Программа "Друзья природы" ФГОС
календарно-тематическое планирование по природоведению на тему

Олюнина Татьяна Константиновна

Программа направлена на расширение знаний детей об окружающей  природе, на усвоение доступных в детском возрасте способов охраны природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napravlennost_programmy.doc48.5 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie_1_klass.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Природа и мы»

Направленность программы.

Программа направлена на расширение знаний детей об окружающей  природе, на усвоение доступных в детском возрасте способов охраны природы.

Актуальность. Педагогическая целесообразность.

       Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. В последние два десятилетия экологическому воспитанию и образованию уделяется очень большое внимание, и этому есть достаточно много объективных причин.

        С 2002 года действует «Федеральный  закон об охране окружающей среды», в котором отражена необходимость экологического  просвещения, всеобщего  комплексного экологического образования, в том числе и через систему образования. Федеральный государственный образовательный  стандарт начального и основного общего  образования также ставит задачи воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде,  освоения основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

В период начальной  школы у детей закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Содержание программы позволяет решать ряд задач:

Цель и задачи программы.

  • развитие у учащихся интереса к природе, расширение знаний о природе родного края;
  • формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • формировать представление о взаимосвязи природы и существования человека, о влиянии человека на природу;
  • воспитывать бережное отношение к растениям и животным;
  • формировать элементарные умения природоохранительной деятельности.

Отличительные особенности  программы

Программа разработана на основе авторских книг А.А. Плешакова «Зеленые страницы», «Великан на поляне», «От земли до неба». Содержание программы дополняет и расширяет представления учащихся об окружающей природе, которые они получают в ходе уроков,  позволяет на примере рассказов понять роль человека в охране и сбережении природных богатств.

Освоение необходимых знаний и умений младшими школьниками эффективнее происходит через непосредственное общение с природой, через деятельностный подход,  через игры, игровые ситуации, доступную практическую деятельность. Программный материал включает изучение,  природы города, района, и включает в себя экскурсии в зеленые зоны города, в краеведческий музей, на пришкольный участок, праздники, опыты, практические дела.

При  проведении занятий кружка активно используются сказки, стихи, интересные факты, сценки, загадки, фонетические зарядки на тему природы, презентации, видео материалы, аудиозаписи. 

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены подвижные игры, дидактические  игры, требующие передвижение по классу, музыкальные тематические физкультминутки.

Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Окружающий мир» и не требует от учащихся дополнительных знаний, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Программы направлено на воспитание интереса к природе родного края, на развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Программа «Мы и природа» входит во внеурочную деятельность по направлению  Духовно-нравственное развитие и воспитание.

   

 Сроки реализации программы:

Программа разработана для детей  8-9 лет со сложной структурой дефекта Обучение рассчитано на 1 год.

Формы и режим занятий.

Программа реализуется во второй половине дня, содержание рассчитано на 1 занятие в неделю.  Форма проведения занятий – кружковая.         продолжительность занятия 40 минут.

Формы проверки.

Методика «Забота о природе», Автор – А.А. Попова (начало учебного года).

Задание 1. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки проанализировать действия персонажей на каждом из них. необходимо обвести те рисунки, персонажи которых не наносят вред природе и могут быть названы друзьями природы.

Задание 2. Предлагается обвести те рисунки, на которых изображены действия, наносящие вред природе. Ответы обсуждаются, анализируются действия персонажей.

Методика «Забота о природе», автор – А.А. Попова (конец учебного года).

Задание 1. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки и обвести цветным карандашом те, на которых проиллюстрировано бережное отношение к природе.

Задание 2. Предлагается прочитать и идентифицировать действия, которые приносят вред природе и окружающей среде, Соединить нужные рисунки со словом «польза».

Ожидаемые результаты

Должны знать:

  • название нашей планеты, родной страны, столицы, родного края;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • основные правила поведения в окружающей среде.

Должны уметь:

  • различать части растений;
  • раскрывать особенности внешнего вида растений и животных;
  • уметь наблюдать за изменениями в живой и неживой природе.

Познавательные общеучебные действия:

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не- существенных признаков;
  • осуществлять сравнение, классификацию.

Коммуникативные УУД:

  • постановка вопросов;
  • умение формулировать вопросы и ответы наиболее понятно и полно;
  • разрешение конфликтов;

Регулятивные УУД:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка, коррекция.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.

Литература.

  1. Ванн Саан А. Веселые эксперименты для детей. биология / пер. О. Кныш.  – СПб.: Питер,2011. – 56 с.:ил.
  2. Дошкольное образование. № 10 2014
  3. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М. : Просвещение. 2012. – 79.с. – (Работаем по новым стандартам).
  4. Плешаков А.А.Великан на поляне, или первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учрежде / А.А.  Плешаков. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 160 с.: ил. – ( Зеленый дом).
  5. Плешаков А.А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. – 13 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 222 с. : ил. – (Зеленый дом).
  6. Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.: ил. – ( Зеленый дом).
  7. Презентация http://viki.rdf.ru/
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010.-128 с., ил. – (библиотека программы «ДЕТСТВО».)
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96с. – (Вместе с детьми)



Предварительный просмотр:

Программа «Природа и мы»

Тематическое планирование. Первый  год обучения.

№ П/П

Тема

Содержание

Методические материалы

Кол.

часов

Дата провед.

Проведено  факт.

1

Экскурсия «Цветы на нашей клумбе»

Повторить уже знакомые названия  цветов, растущих у школы. Познакомить с цветами:  циннии, георгины, астильба,  бархатцы, сальвия, хризантемы, повторить части цветка, условия, необходимые для роста и красивого цветения.  Воспитывать уважение к труду людей, создающих красоту вокруг нас, учить видеть красоту, воспитывать стремление участвовать в ее создании.

Плешаков А.А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. – 13 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 222 с. : ил. – (Зеленый дом).

С. 20-24

1

2

Экскурсия по школьному участку «Дары осени»

Пронаблюдать, какие овощи, фрукты, ягоды созрели в школьном саду и огороде. Какие цветы хорошо растут осенью. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, уважение к результатам труда.

1

3

Грибная пора.

Познакомить с распространенными  съедобными  и несъедобными грибами. Учить отличать их друг от друга. Рассказать детям, что  грибы растут рядом с определенными деревьями. Рассказать о пользе грибов (съедобных и несъедобных) для леса и для человека. Познакомить с  правилами  сбора грибов.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. плешаков, А.А. Румянцев. – 9-е изд.- М. : Просвещение, 2012. – 160с. : ил. – ( Зеленый дом). С.125.

1

4-5

Экскурсия «Зоны отдых в городе»

Познакомить с парами и скверами нашего города. Объяснить, для чего они, кем созданы. Выявить особенности парков и скверов: зеленые насаждения, устройство, сооружения, имена парков. сформулировать правила бережного содержания парков.

2

6

Экскурсия в парк имени Гагарина, города Киров

Познакомить с крупными парками города Кирова. закрепить знания о предназначении парков,  о правилах бережного содержания, выявить зоны: прогулочные аллеи, спортивные площадки, развлекательные площадки для детей, фонтаны, беседки, водные зоны отдыха в парке.

7

Методика «Я и  природа», автор Попова Т.А.

Исследовать знания учащихся о правилах поведения в природе и бережном отношении к окружающей среде.

Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М. : Просвещение. 2012. – 79.с. – (Работаем по новым стандартам).

1

8

Праздник урожая

Закрепить и обобщить знания об осенней природе, приметах, дарах осени.

9-10

Комнатные растения – польза и красота

Расширить знания детей о пользе комнатных цветов: вносят красоту, имеют лечебное действие, улавливают пыль, очищают воздух. Научить с помощью  атласа-определителя находить изображения, названия и краткое описание цветов, растущих в классе. Учить правильно ухаживать за комнатными растениями.

Плешаков А.А. атлас-определитель «От земли до неба»

Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя начальной школы). Стр. 37

Атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков. С. 22

2

11

Осенние ягоды.

Расширить знания детей о ягодах, созревающих осенью:  бруснике, калине, клюкве, рябине, боярышнике, шиповнике.  Где они растут, их отличительные признаки, их значение для здоровья людей.  

Презентация

Данные о ягодах с сайтов

1

12

Белый сказочный  дворец.

Уточнить знания детей об изменениях в природе зимой; повторить названия деревьев, зимующих птиц. Показать красоту зимней природы через музыку и зимние явления: иней, снегопад, морозные узоры.

Плешаков А.А.Великан на поляне, или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений//А.А. Плешаков. А.А. Румянцев. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2012.- 160с.:ил. – (Зеленый дом). С.91

Видеоклип «Зима» http://viki.rdf.ru/

1

13

Что такое иней?

Опыты «Как получить иней искусственно».

Познакомить, как в природе появляется иней на деревьях, какие становятся деревья, в какую погоду это возможно.

Познакомить с различными способами получить искусственный иней для украшения новогодних композиций.

http://www.stepandstep.ru/catalog/learn-as/145024/kak-sdelat-vetochki-v-inee.html

1

14

Экскурсия в зимний парк

Повторить изменения природы зимой. Учить наблюдать за природой в зимнее время, рассмотреть веточки деревьев, кустов, повторить, что помогает березе перезимовать. Пронаблюдать, какие птицы есть в парке, что делает человек для того, чтобы помочь им перезимовать.

1

15

Культура общения с зимним лесом

Объяснить, как необдуманное потребительское отношение к лесу может навредить природе; помочь сформулировать правила поведения в зимнем лесу; закреплять знания о пользе природы для человека.

Плешаков А.А.Великан на поляне, или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений//А.А. Плешаков. А.А. Румянцев. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2012.- 160с.:ил. – (Зеленый дом).

1

16-17

Январь в объективе фотоаппарата – Прогулка. Оформление фотоколлажа

Повторить приметы января, закреплять умение составлять рассказ о зимней погоде, о своих впечатлениях о прогулке по предложенному плану и сделанных фотографиях зимней природы во время прогулки.

2

18

Птицы зимой

Повторить знания о том, какие птицы остаются зимовать, какие прилетают на зимовье в наши края; с какими трудностями встречаются птицы в зимние холода, как человек может помочь им.

Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.: ил. – ( Зеленый дом).

1

19

Экскурсия в музей «Заповедные места города Советска»

Раскрыть понятие «заповедные места». Познакомить с памятниками природы города Советска. Воспитывать гордость за красоту своего края, бережное отношение к природе.

1

20

О тех, кто спит зимой.

Совершенствовать знания детей о животных, которые зимой впадают в спячку. Познакомить с правилами охраны этих животных.

 Плешаков А.А.Великан на поляне, или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений//А.А. Плешаков. А.А. Румянцев. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2012.- 160с.:ил. – (Зеленый дом). С.87

Презентация «Животные зимой» http://viki.rdf.ru/

1

21

Экскурсия «В гости к сосне»

Расширить знания детей о хвойном дереве – сосне. Повторить названия частей сосны: ствол, корни, ветви, листья, шишки, семена. Повторить, что нужно для роста деревьев. Познакомить, с какими растениями, животными, птицами «дружит» сосна.

Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя начальной школы). Стр. 82

1

22

Изготовление кормушек из бросового материала.

Повторить зимующих и перелетных птиц, особенности их  зимования. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление им помочь.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс, Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина, О.И. Дмитриева стр.187

1

23

Выход в музей «Птицы родного края»

Познакомить с птицами, которые  проживают в нашем районе и области, закреплять знания о хищных птицах.

1

24

Праздник птиц

Познакомить со значением праздника  птиц, повторить правила охраны птиц, повторить знания о птицах нашего края, о пользе, которую они приносят природе и человеку.

1

25

Праздник «День рождения подснежника»

Познакомить детей с праздником – Днем подснежника, который отмечается во многих странах 19 апреля.

Познакомить с легендой его появления, отличием от других цветов.  Воспитывать бережное отношение к цветам.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/3065/

http://www.restbee.ru/guides/razvliechieniia-i-prazdniki/5-liubopytnykh-faktov-ko-dniu-podsniezhnika.html

1

26

Обучающая игровая программа «22 апреля - день рождения земли»

Познакомить с праздником – Днем рождения земли, когда и кем он был принят, для чего. Что провозглашает этот праздник. повторить правила бережного отношения к Земле, к природе.

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://kenozero.ru/ekoprosveshchenie/

1

27

Выход в музей «Животные нашего края»

Повторить животных Советского района, отметить их отличительные особенности : место проживания, питание, принадлежность к травоядным и хищникам, польза для природы.

1

28

Звериные норы и птичьи гнезда

Расширить знания детей о деятельности животных и птиц весной, познакомить с правилами бережного отношения к гнездам птиц, норам животных, воспитывать  бережное отношение к природе.

Плешаков А.А.Великан на поляне, или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений//А.А. Плешаков. А.А. Румянцев. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2012.- 160с.:ил. – (Зеленый дом). С.84

1

29

Откуда берется и куда девается мусор?

Формировать представления об источниках бытового мусора, способах его утилизации, убедить в необходимости соблюдать чистоту в доме и на улице.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс, Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина, О.И. Дмитриева стр.200

1

30

Экскурсия в городской парк «Откуда появляются новые деревья?»

Формировать знания детей о том, что деревья растут их семян, которые распространяются ветром, животными и птицами, а также высаживаются людьми.  Пронаблюдать молодую поросль деревьев, определить, какие из них посажены человеком.

Сказка «Дубок» С. Прокофьева.

1

31

Посадка растений на школьном дворе.

Научить высаживать цветы и декоративные растения на школьном участке. формировать знания о необходимых условиях для произрастания этих растений. учить за ними ухаживать.

1

32

Удивительные пчелы

Познакомить детей с жизнью пчел, пользой, которую они приносят для человека. Воспитывать бережное отношение к пчелам

Плешаков А.А.Великан на поляне, или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений//А.А. Плешаков. А.А. Румянцев. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2012.- 160с.:ил. – (Зеленый дом). С.34

33

Методика «Забота о природе», автор Попова Т.А.

Исследовать знания учащихся о правилах поведения в природе и бережном отношении к окружающей среде.

Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М. : Просвещение. 2012. – 79.с. – (Работаем по новым стандартам).

34

Подарки от липки

Повторить особенности липы: цвет коры, форма листа, где произрастает, семена, цветение. расширить знания детей о пользе этого дерева для природы и человека.

Viki.ru

35

Итоговое занятие

В игровой форме проанализировать, чем занимались в течение года дети в кружке, наградить самых активных.