Дистанционное обучение 10.03. - 5 "В" класс
учебно-методический материал по природоведению (5 класс) по теме

Дистанционное  обучение 10.03. - 5 "В" класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Дата: 10.03.2014

Урок «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ»

 Цель урока: познакомить учащихся с природными зонами Земли, показать зависимость распространения зон от климатических и  почвенных факторов, показать биологическое разнообразие планеты и доказать необходимость его сохранения; показать занимательность, привлекательность растений и животных путем слияния чувственного, эмоционального восприятия природы с ее аналитическим изучением; развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, работать над речью учащихся.

        

ПЛАН УРОКА:

I. Изучение нового  материала

Д/З — НАРИСОВАТЬ  ПОРТРЕТ  ЛЮБОГО  УГОЛКА ЗЕМНОГО  ШАРА (принести рисунок 14.03.2014)

                                             1. Понятие о природных зонах.

А) Запись учащимися определения в тетрадь.

Природные зоны – это большие территории поверхности Земли со сходными климатическими условиями, почвами, растительным и животным миром.

Основные природные зоны Земли – это тундра, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса (показ на карте  учебника стр.132-133).

Б) Заполнить таблицу в тетради, используя материал учебника стр. 129-131 и дополнительный материал, расположенный  в данном конспекте и презентации.

   Название природной зоны

Климатические условия

природной зоны

  Растения и животные

природной зоны

1. ТУНДРА

2. ТАЙГА

3. СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ  ЛЕСА

4. СТЕПИ

5. САВАННЫ

6. ПУСТЫНИ

7. ВЛАЖНЫЕ  ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕСА

1. ТУНДРА

Почвы Крайнего Севера бедны гумусом. Земля 9 месяцев в году промерзшая. За 3 летних месяца (май, июнь, июль) оттаивает только верхний слой 8 – 10 см, а чуть глубже – вечная мерзлота. Растаявший снег не может просочиться сквозь вечную мерзлоту, поэтому летом тундра заболачивается. Почвы в тундре называются тундровыми.

Тундра: недостаток тепла, избыток влаги, вечная мерзлота, ветер.

Вопросы: Благоприятны ли условия жизни в тундре? Будет ли богат и разнообразен животный и растительный мир? Какие животные и растения там обитают? Как они приспособлены к жизни в тундре?

 Растения тундры быстро начинают расти, цветут и дают семена. На короткое время летом тундра становится цветущей – лютики, колокольчики, морошка, брусника.

 

2 и 3. ЛЕСА.

Южнее тундры раскинулась тайга. Условия жизни здесь более благоприятны, чем в тундре. Здесь гораздо больше тепла, а влаги достаточно для роста деревьев и кустарников.

Вот какой увидел тайгу Антон Павлович Чехов в 90-х годах прошлого века: «Скоро после Енисея, –  писал он,  – начинается тайга… По обе стороны дороги непрерывно тянутся обыкновенные леса из  сосны, лиственницы, ели и березы… Сила и очарование тайги в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища…»

Вопрос: А как бы ответили вы, что же такое тайга?

К югу от тайги, где больше тепла и нет вечной мерзлоты – находится зона смешанных и широколиственных лесов. Эти леса более светлые. Там много лиственных деревьев.

Лесная зона: резкая смена сезонов года, достаточное количество влаги, неравномерное распределение осадков.

4 и 5. ТРАВЯНИСТЫЕ РАВНИНЫ — степи и саванны

Районы, где влаги слишком мало, чтобы росли леса, но достаточно для роста трав, есть на всех континентах. Степи – называют их в Европе, саванны – в Африке и Австралии, прерии – в Северной Америке. Американские переселенцы, впервые попавшие в прерии, назвали ее равниной, у которой есть начало, но, кажется, нет конца. Вот как описывает степи Николай Васильевич Гоголь

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотистым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела по поверхности; занесенный бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался, бог знает, в каком дальнем озере. Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Степи: благоприятная температура, мало влаги.

Саванны отличаются от степей чередованием сухого и влажного сезонов.

Климат в саваннах очень сухой. Но в определенные месяцы там становится жарко, и идут проливные дожди. Во время сухих сезонов почва пересыхает, во время влажных – заболачивается. Почва содержит мало питательных элементов. Часты пожары.

Условия, в которых приспособились жить растения, очень жесткие. Баобаб в своем толстом стволе хранит воду. Акация имеет широкую плоскую крону, которая спасает нижние листья от высыхания.

Животные (слоны, зебры, жирафы, носороги, антилопы-гну) способны совершать переходы на большие расстояния в поисках пищи и воды. Мелкие животные на период засухи ложатся в летнюю спячку.

6. ПУСТЫНИ

Сейчас вашему вниманию будет предложен видеофильм о пустыне. После его    просмотра ответьте на вопросы.

1. Каковы условия жизни в пустыне?

  1. Какие растения пустынь вам известны? Каковы их приспособления?
  2. Какие растения пустынь вам известны? Каковы их приспособления?

Пустыня: недостаток влаги, редко идут дожди, избыток тепла, резкие суточные перепады температуры.

                     7. ВЛАЖНЫЙ ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС.  

        По обе стороны от экватора до северного и Южного тропика находится зона влажных тропических лесов.

        Выпишите в тетрадь характеристику влажных экваториальных лесов:

Влажный экваториальный лес: оптимальная постоянная температура и влажность.

Итак, для влажных экваториальных лесов характерно изобилие растений, у животных – яркие краски; лес сумрачный.

Почему экваториальные леса называют фабрикой кислорода, легкими планеты?

II. Закрепление нового материала.

подумайте !

О чем, на ваш взгляд, говорят эти факты ?

1.Люди ежегодно уничтожают или вылавливают 2 млн. черепах,7 млн. крокодилов.

2. Ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов.

3. В тропических лесах каждый день спиливают 5 млн. деревьев.

4. На острове Мадагаскар уничтожено 93 % тропических лесов. В них обитало несколько тысяч видов растений, нигде более не встречающихся.

5. В США уничтожено 98 % высокотравных прерий, 50 % заболоченных участков, более ЗО % лесов.

Какие утверждения верны?

1. Почва в тундре скована многолетней мерзлотой.

2. Хвойные деревья очень требовательны к теплу.

3. Смешанные и широколиственные леса расположены к северу от тайги.

4. Травянистые равнины раскинулись там, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов.

5. Пустыни занимают особенно засушливые районы Земли.

6. Тропический лес — самое бедное видами природное сообщество.

III.. Итоги урока.   

Итак, основные природные зоны Земли – это тундра, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса. Их распространение на Земле зависит от климата, главным образом, от распространения тепла и влаги. 

В каждой зоне сложились свои условия для обитания растений и животных. Животный и растительный мир в каждой природной зоне уникален, неповторим. Поэтому важнейшей задачей человечества является сохранение не только всех видов животных и всех видов растений, но и целых природных уголков, целых сообществ – т.е. сохранение биологического разнообразия. Об этом сказано в международном документе «Конвенция о биологическом разнообразии» (1992г.)

В заключение мне хочется прочитать вам слова писателя Николая Сладкова, обращенные к нам, людям, с призывом сохранить красоту природы:

«Можно, ли представить себе землю птиц? Mоре без чаек. Степь без  жаворонков, горы без орлов.. Или лес без кукушки и иволги? Луг дергача, поле без перепелки. Речные заросли без соловьев....

Скучно станет, неинтересно. Мертво и глухо.

Тысячи лет шумят для нас леса — слышим ли? Тысячи лет радуют нас степи и горы — ценим ли? Тысячи лет поют для нас птицы — не напрасно же? Осознаем ли мы, что значит для нас природа? Помним ли, что дала она нам, и чем мы ей отплатили за это?

Земля говорил с нами языком звуков, красок, запахов. Голоса бесчисленных жизней несутся со всех сторон. Громкие и уже едва уловимые, но всегда волнующие и зовущие. И каждый умолкнувший голос — большая потеря: общий хор жизни без него звучит слабее и тише.

Отзывчива тишина полей, настояны тайной лесные дебри, переполнены жизнью леса, степи, горы, моря — и все хорошо! Откройте глаза — и красота земли хлынет в вас водопадами красок. Она всюду: вокруг, над головой, под ногами. В беге зверя, в игре рыбы, в полете птицы. Все живое пропитано поэзией и красотой. И мы все это можем видеть и ощущать». И чем больше человек видит и чувствует красоту - тем больше он человек.

                

                                                

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.

2. Книга для чтения по охране природы: для учащихся 9-10 классов средней школы. / Составитель: А.Н. Захлебный – М.: Просвещение, 1986.

3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 класс. – М.: Дрофа, 1997.

4. Розовые чайки черные журавли: книга о редких и исчезающих птицах. / Составитель: Н.И. Сладков. – Л.: Дет. Лит.,1985.

5. Хрипкова А.Г. и др. Естествознание  5 класс. – М.: Просвещение, 1999.