моря перебирался…Знакомых по пути встречал, к вам  в гости  зазывал. Может, кто и решится  к  вам заглянуть… Вы их обижать не станете? Ну ладно. Вот соседа привёл – посмотрите! (достаёт из кармана паучка). Да не бойтесь – пауки людей не едят. Он вам расскажет о своей паучьей тайне  - как он плетёт  свои сети. (делает вид, что прислушивается к словам паучка). Что? Не хочешь рассказывать? Ребята, паучок смущается. Говорит, голосок у него слишком тонкий. Ну, тогда я сам  расскажу. Паутинка в тысячи раз тоньше человеческого волоса. Тонкость и прочность волокна характеризуется с помощью особых единиц – денье. Денье - -это вес «идеальной» нити длиной в 10 км. Нить из кокона шелковичного червя, - весит одно денье, человеческий волос – целых пятьдесят, а  паутинка – всего 0, 07 денье. Это значит, что паутинка, которой можно опоясать по экватору земной шар, весит чуть больше 300 г.

           (Стук в дверь. Входит Водяной.)

Ведущий:

             А вот и гость!

Старичок – лесовичок:

             Здравствуй, братец Водяной! Как поживаешь?

Водяной:

            Спасибо ,брат Лесовик! Помаленьку… Пришёл вот ребятам кое – что рассказать, если попросят.

Ведущий:

            Вода – основа жизни. 70 поверхности земного шара занимают реки, озёра, моря, океаны… Организм человека на 65 состоит из воды.

Водяной:

            Верно, матушка, вода – самое главное! Без пищи взрослый  человек может прожить 60-70 дней, а без воды- не более недели. Существа, живущие в экватериальных широтах, переносят жару легче. Верблюд даже в засуху может не пить 15 дней, не теряя при этом ни аппетита, ни работоспособности. Среди обитателей пустынь есть такие, которые  вообще не пьют. Правда, питаются они растениями (зелёными побегами, клубнями, луковицами), или насекомыми – пищей, которая содержит воду.

Водяной:

             Трудно представить себе рыб, живущих без воды. Но такие есть. Обитают подобные существа в африканских пересыхающих болотах. Это двояко дышащие рыбы – протоптеры. Они не боятся засухи. Почувствовав её приближение, эти рыбы срочно роют норы на дне водоёма! Выкопав нору глубиной до полуметра, рыба забирается туда  и «складывается пополам», закрывая голову хвостом. После этого кожные железы рыбы начинают выделять слизь, и рыба покрывается  ею, как оболочкой. Через некоторое время слизь затвердевает, превращаясь в своеобразную капсулу. В таком « скафандре»  рыба может находиться в состоянии анабиоза до 4 лет. Африканские рыбаки добывают  таких рыб не удочками, а лопатами : разрывают дно пересохшего водоёма и собирают готовые

 « консервы» В естественной капсуле этих рыб можно хранить некоторое время в доме – до тех пор, пока  не придет пора положить их на сковородку.

Ведущий:

               Много удивительного не только в Африке, но и рядом с нами.

Водяной:

               Вот, например, моя подружка – зелёная лягушка. Что общего у неё со слоном? Скажете – ничего…и ошибётесь. У обоих кожа прикреплена только в нескольких местах .Оба одеты  как бы в свадебный  халат с несколькими застёжками. А вот у вас , у людей, тело сплошь стиснуто  кожным  покровом – правда, довольно прочным и эластичным. Про слоновую кожу и говорить нечего – она крепче каната. А вот у лягушки она не так прочна, За то красавицы – лягушки следят за модой и переодеваются – меняют кожу – четыре раза в год. А куда они девают  сброшенную  «одежду?» Съедают! Не пропадать же добру?

Ведущий;

                А что общего между бизоном и телеграфным  столбом? Было время , когда связь существовала самая прямая. Дело в том , что бизоны, как и всякие крупные животные,  любят почесать  бока о стволы деревьев или  выступы скал. Из-за  этой бизоньей привычки  в западных районах США возникали  серьёзные проблемы со связью. Ведь бизон не видит разницы между деревом и телеграфным столбом…Прислонится он к столбу, чтобы хорошенько  почесаться , - столб падает! Телеграфные компании то и дело занимались восстановлением связи. Правда, с течением времени  столбы научились  устанавливать прочнее, да и бизонов стало меньше.

Старичок – лесовичок:

                Ну и забавные истории  вы рассказываете! А я знаю вот что: в Северной Америке водятся совы, которые вьют гнёзда…  на дереве? В дупле?  А вот нет! В заброшенных норах грызунов! А если потревожить такую сову в гнезде, то есть в норе, она шипит, как гремучая змея! Услышав змеиное шипение, куница, ласка и другие птичьи враги предпочитают оставить совушку в покое!

Ведущий:

                 Молодец сова! Оригинальный придумала способ спасения от врагов! Ведь обычные совы селятся в дуплах деревьев или чердаках заброшенных домов.

Старичок – лесовичок:

                Сова   - ночное существо: днём спит, а ночью охотится. Сова уничтожает огромное количество грызунов, которые наносят вред сельскому хозяйству. Помните , мышонка спросили, как покороче написать слово «мышеловка?» Он ответил – «кошка». А мог бы ещё короче – «сова».

Ведущий:

                Что это вы о мышах  заговорили ? Давайте лучше о ком –нибудь посимпатичнее… ну, о динозаврах, например!

.Старичок – лесовичок:

                 В штате Нью – Мексико(США) обнаружены кости нового для науки вида гигантского ископаемого ящера. Учёные назвали его сесмозавром  - «сотрясателем  земли». Он был немножко покрупнее мышки- до 40 метров в длину!

Водяной:

                 Для сравнения: крупнейшее из ныне встречающихся животных – синий кит- может достигать 33 метров! И весить около160 тонн!

Старичок – лесовичок:

Американский  сейсмозавр, как выяснили учёные, принадлежал к  семейству диплодоковых, следовательно, был травоядным!

Ведущий:

                   Да, симпатичный динозаврик! Но что – то далеко мы уехали от родных краёв: то Африка, то Америка…  Давайте лучше посмотрим в окно. Наступает весна. Скоро выберется из берлоги бурый мишка, заяц наденет серую шубку, а белка наоборот, серую снимет, рыжую наденет. А где мошки, комары?.. Нет никого. А ведь их на земле больше миллиона!

Старичок – лесовичок:

                   Насекомые  зимуют, проявляя массу изобретательности. Личинки майского жука устраивают «спальню» среди древесных корней.  Шмелиха зимует, где попало: то в заброшенной мышиной норке, то в скирде сена. Сверчок сооружает себе домик в земле. Муравьи закрывают  «окна». В ворохе сухих листьев прячутся до весны божьи коровки. А  

не  притязательные комары укладываются спать прямо на холодную землю! Но скоро мы увидим их всех!

Водяной:

                   Зимостойкость некоторых насекомых просто удивительна: когда температура понижается, они буквально превращаются в ледышку, а весной оттаивают и живут поживают  благополучно!

Ведущий:

                   Немало историй припасли для  нас друзья - Лесовичок и Водяной. Спасибо вам дедушки!        

Водяной:

                   Вам  спасибо, что в гости нас позвали, да внимательно выслушали.

Старик Лесовичок:

                   А мой рюкзак ещё не пуст- много там всяких чудес и диковин. В следующий раз приду – о многом интересном побеседуем!

Ведущий:

                  До свиданья, дедушки! Приходите ещё. А мы с ребятами будем изучать мир  природы, и, может быть, тоже расскажем вам о своих находках и открытиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайна природы света

Презентация к уроку физики в 11 классе по теме: "Тайна природы света"...

презентация "Тайны природы"

Тайны природы- это раскошный тур по некоторым из самых блистательных природных достопримечательностей природы нашей планеты....

Реализация проектов "Храни свои корни", "за тайнами Природы и Бытия", "народов связующая нить"

Культурно-образовательная ассоциация как средство реализации инновационных проектов  «Храни свои корни»,«За тайнами Природы и Бытия»,«Народов связующая нить»....

Сборник опытов к программе "Тайны природы"

Этот сборник поможет воспитателям детских садов, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования организовать занимательные опыты с живой и неживой природой (воздух, вода, песок, рас...

"Тайны природы родного края" (материал для проведения конкурса)

Данная разработка может быть использована в урочной и внеурочной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Тайны природы»

Занимаясь по программе "Тайны природы", учащиеся изучают растительный и животный мир Кемеровской области, взаимосвязь объектов живой и неживой природы между собой и окружающей средой. Содерж...