Конспект урока по природоведению "Кузнечики, муравьи, пчелы"
презентация к уроку по природоведению (6 класс)

Мягкова Юлия Юрьевна

Тема урока: «Кузнечики, муравьи, пчелы».

 

Цель урока: знакомство с классом беспозвоночных животных – насекомыми.

 

Задачи урока:

Личностные: сформировать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и об их образе жизни.

Регулятивные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.

Коммуникативные: воспитывать интерес к учебе; способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе; прививать правильное понимание и отношение к объектам и явлениям живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_harakteristika_nasekomyh.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс.

Природоведение.

Тема урока: «Кузнечики, муравьи, пчелы».

Цель урока: знакомство с классом беспозвоночных животных – насекомыми.

Задачи урока:

Личностные: сформировать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и об их образе жизни.

Регулятивные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.

Коммуникативные: воспитывать интерес к учебе; способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе; прививать правильное понимание и отношение к объектам и явлениям живой и неживой природы. 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование: иллюстрации, насекомые из коллекций,  рабочие тетради.

 Ход урока.

1.Организационный момент:

Запустим кораблик бумажный,

Пускай он плывёт далеко.

Урок у нас сегодня важный,        

Добыть ведь знания нелегко!

2.Проверка домашнего задания по теме «Бабочки, стрекозы, жуки».

Беседа по вопросам:

  1. Расскажите, чем питаются бабочки?
  2. Какую пользу приносят бабочки?
  3. Какие насекомые откладывают яйца в водоемах?
  4. Почему стрекозу называют хищником?
  5. Что помогает стрекозе охотится на других насекомых?
  6. Почему жуков называют вредителями сельского хозяйства?
  7. Расскажите, какие жуки обитают в нашей стране?

3. Актуализация знаний

Назовите одним словом: кузнечик, муравей, пчела.

- Кто из вас знает, почему их называют насекомыми?

Сегодня мы вспомним, кто такие насекомые, какие есть отличительные признаки у насекомых, а также узнаем, как разнообразен мир насекомых.

3.Изучение нового материала:

Прошу учеников назвать нескольких представителей класса насекомых.

По каким признакам вы их узнаёте?

Рассказ учителя:

Кузнечик – это членистоногое насекомое из отряда прямокрылых. Самая отличительная особенность этого насекомого – это очень сильные и прыгучие ноги, с помощью которых он передвигается на дальние расстояния. Кстати, передние ноги они используют для ходьбы, а задние — для прыжков. Различают около 7000 тысяч видов кузнечиков. Это очень выносливые насекомые, которые обитают почти по всей территории нашей земли.

Муравьи́ — семейство насекомых из надсемейства муравьиных, отряда перепончатокрылых. Являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. Усики коленчатые, у самок и рабочих особей 11—12-члениковые, у самцов 12—13-члениковые, у ряда видов 4-, 6- или 10-члениковые. Основной членик усика (скапус) обычно намного длиннее всех остальных. Задний отдел груди (эпинотум) представляет собой первый сегмент брюшка, слившийся с заднегрудью. Собственно брюшко присоединяется к эпинотуму стебельком, образованным первым или вторым сегментами. У муравьёв некоторых подсемейств (мирмициныпонерины и других) имеется развитое жало. Крылья с редуцированным жилкованием[1].

Муравьи живут семьями в гнёздах, называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц и т. п. Существуют паразитические виды, которые обитают в гнёздах других муравьёв, муравьи-«рабовладельцы», содержащие в своих гнёздах «рабов» — муравьёв других видов. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей, другие могут считаться вредителями.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми. Есть также виды, питающиеся семенами (муравьи-жнецы) и культивируемыми грибами (муравьи-листорезы).

Мы сегодня познакомимся поближе с пчелой медоносной – представителем

        Медоносные пчелы живут семьями. Домашние медоносные пчелы живут в ульях, дикие поселяются, в дуплах деревьев. В каждом улье живет от 40 до 70 тысяч пчел. Не все пчелы в улье одинаковы. Как по строению, так и по жизненным функциям различают три формы особей в семье пчел. В каждом улье имеется одна матка, несколько сотен самцов – трутней – и до 40 – 70 тысяч (иногда больше) рабочих пчёл.

         Матка крупнее рабочей пчелы и трутня и имеет более длинное брюшко. Это самка с развитыми органами размножения. Ее роль в семье состоит в откладывании яиц.

         Трутни меньше матки, но крупнее рабочих пчел. Их большие глаза сходятся на темени.

         Рабочие пчелы составляют основное население улья. Это самки с недоразвитыми органами размножения. Рабочая пчела выполняет различные функции, связанные с уходом за личинками, охраной улья, постройкой сотов и заготовкой корма для всей семьи.

         На зиму в улье остается матка и 10 – 15 тысяч рабочих пчел. Трутней, пчелы осенью выгоняют из улья.

        А что еще знаете о пчелах? Давайте поиграем. Я буду быстро задавать вопросы. А вы поищете в своей памяти на них ответы. Только слушайте внимательно, дважды вопросы не повторяются.

Вопросы:

 – Кто видел этих животных в природе?

Что собирает пчела на лугах, в садах? (пыльца)

Какое значение в жизни растений имеют пчелы? (опыление)

Кто испытывал на себе действие пчелиного яда?

Пчела жалит или кусает?

Поднимите руку, кто не пробовал основной продукт пчеловодства?

Как называется этот продукт?

4.Физкультминутка.

5.Закрепление:

1.Работа с учебником.

Чтение текста учебника, стр. 62-65, ответы на вопросы:

  • Опишите внешний вид кузнечика.
  • Как кузнечики используют крылья?
  • Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми?

        2. Работа с рабочими тетрадями:

Выполнить задание,5,6,7 на стр.70-71.

       3.Работа с  тетрадями:

Диктант. Слон, грач, пчела, окунь, блоха, гадюка, муха, тигр, комар, бабочка. Подчеркнуть насекомых, доказать, что подчёркнутые животные относятся к насекомым.

      4.Обобщение.

6.Итог урока:

7. Домашнее задание: стр. 62-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7 классе "Пчелы и муравьи - общественные насекомые"

Данная презентация поможет в проведении урока по насекомым: пчелам и муравьям....

урок в 7 классе Пчелы и муравьи - общественные насекомые"

Данная презентация поможет в проведении урока по насекомым: пчелам и муравьям....

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

конспект урока с презентацией "Пчелы - общественные насекомые?"

Конспект урока по биологии с элементами технологии критического мышления....

Тема: « Пчелы и муравьи – общественные насекомые».

Урок был проведён в рамках семинара по ФГОС "Профессиональный стандарт учителя"...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...