разработка по биологии 5 класс
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Гатауллина Юлия Тагировна

разработка урока можно использовать на уроке биологии или природоведения 5 класс по теме "Зеленая аптека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zelyonaya_apteka.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по природоведению.

Тема: Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека.»

Задачи: 1) Воспитать самостоятельность, готовность к труду, уважение к

                    одноклассникам и учителю  .

               2) Развить интерес к изучению предмета, активизировать память  

                    , логическое мышление.

          3) Раскрыть значение растений в жизни человека.

             Расширить знания о лекарственных растениях.

        Сформировать навыки по сбору лекарственных растений.

       Воспитывать бережное отношение школьников к

собственному  здоровью.

Оборудование:  Гербарий «дикорастущие растения»,препарать на основе растительного сырья, проектор, мультимедийная доска, ПК, програмное обеспечение, презентация.

Методы урока:фронтальный опрос, беседа , демонстрация, объяснение , элементы игры, самостоятельная работа учащихся.

Структура урока:

 1.организационный момент

2. Фронтальный опрос, повторение.

3. Эпиграф  и цель урока, запись темы.

4. Обьяснение нового материала

5. Закрепление

6. Итоги урока. Рефлексия.

7. Записываем домашнее задание


План-конспект  урока

1.Организационный момент

2. Фронтальный опрос, повторение.

  • -чем растения отличаются от других живых организмов?
  • Какие органы имеют цветковые растения?
  • Какие части цветка называют главными? Почему?
  • Назовите части цветка.

3. Эпиграф

 «Зелёная аптека».

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

4. Запись темы и постановка цели урока:

Тема урока:
Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека»

Цели урока:

  • Раскрыть значение растений в жизни человека.
  •  Расширить знания о лекарственных растениях.
  • сформировать навыки по сбору лекарственных растений.
  •  воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

5. Обьяснение нового материала

1этап

  • Какие растения называют цветковыми? Нецветковыми? Приведите примеры.
  • На какие группы делят растения по отношению к свету?
  •  Какие растения называют Культурными? Дикорастущими?  Приведите примеры.
  • Где можно встретить дикорастущие растения? (Слайд№7)

                Дикорастущие растения можно встретить повсюду. ода, ветер, животные и человек  занесли их семена в самые разнообразные  места обитания: степи, пустыни, луга, леса. Обитая в определённых условиях среды они приспособились к ним.

(слайд№8) Н-Р ЛЕС. Растения распределены ЯРУСАМИ. Таким образом, что всем хватает света и они не мешают друг другу.

(слайд№9) НА ЛУГУ: совсем другие растения, здесь скапливаются много воды, поэтому земля покрыта сочными травянистыми растениями.

2этап

        Человек научился пользоваться растениями.

«От нас Природа тайн своих не прячет,
но учит быть внимательнее к ней»
(Н. Рыленков)

«Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке, Разбираясь в её 

  Травяной картотеке» 

        (С.Кирсанов)

(слайд№10)  Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. « Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И  действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто».

3этап

       Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тыс. до н. э. в Египте..

          На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Они   для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.  (слайд№11)  При царе Иване Грозном  были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. (слайд№12)  Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. (слайд№13)  По приказу Петра I такие "аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

Сегодня человечеству известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. 

4этап

  • Лекарственные растения  — группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. (слайд№14) 

Тайна сборщика лекарственных растений(слайд№15) 

(слайд№16)  Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Правило первое: что собирать?

       Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих — стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики — в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, наволочками или мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвертое: где собирать?

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества — продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

Правило пятое: собирая, сохранять!

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания — дачные чердаки.

Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

5этап

(слайд№17)  Короткие  сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)

Лекарственные растения

Какую часть используют

Назначение

Внимание!

Запомните, что все лекарства «зеленой аптеки»

 применяют только по назначению врача.

6этап

Работа с учебником

 Давайте посмотрим,  какие правила сбора лекарственных растений нам предлагают в  учебнике на  стр. 164 «Памятка сборщику лекарственных растений» - и объясним  каждый пункт:

Ребята, скажите а как вы думаете, можно ли самим выращивать на огороде лекарственные растения?

-Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

-В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

 -Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

  Работа с учебником – стр. 165 «Ядовитые растения» - презентация. Знакомство с особенностями этих растений – опасны для человека – могут вызвать рвоту, головокружение, потерю сознания.

Ученики записывают в тетради: (слайд№18) 

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ!!!

- Рвать

 - Нюхать

 - Брать в рот

7этап

А сейчас  давайте разгадаем  загадки о  целебных свойств растений, которые растут у нас на огороде и в саду. (слайд№18) 

Загадки:

 Эти разные листочки

Лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке.

(ПЕТРУШКА)

 Этот плод – аптека наша,

Из него полезна каша,

Семечки – деликатес,

И глистам – противовес.

Диетическое блюдо –

От болезней всех, как чудо!

(ТЫКВА)

 Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы!

(ЛУК)

 В бордовых корнеплодах

Лекарство от запоров.

Давление понижает,

И кровь оздоровляет.

Салат от ожиренья

А сок от воспаленья.

(СВЁКЛА)

 Листья – будто кружева,

Украшенье для стола.

Повышают аппетит,

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления.

(УКРОП)

6. Итог урока. (слайд№18) 

Я не степью хожу,

 Я хожу по аптеке,

 Разбираясь в ее

 Травяной картотеке.

 Беспредельная степь,

 Бесконечная степь,

 Ты, природой написанный,

 мудрый рецепт.

  А) Как вы понимаете эти строки поэта С. Кирсанова?

 Подводя итог всему выше сказанному, хочется, чтобы стало всем понятно насколько важны и ценны для нас, людей, растения. Растения – это не только эстетика, это еще и наше здоровье. Предки передали нам в наследство знания о многих лекарственных растениях, наша задача – не растерять эти знания, приумножить их и передать потомкам.

 Б) Выставление оценок.

7. запись домашнего задания. (слайд№18) 

  • Изучить § 39;
  • Ответить  на вопросы 2-4    на      странице 167;
  • Продолжить заполнение таблицы о лекарственных растениях (3-4растения)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Селекция растений"

Углубление знаний учащихся о селекции растений, формирование у них знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культур...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...