Главные вкладки

    План-конспект урока по природоведению по теме:
    по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" Экскурсия "Признаки поздней осени. Кто как к зиме приготовился"

    Николаева Алена Анатольевна

    Данный конспект расчитана на учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kto_kak_k_zime_prigotovilsya.docx20.36 КБ

    Предварительный просмотр:

                            «Кто как к зиме приготовился».

    Цель и задачи: отметить изменения в живой природе с наступлением поздней осени; конкретизировать, закреплять знания детей о растительном и животном мире; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать; развивать связную речь, мышление, внимание, память, расширять кругозор, пополнять и активизировать словарный запас; воспитывать любовь к родной природе.

    Оборудование: дневники наблюдения, иллюстрации с изображением зверей и птиц, кормушки, корм для птиц.

     

                                                         Ход занятия

    Орг. момент

       У нас сегодня будет необычное занятие: мы пойдём на экскурсию.

    - Как мы должны одеться сегодня? Почему?

      Чтобы плохого ничего не случилось на экскурсии, нам надо помнить следующие правила:

    - по улице надо идти парами, не толкаться и не отставать от других;

    - переходить улицу по указанию учителя;

    - во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;

    - слушать внимательно;

    - беречь и охранять природу.

    Сообщение темы.

      Ребята, хотите ли вы узнать тему нашей экскурсии?  А для этого, вам нужно отгадать загадки и ответить на некоторые вопросы.

    Загадки.

    Опустел наш школьный сад,

    Паутинки вдаль летят.

    И на южный край земли

    Потянулись журавли.

    Распахнулись двери школ,

    Что за месяц к нам пришёл?  (Сентябрь.)

    Всё мрачней лицо природы,

    Почернели огороды,

    Оголяются леса,

    Молкнут птичьи голоса.

    Мишка в спячку завалился,

    Что за месяц к вам явился?   (Октябрь.)

    Поле чёрно-белым стало,

    Падает то дождь, то снег,

    Льдом сковало воды рек,

    Мёрзнут в поле озимь ржи,

    Что за месяц подскажи?         (Ноябрь.)

    - К какому времени года мы отнесём эти отгадки?

    2) Какой месяц в народе называют:

        - руен, ревун, дождезвон;

        - листобой, грязник, ветродуй;

        - ворота зимы, полузимник, ледовый кузнец.

     - Объясните, почему вы так считаете?

    - Какое время года идёт после осени?

      Всё вокруг бело и снежно,

      И узор на стёклах нежный,

      Иней на ветвях, как в сказке,

      И мороз лишь для острастки –

      Никого он не пугает,

      Дети весело играют,

      На коньках бегут и лыжах,

      И дома в снегу по крыши,

      Вся белым - бела природа.

      Это что за время года?    (Зима.)

    - Что приносит с собой зима?

    - Похож ли сегодняшний день на зимний? Почему?

    - Какая сегодня погода?

    - Какое небо? Можно ли по цвету неба определить погоду? Как?

    - Что вы можете сказать о ветре? Какое направление?

    - Как светит солнце?

    - Какие осадки сегодня?

    - Радуетесь ли вы приходу зимы? Почему?

    - Как вы думаете рады ли приходу зимы животные? Почему?

    - Чтобы спокойно пережить зиму, что, прежде всего надо сделать?

    - Когда начинают готовиться к зиме?

    - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и что наблюдать?

    Основная часть.

      В лесу учитель обращает внимание детей на красоту природы и зачитывает произведение К.Д. Ушинского по частям.

      «Разозлилась старуха-зима; задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком».

    - Как подготавливаются птицы к зиме?    (улетают в тёплые края)

      «Подула зима холодом, посрывала листья с лесов и разметала их по дорогам…»

    - Какие изменения произошли в жизни растений?

    - Почему   в природе происходит листопад?

      Листопад защищает ветви от поломок в зимнее время и приспосабливает растения к перезимовке.

    - Как вы думаете, смогли бы ветви с листвой выдержать массу снега?

    (Вода замёрзла бы в листьях, что привело бы к гибели растения к перезимовке.)

    «А птицы собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился».

    - Как называются птицы, покидающие осенью родные края?  (перелётные)

    - Приведите примеры перелётных птиц.

      Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки и т.д. Затем те, которые едят плоды и семена растений; с этим связан поздний отлёт перепелов, куропаток, дроздов. Позднее всех улетают утки и гуси. Почему?

    - Какие виды птиц перед отлётом собираются в стаи?

    - Какие птицы улетают в одиночку?   (кукушка)

                               

                                                      Загадки.

    1. Что это за птица?

        К тёмному платьицу –

        Передник жёлтый

        Да шапчонка шёлковая.  (Синица.)

    2. О какой птице так говорят?

        Всё в тёмных фраках да алых рубахах?   (Снегирь.)

    3. Сидит король, чёрен, как смоль.

        Ножкою шаркнет

        Да молодецки гаркнет,

        И опять угрюм –

        Тоскливо королю.   (Ворон.)

    4. Весёлый молодец

        В пыли резвится

        Да веселится,

        Не любит летать –

        Пешком идёт гулять.

        Крылышками двигает,

        То летит, то прыгает.   (Воробей.) 

    5. Без рук стучит,

        На ветвях сидит,

        Длинный носок,

        Красная шапочка.   (Дятел.) 

    6. Болтливая молодка –

        Красивая воровка.   (Сорока.)

    - Как мы называем птиц, которые остаются у нас на зиму?

    - Какие птицы делают запасы на зиму?   (Синицы, поползни, клесты.)

    - Что запасают и куда они прячут корм? (Прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев.)

    - Чем питаются зимующие птицы?

    - Каких птиц вы видели сегодня? Чем они были заняты?

    - Что страшнее всего для птиц, холод или голод?

    - Что спасает птиц от холода?

    - Чем мы можем помочь зимующим птицам?

      Ребята развешивают кормушки, насыпают корм.

      «Накинулась зима на зверей».

      Учитель вместе с детьми обсуждает поведение разных животных поздней осенью.

                                                                 Зайцы.

                                                       Зайцы скачут:

                                                       Скок-скок-скок!

                                                       Да на беленький снежок.

                                                       Приседают, слушают:

                                                       Не идёт ли волк.

                                                       Раз – согнуться, разогнуться.

                                                       Два – нагнуться, потянуться.

                                                       Три – в ладоши три хлопка,

                                                        Головою три кивка.

    Упражнение «Знаете ли вы?»

    - Знаете, как называются домики разных животных? Назовите:

                       у лисы – (нора)                    у волка – (логово)  

                       у белки – (дупло)                 у медведя – (берлога)

                                                у мышки – (норка)      

             

    - Как готовятся к зиме зайцы, белки, песцы, лисы и др. звери?  (Отрастает новая – густая и пушистая шерсть, у некоторых изменяется окрас.)

    - Как готовится к зиме белка?  (Утепляют гнездо, прячут корм в дупла деревьев, в мох.)

    - Что запасают мыши?  (Зерно.)

    - Как готовятся к зиме ежи? (Носят в норку сухие листья, мох.)

    - Можно ли встретить сейчас насекомых? Почему?

      «Пуще злится зима – до рыб она добирается».

    - Ноябрь в народе именовали ледовым кузнецом. Почему?

    - Как готовятся рыбы к зиме?  (Рыба вся уходит в глубину.)

    «Ну, постой же – думает зима, - дойму я людей» - и шлёт мороз за морозом, один другого злее.

    - Как люди готовятся к зиме?

     Осенью люди закладывают на хранение фрукты и овощи, утепляют квартиры,

    заготавливают корм для домашних животных.

    - Какую одежду люди готовят к зиме?

    - Как нужно одеваться, когда идёшь кататься на лыжах, коньках?

      Зимой надо продолжать закаляться. Этому помогут игры на свежем воздухе, катание на санках, лыжах, коньках.

    -Объясните смысл поговорки.

    Мороз не велик, да стоять не велит.

      Игра «Бездомный заяц».

     Выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные чертят себе кружок и встают в него.  «Бездомный заяц» убегает, а охотник его догоняет. Спастись заяц может, если забежит в любой кружок, тогда «заяц», стоявший в круг, должен сейчас же убегать, а охотник уже ловить его. Как только охотник поймал зайца, он становится «зайцем», а бывший  «заяц» - охотником.

    Считалка.

    1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.

    Что нам делать? Как нам быть?

    Нужно заиньку ловить.

    Снова будем мы считать: 1, 2, 3, 4, 5.

    Итог

    Подведение итога в классе

      1) Игра на внимание.

      На картинку навели увеличительное стекло. Можете ли вы угадать, кто

    изображен?

                                       

    2)Шапочка чёрная,

       Кофточка жёлтая.

       Шустрая певичка –

       Птичка-…  (Синичка)

    - Как вы думаете, почему ее так называют – синица?

    - Где сидит синичка? – Вы узнали это дерево?

    - Рябина хвойное дерево или лиственное?

    - Как вы думаете, зачем синичка прилетела на рябину? Что подвешено на ёлке?

    - Что лежит в кормушке?

    - Кто принёс в кормушку еду?

    - Зачем люди подкармливают зимой птиц?

    - Какую пользу приносят синицы?

    «Игра в слова»

    - Найдите на картинке все предметы, в названиях которых есть звук Р.

    Скороговорка. Ждут птиц у кормушки кормёжки.

                              Принёс им Маркушка в кармашке  морошки.

    3)Работа в дневниках наблюдения                               

       Запишите тему нашей экскурсии.

    - Какая сегодня погода?   (Дежурный отмечает погоду в календаре природы.)

    - Что мы сегодня наблюдали?

    - Какие изменения произошли поздней осенью в природе? Сравните с сентябрём.

    Домашнее задание

    - Составьте и запишите несколько предложений о своих наблюдениях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Золотой октябрь»

    Данный урок, проводился с учащимися 4 класса Специальной (коррекционной) школы VIII вида....

    Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. "Семья. Родители и дети". 2 класс.

    Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема урока: "Семья. Родители и дети".Цель. Формировать ценностные отношения к семье как нравст...

    Конспект НОД по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Животные" с использованием сенсомоторных тренажоров.

    Конспект разработан для детей с нарушением интеллектуального развития. Используется для индивидуальной и подгрупповой форм работы. ...

    Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»

    Методическая разработка урока   3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...

    Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

    Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...