Лекарственные растения "зеленая аптека" - природоведение
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Татьяна Баченина

                          Конспект урока по природоведению.

 

                      Лекарственные растения. Зелёная аптека. 5 класс

 

Учебник: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природа: неживая и живая. М.; Дрофа 2013

Учитель географии Баченина Т.В.

 

Тема урока:  Лекарственные растения. Зелёная аптека.

Цель:  формирование знаний обучающихся о значении растений в жизни человека; расширить  знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

 Тип урока: изучение нового материала.

Метод: объяснительно – иллюстративный, практико-ориентированный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, рассказ,  сообщения, работа с карточками, компьютерная технология

Оборудование: иллюстрации дикорастущих лекарственных растений (на компьютере); индивидуальные раздаточные карточки, гербарий;

Презентация о культурных растениях                                                                       

 

Ход урока.

 

I. Организация класса: приветствие, постановка целей.

 

II. Изучение нового материала.

 

2.1.  Вводная беседа о растениях:

 -чем растения отличаются от других живых организмов?

 -какие растения называют цветковыми? Нецветковыми? Приведите примеры.

 -какие растения называют дикорастущими? Культурными? Приведите примеры.

 -какое значение имеют растения в природе? В жизни человека?

2.2.  Определение  темы урока после прочтения стихотворения

 

«Зелёная аптека».

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

 

Учитель:  О каких растениях это стихотворение?

Запись темы урока в тетрадь.

2.3.  Рассказ учителя.

 

 «ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА

 ДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ»

 

                                                                   В. Рождественский.

 

- Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. « Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И  действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто».

 

Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тыс. до н. э. в Египте.. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Они   для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.  При царе Иване Грозном  были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие "аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

Сегодня человечеству известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний.

 

Все ли лекарственные растения в определенной местности можно собирать?

 Да. Только те, которых  в нашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

А вы знаете какие-нибудь лекарственные растения?  ( ответы: подорожник, пастушья сумка, зверобой, тысячелистник, мать и мачеха, крапива, трава-мурава, лопух и т.д.)

 

 Правила сбора лекарственных трав.  Я дарю вам Памятку правил сбора и обработки лекарственных растений.

 

Правила сбора и обработки лекарственных растений.

 

Правило первое: что собирать?

 

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих — стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

 

Правило второе: когда собирать?

 

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики — в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

 

Правило третье: как собирать?

 

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, наволочками или мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

 

Правило четвертое: где собирать?

 

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества — продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

 

Правило пятое: собирая, сохранять!

 

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания — дачные чердаки.

 

Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

 

 

2.4.  Короткие  сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)

 -Одуванчик лекарственный

 -Ромашка аптечная                                                                                                                                    -Подорожник большой                                                                                                                         -Чистотел большой                                                                                                                               -Тысячелистник обыкновенный.

 

2.4. Работа с тетрадью. Заполнение таблицы.

Лекарственные растения.

 

Какую часть используют   

 

Значение

 

Одуванчик лекарственный

Лист, корень

Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечат ожоги, выводит вредные вещества, лечат заболевания желудка

 

 

Ромашка аптечная

Цветы

Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос;

Чистотел большой

Надземную часть     

Лечение кожи, туберкулёза

 

 

.Подорожник большой       

Листья           

 

Заживляет раны, помогает при ушибах

 

Лопух

Корни, листья

При болезни суставов, редикулитов

 

 

 

Внимание! Запомните, что все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача.

 

 

2.6.    Работа с учебником

 Давайте посмотрим,  какие правила сбора лекарственных растений нам предлагают в  учебнике на  стр. 164 «Памятка сборщику лекарственных растений» - и объясним  каждый пункт:

Ребята, скажите а как вы думаете, можно ли самим выращивать на огороде лекарственные растения?

 

-Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

 

-В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

 -Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

 

2.7.  Работа с учебником – стр. 165 «Ядовитые растения» - презентация. Знакомство с особенностями этих растений – опасны для человека – могут вызвать рвоту, головокружение, потерю сознания.

Ученики записывают в тетради:

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ!!!

- Рвать

 - Нюхать

 - Брать в рот

2.8.  Работа с индивидуальными карточками.

 

Учитель задаёт вопрос, ученики поднимают карточку с изображением того растения, о котором идёт речь.

 

  1. Настой из листьев этого растения используют для прижигания бородавок? (чистотел большой)
  2.  Какое  растение используют для остановки кровотечения (тысячелистник обыкновенный)
  3.  Если вас укусила пчела, или вы поранили ногу, лист какого растения вы используете? (подорожник большой)
  4. У вас болит горло, – какое растение вы будете использовать для полоскания рта? (ромашка аптечная).
  5.  Из листьев этого растения готовят салат (одуванчик лекарственный)
  6.  Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием (ромашка аптечная)

 

2.9. А сейчас  давайте разгадаем  загадки о  целебных свойств растений, которые растут у нас на огороде и в саду.

 

Загадки:

 Эти разные листочки

Лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке.

(ПЕТРУШКА)

 

 Этот плод – аптека наша,

Из него полезна каша,

Семечки – деликатес,

И глистам – противовес.

Диетическое блюдо –

От болезней всех, как чудо!

(ТЫКВА)

 

 Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы!

(ЛУК)

 В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров.

Давление понижает,

И кровь оздоровляет.

Салат от ожиренья

А сок от воспаленья.

(СВЁКЛА)

 

 

 Листья – будто кружева,

Украшенье для стола.

Повышают аппетит,

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления.

(УКРОП

 

III. Итог урока.

 

Я не степью хожу,

 Я хожу по аптеке,

 Разбираясь в ее

 Травяной картотеке.

 Беспредельная степь,

 Бесконечная степь,

 Ты, природой написанный,

 мудрый рецепт.

 

  Как вы понимаете эти строки поэта С. Кирсанова?

 Подводя итог всему выше сказанному, хочется, чтобы стало всем понятно насколько важны и ценны для нас, людей, растения. Растения – это не только эстетика, это еще и наше здоровье. Предки передали нам в наследство знания о многих лекарственных растениях, наша задача – не растерять эти знания, приумножить их и передать потомкам.

 

 

IV. Выставление оценок.

V. Д/З. Параграф 41. Продолжить заполнение таблицы – записать ещё три лекарственных растения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Конспект урока по природоведению.

                      Лекарственные растения. Зелёная аптека. 5 класс

Учебник: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природа: неживая и живая. М.; Дрофа 2013

Учитель географии Баченина Т.В.

Тема урока:  Лекарственные растения. Зелёная аптека.

Цель:  формирование знаний обучающихся о значении растений в жизни человека; расширить  знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

 Тип урока: изучение нового материала.

Метод: объяснительно – иллюстративный, практико-ориентированный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, рассказ,  сообщения, работа с карточками, компьютерная технология

Оборудование: иллюстрации дикорастущих лекарственных растений (на компьютере); индивидуальные раздаточные карточки, гербарий;

Презентация о культурных растениях                                                                      

Ход урока.

I. Организация класса: приветствие, постановка целей.

II. Изучение нового материала.

2.1.  Вводная беседа о растениях:

 -чем растения отличаются от других живых организмов?

 -какие растения называют цветковыми? Нецветковыми? Приведите примеры.

 -какие растения называют дикорастущими? Культурными? Приведите примеры.

 -какое значение имеют растения в природе? В жизни человека?

2.2.  Определение  темы урока после прочтения стихотворения

«Зелёная аптека».

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Учитель:  О каких растениях это стихотворение?

Запись темы урока в тетрадь.

2.3.  Рассказ учителя.

 «ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА

 ДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ»

                                                                   В. Рождественский.

- Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. « Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И  действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто».

Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тыс. до н. э. в Египте.. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Они   для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.  При царе Иване Грозном  были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие "аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

Сегодня человечеству известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний.

Все ли лекарственные растения в определенной местности можно собирать?

 Да. Только те, которых  в нашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

А вы знаете какие-нибудь лекарственные растения?  ( ответы: подорожник, пастушья сумка, зверобой, тысячелистник, мать и мачеха, крапива, трава-мурава, лопух и т.д.)

 Правила сбора лекарственных трав.  Я дарю вам Памятку правил сбора и обработки лекарственных растений.

Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Правило первое: что собирать?

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих — стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики — в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, наволочками или мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвертое: где собирать?

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества — продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

Правило пятое: собирая, сохранять!

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания — дачные чердаки.

Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

2.4.  Короткие  сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)

 -Одуванчик лекарственный

 -Ромашка аптечная                                                                                                                                    -Подорожник большой                                                                                                                         -Чистотел большой                                                                                                                               -Тысячелистник обыкновенный.

2.4. Работа с тетрадью. Заполнение таблицы.

Лекарственные растения.

Какую часть используют        

Значение

Одуванчик лекарственный

Лист, корень

Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечат ожоги, выводит вредные вещества, лечат заболевания желудка

Ромашка аптечная

Цветы        

Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос;

Чистотел большой

Надземную часть        

Лечение кожи, туберкулёза

.Подорожник большой        

Листья        

Заживляет раны, помогает при ушибах

Лопух

Корни, листья

При болезни суставов, редикулитов

Внимание! Запомните, что все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача.

 

  1. Работа с учебником

 Давайте посмотрим,  какие правила сбора лекарственных растений нам предлагают в  учебнике на  стр. 164 «Памятка сборщику лекарственных растений» - и объясним  каждый пункт:

Ребята, скажите а как вы думаете, можно ли самим выращивать на огороде лекарственные растения?

-Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

-В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

 -Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

2.7.  Работа с учебником – стр. 165 «Ядовитые растения» - презентация. Знакомство с особенностями этих растений – опасны для человека – могут вызвать рвоту, головокружение, потерю сознания.

Ученики записывают в тетради:

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ!!!

- Рвать

 - Нюхать

 - Брать в рот

2.8.  Работа с индивидуальными карточками.

Учитель задаёт вопрос, ученики поднимают карточку с изображением того растения, о котором идёт речь.

  1. Настой из листьев этого растения используют для прижигания бородавок? (чистотел большой)
  2.  Какое  растение используют для остановки кровотечения (тысячелистник обыкновенный)
  3.  Если вас укусила пчела, или вы поранили ногу, лист какого растения вы используете? (подорожник большой)
  4. У вас болит горло, – какое растение вы будете использовать для полоскания рта? (ромашка аптечная).
  5.  Из листьев этого растения готовят салат (одуванчик лекарственный)
  6.  Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием (ромашка аптечная)

2.9. А сейчас  давайте разгадаем  загадки о  целебных свойств растений, которые растут у нас на огороде и в саду.

Загадки:

 Эти разные листочки

Лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке.

(ПЕТРУШКА)

 Этот плод – аптека наша,

Из него полезна каша,

Семечки – деликатес,

И глистам – противовес.

Диетическое блюдо –

От болезней всех, как чудо!

(ТЫКВА)

 Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы!

(ЛУК)

 В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров.

Давление понижает,

И кровь оздоровляет.

Салат от ожиренья

А сок от воспаленья.

(СВЁКЛА)

 Листья – будто кружева,

Украшенье для стола.

Повышают аппетит,

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления.

(УКРОП

III. Итог урока.

Я не степью хожу,

 Я хожу по аптеке,

 Разбираясь в ее

 Травяной картотеке.

 Беспредельная степь,

 Бесконечная степь,

 Ты, природой написанный,

 мудрый рецепт.

  Как вы понимаете эти строки поэта С. Кирсанова?

 Подводя итог всему выше сказанному, хочется, чтобы стало всем понятно насколько важны и ценны для нас, людей, растения. Растения – это не только эстетика, это еще и наше здоровье. Предки передали нам в наследство знания о многих лекарственных растениях, наша задача – не растерять эти знания, приумножить их и передать потомкам.

IV. Выставление оценок.

V. Д/З. Параграф 41. Продолжить заполнение таблицы – записать ещё три лекарственных растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ночь, улица, фонарь, аптека. А.Блок

Видеоклип на стихотворение А.Блока...

Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)

На уроке учащиеся 6-х классов знакомятся с некоторыми лекарственными растениями Подмосковья, способами их применения. Приобретают практические навыки и умения использования различных лекарственных рас...

Тест "Лекарственные растения. Зеленая аптека"

Тест разработан на основании содержания учебника "Природоведение" Пакуловой В.М. и др. Уровень сложности для пятиклассников - средний....

Презентация к уроку природоведения 5 класс "Лекарственные растения"

В презентации к уроку природоведения в 5 классе представлены лекарственные  растения,наиболее часто встречающиеся на территории России...

Конспект урока природоведения "Лекарственные растения".

Конспект урока по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида «Лекарственные растения». Данный материал будет полезен учителям природоведения, естествознания и окружающего мира. ...

проект "Живая аптека", тема "Лекарственная кладовая Северского района"

Проект выполнил воспитанник подготовительной группы совместно с родителями. Этот материал был подготовлен на краевой конкурс "Семейные экологические проекты"...

Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)

Пояснительная записка«Лесная аптека» (Лекарственные растения» )  – урок проходит в форме объяснительно-иллюстративной беседы-диалога с элементами обсуждения по ОБЖ 6 класса, включающий в себя пре...