Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету "Природоведение", 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс)

Шабанова Наталья Сергеевна

 Учебный предмет входит в предметную область «Естествознание», изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Адаптированная рабочая программа по природоведению ориентирована для 5 класса со сроком реализации на один учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_uo_prirodovedenie_5_klass.docx454.5 КБ

Предварительный просмотр:

Scan-201117-0002

Пояснительная записка

         Адаптированная рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1599от 19.12.2014 г «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) протокол  от 22 декабря 2015г №4/15;
  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.06.2015 г. №26;
  • Авторская рабочая программа к УМК Т.М.Лифанова.  Природоведение. Методические рекомендации. 5 класс. -М.: Просвещение, 2017г.;
  • Адаптированная основная образовательная программа КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Календарный учебный график КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

     

Цели и задачи

          Изучение учебного предмета направлено на достижение следующих целей:

 обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими на элементарном уровне комплекса знаний.

          Основными задачами  являются:

-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

-демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

-формирование специальных и общеучебных умений;

-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

-воспитание социально значимых качеств личности;

-формирование представлений о многообразии растительного и животного мира России;

-формирование представлений о культурном наследии страны (города России).

                             Описание места учебного предмета в учебном плане

        Учебный предмет входит в предметную область «Естествознание», изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Адаптированная рабочая программа по природоведению ориентирована для 5 класса со сроком реализации на один учебный год.

 Рабочая программа учитывает особенности работы с умственной отсталостью и отражает основные направления модернизации современного образования:

- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности обучающихся, социальному заказу;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции обучающихся на образцах доступных литературных жанров;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности обучающихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;

- обеспечивает развитие контекстной и письменной речи;

- учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями.

        В соответствии с учебным планом на изучение природоведение в 5 классах отводится 1 час в неделю, в год 35 часов на каждый класс: 35 учебных недель.

                 Индивидуальные особенности детей с умственной отсталостью

      Умственная отсталость – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний.  У ребенка даже самые простые вопросы вызывают затруднения, отсутствуют рассуждения по теме, нет собственных высказываний. При многократном повторении возможно выполнение действия по шаблону, по выученному трафарету. Наблюдается нарушение объема и темпа восприятия;  недостаточная дифференцировка; установление отношений между частями предмета; выделение  существенных признаков и дифференциации их от несущественных; нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия; недоразвито словесно-логическое мышление; сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.

Особенности развития у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;

довольно хорошая механическая память;

конкретно-наглядные методы постижения информации;

приобретение определенных трудовых навыков;

устойчивое психологическое нарушение стремления к познавательной активности;

низкий уровень обучаемости;

стремление к подражанию, копированию действий;

отсутствие самостоятельности, наивность и внушаемость;

зависимость от ситуации или обстоятельств;

постепенный прогресс умственного развития;

неумением выделять главное и отсекать ненужное;

невозможностью проведения классификации и обобщения;

примитивностью размышлений.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Результаты освоения обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.  

Личностные результаты: Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

К личностные результатам освоения программы относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты.

      Адаптированная рабочая программа по учебному предмету определяется двумя уровнями овладения предметными результатами: минимальным и достаточным.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижений не является препятствием к продолжению образования.

Минимальный уровень овладения предметными результатами:

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень овладения предметными результатами:

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

-выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Обучающимися основной школы будут достигнуты следующие предметные результаты:

                                                                        5 класс

 Обучающиеся должны знать:
· Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
· Расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека.
· Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
· Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью. Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.
· Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
Обучающиеся должны уметь:
· Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.
· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
· Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.
· Соблюдать правила поведения в природе

Система оценки достижений планируемых достижений.

Реализация требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью к результатам освоения АООП невозможна без учета индивидуальных и типологических особенностей детей и их возможностей в усвоении программного материала.

Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы:- выделение и осознание, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение слушать и вступать в диалог; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Критерии системы оценивания

Принципы оценивания обучающихся с умственной отсталостью: дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся; объективность оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений.

Оценке подлежат личностные и предметные результаты обучающихся:

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями. Для полноты оценки личностных результатов учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной):

 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика.  Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений).  Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов отражается в незначительных по объему усвоенными знаниями и умениями, овладении обучающимися социальным опытом.

Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;

-полнота ответа:

-умение практически применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

 «Отлично» -понимание материала, с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ;  за работу без ошибок, но допускаются исправления самим обучающимся.

«Хорошо» -при ответе допускаются неточности, ошибки в речи, ошибки исправляет только с помощью учителя; за работу с 1-2ошибками.

«Удовлетворительно» -материал излагается недостаточно полно и последовательно, допускается ряд ошибок в речи, ошибки исправляет при постоянной помощи учителя; за работу с 3-5 ошибками.

«Неудовлетворительно» -незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя; за работу с 6-8 ошибками.

При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

                                           2.Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Раздел 2. Вселенная

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Входная контрольная работа.

Раздел 3. Наш дом — Земля

Планета Земля. Форма Земли. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва. Описание полезных ископаемых. Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. Свойства воды. Вода в природе.  Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды, сезонные изменения.  Моря и океаны. Использование и охрана воды.

Раздел 4. Растительный мир Земли.

Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Лиственные растения. Хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Травы. Декоративные растения.  Лекарственные растения. Комнатные растения. Охрана растений.

Раздел 5. Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира.  Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний вид. Место и значение в природе. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные рыбы. Земноводные. Лягушки, жабы.  Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки. Охрана птиц. Птицы своего края. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов. Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, овцы, свиньи. Домашние птицы: куры, утки, индюки. Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские свинки. Хомяки. Черепахи. Кошки Собаки. Правила ухода и содержания.  Охрана животных. Заповедники и заказники.

Раздел 6. Человек.

Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровый образ жизни человека (гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены.  Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена.  Органы чувств. Значение органов чувств.  Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.  Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена.  Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Оказание первой доврачебной помощи.

Раздел 7. Есть на Земле страна Россия.

Россия ― Родина моя. Место  Население и народы России.  Москва - столица России. Санкт-Петербург.  Города России. Растительный мир России. Животный мир России.  Охрана природы. Заповедники и заказники.

Контрольная работа за год.

      Содержание учебного раздела: основные виды учебной деятельности.

     Развитие, воспитание и обучение умственно отсталых осуществляется различными средствами, одно из них – знакомство с природой. Для обучающимися с интеллектуальными нарушениями природа является источником различной информации и эмоциональных впечатлений.

Тема раздела

Виды учебной деятельности обучающихся

Введение.

Объяснять значение понятия «природоведение».

Различать живую и неживую природу на примерах.

Приводить примеры предметов и явлений неживой природы.

Вселенная

Называть небесные тела, названия планет, звезд (Солнце). Приводить примеры исследований космоса.

Наш дом – Земля

Описывать особенности строения планеты, оболочки планеты. Приводить примеры значения воздуха, воды, почвы для живых организмов. Характеризует и сравнивает основные среды обитания, а также называет виды растений и животных, населяющих их.

Растительный мир Земли

Приводить примеры культурных растений: декоративные, лекарственные, комнатные. Приводить примеры дикорастущих растений: лиственные, хвойные.. Описывать части растений, формы растений (деревья, кустарники, травы).  Объяснять необходимость сохранения природы, растений.

Животный мир Земли

Объяснять взаимосвязь живых организмов со средой обитания. Приводить примеры животных, по группам: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Описывать значение животных рядом с человеком. Объяснять необходимость сохранения природы, животных.

Человек

Описывать строение организма человека, работу органов.

Объяснять значение правильной осанки, здорового питания. Называть и использовать правила личной гигиены.

Описывать значение дыхания. Называть органы дыхания.

Есть на Земле страна Россия

Называть крупные города России, их культурное наследие.

Описывать растительный и животный мир России.

Объяснять значение заповедников, заказников в рамках сохранения живой природы.

Коррекционные возможности предмета.

        Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения природоведения

основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Процесс обучения  имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся недостатков и опирается на субъективный опыт, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном  уровне.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:  развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция

монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие понятийного аппарата.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекционная работа.

Коррекционно-развивающие задачи по природоведению:

Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках природоведения.

Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Коррекционная направленность обучения осуществляется за счет использования коррекционно-развивающих упражнений, игр, увеличение количества тренировочных упражнений, преподавания материала небольшими дозами с постепенным его усложнением за счет использования занимательных форм, увеличения количества иллюстрируемого материала.

Принципы коррекционно-развивающего обучения:

-Принцип динамичности восприятия реализуется следующими методами на уроках природоведения  через использования заданий с нарастающей степенью трудности; включение в урок заданий, предполагающий различный динамический характер; разнообразные типы структуры уроков для смены видов деятельности.

-Принцип продуктивной обработки информации, основаны на следующих методах: задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированную поэтапную помощь педагога; перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

-Принцип развития и коррекции высших психических функций заключается во включении в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; задания с опорой на

несколько анализаторов.

-Мотивация к учению  определяет уровень к усвоению программного материала, а также к постановке законченных инструкций; включение в урок современных реалий; создание условий для достижения, а не для получения оценки; проблемные задания, познавательные вопросы.

Основные направления коррекционной работы:

-Коррегировать артикуляционный аппарат.

-Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

-Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

-Развивать речь, владение техникой речи.

-Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

-Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

-Развивать познавательные процессы.

-Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках

Основные формы организации учебного предмета.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающимся, развития и саморазвития личности.

Обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей;   применение здоровьесберегающих технологий и элементов личностно-ориентированного и коррекционно-развивающего обучения.

В основе освоения программы находятся следующие принципы обучения и воспитания обучающимся, среди которых основополагающие являются: принцип наглядности;  принцип

активности;  принцип доступности; принцип научности преподаваемого материала;  принцип проблемности; принцип творческой активности; принцип мотивационного характера.

Педагогическая поддержка в образовательном процессе в работе с особенностями

развития здоровья, обращена на организацию к способностям ребенка, на внутренние процессы, проявляемые в действии – на умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;  на познавательную возможность и интересы; на формирование элементарных представлений об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

Принципы педагогической поддержки: все трудности преодолеваются нравственными средствами; творческая самореализация ребенка.

Приемы педагогической поддержки: невербальной поддержки; вербальной поддержки ученика;  

«Перифраза», близкое к оригиналу, краткое повторение; «Редакция»,  на основе нескольких фраз, делается обобщение; прием проговаривание через создание благоприятной эмоциональной атмосферы в процессе общения.

Основные принципы педагогической поддержки: согласие ребенка на помощь и поддержку;

опора на силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.

Формирование учебного поведения:  

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

Отбор содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов (С.Г.Шевченко).

-Усиление практической направленности изучения материала.

- Выделение существенных признаков в изучаемых явлениях.

-  Опора на жизненный опыт ребенка.

- Ориентирование на внутренние связи, в содержании изучаемого материала, как в рамках одного предмета, так и между предметами.

- Необходимость в достаточности определения объема изучаемого материала.

- Введение в содержание учебных программ коррекционного раздела.  

Наиболее эффективные способы работы с детьми нарушениями познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью ряда высших психических функций.  Способы исследования нового. Применение  дидактической игры на уроках. Применение опорных схем, образцов, словесных инструкций, кратких записей, рисунков, задач,  алгоритмических решений.

Учебные приемы, которые используются и применяются на уроках:

Ответы на вопросы с использованием содержания текста;

Заполнение таблиц, схем, воспроизводящих текст учебника, чтение таблиц, схем; группировка понятий, терминов.

Пересказ текста, рассказ. Составление словаря на основе определения понятий по учебнику. Составление плана, постановка вопросов по тексту, обоснование утверждений.

Составление таблиц с целью обобщения понятий, выявление связей между ними. Комментирование текста, составление рассказа по опорному конспекту.

Оздоровительно-просветительская работа проходит вовремя урока. Планомерная работа способна судить о степени интереса к предмету,  по характеру воспроизведения и восприятия учебного материала. Развитие личности делают память избирательной и направленной, активная и мыслительная работа обеспечивает усвоение и запоминание фактов и явлений, что ведет к пониманию предмета, и приобщению к здоровому образу жизни.

Главное – создание у ребенка социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.

В процессе организации урока для детей с умственной отсталостью необходимо избегать напряжения психоэмоционального фона, с небольшими перерывами для зрительной разгрузки. Обращать внимание на состояние ребенка,  особенности его поведения на уроке и ответы, не создавая стрессовых ситуаций, стимулировать его отношение к действиям, а не заставлять их выполнять.

На уроке необходимо организовать игровые моменты,  для повышения мотивации к обучению и формированию познавательных потребностей. Вовлечение на уроке элементов подражательности,  с постепенным усложнением самостоятельных действий и к полному набору алгоритмических операций, то есть переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях. Постоянно сравнивать успехи ребенка координировать его переход из «зоны актуального развития в зону ближайшего развития» для успешной коррекции и развития высших психических функций и успешной адаптации в школьном социуме.

При планировании и разработки уроков используется чаще всего типология уроков по дидактическим целям:

-уроки изучения нового материала (сообщение новых сведений). Структура урока такого типа: организационный момент; актуализация знаний (если у учащихся нет опорных знаний, то этот этап может отсутствовать); изложение нового материала; закрепление изученного материала; итог урока.

-закрепительно-обобщающие уроки (обобщение и закрепление знаний, умений и навыков). Структура: организационный момент; проверка домашнего задания; закрепление и обобщение изученного материала (на данном этапе можно применить следующие виды работ: дидактические игры, просмотр видеофильма, работу с картой, чтение  фрагментов художественных или научно-популярных произведений по теме, выполнение заданий в тетради на печатной основе и т. п. Обобщающие уроки также могут проводиться в виде викторин или игр-соревнований); итог урока.

-контрольно-проверочные (контрольно-учетные) уроки. Цель – выявить и оценить знания обучающихся с интеллектуальными нарушениями по природоведению. Контрольно-учетные уроки объединяются с уроками обобщения и закрепления. Структура такого типа урока: организационный момент; проверка знаний учащихся: фронтальный устный опрос, выполнение заданий в рабочей тетради на печатной основе, заполнение перфокарт, простейшие тесты, коллективная работа с сигнальным кругом, подписи элементов рисунка (органы растения, внутренние органы человека), разгадывание небольшого кроссворда, составление целого объекта из разрезных картинок и другие виды работ; оценки, комментарии оценок; итог урока.

-комбинированные уроки.  Структура: Вводная часть урока (Организационный момент. Проверка готовности к уроку);  Психологический настрой на урок;  Уточнение времени года, месяца, состояния погоды. Заполнение календаря природы. Основная часть.  Проверка домашнего задания. Объяснение новой темы. Закрепление нового материала. Заключительная часть урока. Домашнее задание.  Оценки и их комментарии. Итог урока.

Занятия проводятся в классно-урочной форме. Исходя из уровня подготовки класса, используются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного и индивидуального подхода и личностно – ориентированного образования.

Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично поисковый):  словесные - рассказ, объяснение, беседа; наглядные - наблюдение,

демонстрация; практические – упражнения; изложения новых знаний;  повторения, закрепления знаний;  применения знаний, методы контроля.

Виды контроля знаний:

- Входной контроль осуществляется в начале учебного года в форме письменной контрольной работы по материалам предыдущего года.

-Текущий контроль осуществляется с помощью устного и письменного индивидуального опроса.

-Промежуточный контроль осуществляется по завершению изучения учебного материала.

                                                          Учебно-тематический план

5 класс

Раздел.

Количест-

во часов

(в разделе)

          В том числе

Практичес-

кие рабо-

ты

Лабора

торные работы

Конт-роль-

ные работы

1.

Введение.

1

-

-

-

2.

Вселенная.

2

-

-

1

3.

Наш дом – Земля.

7

-

-

-

4.

Растительный мир Земли.

6

-

-

-

5.

Животный мир Земли.

6

-

-

6.

Человек.

4

-

-

-

7.

Есть на Земле страна – Россия.

9

-

-

1

Всего:

35

-

-

2

                                 

       

                                 Тематическое планирование по природоведению, 5 класс

урока

Раздел программы / тема урока

Количество часов

Раздел 1. Введение.

1

1.

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу.

1

Раздел 2. Вселенная.

2

2.

Входная контрольная работа.

1

3.

Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследования космоса.

1

Раздел 3.  Наш дом - Земля.

7

4.

Планета Земля.

1

5.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.

1

6.

Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.  Горы.

1

7

Почва.

1

8.

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

1

9.

Свойства воды. Вода в природе. Воды суши. Сезонные изменения.

1

10.

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

1

Раздел 4. Растительный мир Земли.

6

11.

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений.

1

12

Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Части растений.

1

13.

Деревья лиственные. Деревья хвойные. Кустарники.

1

14.

Травы. Декоративные растения. Места произрастания.

1

15.

Лекарственные растения. Комнатные растения.

1

16.

Охрана растений.

1

Раздел 5. Животный мир Земли.

6

17.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

18.

Понятие животные.

1

19.

Насекомые. Рыбы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

1

20.

Птицы. Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

1

21.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки.

1

22.

Охрана животных. Заповедники.

1

Раздел 6. Человек.

4

23.

Как устроен наш организм. Строение. Как работает наш организм.

1

24.

Здоровье человека. Осанка. Гигиена органов чувств.

1

25.

Здоровое питание. Вред курения. Правила гигиены.

1

26.

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи.

1

Раздел 7. Есть на Земле страна - Россия.

9

27.

Россия – Родина моя.

1

28.

Население и народы России.

1

29.

Москва - столица России.

1

30.

Города России. Многообразие городов.

1

31.

Растительный мир России.

1

32.

Животный мир России.

1

33

Контрольная работа за год.

1

34.

 Охрана природы. Заповедники. Заказники.

1

   35.

Наш город (село, деревня).

1

Итого за год проведено: 35 часов;

Из них:

-контрольных работ – 2ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету История

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)по предмету  7 класс...

Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...

Рабочая программа по двигательному развитию (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, редакция 2021 года)

Рабочая программа «Двигательное развитие» разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9б класса с умеренной, тяжелой умственной о...

Статья «Реализация адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187109","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Рожина Е.Ю.Белова Т.Ю. Реализация адаптированных общеобразовательныхпрогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по биологии, 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) по биологии, 7 класс...

Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптиров...