Главные вкладки

    Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "
    методическая разработка по психологии на тему

    Сергеева Ольга Павловна

     

    В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет особенно полезен начинающим педагогам-психологам, тьюторам,  работающим с детьми данной категории.

    Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

     Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

     На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи. 

    В данной публикации даны подробные рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ начальных классов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon staty.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

    Публикация на тему:        

    « Психолого-педагогическое сопровождение

    детей с ограниченными возможностями здоровья  начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

    Выход:

    Сергеева, О.П. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» /О.П. Сергеева// Актуальные проблемы преподавания  гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин в школе, в вузе; материалы научно-практ. конференции Вып.8/ Сост. А.Ю. Околелов; науч. ред. П.А. Гончаров. – Мичуринск: МГПИ, 2011-С.124-128.

    Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

     Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

     На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи.

    Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.). 

     Согласно «Словарю русско го языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

     Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание  системы психолого-педагоги ческих условий, способствующих успеш ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

    Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

     Основными сферами  деятельности  педагога-психолога в системе ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:

    – психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
    – психологическое сопровождение педагогического коллектива;
    – психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

    Остановлюсь  подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения обучающихся младших классов с ОВЗ.

    По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ города Мичуринска обследуются на городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),  которая ежегодно проходит на базе специальной (коррекционной школы).  Специалистами городской ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития. Здесь, на ПМПК,  и происходит  первое знакомство педагога-психолога со вновь поступающими обучающимися в начальные классы коррекционной школы.

    На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК ставят диагноз и  рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку  обучаться дальше. Отмечу, что в специальной (коррекционной) школе   дети  обучаются по программе VIII вида с основным диагнозом: умственная отсталость и рядом сопутствующих диагнозов.

    Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

     Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический про цесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

    1. систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психи ческого развития в процессе обучения;
    2. создание социально-психологических условий для лично сти каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образова тельный компонент);
    3. создание специальных социально-психологических усло вий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образователь ного компонента).

    К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся:

    - диагностическая деятельность;

    -  консультативная деятельность;

    - коррекционно-развивающая работа;

    -  экспертная работа;

    - организационно-методическая деятельность;

    - просветительская работа;

    - психопрофилактика.

      Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

    1. определение наиболее адекватных путей и средств разви вающе-коррекционной работы с ребёнком;
    2. прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче ния на основе выявленных особенностей развития;
    3. реализация собственно психологической развивающе-кор рекционной работы на протяжении всего образовательного про цесса.

                   Психологическое сопровождение детей на приёме и адаптации:

    1. создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;
    1. выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
    1. диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
    2. определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
    3. разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
    4. создание специальных педагогических и социально-психо логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

    Направления работы педагога-психолога в  начальной школе:

    1. выявляю детей, нуждающихся в специализированной помощи;
    1.     выявляю в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
    2.    реализую психологическую развивающе-коррекционную помощь детям, испытываю щим трудности адаптации, поведения и др.;
    3.    контролирую динамику психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
    4.    провожу дифференциальную диагностику учащихся с ре комендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения VIII вида;
    5. участвую в  ПМПк по сопровождению учащихся с лично стными и поведенческими проблемами;
    6. составляю индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционные программы по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
    7. взаимодействую с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, де фектологами, социальным педагогом по сопровождению обуча ющихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, уча стие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
    8. знакомлю специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ре бёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
    9. провожу диагностику учащихся по выявлению взаимоотношений в се мье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;
    10. осуществляю работу с родителями  (лицами их заменяющими) по диагно стике психологического климата в семье, взаимоотношению родите лей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное разви тие детей;
    11. консультирую  родителей по их запросам;
    12. осуществляю просветительскую  работу по вопросам психофизиологиче ских особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индиви дуальной психолого-медико-педагогической программе сопровож дения;
    13. провожу диагностику готовности к обучению в среднем звене школы,
    14. осуществляю прогноз социальной дезадаптации.

    Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:

    1. выявляю  уровень психологической готовности четверо классников к обучению в среднем звене школы;
    2. способствую созданию психологических условий для формирования соци ально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

    Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.

    При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу  подробно изучаю  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

    В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения сопровождаю процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

    В 1-4 классах  проводятся уроки здоровья (1 раз в неделю), программой которых в I семестре предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».

    Далее отслеживаю мониторинг здоровья всех обучающихся и на семинарах по ЗОТ довожу результаты обследования до каждого педагога школы. В течение нескольких лет  являюсь руководителем постоянно действующего семинара, работающего по проблеме:  «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения», где педагогический коллектив обучается использованию современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе и каждый может поделиться своими наработками и находками в этом направлении.

       Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

       Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

     В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

    Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

      С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.

      Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

    Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико-социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами ПМПк была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

     Практическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы   находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

    Литература:

    1. Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
    2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005
    3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
    4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

    Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

    Анализ работы ШПО классных руководителей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

    Анализируется воспитательная работа классных руководителей за прошедший 2010-2011 учебный год, ставятся новые задачи....

    Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

    Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....

    Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

    Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

    Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

                 В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

    ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

    Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....

    В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

    Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...