Комнатные растения. Их значение в жизни человека.
методическая разработка по природоведению по теме

Гапченко Светлана Николаевна

Методическая разработка занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya-metodich_razrabotka.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Комнатные растения. Их значение в жизни человека.

Губкин - 2010 

Комнатные растения. Их значение в жизни человека.

 Пояснительная записка.

 На экологических занятиях дети знакомятся с многочисленным разнообразием растительного и животного мира. В уголке живой природы моего кабинета представлены различные виды аквариумных рыб, черепахи, лягушки. Но особое место занимают комнатные цветы. Мне кажется, что в такой обстановке дети с  легкостью могут ощутить себя частью природы. Для изучения комнатных растений по программе отводится несколько часов. Сегодня мне хотелось бы не только познакомить детей с различными видами комнатных растений, но и уточнить их значение в жизни человека. Возможно, что после занятия дети по-иному станут относиться к столь привычным обитателям подоконников своих квартир, смогут оценить красоту и назначение некоторых представителей флоры. Дети должны научиться распознавать декоративнолистные и декоративноцветущие растения, кактусы и суккуленты по характерным признакам. В процессе проведения занятия дети пополнят свой словарный запас новыми словами.

На занятии используется много наглядного материала, занятие построено таким образом, чтобы различные виды деятельности сменяли друг друга, обязательно включается физкультминутка.

Цель занятия:  уточнение, расширение и систематизация представлений детей о характерных признаках, особенностях и значении комнатных растений в жизни человека.

Задачи: 

  • уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях и значении комнатных растений в жизни человека;
  • развивать память, логическое мышление, сообразительность, познавательный интерес;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам, умение ценить и восхищаться красотой окружающей природы, формировать активную позицию в природоохранной деятельности.

Используемые методы:

  • словесный: объяснение педагога;
  • наглядный: использование рисунков, иллюстраций, демонстративного материала;
  • практический: работа с перфокартами.
  • Возраст обучающихся: 7-8 лет.

Оборудование и  оформление:

  1. комнатные растения;
  2. цветные карандаши и перфокарты;
  3. настойка каланхоэ и алоэ;
  4. паспорта комнатных растений;
  5. музыкальный центр, запись «Вальса цветов»  из балета

П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Методические советы на подготовительный период:

  1. заранее подобрать необходимые комнатные растения: декоративнолистные и декоративноцветущие, кактусы и суккуленты;
  2.  приготовить перфокарты и карандаши;
  3. Подготовить карточки для игры «Третий лишний»;
  4. приобрести настойки алоэ и каланхоэ в аптеке, бинт или лейкопластырь для повязки;
  5. провести паспартизацию комнатных растений;
  1. подготовить музыкальный центр, запись «Вальса цветов»  из балета

П.И. Чайковского «Щелкунчик».

План занятия:

1. Организационное начало занятия.

 2.Вступительная беседа.

3. Сообщение темы и целей занятия.

4. Введение в образовательный материал.

5.Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.  Игра  «Третий лишний».

 7. Объяснение нового материала. Значение комнатных растений в жизни человека.

8. Практическая работа. «Домашний доктор». 

9. Работа с перфокартами. Игра «Узнай цветок».

10. Итог занятия.

Содержание мероприятия:

I. Организационное начало занятия. 

(Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»).

Педагог: Здравствуйте, ребята.  Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения есть на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В бездонных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Арктике и Антарктиде они есть.

II. Вступительная беседа.

Педагог: - Неотъемлимой частью уголка живой природы являются комнатные растения.

- Почему эти растения называют комнатными? (Ответы детей.)

- Вам знакомы какие – либо комнатные растения из тех, что стоят на подоконнике? (Ответы детей.)

- Есть ли комнатные растения у вас дома? (Ответы детей.)

- Есть ли комнатные растения в вашем классе? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (Ответы детей.)

III. Сообщение темы и целей занятия.

Педагог: - Правильно. Сегодня мы будем говорить о комнатных растениях, о том, какую роль они играю в жизни людей.

IV. Введение в образовательный материал.

Педагог: - Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок- это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них. Посмотрите на них внимательно. Они такие разные, но каждый из них по – своему красив.

Педагог: - Некоторые растения находятся в стадии цветения. Это белопероне, пеларгония, узумбарская фиалка, спатифиллум, гиппеаструм, бегония, кала, пахистахис, гибискус (китайская роза).

(Называя растение, педагог показывает его детям). 

Их замечательные соцветия просто восхитительны! Они радуют глаз, вызывают восхищение, поднимают настроение. Такие растения еще называют декоративноцветущими.

Педагог: - А вот здесь в стороне находятся не менее восхитительные растения, они прекрасны из-за формы и пестрой окраски листьев. Обычно соцветия таких растений невзрачны, просты, но это и не столь важно. Они приковывают взгляд своим «нарядом». Это диффембахия, бегония, маранта, калатея, сингониум, сансевьера (щучий хвост),  различные фикусы.

(Называя растение, педагог показывает его детям). 

Их относят к декоративнолистным.

Педагог: - Посмотрите на это растение. 

(Называя растение, педагог показывает его детям).

-   Кого оно вам напоминает? На кого похоже?      ( На ежа).

-  Действительно, кактусы часто называют зелеными ежами. Кактусы бывают разными. Одни растут в пустыне, другие в тропических лесах. От этого и зависит их внешний вид и особенности содержания и ухода. Кактусы медленно растут, но очень красиво цветут. Неприхотливы. За это их любят цветоводы.

Педагог: - Посмотрите на эти растения. Их стволы, стебли, веточки и листья толстые, сочные, водянистые. Это красула (толстянка, денежное дерево), эониум древовидный, пеперомия.

(Называя растение, педагог показывает его детям).

 Такие растения относят к суккулентам. Эти растения запасают воду. Долго могут обходиться без полива.

V. Физкультминутка. 

Спал цветок и вдруг проснулся –

(Туловище вправо – влево)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед и назад)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться)

- Почему бабочку сравнивают с цветком? (Она такая же красивая, яркая, нежная, разноцветная.)

 VI. Закрепление изученного материала.  Игра  «Третий лишний».

(Дети рассматривают карточки с изображением различных растений,  находят одно лишнее и обосновывают свой ответ).

Пеларгония, кактус, астра. (Астра – цветок уличный).

Фикус, гибискус, береза. (Береза – дерево, растет на улице).

Бегония, калатея, кактус. (Кактус не декоративнолистный).

VII. Объяснение нового материала. Значение комнатных растений в жизни человека.

Педагог:   - Не стоит воспринимать домашние растения только как крохотный кусочек природы, щедро дарящий нам живую изначальную энергию, которая вносит гармонию в окружающий нас мир. Считается, что они могут помочь решить множество наших проблем.

В жилище человека растения меняют себя, приспосабливаются -  и приспосабливают к себе, по мере сил изменяя ситуацию в которой оказались. Известно, что многие растения способны вырабатывать в воздух фитонциды - специфические обеззараживающие вещества.  В помещении, где находятся цитрусовые, розмарин, мирт, хлорофитум, в воздухе  содержится значительно меньше микробов.

 Есть комнатные растения, которые способны делать воздух свежим и легким для вдыхания. Это хвойные бонсаи, которые формируют из кипариса и туи.

Желательно, чтобы в доме был хотя бы один куст герани. Это красивое растение дезинфицирует воздух. Эфирные масла, которые она выделяет, препятствуют развитию лёгочных заболеваний и улучшают обмен веществ. Издавна известно, что при головной боли нужно положить в ухо размятый листок герани, а при отитах его прикладывают к больному уху в виде компресса.

Наши далёкие предки считали, что герань способна изгонять из дома злых духов и прочую нечисть. Но лучше всего поддерживает человека роза. Она способна избавить от усталости и раздражения, накопившихся за день.

Педагог: - О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего и нежней  и краше,

Чем этот свиток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

                                                   С.Маршак.

Приобретая и принося в свой дом комнатные растения, стоит помнить о том, что растения становятся частью нашей жизни. Не случайно, что одни растения улучшают настроения людей, а другие, наоборот, угнетают. Лишь имея познания в области домашнего цветоводства, можно сохранить и даже укрепить наше здоровье.

VIII. Практическая работа. «Домашний доктор».

(Педагог показывает растения алоэ и каланхоэ.  На столе стоят настойки из сока этих растений, купленные в аптеке.)

Педагог: - Некоторые растения являются настоящими докторами.

- Сок алоэ и каланхоэ мы используем при лечении насморка. Каланхоэ еще называют «чихалкой», так как он замечательно прочищает нос и от него сильно чихаешь.

- Из сока алоэ делают различные настойки для лечения желудка, кашля, общеукрепляющие.

- Разрезанный лист алоэ прикладывают к гнойным ранкам для быстрого заживления. (Эту маленькую операцию педагог может показать на себе, на ассистенте. Может провести подготовленный ребенок).

IX. Работа с перфокартами. Игра «Узнай цветок».

(Детям раздаются перфокарты, карандаши.  Нужно закрасить кружок, соответствующий номеру правильного ответа. Педагог на своем столе выставляет соответствующие растения и читает задание).

1. Какой цветок в народе называют «щучий хвост»?

Калла – бегония – сансевьера.

2.Что лишнее?

Красула – эониум – калатея.

3. Какой цветок похож на ежика?

Фиалка – пеларгония – кактус.

4. Какое из растений лекарственное?

Фикус – алоэ – сингониум.

(Взаимопроверка, дети с соседом меняются перфокартами. Педагог читает вопрос, дети дают правильный ответ. Если ответ верен, ставим «+», неверен, ставим «-»).

X.  Итог занятия.

(Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»).

Педагог:  - Молодцы, ребята.  Вы очень хорошо работали. Запомнили много новых слов. Как ухаживать за комнатными растениями мы узнаем на следующем занятии.

Методические советы организаторам:

Данное занятие рекомендуется проводить в учебном кабинете. Лучше всего для этого подойдет кабинет экологии, чтобы дети чувствовали свою близость и принадлежность к природе. В учебный материал включаем те растения, которые есть в наличии в кабинете.

Методические советы на период ближайшего последействия:

Продолжить изучение темы «Комнатные растения». Провести практическую работу «Уход за комнатными растениями». Предложить подготовить устный рассказ о любимом домашнем комнатном растении. Предложить подготовить интересную историю или легенду о комнатном растении. Провести конкурс рисунков по данной теме.

Список литературы

  1. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.
  2. Жук Л.И. Каникулы без скуки. – Минск: Красико-Принт,2003. – 127 с.
  3. Крупичева И. Комнатное цветоводство. Иллюстрированная энциклопедия./ М.: Эксмо, 2004.- 400с.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в школе. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2000. – 288 с.
  5. Михайлова М.И. Детские праздники. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  6. Мишина И.В. Праздник вашего ребенка. – С.-Пб.: Педагогика, 1995. – 127 с.
  7. Суравегина И.Т. Как учить экологии. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.

Подготовила:  Подготовила:  Гапченко Светлана Николаевна, социальный педагог МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Губкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Растения в природе; их значение в жизни человека».

Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы 8 вида....

Значение растений в природе и жизни человека.

Данная презентация может использоваться на уроках биологии в 6, 7 классах, на внеклассных мероприятиях по предмету и в кружковой работе....

мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"

Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...

« Важнейшие сельскохозяйственные культурные растения Республики Татарстан. Их значение в жизни человека»

Методическая основа урокаТип урока – Изучение нового материала, с использованием компьютерной технологииФорма урока – урок-путешествие.Методы – беседа, рассказ, сообщения учащихся, д...

Значение растений в природе и жизни человека.

Презентация для урока биология в 5 (6 классе) по теме "Значение растений в природе и жизни человека"...

Значение растений в природе и жизни человека

В презентации представлен материал по биологии в 5 классе (ФГОС, учебник «Биология. Введение в биологию. 5» А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.; ДРОФА, 2016) на тему "Значение растений&qu...

Методическое пособие. Урок биологии 5 класс. « Значение растений в природе и жизни человека».

Урок разработала: Куликова И.В. ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт - Петербурга Предмет: биология.      ...