"Природное равновесие" Окр мир.4класс.Программа Школа России
план-конспект урока (природоведение) по теме

Герасимова Нелли Павловна

Цель урока:

1.Сформировать целостное представление о природном равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, её живых существ.

2.Развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

3.Убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить  на основе экологических связей.

4.Воспитывать бережное отношение и заботу о  родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnoe_ravnovenie_konspekt.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                Урок окружающего мира в  4 классе

Средняя школа при Посольстве                                                       Герасимовой Н.П                                                                                                   России в Египте                                                                                    учителя начальных классов                                                                                                                                  

Тема  урока: «Природное  равновесие»

Цель урока:

1.Сформировать целостное представление о природном равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, её живых существ.

2.Развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

3.Убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить  на основе экологических связей.

4.Воспитывать бережное отношение и заботу о  родной природе.

Тип урока:

-  личностно-развивающий

Методы:

-наглядный

-поисковый

-словесный

-метод сотрудничества

Оборудование:

-Географическая карта «Природные зоны России», компьютерная презентация(32слайда), карточки-иллюстрации для групповой работы, учебник, доклады  учащихся, брошюра детских работ «Разнообразие животного мира», брошюра учителя «Человек и природа».

 Презентация «Природное равновесие»

Ход урока

Учитель

Учитель

Слайд1

Учитель

Слайд2

Учитель

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Карта «Природ. зоны России»

Учитель

Работа в группах

слайд№6

слайд№7слайд№8

Учитель

Ответы учеников

Работа в группах

Учитель

Слайд9--

Слайд10-

Учитель--

Загадка

Учитель:

Слайд11,-11»

Учитель:-

Слайд12.-12»

Учитель:

Слайд13,-13»

Слайд14

Слайд14-

слайд15,-15»

задача

учитель--

16, --------

17

18-------

Доклад-

ЕрмоленкоВовы

Сдайд19-

Сообщение Апканиевой Саши

Слайд20---

Слайд21

Слайд22---

Учитель--

Учитель--

Слайд23-

Работа в группах

Учитель-

Слайд24

Слайд25

Слайд26

Учитель-

Слайд27

Слайд28,29,30,31

Слайд32-

Слайд33-

Слайд34-

Слайд35

I.Организационный  момент.

Цель этапа: Организация  внимания  школьников. Раскрытие  общей  цели урока.

1)Ребята, мы начинаем  урок  окружающего  мира.Я желаю вам быть сегодня   внимательными  и  наблюдательными.Начать урок  я  хочу  со  стихотворения.Послушайте  и скажите, о  чём же мы сегодня будем  говорить.  

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
 

 2)Формулирование  целевых  установок урока  и  плана  работы

О чём же пойдёт  сегодня речь?

 Ребята, сегодня на уроке мы вместе  будем решать серьёзные проблемы природоведческого характера,  будем наблюдать, анализировать, рассуждать

А ответить нам сегодня нужно на очень важный вопросы :

«Что такое  природное  равновесие? Природное равновесие- это важно или нет?

I I.Проверка  домашнего  задания.

Цель этапа: Установить правильность, полноту и осознанность усвоенного материала по  теме «Природные  зоны  России»

     Поможет  нам начать рассуждение изученная тема «Природные зоны». О какой природной зоне говорится, показать на карте «Природные зоны России».

1.А)« Солнце никогда не  поднимается над линией горизонта. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Это зона - царство  льда и снега.»(АРКТИКА)Назовите представителей растительного и животного мира

1.Б) «Зима долгая и очень суровая. Мороз доходит до  -50.̊ Лето холодное и прохладное. За короткое лето поверхность оттаивает на 30см. А ниже лежит многолетняя мерзлота» (ТУНДРА)Назвать растения тундры.

1.В) «В этой зоне очень тёплое, продолжительное лето. Часто дуют горячие сухие ветры. Дожди здесь редки. Но бывают кратковременные ливни. Почвы очень плодородны»(СТЕПЬ)

1.Г)Назвать , какие природные зоны вы ещё знаете? Показать  по  карте  «Природные  зоны  России»

1.Д) От чего зависит разнообразие природных зон?( Солнце не одинаково освещает Землю)

I I I.Актуализация  знаний

Цель этапа:1.Обеспечить мотивацию  учения  школьников, принятию  ими  целей  урока.2.Актуализация  субъектного  опыта  учащихся (личностных  смыслов, опорных знаний)

1)Работа в группах

Каждая группа получает карточку с заданием

Назвать  «лишнее»  растение или животное и объяснить

А) -карликовая ива   Б)-лось             В)-ковыль

-мох-ягель                      -олень              -пион  тонколистый  

-берёза                           -песец               -сосна           

При проверке ответов каждой  группы на экране монитора  появляются  слайды:

1группа-слайд№6.Правильный ответ-берёза;

2группа слайд№7.Правилтный ответ-лось;

3группа-слайд№8.Правильный ответ-сосна.

Вывод: Для роста и развития растений, животных нужны в природе определённые условия, определённые  связи ,где одно зависит от другого. Иначе говоря, всё в природе взаимосвязано.

  О взаимосвязях в природе мы и поговорим.

2)Какие же взаимосвязи   в  природе можно  можно  рассмотреть?

(На доске иллюстрации: солнце,туча, дождь, растения; белка, жёлудь, дуб; заяц, волк)(Ответы детей:  Взаимосвязь живой и неживой природы,

взаимосвязь растений и животных, взаимосвязь растительноядных и хищных.

3)Задание в группах«Рассмотреть и рассказать о взаимосвязях  в  природе»

1группа-Взаимосвязь живой и неживой природы.

2группа-Взаимосвязь растений и животных

3группа-Взаимосвязь растительноядных и хищных животных.

(Каждая группа выбирает карточки-иллюстрации и  составляет рассказ о взаимосвязях в природе)

1группа-Взаимосвязь живой и неживой природы.

(Солнце, туча,  дождь, степь, лес.- Солнце и дождь дают рост растениям)

2группа-Взаимосвязь растений и животных

(Белка, дуб, жёлудь-Жёлудь созревает на дубе и идёт в пищу белке. Белка прячет запасы жёлудя и забывает места, тем самым давая возможность прорастать новым растениям.)

3группа-Взаимосвязь растительноядных и хищных животных.

(Волк-заяц.- Заяц является пищей для волка. Волк отлавливает больных и слабых зайцев)

3)Вывод.

Мы рассмотрели  примеры, как всё в природе взаимосвязано: животные и растения, живая и неживая природа. Ничто не существует обособленно, отдельно, все компоненты природы влияют друг на друга,  т.е  в природе существует равновесие. 

      Существует наука- «экология» -о связях между живым существом и окружающей средой, между человеком и природой Слово «экология» образовалось из двух греческих слов:  «экос» - дом, «логос» - наука, т.е. наука о доме.

- О каком  доме  идет речь?  (о природном)

IVФизминутка

V.Этап  усвоения  новых знаний

Цель этапа: Содействовать усвоению  учащимися  способов, которые приведут  к  определённому выводу, обобщению.

1)Отправляемся в путешествие. Куда мы попадём  узнаете, отгадав загадку

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Речка)

2)Давайте рассмотрим  ситуацию

     По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной. Почему это было так?

Что можно сказать о природных весах?

Верно. Весы находятся в равновесии, т.к.деревья своими корнями удерживают воду, а вода в реке напоит деревья водой.

Почему нарушилось равновесие?

 (Ответы  детей: Из-за вырубки  леса)

Какой же  вывод можно  сделать?  

Вывод:

1.Из-за  вырубки  леса  мелеют реки,  остаются без дома рыбы и другие организмы .

2.Животные леса  тоже остаются без своего привычного места обитания, гибнут птенцы в гнёздах, погибают  детёныши в норах, исчезают красивые уголки природы России.)

3.Загрязняется воздух

 Можно ли восстановить природное равновесие? Как  это сделать?(ответы детей)

Решите экологическую задачу.

 *Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его  необходимо на одного человека. Сколько деревьев должно быть высажено, чтобы обеспечить город в 900тыс.человек?

Отправляемся в путешествие. Рассмотрим разные  природоведческие ситуации.

Задание.

1.Определите природную зону. (Степь)По каким признакам?

2.Природные весы находятся в равновесии. Почему?

3.Почему весы качнуло в стороны, отчего может нарушиться  равновесие?(Неразумная распашка земли привела к исчезновению многих степных животных(дрофы))

В степи в большом количестве водились степные страусы- дрофы. Горделиво и неторопливо ходила дрофа по степи в поисках корма,  а во время опасности быстро убегала. К сожалению, в связи с распашкой земель, исчезли места обитания этой птицы. Дрофа практически исчезла в степи.

 

Наряду с дрофой визитной карточкой степей были и сайгаки. Эти быстроходные антилопы одни из самых быстроходных животных : скорость их бега достигает свыше 80км/ч.В настоящее время место их обитания- заповедники.

5.Как нарушится природное равновесие в тундре, если браконьеры уничтожат  много песцов, белых сов и..? ( Разведутся грызуны, съедят всю траву)

Приведите ещё примеры нарушения природного равновесия.

( Неумеренный  выпас  скота приводит  к нарушению

природного равновесия. Почему?)

Где ещё очень опасно нарушать верхний слой почвы? (тунда)

VI.Этап проверки  понимания  изученного

Цель :Установить  правильность  и  осознанность  изученного  материала

Вывод. Ребята, скажите, так важно  соблюдать равновесие в природе? 

Экологическое равновесие в окружающем нам мире – это очень важно, т.к. в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе  ни растения, ни животные , ни человек.

Назовите  причины нарушения эк. равновесия:

1.Учащиеся перечисляют причины  нарушения  природного равновесия.

На экране  монитора  появляется  слайд№22

2.Работа  в группах. Задание: К каждой  из  причины  нарушения прир. равновесия  подобрать  пути  восстановления.

(Работа  на  опорных листах)

-посадка травянистых растений    

- -очистительные фильтры

-посадка деревьев                        

- разведение и подкормка  животных                                                    

*вырубка лесов

*Распашка  земель

*Браконьерство

*Загрязнение воздуха и воды

   

Есть у русского народа пословица : «Как аукнется, так и откликнется» Она очень подходит к нашему уроку. Как вы объясните её.

Правильно, если по вине людей  нарушается в природе равновесие , то это оборачивается против самого же человека. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой .

VII Этап закрепления новых  знаний

Цель: Обеспечить  в ходе  закрепления материала  повышение  уровня  осмысления  изученного.

Решите экологические ситуации

1.Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что  они  должны сделать?

* Забрать себе.

 * Не трогать.

* Положить в дупло что-нибудь вкусненькое.

2. После похода остался мусор. Ваши действия.

* Закопать в яму.

* Унести домой и выкинуть в мусоропровод

* Оставлю всё как есть, там и так много мусора.

3. Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты

 сделаешь?

* Пройду мимо.

* Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем.

* Отломлю.

VIII.Этап  подведения  итогов урока

Молодцы, ребята, вы хорошо и дружно  сегодня  работали.

(Выставление оценок учащимся . за правильную  и активную работу)

Сейчас каждый из  вас получит первую брошюру, в которой  собраны  ваши работы, сообщения  о животных, проживающих на территории России. Это пособие поможет вам ещё лучше  узнать о повадках животных, приспособленных к жизни в разных природных зонах. Прочитайте и обсудите  информацию  с друзьями.

Вторую брошюру «Человек и природа» вы получите от меня. Сегодня на уроке вы узнали, что всё  в  природе  взаимосвязано. Но, к сожалению, по вине человека  нарушается  равновесие в природе и это оборачивается против  самих   людей.

   В этой брошюре собраны интересные  факты, происходившие  в разных странах,  и  приведшие  к  опасным ситуациям. Прочитав об этом, вы  сами  сможете предвидеть последствия  своих  поступков  и  поступать  так, чтобы  не нарушать  природного равновесия.

                                                                                                                     

     Сейчас известно очень  много примеров опасного нарушения человеком природного равновесия. Это случается в разных странах.

Интересные факты

В Австралию около 150 лет назад завезли  24 диких

кролика. Невероятно размножившись, они начали

опустошать пастбища и поля. Почему же так произошло?

А потому, что в Австралии почти нет хищников: ни волков, ни лис, ни орлов – беркутов и кроликам там раздолье.

 В Америке на одном плоскогорье  среди холмов и

перелесков жило очень  много оленей. Всем хватало

места, еды и травы. Но вот беда, много там водилось хищников: волков,

 койотов, огромных  кошек - пум. И охотники решили  защитить оленей. Они решили перебить хищников –  всех до одного. И оленей  стало больше. Они съели все молодые деревца, кустарники. Потом стала пропадать трава,

олени выщипывали всё до последней былинки. А затем наступили суровые зимы и половина всех оленей  вымерло от голода. А те, которые выжили, болели  различными болезнями. Так что выходит, чтобы олени были  здоровы, нужно, чтобы их поедали  хищники.

В 1886 году некий петербургский житель бросил  в Лебяжий канал элодею, полученную им в Ботаническом саду в качестве декоративного растения. Вскоре  элодея  разрослась по всем протокам Невской дельты.

Колёсные пароходики останавливались, попав в заросли «водяной чумы» - так окрестили канадскую пришелицу. Там где растёт элодея – удочку не закинешь. Элодея уже прижилась за Уралом, правда, немного присмирев.

Есть и положительные примеры  переселения животных в другое место. А иногда, эти переселения даже  шли на пользу.    Ещё в 30–х годах в озеро Балхаш привезли рыбу шипа.На новом месте он прижился, нашёл места, где ему икру вымётывать. Рыбаки дали ему кличку мутьян, за то, что он передвигаясь мутит воду. А шип рыба небольшая -до 20 кг, но главное из осетровых. Полупресный водоём вполне устраивает шипа, раз он так хорошо расплодился в Балхаше.

Дальневосточные рыбы толстолобик и белый амур прижились в водоёмах Средней Азии и Северного Кавказа. У этих крупных жирных рыб отменно вкусное  мясо. Но ещё они исправно очищают водоёмы от зарослей  камышей, тростника. Обе рыбы растительноядные и отличаются прожорливостью

Сравните  количество примеров с отрицательным  и

положительным  влиянием  человека на природные

сообщества.  Какие выводы вы сделали?

IXЗаключительное  слово учителя.

     Закончим наш урок словами учёного-путешественника Тура  Хейердала: «Мы настолько изменили всё вокруг себя, что для того чтобы существовать, мы должны изменить себя»

                               Задание №2  для  работы  в группах       

         К каждой  из  причины  нарушения природного равновесия  подобрать  пути  восстановления.

                    Меры по восстановлению природного равновесия

  -вырубка лесов                                                -посадка травянистых растений          

-неразумная распашка  земель                      -очистительные фильтры                

-браконьерство                                               -посадка деревьев                        

-загрязнение воздуха                                   -разведение и подкормка  животных      

                             Задания№1  для  работы  в группах               

Назвать  «лишнее»  животное и объяснить

Назвать «лишнее» растение и объяснить

1)ковыль                                                                  

 2)пион  тонколистый  

  3) сосна                                                                                

 1)-лось

 2) -олень

 3)-песец

Назвать  «лишнее»  растение  и объяснить

1) карликовая ива                                                        

2)мох-ягель                                                                          

3)берёза                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Использование местного материала: «Природные условия и их оценка агрофирмы «Россия» на уроках географии».

Местный материал я  использую на уроках географии в 6-х – 9-х классах по соответствующим темам....

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

Рабочая программа по предмету "Музыка" для начальной школы (Школа России)

Рабочая программа по предмету "Музыка" для  начальной школы (Школа России)...

Всероссийский конкурс «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ» Номинация «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»

Всероссийский конкурс«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»Номинация«Лучшие практики профориентационной работыв инклюзивной школе»...

конспект урока 7 класс Школы России и школы Британии

Урок  английского языка в VII классe(с использованием технологии развития критического мышления)....

Технологическая карта урока "Школы России и Школы ВЕликобритании. 5 класс"

Материал будет полезен учителям английского языка...