Главные вкладки

    Открытый урок по природоведению в 5 классе. Одноклеточные и многоклеточные организмы
    план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

    Реньжина Светлана Викторовна

    урок – исследование с элементами игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse.doc57 КБ
    Microsoft Office document icon kosmicheskiy_korabl_imeni_v.i.doc2.21 МБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по природоведению в 5 классе. Преподаватель биологии Реньжина Светлана Викторовна (Пермский край, Пермский район, п. Сылва, МОУ Сылвенская СОШ)

    Тема урока: Одноклеточные и многоклеточные организмы

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Форма урока: урок – исследование с элементами игры.

    Цели урока:

    1. Дидактическая: Формирование понятий: одноклеточные и многоклеточные организмы.
    2. Развивающая: Развитие метапредметных учебных  действий: сравнение, обобщение, исследование биологических объектов.
    3. Воспитательная: Создание условий для формирвания  коммуникативных навыков.

    Оборудование: компьютерная техника, презентация, фильм, полетные дневники, определения на листах А4,  бейджики для учащихся, цветные карандаши.

    Этапы  урока

    Дидактический материал

    Время

    1.Организационный момент: Сегодня у нас необычный урок, а урок -космическое путешествие.. Все мы команда одного космического корабля. У каждого из нас  обязанности исследователя, которые мы будем выполнять с помощью специального оборудования: полётного дневника, лабораторного оборудования, книги (учебника). Назовите его. Посмотрим, все ли оборудование имеется на ваших партах.  Наш корабль называется «В.И.Вернадский». Он называется так потому, что 12 марта 2013 года, исполнилось 150 лет со дня рождения  ВЕЛИКОГО русского ученого Владимира Ивановича Вернадского - создателя учения о биосфере  и ноосфере. Давайте запишем в полетный дневник новые для вас слова. Записать в полётный дневник. Представьте  себе, что мы приближаемся  к  неизвестной планете, которая очень похожа на нашу землю.  На планете видны океаны, зеленые леса, есть атмосфера. Что, по вашему мнению, мы будем на ней исследовать, изучать (ответ-биосферу).

    Тогда приготовьтесь наблюдать, слушать, записывать. Все ли слова, произнесенные мной сейчас вам понятны?  Тогда объясните мне, как вы понимаете слово наблюдать, на какой вопрос отвечает это слово7

    Наблюдать – это видеть и слышать умом, т.е уметь делать выводы, умозаключения  на основе увиденного и услышанного. И еще, помните, что главное качество  космонавта – исследователя  - уметь работать по инструкции, а почему? (Потому,что инструкция позволяет делать все быстро и предусматривает безопасность исследователя и его напарника).

    Фильм: планеты и космический корабль, фото В.И. Вернадского.

    Определения  на листах А 4  биосфере  и ноосфере. Карандаши.

    Полётный дневник, где космонавт записывает всё, что увидит или услышит.

    Содержание дневника: НАЗВАНИЕ КОРАБЛЯ,  Ф.И.О. космонавта - исследователя, фото И.В. Вернадского (12.03.1863 – 6.12.1945), разделы

    Раздел №1: новые слова

    Раздел  №2. Анализ информации – таблица из 2 колонок

    Раздел  №3 Лабораторное исследование

    Раздел  №4 Результаты путешествия. Выводы, взаимооценка, самооценка, оценка учителя. Понравился  ли урок добился  ли  цели?

     3-5 мин.

    2. Актуализация знаний

    Приводняемся в океан и видим в иллюминатор…   - Что вы увидели ребята?

    - Живые это объекты или не живые? Назовите признаки, по которым  Вы определили, что они живые? Работаем в команде, а главное правило такой исследовательской работы: Высказываем свои мнения об увиденном свободно, стараемся привести доказательства в пользу  их правильности, достоверности, не боясь ошибиться, так как рассуждения и доказательства очень важны для исследования, для правильных совместных выводов о наблюдаемом объекте.

    Признаки живых  организмов:

    • Дыхание, питание,  выделение – обмен веществ
    • Размножение
    • Рост
    • Движение  в поисках пищи
    • Чувствительность – раздражимость
    • Вывод: Живой организм – целостная система (единое целое).

    Фильм  одноклеточные и многоклеточные..

    3 -5мин

    3.Изучение нового материала. Мы исследователи, и в первую очередь  должны научиться сравнивать. Что значит сравнить? (Найти отличия и сходства). Запишите  определение в 1 раздел дневника.

    Давайте определим, чем различаются эти живые организмы?

    -  Ответ: одноклеточные и многоклеточные.

    Исходя из этого, какова  тема нашего  путешествия?

    Тема: одноклеточные и многоклеточные организмы.

    У каждого исследователя есть цель. Какова ваша цель? Назовите. Запишите в полётный дневник.

    Продолжим сравнение. Запишем в полётный дневник отличия. Раздел 2. А теперь найдём сходства?  Запишем в полётный дневник.

    Любое исследование предполагает вывод! Какой вывод мы можем сделать из этого сравнения?

     Вывод: определение одноклеточных и многоклеточных. Учебник (помощник) стр. 156. Запишите  определение в 1 раздел дневника.

    Определение на листах А 4   сравнение.

    Презентация. Урок путешествие

    Тема путешествия -  

    Цель:  Знакомство с одноклеточными и многоклеточными организмами.

    Картинки одноклеточных и многоклеточных

    Определение на листах  А 4 одноклеточные и многоклеточные.

    3-5 мин.

    4. Физкультминутка.

    2 мин.

    5. Ракета - робот взяла пробы воды и воздуха. Давайте посмотрим и исследуем эти пробы. Какие живые объекты вы там увидите, как их назвал робот? План исследования в полётном дневнике. Раздел 3. работаете в паре. Помогайте друг другу. Назовите правила работы с микроскопом? Прочитайте внимательно   инструкцию выполнения работы. (1 прочитает вслух).

    Гипотеза – предположение, догадка, еще не подтвержденная опытом.

    Подведение итого в исследования. Что вы увидели, узнали, научились делать

    Лабораторное исследование.

    Название: Организмы новой планеты.

    Цель: Рассматривание и изучение живых организмов под микроскопом.

    Гипотеза исследования: предположим,  что условия жизни на открытой планете похожи на земные, тогда…в пробах мы увидим одноклеточные и многоклеточные организмы.

    Оборудование: микроскоп, микропрепараты,  карандаши, книга (учебник стр. 155-156).

    Ход  исследования:

    1. Настроить  микроскоп (поставить на 15 см. от края парты штативом   к себе,  настроить свет с помощью зеркала,  положить микропрепарат на предметный столик, настроить резкость с помощью винтов, нельзя ходить по космическому кораблю во время исследования и  нельзя поворачиваться).

    2. Рассмотреть,  зарисовать, подписать увиденное, сравнив с рисунками  на слайде.

    3. Сделать выводы

    16 мин.

    6. Подведение итогов, домашнее задание.

    Что вы узнали во время путешествия, чему научились?

    • 12 марта 2013 года, исполнилось 150 лет со дня рождения  ВЕЛИКОГО русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, который создал учение о биосфере  и ноосфере. 
    • Живой организм – целостная система (единое целое).
    • Сравнение - найти отличия и сходства объектов.
    • Научились сравнивать живые организмы:  одноклеточные и многоклеточные.
    • Исследовать и изучать живые организмы с помощью микроскопа.

    Домашнее  задание: параграф 46 (новые слова)

    Сочинить сказку об  одноклеточных и ли многоклеточных организмах.

    Сообщение об одноклеточных и ли многоклеточных организмах  планеты Земля.

    Составить презентацию о В.И. Вернадском.

    4мин

    7. Рефлексия. Оценивание учащихся. 

    Дайте оценку своей работы и  работе своего  товарища

    Добились ли  своей цели, понравился ли вам урок (чем?)

    Сдать полётный дневник

    Спасибо

    Вы проделали очень большую работу и теперь вам предстоит  квалификационный экзамен на звание космонавта – исследователя.

    Вам необходимо выполнить тест:

    1. Каким главным качеством должен обладать космонавт- исследователь?

      А) быть смелым Б) быть умным  В) уметь работать по инструкции.

    2. Каким  ещё важным качеством должен обладать космонавт исследователь?

      А) быть добрым Б) быть внимательным  В) уметь плавать

    3.Соедини линиями слова с их  значениями.

    1 Наблюдение

     Живая оболочка Земли

    1. Биосфера  

    Умение находить сходство и отличие у разных объектов

    1. Ноосфера

    Клетка самостоятельный организм и выполняет все функции живого

    1. Одноклеточный организм

    Оболочка из мыслей

    1. Сравнение

    Клетки выполняют разные функции и не могут существовать самостоятельно

    1. Многоклеточный организм

    Видеть и слышать умом.

     Критерии оценивания:

    Все линии проведены верно (звание космонавт – исследователь 1 класса).

                      1 ошибка - (звание космонавт – исследователь 2 класса).

                      2 ошибки - (звание космонавт – исследователь 3 класса).

    Вручаются удостоверения.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом" (природоведение)

    лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом", с чётко поставленной целью, позволяющая не только провести исследования, но и повторить ранее изученный материал....

    Открытый урок по природоведению в 5 классе.

    Тема урока:«Вселенная». Предварительная подготовка:урок ориентирован на закрепление пройденного материала. Это итоговый урок по разделу, поэтому предварительно ученикам дается задание повторить м...

    Природоведение 5 класс. Тема:Зачем живые организмы запасают питательные вещества? (презентация)

    Природоведение 5 класс. Тема:Зачем живые организмы запасают питательные вещества? (презентация)...

    Тест по природоведению 5 класс В. Пакулова Тема "Организмы"

    Тест с одним и несколькими вариантами ответов поможет провести проверочную работу по усвоению материала учебного курса "Природоведение" 5 класс В. Пакулова Тема "Организмы"...

    Открытый урок по природоведению 5 класс на тему "Жизнь под угрозой.автор Н.И.Сонин

    Урок по теме «Жизнь под угрозой». (5 класс)Задачи урока: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных и растений; ...

    Обобщение знаний по теме "Одноклеточные и многоклеточные организмы"

    Разработка открытого урока , проведенного на районном семинаре, в 5а классе (ФГОС).  Урок-обобщение знаний на основе системно-деятельностного подхода....

    Открытый урок по биологии 6 класса Повторение темы «Жизнедеятельность организмов»

    технологическая карта урока по ФГОС. УМК "Линия жизни" Пасечник. изд. "Просвещение"...