ЕГЭ
методическая разработка по психологии (11 класс) по теме

Трудности  и стратегии поддержки старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege.pptx601.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников Составил педагог-психолог Пшеничная Ирина Павловна

Слайд 2

Экзамен – в переводе с латинского означает «испытание». Экзамен – тягостное переживание, несчастье. (С.И.Ожегов «Толковый словарь») Экзамен – источник стресса, как любое переживание, несчастье. Стоит ли противиться этому или все-таки бросить вызов, то есть идти по пути снятия экзаменационных стрессов?

Слайд 3

Три группы трудностей ЕГЭ Когнитивные трудности. Личностные трудности. Процессуальные трудности.

Слайд 4

Когнитивные трудности Трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ.

Слайд 5

В чем заключаются трудности? Работа с тестовыми заданиями, выделять существенные стороны в каждом вопросе; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста

Слайд 6

Чем может помочь психолог? Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность выполнения ЕГЭ. Это преимущественно хорошая переключаемость и оперативная память. Тесты требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую.

Слайд 7

Для преодоления когнитивных трудностей используются задания двух типов Психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость в целом (таблицы Шульте и др.) Игры и задания, основанные на материале школьных предметов. 21 6 13 17 11 5 2 20 23 16 4 7 18 12 25 10 14 1 9 19 8 22 15 3 24

Слайд 8

Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.

Слайд 9

В чем заключаются эти трудности? Отсутствие полной и четкой информации о процедуре единого государственного экзамена. Дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ. Выпускники лишены эмоциональной поддержки.

Слайд 10

Повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Следствие личностных трудностей

Слайд 11

Чем может помочь психолог? Предоставить информацию о том, что такое ЕГЭ, уделив внимание его позитивным сторонам. Выяснение тех убеждений, которые существуют у детей по поводу ЕГЭ («мозговой штурм» или дискуссия).

Слайд 12

Процессуальные трудности Связаны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может быть причиной значительных трудностей на экзамене.

Слайд 13

В чем заключаются эти трудности? Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности, связанные с критерием оценки. Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Слайд 14

Чем может помочь психолог? Проигрывание процедуры ЕГЭ. Выработки индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника.

Слайд 15

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдачи ЕГЭ Проблема Прием Обезвоживание организма, следствие снижения скорости нервных процессов Вода – пить до и во время экзаменов.

Слайд 16

Проблема Прием Нарушение гармоничной работы левого и правого полушария Физическое упражнение «Перекрестный шаг», имитация ходьбы на месте или смотреть на изображение до 1мин. Х

Слайд 17

Проблема Прием Кислородное голодание, усиливающее влияние стресса Энергетическое зевание, 3 – 5 зевков

Слайд 18

Приемы совладания с экзаменационной тревожностью Приспособление к окружающей среде. Переименование. Разговор с самим собой. Систематическая десенситизация.

Слайд 19

Программа занятий по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ с элементами психологического тренинга Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышения их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Слайд 20

Задачи: Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам, обучение приемам активного запоминания.

Слайд 21

Используемые методы: Дискуссии Мини-лекции Тренинговые упражнения.

Слайд 23

Тематическое планирование № Тема занятия Продолжительность занятий астр. час. 1 Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов. 1,5 2 Приемы волевой мобилизации 1,5 3 Приемы релаксации и снятия напряжения. 1,5 Итого 4,5

Слайд 24

Полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учиться бороться, но уменьшить его можно.